Катерина билокур жаль что не вышивка

Как картины неграмотной советской художницы-самоучки поразили Пикассо

Я уже несколько раз писал об украинских представительницах наивного искусства. И не устаю поражаться каких же все-таки удивительных народных самородков давала эта пропитанная фольклором плодородная земля!

Сегодня познакомлю вас с еще одной невероятной женщиной, мастером декоративной живописи и художницей-самоучкой Екатериной Билокур .

Катя родилась в 1900 году в селе Богдановка, которое сейчас относится к Киевской области. Ее родители были достаточно зажиточными для того времени, но на Катерине решили сэкономить – ее не стали отдавать в школу, чтобы не тратиться на одежду и обувь.

Девочка любила рисовать с самого детства, но родители не одобряли этого увлечения и Катя занималась им тайком от всех. Несколько раз отец находил ее картины и сжигал их в печи.

Почти всю свою жизнь Екатерина Билокур отстаивала свое право заниматься живописью – можно только по хорошему позавидовать этому невероятному упорству и стремлению к достижению своей цели!

Всю жизнь художница стремилась получить образование

В возрасте 22-х лет девушка отправилась в Миргород поступать в художественное училище. Там ее талант оценили, но в учебе отказали – у нее не было документа об окончании школы. Ей пришлось идти пешком домой, а дорога была не близкой – около 250 километров!

Можно только представить о чем все это время думала Катря, но жажда к рисованию у нее только усилилась. Может быть она любовалась полевыми цветами, которые так часто встречаются на ее картинах?

Читайте также:  Картины для детей алмазная вышивка

Еще через 6 лет Катерина узнала о наборе в Киевский театральный институт и попробовала свои силы там. Но и здесь ей отказали, все по той же причине. Личная жизнь у Екатерины Билокур не складывалась и она, совсем отчаявшись, решила покинуть этот мир. Но попытка эта оказалась неудачной – ее спасли. И лишь тогда отец разрешил своей уже взрослой дочери открыто заниматься живописью.

Прославилась благодаря песне по радио

В 1940 году ее жизнь резко изменилась. Совершенно случайно Екатерина услышала по радио песню украинской народной певицы Оксаны Петрусенко “Чи я в лузi не калина була” .

Песня так понравилась художнице-самоучке, что она решила написать письмо певице и вложила в него рисунок калины. Певица была поражена этим изображением и тут же направила в Богдановку своих друзей, которые разбирались в искусстве.

Уже через несколько месяцев в Полтаве прошла выставка художницы Екатерины Билокур , которая вызвала настоящий фурор. Затем ее пригласили в Москву, где она посетила Третьяковскую галерею, в которой впервые в жизни увидела картины художников с мировым именем.

Картины Екатерины Билокур поразили Пикассо

Только представьте – художница-самоучка, которая не имела не только художественного, но даже среднего образования, была принята сначала в Союз художников Украины, а потом получила звание Народного художника УССР!

А на выставке в Париже ее картины увидел сам Пабло Пикассо , который был поражен ими и сказал невероятную фразу:

«Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!»

Но эти картины поразили не только известного художника – при транспортировке назад в СССР они были похищены и до сих пор не найдены.

Свои шедевры художница Екатерина Билокур рисовала масляными красками, при этом она сама делала кисти из конского волоса. Всю жизнь она прожила в родном селе Богдановка, никогда не выходила замуж и не имела детей – всю себя посвятив искусству.

Екатерина Белокур

Катерина Білокур

Екатерина Белокур

Катерина Білокур

  • Дата рождения: 25 ноября 1900 г. ; Bogdanivka, Poltava Oblast, Ukraine
  • Дата смерти: 10 июня 1961 г. ; Yagotyn, Kyiv Oblast, Ukraine
  • Национальность:украинка
  • Направление:Наивное Искусство (Примитивизм)
  • Жанр:цветочный натюрморт
  • Сфера:живопись
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Белокур,_Екатерина_Васильевна

Заказать
репродукцию

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 24 ноября (7 декабря) 1900 — 10 июня 1961) — украинская советская художница, мастер народной декоративной живописи, представительница «наивного искусства».

Родилась 24 ноября (7 декабря) 1900 года. Отец, Василий Иосифович Билокур, был состоятельным человеком, имел 2,5 десятин пахотной земли, держал скот. Кроме Екатерины в семье было два сына — Григорий и Павел. В возрасте 6-7 лет Екатерина научилась читать. На семейном совете было решено не отдавать девушку в школу, чтобы сэкономить на одежде и обуви. Рисовать начала с ранних лет, однако родители не одобряли это занятие и запрещали им заниматься. Екатерина продолжала рисовать тайком от родных, используя для этого полотно и уголь. Рисовала декорации для драмкружка, созданного соседом и родственником Белокуров — Никитой Тонконогом. Позже Екатерина также играла на сцене этого театра.

В 1922—1923 годах Екатерина узнала о Миргородском техникуме художественной керамики. Она отправилась в Миргород, имея при себе два рисунка: копия с какой-то картины и набросок дедовского дома с натуры, выполненных уже не на полотне, а на специально для этого приобретенной бумаге. В техникум Екатерину не приняли из-за отсутствия документа об окончании семилетки, и она вернулась домой пешком.

Желание рисовать её не покидало и со временем она начала посещать драматический кружок, организованный супругами учителей Калита. Родители согласились на участие дочери в спектаклях, но при условии, что драмкружок не будет мешать работе по хозяйству. В 1928 году Белокур узнала о наборе в Киевский театральный техникум и решила попробовать свои силы. Но ситуация повторилась: ей снова отказали по той же причине. Осенью 1934 года она совершила попытку утопиться в реке Чумгак, в результате чего застудила ноги. После попытки суицида отец с проклятиями согласился на занятия дочери рисованием.

Весной 1940 года Екатерина услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко. Песня настолько поразила Белокур, что она написала певице письмо, вложив в него рисунок калины на куске полотна. Рисунок поразил певицу, и она, посоветовавшись с друзьями — Василием Касияном и Павлом Тычиной — обратилась в Центр народного творчества. Вскоре в Полтаву поступило распоряжение — съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами.

Богдановку посетил Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Несколько картин Белокур он показал в Полтаве художнику Матвею Донцову. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества открылась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановка, которая в то время состояла лишь из 11 картин. Выставка имела огромный успех и художницу премировали поездкой в Москву. В сопровождении Владимира Хитько она посетила Третьяковскую галерею и Пушкинский музей.

В 1944 году Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, который приобрел у Белокур ряд картин. Именно благодаря ему Музей украинского народного декоративного искусства имеет лучшую коллекцию работ Белокур.

В 1949 году Екатерина Билокур становится членом Союза художников Украины. В 1951 году она была награждена орденом «Знак Почёта» и получила звание Заслуженного деятеля искусств УССР. В 1956 году Белокур получила звание Народного художника УССР. В дальнейшие годы произведения Екатерины Белокур регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и других городах. Три картины Билокур — «Царь-Колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Здесь их увидел Пабло Пикассо, отозвавшийся о Белокур так: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Великие украинцы: Екатерина Билокур

Серия публикаций «Великие украинцы» продолжается.

Екатерина Васильевна Билокур родилась 7 декабря 1900 года в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне это Яготинский район Киевской области) в бедной селянской семье. Сама научилась писать и читать. «На этом мое начальное, среднее и высшее образование закончилось», — вспоминала позже Екатерина Билокур.
В детстве рисованием не занималась, об искусстве узнала уже в отрочестве из книг. Первые попытки рисовать делала угольком на куске домашнего полотна. Из-за бедности семьи не смогла поступить в какое-либо учебное заведение. Поэтому днем работала в поле и на огороде, а вечером, управившись по хозяйству, до ночи рисовала. Сама изготавливала кисти из щетины, краски делала из калины, свеклы, лука, бузины и различных трав. Иногда удавалось доставать и масляные краски. Рисовала преимущественно цветы, иногда и портреты.
В 20-х годах дважды хотела поступить в художественно-керамический техникум в Миргороде и в Киевский театральный техникум, но у неё не было документов об окончании семилетки. Из раннего периода творчества сохранились портрет сестры Оли Билокур (1928) и колхозницы Татьяны Бахмач (1932). Позже рисует преимущественно цветы, учится компоновать, сочетать цвета в единую гармоничную целостность.
Во второй половине 30-х годов Екатерина Билокур овладевает техникой живописи. Одновременно с рисованием руководит драматическим кружком в сельском клубе, сама выступает на сцене. Первые значительные работы этого периода — «Цветы», «Портрет племянниц», «Березка» (1934), «Цветы за плетнем» (1935).

Благодаря содействию выдающейся украинской певицы Оксаны Петрусенко, которой Билокур написала письмо, ее произведениями заинтересовались работники Полтавского дома народного творчества. В 1940 году картины Билокур выставлены сначала в Полтаве, а затем на республиканской выставке в городе Киеве. В 1941 году с огромным успехом состоялась персональная выставка ее произведений в Полтаве. Большинство её произведений военного периода потеряно в Москве.
После освобождения села от фашистов Билокур создает одни из лучших своих произведений — «Буйная»,

«Декоративные цветы» (1945),

«Привет урожаю» (1946) и знаменитое полотно «Царь колос» (1949).

В 1949 году её принимают в Союз художников Украины, а в 1951 — награждают орденом Знак Уважения и присваивают звание Заслуженного деятеля искусств Украины. 50-е годы стали для Билокур наиболее плодотворным периодом творчества. Ей помогает Союз художников Украины, она участвует во многих выставках, в Богдановку приезжают представители украинской культуры. Билокур встречается и переписывается с Павлом Тычиной, Николаем Бажаном, Василием Касияном, Антоном Середой, Матвеем Донцовым, Степаном Таранушенко, Степаном Кириченко. Но после смерти отца на ее плечи легло хозяйство и уход за престарелой матерью, что отнимало много сил и здоровья.
В 1954 году в Париже на международной выставке демонстрируются ее картины «Царь колос», «Березка» и «Колхозное поле», которые высоко оценил Пабло Пикассо. Когда всемирно известный маэстро увидел картины Билокур, говорят, он долго стоял возле них, как загипнотизированный, а потом назвал ее гениальной и добавил: «Если бы у нас была такого уровня художница, мы заставили бы мир заговорить о ней».

В 1956 году Екатерине Билокур присвоено звание народной художницы Украины. Она создает замечательные картины «Пионы», «Букет цветов»,

«Цветы и овощи» (1959), «Натюрморт» (1960).

В последние годы жизни она тяжело болела, сказывались неустроенность в личной жизни, тяготы сельского быта, болезнь матери. Умерла художница 9 июня 1961 года. А в 1977 году в селе Богдановка открыт мемориальный музей Екатерины Билокур, на территории которого установлен памятник.
Творчество художницы из села Богдановка относится к лучшим достижениям украинской культуры ХХ века, она стала предметом изучения и исследования искусствоведов. В Яготинском исторически-краеведческом музее развернуто две экспозиции с ее живописным и графическим наследием, а в Государственном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве есть большой «билокуровский» зал, в котором собраны лучшие ее творения. Композитор Леся Дичко в 1983 году создала балет «Екатерина Билокур», поставлен одноименный телеспектакль (1980), документальный фильм «Волшебный мир Билокур» (1986) и художественный двухсерийный фильм «Буйная» (1989).

Вот еще работы Е.Билокур. Любуемся и вдохновляемся.

femart

Женское творчество

Откроем дверь в мир, созданный женщинами

Прекрасные цветы и печаль Катерины Билокур

В 1957 году в Париже проходила выставка украинского народного искусства : ковроделие , художественная роспись , живопись . Среды посетителей работы украинских мастеров заинтересованно осматривал и Пабло Пикассо , сопровождаемый художником Николаем Глущенко . Особое внимание всемирно известного художника привл екли три полотна. Он долго стоял возле них , как загипнотизированный , а затем воскликнул : » Если бы у нас была художница такого уровня мастерства , мы заставили бы заговорить о ней весь мир !» На картинах , которые так захватили Пикассо , — жили , пели и переплетались в волшебном танцы цветы .

Екатерина Билокур родилась в селе Богдановка Пирятинского повиту Полтавской губернии (теперь это Яготинский район Киевской области) . Когда именно — до конца не выяснено . Сама художница называла и 23 и 24 ноября , и 1900 , и 1901 год. Официальной датой ее рождения было в конце концов признано 25 ноября ( 7 декабря) 1900 . Это было логичным, ведь 25 ноября — день Святой великомученицы Екатерины . Белокуры могло не бедными крестьянами , держали скот , имели дом, покрытый железом , а главное — землю . Отец художницы , Василий Иосифович , обладал двумя с половиной десятинами , дед был , очевидно , еще богаче . Кроме Екатерины , в семье было еще два сына — Григорий и Павел . Примерно в 6-7 лет Екатерина научилась читать. Отец и дед сначала помогали ей в этом , но были удивлены собственными успехами девочки. На семейном совете было решено — в школу Катю не отдавать , так как читать она и так умеет , а экономия одежды и особенно обуви — огромная .

Рисовать Катя начала уже подростком . Бывало украдет у матери белого полотна , возьмет уголек и начинает выводить и дома , и мельницы , и деревья , и цветы . Учителя Иван и Нина Калиты поселились в Богдановке в 1924 году. Иван Григорьевич , родом из мелких дворян , в рисунках 24-летней девушки сразу же заметил незаурядные способности . Он показал ей репродукции картин Третьяковской галереи , познакомил с произведениями Шевченко — литературными и живописными . И словно кто-то сглазил девушку , так засело ей в голове великое слово — художник !

Родителей все больше беспокоили дочкины чудачество : на гуляния не ходит , одевается в черное, рисует на стенах . И чего только о ней не говорят! К сожалению , чаще плохого , злого . Сельской девушке следовало бы ухаживать за огородом и скотиной , шить , прясть , вышивать , в конце концов , выйти замуж и родить детей. Мать жаловалась : » У людей дочери в таком возрасте уже замужем , а наша ( не в доме вспоминать !) чертей рисует ! «

На чернобровую красавицу Катерину заглядывался не один парень . Был молодой человек, который сватался почти десять лет . Впрочем , в селе никто не мог освободить девушку от работы на земле , от хлопот по хозяйству . Позже в письмах Екатерина Васильевна вспоминала , как всю ночь копала огород , а днем , когда нужно было пасти козу , брала мольберт и шла далеко в поле .

Лишь случайно Екатерина узнала , что масляными красками можно писать не на картонках , а на холсте. Но необработанное полотно вбирало все краски и рисунок исчезал . Художница настойчиво работала далее — предыдущий слой служил ей почвой для нового рисунка . Только потом кто-то подсказал , как правильно грунтовать холст и разводить краски . Ранее она разводила их некачественной олифой , и цвет — терялся . Иногда полотна не хватало — и Катерина сшивала кусочки .

Собственноручно изготовленными , толщиной в несколько волосинок кисточками из кошачьей шерсти Катерина тщательно проделывала каждую деталь картины . Екатерина была убеждена , что настоящий художник должен уметь рисовать людей. И стала приглашать односельчан — чтобы позировали . Получалось похоже , и портреты нравились крестьянам .

Цветы Катерина писала живые , с натуры , нередко сочетая на одном полотне весенние , летние и осенние . Цветов не срывала , а редкий цветок ходила рисовать только через тридцать километров . Много лет живописец Матвей Донцов приравняет натюрморты Билокур к тонкому и высокому искусству голландцев — » этих ультрареалистов , с картин которых летят пчелы , падает роса и тычинки на цветках выделяют пыльцу » .

Время от времени заходит речь о «профессиональной » и « непрофессиональной » живописи. Как ни странно , но работы Катерины Билокур выглядят именно « профессиональными » , то есть такими , как у людей с сильной академической школой — ее рисунки , натюрморты , пейзажи . Это говорит о большом в рожденном таланте , настолько огромном , чтобы учиться только у самой матери -природа , без посредников.

С технической стороны детализованость поражает . Так скрупулезно прописаны листочки , стебельки, лепестки. Краски использовались очень экономно — это видно по тончайшим слоям на поверхности цветного грунта . Видно , что Билокур — непрофессиональный художник . У нее не академический подход к перспективе и отображению планов, все на плоскости — как на старых иконах . И вот именно эта призрачность , декоративность в сочетании с сверхреалистичнистю и неистовой внутренней сосредоточенностью автора рвет шаблон и заставляет вибрировать нервы .

В 1922 или 1923 Екатерина Билокур (по одной версии — в календаре , по другой — в журнале » Советское село ») прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики . Слово » керамика » оказалось для нее незнакомым , а вот слово » художественный » было понятно . Если техникум » художественный » , то в нем не иначе как обучают художников ! Впервые покинув Богдановку , Екатерина Билокур отправляется в Миргород . Ее багаж состоял из двух рисунков : » копия с какой-то картинки » и набросок дедовской дома с натуры , — выполненных уже не на полотне , а на специально купленной для этого случая бумаге . Рисунки должны были свидетельствовать , что у девушки действительно есть талант , достаточный для поступления в техникум . Но разговор в Миргородском техникуме началсся и закончился , в сущности , одним вопросом — есть ли документ об окончании семилетки ? Такого документа у Белокур не было , и на ее рисунки даже не посмотрели.

Разочарование было тяжким . Девушка делает отчаянную попытку — перебрасывает свои рисунки через забор в сад техникума: вдруг » студенты» поднимут , оценят, и крикнут , предложат остаться ? Катерина долго оглядывалась и все не верила , что ее так и не позвали . Потрясенная , она идет домой из Миргорода пешком .

Послевоенная биография художницы выглядит вполне благополучной, выставки, признание, а на самом деле, проблемы и одниночество. Мысль о переезде в Киев возникала у Катерины Билокур неоднократно, но так и осталась мечтой . Возможность постоянного общения с друзьями , музеи , концерты — все это было так прекрасно ! Захватывали и повседневные удобства городской жизни , например, электричество или газовая плита — сельский быт всегда казался Катерине проклятием . Однако , за исключением поездок в Киев и Полтаву по делам выставок и двухмесячного отдыха в Доме творчества художников на хуторе Шевченковском в 1955 году , она не покидала Богдановки.

В последние годы жизни на плечи уже немолодой и очень нездоровой женщины лег еще и груз семейных проблем. После смерти матери она продолжала рисовать цветы в нетопленной хате. Катерина Билокур с горечью писала о том, что ее подруг согревают и берегут их дети и внуки, а одиноких старух, таких, как она, никто не любит. В другом письме Катерина напишет, что цветы нельзя срывать, они как судьбы — их надо рисовать.

Оцените статью