Казахский национальный костюм для кукол выкройки
состоит из элементов:
1. Длинная рубаха (платье)
2. Юбка
3. Полувенок
4. Сапожки
5. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань голубого и желтого цвета для юбки, широкие атласные ленты, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки.
Описание работы:
Платье-рубаха.
Сшить платье-рубаху с воротником стойкой по выкройке и описанию (см. здесь). На раскроенные детали настрочить узкую тесьму (полочка и рукава), после декорирования стачать детали. Широкой тесьмой украсить воротник и подол.
Можно использовать более простое построение выкройки. О том, как раскроить и сшить славянскую рубаху, см. здесь. В женском варианте нужно сделать разрез под застежку по центру.
Юбка.
Сшить юбку-восьмиклинку, чередуя голубые и желтые клинья.
Венок.
К широкой атласной ленте с боков пришить искусственные цветы. Добавить несколько атласных лент. Завязать сзади на пышный бант, предусмотреть невидимки.
Еще один вариант: на заколку прикрепить искусственные цветы, приколоть к волосам с боков, прихватывая атласную ленту.
Сапожки.
Подобрать готовые красные сапожки. Как вариант, можно сшить сапожки из мягкой искусственной кожи или замши. Удобнее всего обшить готовые тапочки, отдельно сшить голенища, предусмотрев штрипку внизу и широкую резинку вверху.
Бусы.
Использовать готовые красные бусы в несколько рядов.
состоит из элементов:
1. Блуза
2. Юбка
3. Передник
4. Жилета
5. Сапожки
6. Бусы
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань белого цвета, широкая и узкая тесьма синего цвета для рубахи, ткань синего цвета для жилета и фартука, ткань в крупную клетку для юбки, широкие атласные ленты, нарядная тесьма, искусственные цветы, искусственная кожа красного цвета или готовые красные сапожки, термоаппликация «цветы» или любая ткань с цветочным узором; широкая эластичная лента (резинка).
Описание работы:
Блуза.
Традиционно в состав украинского костюма входит платье-рубаха (см. вариант 1), но т.к. комбинация [платье + юбка + фартук] слишком тяжела для ребенка, предлагаем сшить короткую блузу. Описание см. выше.
Юбка.
Сшить простую юбку-«татьянку» длиной до колена.
Жилет.
Выкройка жилета очень простая. Её можно построить на глаз, а можно вычертить по готовой одежде (например, по пижамной блузе). Жилет необходимо украсить тесьмой и крупной аппликацией «цветы».
Передник.
Передник сшить из той же ткани, что и жилет, декорировать тесьмой и аппликацией.
Венок.
Из атласа сшить длинную трубу (охват головы + 20 см), вставить в нее широкую эластичную ленту (резинку) по размеру головы. При этом трубу надо присобрать.
Концы резинки сшить. Затем сшить концы трубы по кругу. Это основа венка. К основе пришить искусственные цветы и несколько атласных лент.
Бусы. Использовать готовые разноцветные бусы в несколько рядов.
Женский японский костюм
Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.
Обувь
Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.
Прически и головные уборы
Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.
Украшения и косметика
Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).
Проект «Кукла в национальном костюме»
КГУ «Больше — Чураковская с. ш. отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Конкурс проектов «Этнокультуроведение».
Секция 2: « Этнический компонент в современной культуре».
(развитие народного прикладного искусства а Казахстане)
Сувенир «Кукла в национальном костюме»
Подготовила: Нуртазина Алина
Ученица 10 класса Б-Чураковской с.ш.
Новик М. И.- учитель технологии
Картаева Н. А .-учитель начальных классов
2. Теоретическая часть
А) История казахского национального костюма.
Б) Возрастная регламентация в казахском национальном костюме.
В)Традиционный материал казахского костюма.
Г) Современные костанайские мастера –прикладники.
3.1 Технологическая карта (подбор материалов и инструментов).
3.2 Экономический расчёт.
Список использованной литературы
Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.
1.1Актуальность: Современная одежда шьется в сочетании европейской формы с элементами традиционного костюма. Поскольку все необходимое, от нижнего белья до пальто и обуви, покупается сегодня в готовом виде, отпала потребность в изготовлении народного костюма в домашних условиях.
Изучение данной темы способствует углубленному изучению традиций казахского народа, приобщению к истокам национальной культуры, возрождает человека, который любит и гордится своей Родиной.
Цель исследования заключается в определении значимости прикладного искусства казахского народа (казахского национального костюма) для самоопределения казахского этноса в мировой культуре.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что чем лучше мы будем знать культуру своего народа, тем богаче будет наш духовный мир.
Процедура исследования состояла из следующих этапов:
Постановка цели и задач.
Определение гипотезы исследования.
Поиск информации в разных источниках (энциклопедии, библиотеки, интернет, родители, учителя школы и т.д.)
Составление технологической карты по выполнению изделия.
Изготовление куклы в казахском национальном костюме.
Определение экономической выгоды готовой поделки.
Систематизация материала в соответствии с планом.
Подготовка к защите и защита работы
«Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего»
Изучая в школе историю, просматривая телепередачи, я часто вижу людей одетых в национальные костюмы. Я заинтересовалась, как наши предки изготовляли такие яркие и неповторимые наряды, какими инструментами они пользовались, и что сохранилось из атрибутов одежды до наших дней. Может быть, одежда различалась по наличию рода? Или одежду делили по положению человека в обществе? Что продолжают носить в наши дни? Есть ли будущее у казахского народного костюма?
Размышляя над этими вопросами , я решила найти ответ. Так родился мой проект.
2.2 Основная часть.
А) История казахского национального костюма.
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы, одежду в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев.
На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.
В зависимости от области проживания, национальная одежда казахского народа несколько отличалась в деталях: отделке, орнаментах и украшениях. Но в целом основы были едины. Казахский мужской костюм включает в себя шапан (одежда наподобие халата, подвязывающегося поясом), сшитый из благородного бархата, и головной убор – төбетей, малақай, бөрік (колпаки, шапки из лисьего меха).
Женский казахский костюм – это белый хлопчатобумажный или цветной вариант платьев, которые носились вместе с бархатными жилетами, вышитыми узорами и высоким колпаком, к которому присоединялся шелковый шарф.
Замужние пожилые дамы носили кимешек – тканевый головной убор, закрывающий волосы и уши.
Молодые девушки, находящиеся в статусе невесты, носили сәукеле – треугольный головной убор, сужающийся кверху и украшенный натуральными перьями үкі.
В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом, также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много — постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения.
Б) Возрастная регламентация в казахском национальном костюме.
Для казахского костюма характерна общность форм для всех слоев населения с определенной возрастной регламентацией. Детский костюм у казахов повторяет одежду взрослых в уменьшенном виде, в строгом соответствии с ростом и возрастом ребенка. Это, видимо, связано со стремлением каждого скорее увидеть в своих детях взрослых.
Юноши (14 – 16 лет) назывались «Жiгiт», девушки 13 -15 лет – «бойжеткенкыз», в значении «на выданье», «достигшая брачного возраста». Украшения для кос были деталью девичьего костюма. Неженатые юноши назывались «бойдақжігіт»
Следующая возрастная ступень( ранний период брака) объединяла женатых мужчин и замужних женщин до 25 -30 лет (келiншек). Изменения в социальном положении (замужняя женщина) отмечается изменением прически, головного убора, украшений. Девичий головной убор «борiк» (шапочка, отороченная мехом выдры, с перьями филина на макушке) сменяется свадебным головным убором «сәукеле» — высокой шапкой в форме усеченного конуса, богато украшенной серебром, жемчугом. Повседневным головным убором молодой женщины был «желек» — шаль. Эти головные уборы (сәукеле и желек) были атрибутами костюма молодой замужней женщины – девичества к материнству.
Следующая возрастная ступень объединяла женатых мужчин и замужних женщин в возрасте примерно от 30 лет до 45 — 50 лет. В костюме казахской женщины лет с тридцати, после рождения двух – трех детей, красный цвет уступал место более спокойным тонам. В некоторых районах Казахстана, преимущественно южных, небольшим праздником отмечалось и первое надевание «белшалғыш» — несшитой спереди юбки, являющейся одеждой только замужних женщин.
Следующая возрастная ступень объединила мужчин (ақсақал, букв. «белобородый») и женщин (бәйбіше) старше 50 – 55 лет. Максимально упрощается ювелирный комплекс: снимаются украшения с лицевого выреза кимешека, раздаются серебряные украшения. Браслеты, как правило, передают старшей дочери. Изменяется цветовая гамма костюма, преобладает белый цвет для головного убора и спокойные
однотонные цвета для костюма.
В)Традиционный материал казахского костюма
Традиционным материалом для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен – самотканое из верблюжьей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду.
На одежду шли также хлопчатобумажная ткань, поставлявшаяся купцами из Индии, шелк, бархат, парча, шерстяное сукно из Китая, Средней Азии. С этими материалами казахи, как и их предки, знакомы с давних времен по обменной торговле на древнем караванном «Шелковом пути», проходившем некогда через города южного Казахстана. А с XVII века в казахские степи стали поступать русские товары.
Социальные различия проявлялись лишь в материалах, из которых шили комплект костюма, в его декоре, качестве изготовления.
Так среди феодальной знати высоко ценились крытые шубы – ишик, сшитые из шкурок ценных зверьков. Самые нарядные шубы обшивались по краям мехом выдры, куницы. Большой популярностью пользовалась мужская одежда на матерчатой основе из подобранных по цвету шкурок жеребят, сайгаков. Из них шили разного рода камзолы, брюки, дополненные вышивкой.
Национальная одежда казахского народа занимает достойное место в этнографических музеях мира и на всемирных выставках. Дорогую национальную одежду преподносили и преподносят в знак уважения людям, а также иностранным гостям. Подарить дорогой, расшитый халат значило оказать особое почтение человеку.
Великие сыны своего народа утверждали, сто самое лучшее — это национальная одежда. Издревле казахские умельцы создавали своеобразную самобытную очень удобную одежду.
Г) Современные костанайские мастера – прикладники.
Культура народа проявляется не только в произведениях мастеров слова. Большое впечатление оставляют произведения декоративно-прикладного искусства, созданные истинными мастерами, которые из куска дерева и железа творили чудеса, из шерсти драгоценных камней создавали шедевры, из золота и серебра- неповторимые украшения. Мастера знали секреты придания тому или иному предмету неповторимого изящества. Каждый мастер имел свои инструменты и приспособления. «Мастер- золотые руки», -говорили о них в народе.
Наши земляки художники и мастера-прикладники внесли огромный вклад в приобщение широких масс людей к истокам казахской национальной культуры. Они представили свои творческие работы в техниках ковроткачества, обработки кожи, дерева, металла. Наши художники, ремесленники часто участвовали в больших выставках, как в нашей стране, так и за рубежом. Безусловно, это наше национальное достояние.
Хорошо знакомы костанайцам работы Леонида Игошина-художник –прикладник, ювелир. Его творения известны давно и широко. Участник областных, республиканских и междкнародных выставок. Удивительное по красоте металлическое кружево ювелирных изделий Леонида Игошина, выполненное в технике филиграни, является настоящим произведением искусства. С 1973 года Леонид Игошин живёт и работает в Костанае . Его работы находятся в музеях Москвы, киева, алматы, а также в Костанайском областном историко-краеведческом музее. Л.А. Игошин по заказу киностудии «Казахфильм» создавал украшения и воинские доспехи для съемок легендарных казахстанских фильмов «Кыз-Жибек» «Козы — Корпеш и Баян — Сулу» .
Как отметили искусствоведы, ярким национальным звучанием наполнены авторские работы Баян Есмолдиной по ковроткачеству.
Привлекли своей оригинальностью работы из дерева Мухаметкали Рахалиева, Артема Шестакова, Танаткана Божакова и Виталия Маляра, а также миниатюрная роспись по металлу и дереву Натальи Халифаевой и Дмитрия Шалунова.
Все талантливые работы мастеров помогают увидеть прекрасное в обычных вещах, а главное, рождает желание творить самому.
3.1 Технологическая карта (подбор материалов и инструментов см Приложение №1 ).
Последовательность выполнения работы
Инструменты, приспособления, материалы
Подобрать из бросового материала (картон) для нижней основы куклы в форме конуса,
ножницы, картон, скотч….
Верхняя часть основы куклы сшита по технологии мягкой игрушки
Изготовление мягкой игрушки
х/б ткань, синтепон и остатки лоскутков
Обтянуть основу куклы белой Х/Б тканью
Шов «иголка вперёд» и стачной шов на швейной машинке.
х/б ткань, игла, нить, швейная машина
Дно с внешней стороны оклеить дерматином
Оклеивание ровный плоских поверхностей
ножницы, кусок дерматина, клей ПВА
Изготовить голову куклы.
газета, тетрадь, водоэмульсионная краска, бежевый колер, фломастеры
Сделать выкройки деталей наряда и сшить.
Изготовление плечевого изделия в масштабе
Мел, ткань(капрон парча)
Швейная машина, утюг,
ножницы, нити игла, напёрсток, тесьма
Сделать украшения и прикрепить к камзолу.
Ножницы, игла, нитки, бисер, брошь.
Сделать выкройки деталей саукеле и сшить..
Работа с картонно Технология выполнения смёточных и стачных швов на швейной машине»
Игла, ножницы, нитки, , картон, ткань (парча) утюг
Приклеить нить к голове, равномерно распределяя их по верхней части и заплести в косы.
шерстяные чёрные нитки для вязания, мастер-клей.
Одеть куклу в казахский национальный наряд
Работа готова (см Приложение №2 )