Кика головной убор выкройка

Женский головной убор кика

Разработка технологии конструирования и пошива головного убора для постановки спектакля «Снегурочка» в школе.

Скачать:

Вложение Размер
17_kostyum.docx 218.59 КБ
nou_kika.ppt 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Омска

БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»

Городская конференция обучающихся 5-11 классов бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, «Шаги в науку»

Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 17»

«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»

«Женский головной убор кика»

Лапенко Анастасия Димитриевна

обучающаяся 11-1 класса

БОУ г. Омска «СОШ №17»

Пастухова Наталья Николаевна,

учитель технологии БОУ г. Омска «СОШ №17»

2.1. А сейчас немного истории ……………………………………… стр.4

2.2. Исследовательская часть: описание методики разработки конструкции …………………………………………………………… стр.9

2.4. Поиск способа отделки и украшений………………………… …стр.13

3.1 Внешний вид, самооценка ……………………………………. стр.16

3.2 Экономическое обоснование……………………..………………стр.16

Основное содержание исследуемой проблемы

В этом году наш класс решил поставить пьесу Островского «Снегурочка». В этой постановке мне досталась роль бабарихи. Моя героиня носила кичку, мне стало интересно узнать про нее. Так как раньше про кичку я не слышала, начала собирать информацию, чтобы попробовать изготовить ее. Я сразу же преступила к работе.

Интерес к истории женского народного костюма, в частности, русско-народной рогатой кике, в совокупности с интересом к декоративно-прикладному искусству побудили меня к разработке этой темы.

Моей целью было изготовить рогатую кику с простым, но интересным и ярким украшением, подходящую театральной постановки.

Для достижения этой цели мне нужно было решить ряд задач, а именно:

  1. Изучить историю этого русского головного убора с акцентом на развитие технологии изготовления;
  2. Найти приемлемые конструктивные решения, то есть, попросту говоря, чертеж или выкройку, по которой можно её сшить;
  3. Подобрать подходящие материалы для изготовления;
  4. Изучить и подобрать варианты
  1. Основная часть
  1. А сейчас немного истории…

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности.

Основные типы традиционных женских головных уборов — полотенечный, кичкообразный и кокошник. Кичкообразные головные уборы, как правило, делались составными (рис. №1).

Кичка или кика — старинный головной убор замужней женщины, который в отличие от девичьего «венца» полностью скрывал волосы. Кичкой называли также и налобную часть всей конструкции, которую дублировали для большей жесткости пенькой или берестой и обтягивали сверху нарядной тканью (рис. №2). Вместе с «сорокой» и «позатыльнем» кичка была составной частью сложного головного убора. Именно кичка определяла его основные черты — например рогатая кичка и т.д. Головной убор замужней женщины мог включить в себя до 12 различных элементов и достигать веса пяти килограммов (рис №3 ).

Орнаментация кички, её цветовая гамма, давала представление о возрасте женщины и месте её рождения. До появления ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости — с простейшими орнаментами. Жительницы Рязанской и Тамбовской губернии предпочитали темно- красный и черный цвет; Орловской и Курской — ярко- красные, зеленые и желтые цвета. Обычно их украшали вышивкой из шерсти, хлопка или щелка с добавлением блесток и бисера.

Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Они использовали рубленый перламутр и речной жемчуг, цветной жемчуг и камни. Но такая кичка стоила необычайно дорого. «В XIX в. цена отдельных экземпляров достигала трехсот рублей ассигнациями» (Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР /Сост. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Л., 1984. С.29)
Об особой щеголеватости народа в платоновской деревеньке Н.В.Гоголь говорит с сарказмом, так как при общей нищете «кички все в золоте» были невозможны. Конечно, праздничные и обрядовые уборы тщательно сохранялись и передавались по наследству, но гораздо чаще украшениями служили перышки селезня или «пушки» из гусиного пуха, подвески из шерстяных ниток, яркоокрашенных перьев диких и домашних птиц. (Р.М.Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — вещь и образ в русской литературе». Москва «Книга» 1989, стр.265)
Поскольку кика носилась не один день, и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники на Пасху, на Рождество, в ее декоре использовались такие детали, которые призваны было скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняла и упомянутое выше жемчужное «очелье», которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.
Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.

Типы кик и кокуев были очень разнообразны. Традиционные особенности их украшений обычно более зависели не от индивидуального вкуса, а от места проживания их обладательниц (обычай требовал соблюдения всех правил — и в выборе тканей, и в цветовой гамме, и в декорировании). «Что касается уборов и одежды простого народа, то они настолько традиционны, что в каждой деревне по их форме и крою, можно отличить пришлых людей от коренных обитателей. Шапочки тверских женщин настолько отличны от московских, как одежда индейцев от европейского платья», — изумлялась англичанка Марта Вильмот, прожившая несколько месяцев в усадьбе княгини Е. Р. Дашковой.

Мастерицами по выделки кик бывали, как правило, несуетные монашки: работая в своих кельях, они вышивали не только церковную утварь, но и вещи на продажу — платки, повои и другие части женских головных уборов. Иные женские «шапки» могли стоить от 2 до 7 тысяч рублей — целое состояние для небогатой крестьянской семьи. «В таком наряде внучка с прабабушкой, очень сходные между собой, щеголяли по 200 лет, щеголяли и теперь, и сделать какую-либо перемену в костюме считают ужасным преступлением», — насмешливо подметил автор одного из путеводителей по Москве, изданного в конце прошлого века. «Нынешний день у них всегда повторение прошлого», — вторил ему его современник-француз, побывавший в российской провинции. — Ничто не изменяется! Их женщины, с румянами на лице (ибо у них слово «красный» означает «красоту») надевают в праздничные дни покрывала с галунами и повойники с бисером, доставшиеся им по наследству от матушек и украшавшие еще их прабабушек. » Стоит сразу отметить, что богато изукрашенные кики носились только по праздникам. В обычные дни головные уборы замужних женщин напоминали праздничные только по форме. Они делались из простых и легких материалов и были, прежде всего, удобны.

Поскольку в разных социальных слоях отношение к красоте и ее понимание было различным, не удивительно, что многие горожане не без насмешек воспринимали стойкую приверженность русских крестьянок к традиционным головным уборам. Не только иностранцы, но и, например, известный русский филолог и собиратель русского фольклора, автор знаменитого «Словаря» Владимир Иванович Даль записал о кике: «Это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая. » Между тем, в деревне и в маленьких провинциальных городах не только в его время (в конце прошлого столетия), но и много позже любовь к девичьим венцам и женским кикам держалась, несмотря, ни на какие капризы переменчивой столичной моды. Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата. А главное, в каждом доме они хранили память о тех, кто их когда-то носил, а потом описывал в семейных бумагах с любовью и знанием каждой мелочи: «венчик золотный, ошивка цепковая, кичка низанная, ошивка атласная, а яхонт выпал. » (Книга Н.Пушкаревой). Нижняя часть кичкообразного головного убора, имела твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения (рис №4). Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. (рис №5). Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани (часто из парчи), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.

В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили вскоре кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

  1. Исследовательская часть: описание методики разработки конструкции.

Ознакомившись с историей и не найдя нигде конкретной технологии изготовления, я поняла, что необходимо использовать муляжный метод, рисунки и интуицию. Поэтому материалом для изготовления кички (в моем случае) должен послужить любой эластичный материал, а поскольку их шили в ту пору, когда о техническом конструировании еще не было речи, то и конструкция их должна быть не особо сложной. У меня не было цели копировать историческую методику изготовления, поэтому каркас я делала из современных материалов. В тот момент для меня было важно, чтобы головной убор соответствовал персонажу в спектакле.

Материалы и инструменты: проволока примерно 2 м, плоскогубцы, кусачки, газеты, клей.

Готовые выкройки и порядок пошива повойников собственноручно

Повойник – это традиционный головной убор. Он существует в нескольких вариантах. Использование повойника популярно в наше время по-прежнему, его лишь несколько изменили, следуя новым веяниям в моде. Этот головной убор сочетает красоту и оригинальность покроя. Существуют близкие к нему разновидности: сорока и химона. Использование традиционных мотивов в моде сочетает оригинальность покроя и стиль.

Что такое повойник и сорока

Эти головные уборы одновременно являются новыми и традиционными. В традиционной русской одежде головной убор играл важную роль. Он был предназначен не только для красоты, но и имел важное смысловое значение. Повойник был головным убором, который могли носить только замужние женщины. Считалось, что он должен закрывать волосы полностью. Те, кто носил длинные косы, укладывали волосы под повойник. Было поверье о том, что если хотя бы волосок выбивается наружу, то черт может утащить несчастную на чердак или наслать несчастье на ее семью.

Так выглядит сорока

В традиционном костюме женский повойник мог быть внутренней частью головного убора, на который надевалась сорока или платок. Эти головные уборы можно носить не только вместе, но и отдельно.

Дополнительная информация! В каждой губернии повойники имели особенный фасон, который выражал социальное положение женщины.

Считалось, что если замужняя женщина простоволосая, то это позор для нее. В случае, если другая женщина в пылу ссоры сорвала платок или повойник с нее, то можно было за это подать на обидчика в суд. Считалось, что в волосах сокрыта сила. Верили, что если они правильно уложены и полностью покрыты, то это дает роду силу и удачу.

В отличие от мужской шляпы, рассматриваемые головные уборы имели социальное и символическое значение.

К сведению! Существовало большое количество традиционных женских головных уборов. Повойник был наиболее распространенным из них, а сорока – самым богатым и престижным.

Существовали различные варианты этого головного убора: дивеевский и другие. Основным из них считался следующий:

  1. На голову надевалась кичка. Это мягкая холщовая шапочка с твердым налобником. Для его изготовления использовалось дерево или береста. Она могла иметь плоскую форму или выступы по бокам (как в поморском костюме).
  2. Сверху надевался чехол. Это, собственно, была сорока. Его надевали так, чтобы он закрывал затылок и волосы. Его шили из бархата, кумача или шелка.
  3. Очелье представляло собой украшение, которое надевалось на лобную часть головного убора. Оно по размеру должно было соответствовать остальным частям.

Эта форма была не единственной. С течением времени появилось большое количество вариантов рассматриваемых головных уборов.

К сведению! В этой статье подробно рассказано о том, что представляют собой сорока, повойник (выкройка, как сшить), на что обращать внимание при изготовлении.

Шьем старинный головной убор – повойник

Здесь будет рассказано о том, как сшить повойник своими руками, описана выкройка для него.

Для того, чтобы пошить этот головной убор, потребуется 2 часа. Для работы нужно приготовить следующее:

  • нитки;
  • швейную машинку;
  • ножницы;
  • ткань для внешней части;
  • ткань для подкладки.

Выкройка

Необходимо подготовить выкройку повойника. Она включает в себя четыре части:

  1. Дно имеет круглую форму, представляет собой основную часть головного убора.
  2. С помощью очелья оформляют переднюю часть очельника.
  3. Потребуются две подвязки, которые будут соединены с очельем и дном.

Каждая из упомянутых частей вырезается из основной натуральной ткани и из подкладочной. Виды материи выбираются по вкусу мастера.

Дополнительная информация! Можно, например, для подкладки использовать вельвет, а для внешней – ситец.

Пошаговая инструкция для пошива выглядит следующим образом:

  1. Каждую из деталей, указанных на выкройке головного убора (повойника), нужно вырезать из основной ткани и из подкладочной. Припуски на швы при изготовлении можно не делать.
  2. Теперь нужно сложить части лицевыми сторонами друг к другу. Маленькими вырезанными уголками на выкройке помечены края нижней границы повойника. Части складывают так, чтобы эти метки совпадали. Между этими метками вдоль края на расстоянии 5 мм от края наметывается шов.
  3. Теперь изделие нужно повернуть на лицевую сторону и тщательно прогладить у него края.
  4. Теперь нужно прострочить переднюю часть параллельно краю двойным швом. Его делают параллельно краю на расстоянии примерно 5 мм от края. Этот шов будет использоваться для того, чтобы немного присобрать край повойника. Перед прошивкой детали нужно аккуратно скрепить булавками.
  5. Теперь нужно сделать присборку и распределить ее равномерно вдоль края. Как правило, мастер делает сборку гуще в передней части, а на краях у висков – более редкой. Передний край должен иметь величину, соответствующую обхвату головы.

Как присобрать край

  1. Теперь нужно подготовить очелье и завязки. При этом отдельно обрабатывают лицевую и изнаночную части. К очелью пришивают по завязке с каждой боковой стороны.

На основе этого мастер-класса будет пошит красивый повойник.

Шьем сороку

Далее будет рассказано о том, как может быть пошита сорока (головной убор), выкройка и порядок изготовления описаны подробно, шаг за шагом.

Чтобы приступить к работе, должно быть приготовлено следующее:

  • нитки;
  • булавки;
  • швейная машинка;
  • шило;
  • сантиметровая лента;
  • пайетки;
  • ткань;
  • ножницы;
  • тесьма.

Сорокой называют традиционный и современный головной убор, имеющий твердый околыш.

К сведению! Женщины первоначально его носили поверх повойника. Постепенно сороку стали использовать в качестве самостоятельного головного убора.

Описание изготовления будет приводиться с учетом окружности головы, составляющей 54 см. Мастер-класс по пошиву сороки выглядит таким образом:

  1. В соответствии с обхватом головы нужно вырезать полосу шириной 20 см. От края необходимо отступить на 2 см, а затем на полосу шириной 10 см нашить различные украшения. Для этой цели можно использовать вышивку. Подойдут для этого и аппликации, красивая тесьма, пайетки или другие виды украшений. Двухсантиметровая полоса оставлена для того, чтобы сделать подшив.

Украшения для сороки

  1. Теперь полосу материи надо сложить вдвое и прошить по сгибу.
  2. Для изготовления потребуется еще один кусок ткани. Его размер 50 на 70 см. При таком покрое головной убор будет немного закрывать спину. Если мастер не считает нужным так делать, может взять не 70 см, а немного меньше.
  3. От середины длины переднюю часть делают закругленной. На задней части параллельно прямому краю делают полосу с украшениями. Уголки можно по своему выбору немного закруглить или оставить прямыми.

Традиционный головной убор не потерял своей красоты и в наше время.

Шьем химону своими руками

У головного убора химоны есть черты, соединяющие в себе элементы сороки и повойника. При его создании можно ориентироваться на пошив повойника. При этом надо учесть, что для пошива берется дно не круглое, а вытянутое. При носке этого летнего головного убора завязки соединяются сзади так, чтобы основная часть химоны находилась внутри. В некоторых вариантах головной убор сзади соединяется широкой резинкой. Пошаговая инструкция может быть основана на пошиве повойника.

Традиционные головные уборы – повойник и сорока – сочетают в себе оригинальность и красоту. Они могут использоваться в качестве самостоятельного головного убора или как его отдельная часть. Можно шить не только в соответствии с классическими выкройками, но и вносить нужные изменения, придавая новый вид традиционному наряду. Сейчас используются также головные уборы других покроев, близкие по внешнему виду, но имеющие немного другой покрой. Одним из таких примеров и является химона, о ней было рассказано выше.

Читайте также:  Жакет женский спицами выкройка
Оцените статью