Кайтагская вышивка техника мастер класс

«Кайтагская» вышивка

Эта самобытная вышивка стала мировым открытием четверть века назад, но до сих пор остается мало исследованной.

Искусство кайтагской вышивки настолько старо, что уже забылось время и место его появления. По преданиям, первые работы мастерицы создали в XVI веке. Вплоть до начала ХХ века ремесло активно развивалось в семьях даргинского и аварского народов Среднего и Южного Дагестана.

В орнаментах кайтагских вышивок прослеживается история Дагестана с древних времен. Видны архаичные солярные знаки, многоколенные свастики и кресты. Часто встречаются родовые фамильные знаки «тамга» и изображения тотемов: оленя и барана. Было верование, что душа умершего обретает образ зверя, соответствующего его качествам при жизни.

В XVII веке торговый люд завозил в Дагестан турецкие ткани, чьи узоры стали прообразом для многих вышивок. В поздних работах заметен стиль карабахских ковров и русских росписей.

Узор придумывался в процессе шитья. Предварительно мастерица наносила легкими стежками лишь очертания. Для экономии дорогого привозного шелка вышивали особой гладью вприкреп по настилу некрученого шелка. Старались использовать даже остатки ценной нити ради пары стежков, а для прикрепа брали хлопковую.

Всего используют 16 различных швов. Из-за трудности работы создание одного полотна занимало до полугода.

Использование натуральных красителей позволяло добиться плавных переходов от цвета к цвету. На одной вышивке может быть до 5 оттенков одного цвета. В каждой местности использовали свои ингредиенты для приготовления красителей. Для окраски в синий кипятили местный камень ахсинаг, для черного и красного цветов – коренья и стебли горных трав. Желтые и коричневые оттенки получали из зеленой кожуры грецкого ореха. Хорошим закрепителем цвета считалась коровья моча.

Читайте также:  Легкие узоры для вышивки крестиком для начинающих

Кайтагские вышивки передавались по наследству по мужской линии. Они сопровождали все значимые события в жизни человека – рождение, свадьба и смерть. В 1996 году исследователь застал традицию укрывания люльки младенца покрывалом вышивкой внутрь для защиты от нечистой силы во время сна. Полотна, использовавшиеся на свадьбах и похоронах, не применяли в быту, сохраняя до следующих праздников и погребений.

Кайтагская вышивка

Любительское объединение «Талисман» создано на базе центра традиционной культуры народов России «Кайтаги», которым руководит бывший библиотекарь Зубайдат Гасанова.

— У каждого человека есть заветная мечта, и если ее удается претворить в жизнь, это счастье, — говорит Зубайдат Иманшапиевна. — Работая в библиотеке, я собрала огромный материал по истории и народной культуре кайтагов. Это малая народность, которая не имеет своей письменности и занесена в Красную книгу России как исчезающая.

Кайтаг расположен на юге Дагестана и знаменит на весь мир самобытным народным искусством — кайтагской вышивкой. Ее волшебные узоры покорили Францию, Англию и многие другие страны мира. Наиболее яркие экземпляры находятся в частных коллекциях в Лондоне, Риме, Милане, Нью-Йорке, Стамбуле и в музеях различных городов мира. В Дагестане около 15 различных техник вышивки, но именно работы кайтагцев считают национальным достоянием.

— Кайтагская вышивка — один из самых древних видов женского рукоделия, — не без гордости рассказывает моя собеседница. — Это вышитые шелком панно размером приблизительно 100х50, 120х60 сантиметров. Она выполнялась натуральным шелком на домотканой хлопчатобумажной ткани. Основа могла быть красной, зеленой, синей или же использовалось полотно натурального цвета.

Вышивали мастерицы односторонней гладью в прикреп — уникальной техникой, которая долго оставалась практически утерянной и не используется больше нигде на Кавказе. Исследователи насчитали 16 разнообразных швов и стежков, что свидетельствует о высочайшем мастерстве вышивальщиц. Эта работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех до шести месяцев.

Чтобы возродить древнее ремесло, библиотекарь и придумала сначала проект «Шедевр народного искусства — кайтагская вышивка: возрождение и развитие». В 2012 году он получил грант президента Дагестана Магомедсалама Магомедова. Были закуплены шелковые нитки и натуральные ткани.

— Но самые лучшие ткани мы нашли в сундуках наших бабушек, — признается Зубайдат Иманшапиевна. — Тогда ремеслу обучились более 60 работников культуры, учителей рисования, труда. То есть мы подготовили кадры, которые в дальнейшем будут обучать всех желающих искусству вышивания. Теперь почти в каждом селе Кайтагского района у нас имеется пара кружков.

Другой культурно-просветительский проект «Талисман» дважды побеждал на всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел». Например, в прошлом году работа дагестанских энтузиастов из селения Маджалис была признана лучшей из 2 470 проектов, присланных со всей страны. Зубайдат Гасановой вручили диплом и грант на сумму 346 тысяч рублей. Все эти деньги ушли на приобретение ниток, тканей для вышивания и плоттера для нанесения рисунков, орнаментов кайтагской вышивки на ткани. Здесь оформлена музейная комната «Кунацкая», есть выставочный зал и ремесленные мастерские. Глава нашего района Алим Темурбулатов на свои личные средства (250тысяч рублей) отремонтировал фасад здания центра. В этом году планируется капитальный ремонт ремесленной мастерской, а на открытом воздухе хотим оформить этнодворик. Надо сказать, что изначально в проекте была и социальная составляющая.

Совместно с центром социальной защиты населения Кайтагского района было решено обучать уникальной вышивке женщин из социально незащищенных слоев населения. Сейчас в «Талисмане» занимаются безработные женщины, школьники из малоимущих семей и дети, оставшиеся без родителей.

И это не просто арт-терапия. Осваивая народный промысел, можно и подзаработать. Организаторам проекта, решая вопросы сбыта, пришлось стать менеджерами, и довольно успешными.

Сейчас уникальные изделия продаются на различных выставках, и выручка служит мастерицам хорошим подспорьем для семейного бюджета. Кроме того, Зубайдат Гасанова договорилась с этнобутиками, кроме этого получает центр и индивидуальные заказы. В основном изделия современных кайтагских мастеров реализуются на международных, республиканских, всероссийских фестивалях-ярмарках. К сожалению, в Дагестане кайтагскую вышивку покупают мало. Основные заказчики — туристы из других российских регионов или иностранцы.

Любопытно, что толчком к возрождению искусства кайтагских белошвеек, которое долгое время считалось утраченным, послужила книга английского ученого Роберта Ченсинера. В середине 80-х годов он побывал в Дагестане и вывез в Англию огромную коллекцию вышивок. В 1993 году ученый опубликовал в Лондоне великолепно иллюстрированный каталог-исследование «Кайтаг — текстильное искусство из Дагестана». В книге дана подробная характеристика 171 вышивки с научными комментариями автора. Ченсинер писал, что это были не декоративные, а ритуальные вышивки. Молодые матери кайтагской вышивкой накрывали новорожденных (особенно мальчиков) рисунком внутрь для защиты от дурного глаза. В качестве оберега вышивки использовались и на свадьбе: свои украшения, подарки и сладости невеста несла в дом жениха, завернутые в покрывало вышитой стороной внутрь. Узор кайтагской вышивки — сплошные символы. Здесь и спирали, и завитки, свастика и древняя дагестанская петрографика (изображения на камне), крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Присутствуют изображения солнца, луны, звезд, молний, гор, мужское и женское начало — символы плодородия. Встречаются стилизованные изображения культовых животных — туров, оленей, птиц, змей и кошек. Есть и фигурки людей с опущенными или поднятыми вверх руками.

В начале 2000-х фолиант англичанина приобрела администрация Кайтагского района. Из республиканского краеведческого музея в район привезли небольшой лоскут с кайтагской вышивкой. Десять женщин из селения Маджалис взялись восстановить утраченную технику и вышили десять картин, использовав секреты древних мастериц.

— Но время идет, из тех белошвеек осталось всего три. Я подумала: вдруг история повторится и технология кайтагской вышивки вновь будет утрачена? Вот и занялась «проектированием». Роберт Ченсинер, с которым я начала переписываться с 2015 года в Интернете, заверил, что всячески будет нас поддерживать в организации выставок за рубежом. Этим летом он приезжает с семьей в Махачкалу отдыхать. Мы его пригласили и в Кайтаг, — говорит Гасанова.

Надо сказать, что мастерицы по примеру английского ученого и сами втянулись в исследовательскую работу.

— Кайтагская вышивка меня заинтересовала своей необычной техникой и таинственными знаками. Это не просто картины, для кайтагских семей они служили талисманами. Вышивая, начинаешь верить, что твоя работа принесет ее обладателям благополучие, долголетие, тепло и будет оберегать от всего дурного. Мое увлечение стало своеобразным хобби для всей семьи. Теперь вышивают мои сестры и племянница. Кроме того, это занятие приносит мне огромное моральное удовлетворение, ведь я и наша команда смогли увлечь многих женщин, девушек, детей, которых я обучаю. Это еще и заработок для нашей большой семьи.

— Я инвалид и не знала, чем заняться. Кайтагская вышивка сделала для меня невозможное. Вместе с мамой я ездила в Москву на всероссийский фестиваль молодежного творчества «Я автор» и стала лауреатом. Попала на мастер-класс самого Зураба Церетели. Даже мечтать не могла о таком. Наша вышивка приносит счастье, она сделала мою жизнь полноценной и радостной.

— Мой муж погиб, когда трое детей были совсем маленькими. Вышивка меня успокаивает, приносит умиротворение. С такой красотой жалко бывает расставаться, но это не только увлечение, а еще и заработок. За два года я продала четыре картины.

Кайтагская вышивка

О берег дагестанской культуры. Так называют кайтагскую вышивку. Искусство древнее, практически утраченное. В Дагестане получили развитие около 15 различных техник вышивки. Но именно работы кайтагцев считают национальным достоянием.

Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь.

Из истории ремесла

Само искусство вышивания зародилось в глубокой древности на Востоке. Но практически все народности украшали свой быт вышивкой: индейцы расшивали одеяла, персы — одежды, арабы покрывали затейливыми узорами шатры. Немцы пытались поставить вышивку на поток и даже выпустили в XVI веке первый печатный сборник со схемами.

По территории Дагестана проходил Великий шелковый путь, и в кайтагских узорах просматриваются элементы орнаментов турецкой парчи и бархата, азербайджанских тканей и ковров. Сама ритуальная традиция тоже могла прийти с Востока. Через селения Кайтагского района проходил путь иранской армии, воины которой брали с собой в поход вышитые полотна для захоронения павших солдат.

Техника вышивания

В кайтагской вышивке используется 16 различных швов. Основа — «гладь», а особенность — «прикреп». Разноцветные шелковые нити прикрепляли сверху к ткани дополнительными стежками. В европейских странах в конце XIX века такие швы получили название «восточные». Работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех месяцев до полугода.

Увлечение вышивкой повлекло за собой развитие целой отрасли — разведение шелкопряда. Мастерицы сами пряли и красили шелковые нити. Красили, к слову, подручными средствами. В ход шли растение индиго, насекомое кошениль, грецкий орех и кора деревьев. Предпочтение отдавали оттенкам, близким к природе. А для самых роскошных узоров использовались золотые и серебряные нити.

Узор кайтагской вышивки — сплошные символы. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми вверх руками — отражение мужского и женского начала. Вышивка — бесконечный лабиринт, рассказывающий истории из жизни предков. И, как и каждая жизнь, все полотна по-своему уникальны. Мастерицы вышивают по памяти и двух одинаковых работ просто не бывает.

Вышивка мирового уровня

В истории кайтагской вышивки был период безвременья. На рубеже ХХ века это искусство почти утратили. Но в начале 80-х годов прошлого века совершенно случайно в Дагестан приехал британец Роберт Ченснер. Английский бизнесмен и исследователь был настолько поражен древним рукоделием, что выкупил практически все полотна и увез их в Англию. В лондонском выставочном зале прошла выставка, посвященная искусству кайтагских мастериц.

Роберт Ченснер проделал колоссальную работу — расшифровал смысл орнаментов и выпустил большой каталог с иллюстрациями. В нем описаны около 180 вышитых полотен. Книги, рассказывающие о редком текстильном искусстве, увидели свет в Италии и Турции. В России большого полноценного издания пока нет. Первой ласточкой стал каталог из коллекции Музея Востока.

Затейливые шелковые узоры покорили Париж, Лондон, Рим, Нью-Йорк и Стамбул. Наиболее редкие и яркие работы кайтагских мастериц оказались в частных коллекциях по всему миру. Представлены эти образцы текстильного искусства и в российских собраниях Государственного исторического музея, Эрмитажа, Музея народов Востока и дагестанских музеях.

Сегодня в Дагестане снова вышивают. Интерес, проявленный к древнему искусству во всем мире, заставил мастериц снова взяться за иглу. Студии набирают учениц, восстанавливают узоры, изучают музейные экспонаты, чтобы шелковая нить на полотне, как и столетия назад, рассказывала свои истории жизни.

Оцените статью