Возможно, у кого то иначе, но мне нравится открывать для себя что-то новое, и в лоскутном шитье тоже. Поскольку заинтересовалась этим видом рукоделия совсем не давно, то открытий очень много.
Например традиция лоскутного шитья казахских Мастериц меня очень сильно впечатлили, и дальше расскажу почему.
Как вид декоративного творчества, квилт широко распространен на просторах центральной Азии. Появился, как и везде, с целью экономии ткани .
В Казахстане подобное шитье носит название «курак корпе». С тюркского «кура» переводится как «сшитый вместе», или «собранный из отдельных кусков». Кроме того, курак обозначает способ изготовления лоскутных изделий.
Традиционные курак корпе
Должны быть в каждом казахском доме. Их шьют в соответствии и с определенной цветовой гаммой, и делают общепринятый для данного региона орнамент. На праздники в доме обязательно готовят праздничный обед, на котором вся семья, и гости собираются в традиционной обстановке сидя на специальных матрасах и подушках. Одеяла и подушки кладут поверх текемет — войлочного ковра ручной работы.
Выходя замуж невеста приносит с собой приданое. Обязательными предметами приданного казахской невесты должны быть:
большие одеяла (жымылги корпе),
одеяла с узорами (ою корпе),
матрасы для сидения (жер корпе),
подушки (копшик),
личная подушка (матрас) невестки шай-корпе с размерами 0,75 на 0,75 метра, на которой может сидеть только сама невестка, разливая во время чаепития чай гостям.
Чем больше матрасов и одеял приносит с собой невеста, тем выше ее статус.
Все матрасы и одеяла казахи изготавливают в определенных цветах. Как правило, используются очень яркие сочетания. В матрасах и подушках это обычно два цвета: темный и светлый, черный и белый. Каждой области соответствует определенный орнамент.
Значение и смысл казахских орнаментов
Национальные узоры Казахстана имеют не просто «украшательное » значение.
Изображения на предметах одежды и постельных принадлежностях имели значения оберегов , должны были притягивать удачу и благополучие.
В казахских узорах прослеживаются типичные для всех культур мира символы солнца, земли и звезд: круг, спираль, крест.
Традиционный вид народного прикладного творчества – казахские корпе в закладки 18
Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества.
Красочные, сочные, теплые и солнечные лоскутные работы, сшитые из самых разных тканей.
Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер.
В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы.
Казахские умелицы собирали по частям как большие одеяла (жамылгы корпе), так и прототипы матрасиков для сидения на полу (жер корпе). Лоскутная техника у казахов носит название «курак».
Казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла.
Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты.
И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) – это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай.
Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом.
Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения.
Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе.
Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом.
Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались.
У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Корпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
Кроме шитья из лоскутков в шитье используется приём аппликации орнаментов.
Важно отметить, что орнаменты казахов передают элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветы и прочее.
В селах Соль-Илецкого района традиционными являются узоры: “Калейдоскоп”, геометрические фигуры «треугольник», «квадрат» (в своей основе содержит использование деталей аналогичных геометрических фигур), рисунки “Акку” (лебедь)– комбинация из двух цветов, является обязательным узором на корпе для приданого, ” қошқар – мүйіз” (Рога овна) – комбинация из трех одинаковых квадратов двух цветов, “Жулдуз” (звезда) – комбинация из двух цветов, лоскутки в виде ромба, “бота – көз” (верблюжьи глаза), “тырна” (ноготь).
Nomad Kazakhstan
Иллюстрированный журнал
Наследие казахских кураков
С обретением Казахстаном независимости в обществе заметно активизировался интерес к истокам этнической культуры, изучению ее древних корней, взаимосвязанности различных ее форм с категориями и понятиями мировоззренческого порядка, отражающими духовный мир нации. Особое значение уделяется изучению вопросов, связанных с традиционными видами искусства, которые являются важнейшей сферой материальной и художественной культуры этноса.
Прикладное искусство Казахстана с древнейших времен отличалось большим разнообразием видов: тканые и войлочные ковры, керамика, ткани, вышивка, орнаментированные изделия из кожи, дерева, богатейший комплекс ювелирных украшений и т. д. В каждый исторический период в прикладном искусстве отражались художественные критерии и выразительные средства, которые позволяют раскрыть преемственность культур, эволюцию форм, проследить инокультурные влияния и связи с соседними народами, выявить специфику предметного мира, в котором происходило становление нации.
За последние годы наука пополнилась новыми фундаментальными исследованиями по орнаменту, художественному металлу, войлочным коврам и бытовым изделиям, которые рассматриваются как важнейшие свидетельства самобытности этнической культуры казахов. Вместе с тем, в нашем наследии содержатся и малоизвестные страницы, которые еще ждут и жаждут своих исследователей. Одной из таких страниц являются тканевые мозаичные изделия құрақ. Мозаичные изделия относятся к наиболее архаичной форме ремесла, в связи с чем представляют несомненный интерес, возможность восстановить информацию о древних эстетических канонах, сакральных представлениях и верованиях, нашедших отражение в узорах и композициях курака.
Слово құрақ известно во многих языках евразийского региона. В переводе с казахского, оно трактуется как «скомбинировать, сшить что-либо из различных лоскутков» (от казахского глагола құрау). У кыргызов и узбеков құрақ – это обозначение нераскрывшейся коробочки хлопчатника, и происходит от слова құр – слепой. Существует ли связь между понятиями құрақ как нераскрывшаяся коробочка и құрақ как лоскутная техника? Возможно, форма коробочки стала ассоциативной основой для обозначения этого вида домашнего ремесла, так как один из его основных узоров – ромб, вписанный в квадрат, – действительно напоминает по форме нераскрывшуюся коробочку хлопчатника.
В настоящее время известные нам казахские мозаичные изделия, выполненные в лоскутной технике, по времени своего изготовления относятся к середине ХХ в. (несколько из них хранятся в коллекции Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева), большинство – ко второй половине ХХ – началу XXI вв. Говоря о генезисе тканевых мозаичных изделий, следует иметь в виду, что время их появления относится к гораздо более раннему историческому периоду. Об этом свидетельствует декор мозаичных изделий, связанный с наиболее архаичными пластами художественной культуры, а также более ранние находки предметов одежды, выполненные методом лоскутного шитья и генетически относящиеся к традиционной кочевнической культуре казахов.
Раскопки мерзлотных курганов Горного Алтая, вскрытых в конце 1940-х годов российским ученым С. И. Руденко, дали неоценимый материал, характеризующий материальную и художественную культуру ранних кочевников, где среди прочих изделий были обнаружены уникальные ковры и одежда. Навыки работы с лоскутом, умение составлять композиции, исходя из формы предмета, сформировались еще в культуре ранних кочевников и достигли значительного прогресса в силу того, что мех, кожа, войлок были в степи основными материалами для изготовления одежды.
Между находками из мерзлотных курганов и тканевыми мозаичными изделиями ХХ века существует значительный временной разрыв, фактологический материал отсутствует, однако это не означает, что традиция исчезла. Разрыв во времени между ранними образцами и образцами ХХ века связан с тем, что войлочные, меховые или тканевые мозаичные изделия, как любая текстильная продукция, – достаточно нестойкий вид материальной культуры, подверженный быстрому износу и тлению. При этом парадокс заключается в том, что при всей своей недолговечности и быстрой изнашиваемости в быту, технология изготовления мозаичных изделий, а также содержание узоров практически не испытали напластования более поздних эпох.
Широкий спектр видового разнообразия лоскутных изделий – от разнообразных предметов быта до немногочисленных предметов одежды – является подтверждением их важной значимости в быту. Лоскутные изделия были востребованы как в повседневной жизни, так и в обрядовой практике. Однако закономерно, что на протяжении ХХ века, с забвением традиций, они претерпели определенные изменения.
Некоторые виды сохранили свое функциональное значение. В частности, это касается использования құрақ көрпе – одеяла, покрывала для кровати или сундука; құрақ көрпеше – стеганого узкого длинного одеяла в виде матраца для сидения на полу; жастық – подушек с лоскутными наволочками, декоративных диванных подушек. Гораздо реже встречаются бесік көрпе – одеяла для колыбели; ораулы көрпе – одеяла для пеленания ребенка; қырық көйлек, ит көйлек – рубашки для ребенка, сшитой из лоскутов. Практически перестали изготовляться құрақ-түскиіз – настенный войлочный ковер с использованием тканевой аппликации; құрақ-төсенiш – мозаичный постилочный коврик; атжабу – попона с лоскутным украшением. Однако им на смену пришли новые виды изделий, украшенные лоскутной мозаикой, появление которых было подсказано изменивашимися условиями жизни и быта (декоративные панно, сумочки, футляры для мобильных телефонов, чехлы на сиденья машин и др.). Такая «плавная» смена функций позволяет традиционным изделиям сохраняться в современном быту.
Для изделий Алматы и Алматинской области характерно соблюдение канонических основ дизайна, при активном расширении цветовой палитры. В работах 1950–1980-х годов преобладает сплошная орнаментировка лоскутом, без крупных фоновых вставок; в качестве выразительного дополнения иногда используется вышивка. Вместе с тем, в последние годы Алматы больше, чем какой-либо другой центр, испытал влияние новых тенденций, проявившихся в появлении современных видов изделий, новых приемов декора. Таковыми являются работы мастерицы Б. Агадиль, которая сохранила традиции лоскутной мозаики құрақ көрпе, как функцию диванных и постельных покрывал.
В Алматы лоскутная технология активно используется также при создании одежды в духе этностиля. Хотелось бы отметить, что если в прошлом лоскутная одежда носила характер повседневной (для взрослых) или культово-ритуальной (детские рубашки из лоскутов), то в наше время это в основном сувенирные или дизайнерские изделия в этностиле, несущие в себе четкие признаки народных традиций. Мастерица К. Жангутты и ее ученицы – учащиеся средней школы поселка Раимбек близ Алматы – одни из немногих, кто сегодня трепетно создает традиционные лоскутные изделия, декоративные панно, лоскутную одежду и аксессуары, выполненные в технике құрақ.
Лоскутные мотивы звучат и в работах других алматинских модельеров, которые создают линию дизайнерской, преимущественно женской одежды с элементами этностиля. Используя шелк, шерсть, лен, хлопок, кожу, мех, включая и обыгрывая приемы лоскутного шитья, модельеры создают традиционную одежду с современным дизайном. Құрақ для модельера – это возможность использовать его декоративные и конструктивные особенности для нестандартных приемов кроя и декора одежды. Созданные модели, в которых использованы традиционные приемы и орнаменты, воспринимаются как свежее и актуальное слово в fashion-индустрии.
Помимо того, что созданные одеяла, коврики, декоративные панно и другие виды лоскутных изделий красивы визуально, они наполнены важным семиотическим статусом, выступая в роли оберегов и медиаторов – передатчиков благости, здоровья, благополучия, носителей лучших качеств, необходимых человеку в жизни. Именно поэтому изделия из лоскутов так востребованы в свадебных и похоронных обрядах, обрядах, связанных с достижением младенцем определенного возраста – 40 дней (но, сегодня это применяется не везде). Важнейшее свойство лоскутных изделий, вытекающее из технологии его производства, – свойство скреплять семью, соединять в неразрывное целое представителей разных семей, родов, племен. Очень значима опосредованная социальная функция кураков – единство рода, коллектива людей, свидетельство родовой принадлежности.
Важным символическим свой-ством обладали не только сами лоскутные изделия, но и их узоры и композиции. Узоры были связаны с благопожелательными идеями, а композиции отражали идею картины мирового устройства. Как и узоры, композиция несла в себе важный смысл, связанный с понятиями об окружающей среде, мире природы, космосе.
Что касается колорита, то здесь хотелось бы отметить, что на протяжении ХХ века шел процесс постепенного забвения семантического кода цветовых сочетаний, появления новых подходов в их трактовке. В настоящее время мастерицы подбирают цвета, исходя из принципа их сочетаемости, а не смысловых характеристик.
В наши дни лоскутная мозаика – искусство с одной стороны – древнее и примитивистское, с другой – остро актуальное, востребованное не только в Казахстане, но и в соседних странах и регионах и – шире – во всем мире. К традициям курака обращаются современные художники изобразительного, актуального и декоративно-прикладного искусства, прикладники, дизайнеры и модельеры, наконец, сами народные мастера.
Популярность традиций лоскутного шитья в Казахстане, их стойкое сохранение в быту, не в последнюю очередь повлияли на увлеченность художников этим древним видом народного творчества. Заслуженный деятель Республики Казахстан, Батима Заурбекова, Заслуженный деятель искусств Казахстана Токбулат Тогысбаев, художник Ками Айткалиев – вот те немногие представители, в работах которых можно увидеть этнические мотивы казахских кураков.
Архаичный, уходящий своими корнями в древние пласты народной культуры курак, столь простой и незатейливый в исполнении, становится точкой творческого отсчета и при создании работ совершенно нового направления в казахстанском искусстве – видео-арте, вдохновляя художников актуального искусства на использование архетипов общественного художественного сознания и их обыгрывание в новом ключе. Так, карагандинская художница и дизайнер Нурия Каспакова, которая работает в жанре графики, живописи, гобелена, а также является костюмером и художником-постановщиком казахско-французского фильма «Шуга», создала видео работу «Супрематический курак», в рамках мастер-класса по контемпорари-арт «Новые мифологии» (Караганда, 2004). Данный пример весьма оригинален и симптоматичен – он свидетельствует о неисчерпаемых возможностях народного искусства.
Видео посвящено Вере Ермолаевой, известной русской художнице первой половины ХХ в., мастеру живописи и графики, представительнице арт-авангарда; в 1930-х годах она, наряду с многими другими известными деятелями культуры, стала узницей Карлага. Еще в 1920-е годы, находясь под влиянием творческих поисков
К. Малевича, В. Ермолаева обратилась к беспредметному искусству и создала ряд супрематических монументально-декоративных композиций для оформления городской среды в дни революционных праздников.
Н. Каспакова, связывая воедино трагические события жизни Ермолаевой, ее вынужденное перемещение из Ленинграда в Караганду, находит и иные, позитивные, акценты этих событий, связывая воедино культуру Запада и Востока – российский супрематизм и казахский курак, столь разные по своему происхождению и функциям, и столь близкие по природе, форме и структурным построениям.
В фильме, длящемся около трех минут, сидящая в степи девушка сшивает лоскуты ткани, которые складываются в незатейливый геометрический орнамент – но это не обычная зарисовка из жизни степняков, а глубинный образ силы духа, не сломленного в силу обстоятельств. Несмотря на трагическую подоплеку истории (В. Ермолаева скончалась в Карлаге и точное ее место и дата смерти неизвестны), работа воспринимается как одухотворенный, жизнеутверждающий гимн творчеству, которое может проявить себя в любых условиях и обстоятельствах.
Феномен сохранения лоскутного творчества в наши дни связан с тем, что этот вид народного искусства смог адаптироваться к условиям повседневной жизни в меняющемся мире. Если многие другие виды декоративно-прикладного искусства Казахстана переживают сложные времена, подвергаются постепенному забвению, то лоскутное шитье – активно функционирующая сфера современного арт рынка, привлекающая внимание как жителей республики, так и зарубежных гостей. Сравнительно легкая адаптация древнего искусства лоскутного шитья связана с рядом факторов. Это и общий интерес к традициям этнической культуры, актуализировавшийся с обретением республикой независимости, и влияние зарубежной моды, где лоскутное шитье давно отошло от своих корней и превратилось в авторский вид искусства печворка, и наличие под рукой необходимых материалов – тканей.
Типологическая общность лоскутного шитья Америки и Казахстана стала своеобразным стимулом для проведения выставки «Лоскутные одеяла из Джиз Бэнд: паломничество в Среднюю Азию» (2005, Алматы, Центральный выставочный зал дирекции художественных выставок). Эта выставка – культурный проект Посольства США, куратор с американской стороны – известная мастер лоскутного шитья Карен Масгрейв, с казахской – Е. Гуцалюк, заместитель директора РГКП «Дирекция художественных выставок».
В предисловии к изданному каталогу Посол США в Казахстане Дж. Ордвей отметил: «Так же как кусочки лоскутного одеяла, национальные ремесленные традиции разных народов могут соединяться и восприниматься как единая универсальная форма искусства. Именно поэтому я особенно рад, что выставка показывает прекрасные исторические образцы казахских лоскутных одеял, а также современные работы казахстанских мастеров. Я очень благодарен музею имени А. Кастеева и казахстанским художникам за предоставленные работы, которые вступают в удивительную гармонию со своими американскими братьями».
В целом, художественные качества лоскутных изделий на протяжении ХХ в. претерпели определенные изменения и в настоящее время переживают период сложения новых принципов, базирующихся на классическом наследии. Интерес к лоскутному шитью в настоящее время в Казахстане находится на подъеме. Не надо забывать, что Казахстан обладает собственными, древними традициями лоскутного шитья, которые необходимо бережно сохранять и приумножать для дальнейшего развития. И то, что незатейливое лоскутное шитье становится творческим источником для актуального искусства, предлогом для различного рода выставок, свидетельствует о значительном потенциале древнего ремесла, имеющего впереди большое будущее!
Анар Джексембаева, магистр дизайна, ассистент кафедры «Дизайн костюма и сценографии» Академии бизнеса моды «Сымбат»