Киришские кружева медвежья лапа

Книга: «Старинные секреты плетения кружев» (глава 4.7)

4.7. ОСОБЕННОСТИ КРУЖЕВНОГО ПЛЕТЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЯХ РОССИИ

Познакомившись с основными элементами кружевной техники, рассмотрим отличия кружев из разных российских местностей. Кружева и по сей день входят в список русской экзотики вместе с икрой и мехами. Заслуга в этом не наша, а славных наших предков.

Самыми известными в недавние советские времена были вологодские кружева. Кружевной промысел возник в Вологодской губернии в семнадцатом веке. Первые мастерские появились под Вологдой и в деревнях вокруг Кубейского озера. Согласно старинной русской традиции, это были изделия из золотых и серебряных нитей. Вологодский стиль приобрел свои основные черты в начале девятнадцатого века. С этого времени плетение кружев становится основным занятием и источником существования местных жителей. Вначале это были помещичьи мастерские, в которых работали крепостные девушки. За образец были взяты немецкие, брюссельские и русские кружева. Они были творчески переработаны и родился свой неповторимый вологодский стиль. Познакомившись со сцепной техникой довольно поздно, русские кружевницы сумели выразить в ней национальный характер. Если традиционные русские кружева были цветные, то вологодские — однотонные, как правило, белые или черные, иногда — со сканью. В качестве материала для плетения вологодских кружев используется преимущественно лен. Плотностью, узорчатостью и белизной северные вологодские кружева напоминают морозные узоры на стекле или заиндевевший зимний лес.

В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и фон (рисунки 4.102, 4.103).

Основной узор — цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют выразительные местные названия: «денежка», «паучок», «пуговка», «березка». Распространенный мотив — куст с широкими лапчатыми листьями, покрытый «цветами» из насновок в шесть и более лепестков. Иногда весь «куст» вырастает из «цветка» — розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных росписей. Основной рисунок — крупный с четко выраженным извилистым контуром. Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны отдельные розетки и «ветки». Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов была сказочная птица счастья — пава. Каждая мастерица старалась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.

Читайте также:  Как построить выкройку без мерок

В годы советской власти вологодские художники стали составлять узоры с намеком на технические достижения, среди мотивов появились и самолеты, и ракеты, и парашюты. Такие элементы использовались в основном для тематических панно.

В начале восемнадцатого века на территории нынешней Ленинградской области возник киришский стиль плетения. Его центром было село Захожье, а сейчас — деревня Витка. Близость столичного Санкт-Петербурга с его модными новостями и запросами способствовала быстрому развитию промысла в этой местности.

Киришские кружева выполняются в сцепной технике. Промысел сложился под влиянием итальянского гипюрного кружева, к которому добавили узорчатость русской вышивки. В результате сложился стиль, отличающийся легкостью, прозрачностью и тонкостью узора. Контур рисунка выводят редкой полотнянкой. Узор строится из округлых мотивов, заполняющих плоскость изделия. Фоном служит сетка, которую выплетают из отбеленных ниток с добавлением синего и красного цветов (рисунок 4.104). Характерный для киришского кружева мотив — «медвежья лапа» заканчивается пятью фестонами, напоминающими растопыренные пальцы (рисунок 4.105). Очень выразительны уже сами названия традиционных киришских мотивов: «осиновички», «ноченька», «цветок», «елочка», «жемчужина», «мороз», «речка».

Третий центр кружевного плетения на русском севере — Вятская (в советские годы Кировская) область. Начинался этот промысел в восемнадцатом веке в слободе Кукарке и окрестных деревнях. В 1872 г. была открыта Кукарекая земская школа кружевниц.

Кировские кружева выплетаются также в сцепной технике, но имеют ряд особенностей. Они отличаются изяществом, легкостью и прозрачностью. Полотнянка в вятских кружевах имеет переменную ширину и плотность, то расширяется, то сужается, плетется с резкими поворотами и острыми углами. Она не только обрамляет узор, но и является его составляющей. Резко подчеркивает контур рисунка скань. Решетки в вятских кружевах очень легкие и тонкие, чаще всего составлены из плетешков и насновок. Орнамент состоит из цветов, веточек и листьев (рисунки 4.106, 4.107).

В Орловской губернии с центром в городе Ельце в начале девятнадцатого века возник еще один промысел кружевного плетения. Несмотря на то, что в этой местности кружевной промысел появился позже, чем в других, развивался он стремительно и приобрел яркую индивидуальность. Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается мелкими формами, легкостью, ажурностью и разнообразием приемов. Выдающийся советский скульптор Коненков назвал елецкие узоры «кружевной метелью». В них часты переходы от плотного плетения к легкому ажуру. Нет четкого деления на фон и непосредственно рисунок. Орнамент — геометрический, мотивы — «гречишка», «паучки», «снежинка», «жемчужинка», «речка», «кораблик», «звездочка». Реже встречается растительный рисунок, цветы и целые букеты. Край елецкого кружева обычно бывает очерчен мягкими овальными зубцами, в которых между каймой и легкой решеткой фона проходит ажурная цепочка из прозрачных кружков. Техника исполнения кружев в основном сцепная, реже — парная.

Кроме беленых в плетении используются серые и серебристые нити.

Волжские кружевные центры

Центром кружевного плетения на Волге стал город Балахна Нижегородской области. Балахнинские («балахонские», как их называли в старину) кружева известны с семнадцатого века. Здесь плели тонкие узоры с изображением павлинов, оленей, цветов. Использовались тонкие шелковые нитки черного и кремового цвета. Кружево имело тюлевый фон и плотные узоры растительного характера. Узоры часто сочетали разные виды решеток. Кроме этого, узор был очерчен толстой шелковой или золотой нитью. В советские времена центром плетения кружев в балахонской манере стал город Городец, известный центр народных промыслов.

Рязанские цветные кружева

Самые южные в России центры кружевного плетения находятся в городах Михайлове и Скопине Рязанской области. Эти кружева самобытны, они не испытали на себе влияния Европы, плетутся старинным бессколочным методом, по счету. В этой местности плетение кружев было традиционным крестьянским рукоделием. Рисунок старинный, популярные мотивы — «бубенцы», «мыски» и позументное кружево. Позументное кружево отличается большой плотностью и зернистостью, зубцы в нем не выражены четко, а только за счет цвета. «Мысы» — плотные кружева с сильно выступающими треугольными зубцами, верхние края которых делятся на звенья. «Бубенцы» — кружева с полукруглыми зубцами, выплетенными рядами нитей контрастных цветов, обычно красного, белого и синего. Главное, что отличает рязанские кружева, — многоцветье. Преобладающие цвета: красный, синий, черный, желтый, серый, зеленый. Нитки применяют довольно толстые. Несложный, но красочный узор Михайловских кружев прекрасно сочетается с мотивами русской народной вышивки.

Скопинские кружева более тонки и изящны, имеют более сложные узоры. Скопинские мастерицы наряду с численной широко использовали парную и сцепную техники. Техника плетения рязанских кружев описана в разделе «Численное кружево».

В городе Галиче Костромской области выплетали кружева, отличающиеся изысканностью колорита и разнообразием орнамента. В восемнадцатом веке кружева плели в купеческих семьях для собственных нужд и на продажу. К сожалению, в девятнадцатом веке произошло перемещение торговых путей, что привело к обеднению местного купечества и постепенному угасанию промысла.

Орнамент галицких кружев был весьма своеобразен. Его составляли причудливые фигуры плотного плетения на фоне решетки с ромбовидными ячейками, которые иногда оконтуривались толстой шелковой нитью. Другая часть галицких кружев имела цветочный орнамент. Узоры третьей группы — растительные мотивы в стиле рококо и классицизма, навеянные заграничными образцами.

КРУЖЕВО ЗАХОЖЬЯ. ПРОДАЖА.

КРУЖЕВО ЗАХОЖЬЯ. ПРОДАЖА. запись закреплена

НЕМНОГО ИСТОРИИ :
Л. И. Воронова. Киришские кружева
В Ленинградской области, вдали от больших дорог, есть восемь окруженных лесами деревень, где с давних времен существует кружевной промысел.
Вся местность носит название «Захожи». Жители объясняют название тем, что в эту глухую далекую сторону люди заходили случайно, их путь всегда лежал мимо: то к северной столице Петербургу, то к пристани Кириши, что стоит на Волхове.
Показать полностью. И до настоящего времени в Захожи ведет лишь лесная дорога со станции Пчевка Северной железной дороги или круговой путь по просекам от Киришей. Замкнутое географическое положение Захожей помогло сохранению в кружевном промысле своеобразных местных, подлинно народных узоров, избавило от разлагающего влияния городских образцов, спасло от засилья торговок-скупщиц.

Кружева носят название киришских по имени районного центра, к которому административно принадлежит Захожский и Мотоховский сельсоветы — гнезда кружевного промысла. Села Дуняково, Иконово, деревни Новинки, Витка входят в Захожский сельсовет. Только в этих селениях Киришского района и плели кружева, и не только для себя, но и на продажу, по заказам. Здесь кружевоплетенье стало промыслом.

Точных сведений о времени зарождения промысла пока найти не удалось. Однако на основании данных, собранных среди старых кружевниц, можно считать, что плетением кружев женщины этой местности занимаются не менее полутораста лет. Старейшие кружевницы — Агафья Васильевна Нарешкина, Анна Петровна Солдатова, Ольга Петровна Яковлева (все дипломированные мастера) вспоминали, что кружева плели их матери, у которых учились и они. Кружева начинали плести с семи-восьмилетнего возраста.

Старинное название кружев у здешних кружевниц — «галунцы». Видимо кружева возникли тут как подражание галунам из золотых и серебряных нитей, распространенным как отделка платья в XVIII веке. Косвенным подтверждением этого могут служить названия старинных узких кружев, сообщенные Марьей Федоровной Барышниковой: «серебрянические», «полусеребрянические», «царева голова». Ее бабушка выплетала эти узоры обычной льняной ниткой. Ни одного из этих образцов, к сожалению, не сохранилось.

Как же возникло в этих местах кружевоплетение? Помещичьих рукодельных мастерских здесь не могло быть, так как в этой части Петербургской губернии жили государственные крестьяне. Правильнее будет предположить, что искусство кружевоплетения занесено сюда из соседних северных районов: Белозерска, Кириллова и других. Местные кружева имеют ярко выраженные особенности в технике плетения и главное, в узорах; что же касается кружев Белозерска и Кириллова, то они по оформлению близки к вологодским, мотивы которых в Белозерске и соседних с ним местах были, по преданию, установлены еще в 20-х годах прошлого века вологодской мастерицей А. Ф. Брянцевой. Этот «вологодский манер якобы вытеснил прежний «белозерский манер» кружев «густыми городами»*. В киришских же, точнее захожских кружевных узорах возможно сохранились наиболее древние формы, свойственные всему северо-западному краю нашей страны.

* (Л. А. Динцес. Народные художественные ремесла Ленинградской области.- «Советская этнография», 1969, № 2, стр. 119.)

Плетут кружева в Захожах перебором коклюшек. В старину для накалывания узора употребляли деревянные булавки «спички». Поставщиками этих спичек были мальчики, искусно вырезавшие их из жимолости и продававшие по копейке за 40 штук. Позднее употребляли и медные булавки. Плели без сколков, от себя («как хочу, так и плету»). Для несложных инструментов, необходимых при плетении, у местных кружевниц существуют свои названия, отличные от общепринятых: коклюшки здесь называют палочками, круглую подушку — клубком, применяемые в настоящее время сколки — наколками. В качестве подставки служит плетеная из луба корзинка — лукошко. Особым приемом является плетение кружев по поверхности уже выплетенного узора, что экономит булавки. Подушка оплетается кругом несколькими рядами. Такой прием называется «плести поверху». Он придает кружевам особую живость, игру форм узора, — они не так точны, как при употреблении сколка. Особый вид имеет также вилюшка* — легкая, ажурная, выполняемая двумя способами: «в точевок»**, то есть полотняным переплетением, довольно редким и «в завив» — ажурная.

* (Вилюшка — узкая плетеная тесьма, выкладывающая основной узор.)

** (От слова «точиво» — по-местному тканье.)

По местным обычаям невеста готовила себе в приданое 30-40 полотенец домашнего тканья с пришитыми к концам кружевами и не менее четырех простынь с прошивками и кружевами. Полотенцами она одаривала родню жениха и дружков. Нарядные кружева выплетали и для «жальной» рубахи, в которой убирали урожай. За венчание священнику дарили самое лучшее полотенце; на Пасху молодая в первый год замужества обязательно вешала на приносимую в дом икону полотенце с кружевными концами; необходимо было сплести кружева и для оконных занавесок и т. д. И сейчас в каждой избе поражает кружевное убранство. Подзор на кровати, накидки на подушках, занавески на окнах, полотенца — все обшито кружевами. Однако после войны и оккупации в сундуках здешних жителей осталось немного полотенец и подзоров — немцам очень нравились кружева, и они ящиками отправляли их в Германию. Но даже просмотр оставшихся старых кружев и тех, что были сплетены после окончания войны, дал возможность восстановить основные типы их узоров, получить довольно подробные сведения о промысле, узнать лучших кружевниц и выяснить, что необходимо для его дальнейшего развития.

Фрагмент занавеса. Узор ‘медвежья лапа’. М. Гусева. 1952 год. Музей народного искусства
Фрагмент занавеса. Узор ‘медвежья лапа’. М. Гусева. 1952 год. Музей народного искусства

Все кружевницы называют деревню Дуняково центром, от которого кружевоплетение распространилось по остальным деревням. Плетут «испокон веку», как говорит Варвара Михайловна Звездина. «Нигде этого не было, а в нашей деревне плели. От нас пошли кругом по всем деревням плести».

Дуняково — старинное селение. Избы высокие, в два этажа с островерхими двускатными крышами, в одной связи с двором и сеновалом. На фоне неба дома вырисовываются мощными, строго очерченными силуэтами. Фасады изб не убраны резьбой, лишь по краям крыши, крыльца и причелинам фронтона идут доски с узеньким резным краем из прямоугольников или уголков, напоминающих край кружева.

Фрагмент покрывала. Узор ‘тимошина лапа’. Е. Звездина. 1940 годы. Музей народного искусства
Фрагмент покрывала. Узор ‘тимошина лапа’. Е. Звездина. 1940 годы. Музей народного искусства

Внутри большая комната-«наизба», вторая, рядом с огромной русской печью, — кухня «заборка». Комната «наизба» почти пустая — стол, кровать с кружевным убором, скамья — большей частью встроенная, идущая вдоль двух стен. По фасаду три окна, на боковой стене — одно. У этого окна на скамье лукошко с подушкой-клубком. На нем начатое плетение. Работа всегда «на ходу», по выражению кружевниц. Она чередуется с домашными хозяйственными делами.

Кружевницы Дунякова считают, что большая часть узоров была создана в их деревне. Иногда они даже вспоминают имена старых мастериц, создавших тот или иной узор.

Основным, самым распространенным, узором является «медвежья лапа». Вилюшка своими извивами образует фигуру, заканчивающуюся пятью фестонами, наподобие широко расставленных пальцев. Средняя часть этой фигуры заполняется решеткой из толстых ниток или насновками-решетками. Насновки-решетки появились здесь сравнительно недавно — лет 50 тому назад. Их ввела большая искусница в плетении кружев Софья Горячева (по сообщению Нарешкиной). В старинном плетении насновок нет.

«Медвежья лапа» имеет несколько вариантов. Один из них «тимошина лапа» получил свое название по имени автора — Тимофея Степановича Матвеева, мастерски выплетавшего кружева. До войны он был не единственным мужчиной в деревне, посвящавшим свой досуг плетению кружев.

Салфетка. Н. Пронина. 1957 год. Музей народного искусства
Салфетка. Н. Пронина. 1957 год. Музей народного искусства

«Тимошина лапа» — более сложная фигура. Она состоит из двух параллельных линий вилюшки, идущих вверх почти до самого края кружева; здесь вилюшки поворачивают в разные стороны и образуют розетки по сторонам основного мотива; заканчивается «тимошина лапа» фестонами-пальцами. Сетки и звездочки заполняют пустоты. «Тимошина лапа» богаче по композиции, наряднее и менее массивна, чем основной узор — «медвежья лапа».

Следующим вариантом является «курья лапа». В узоре повторяются те же формы, но кружево заканчивается тремя широко расставленными фестонами-пальцами. Лапчатый узор, наложенный наискось по ткани кружева, называется «косая лапа». Эта форма напоминает узорный лист или много лепестковый цветок; фестонов в «косой лапе» семь. Отдельные детали этих узоров, ширина вилюшки, сетки, расположения насновок чрезвычайно разнообразны. Каждая кружевница вносит в них свою выдумку. «Скучно плести одно и то же, вот и выдумаю, что хочу», — говорят они. Отсутствие точных сколков способствует созданию новых вариантов.

Второе место по распространению занимает узор «лопаточка». Кружевницы говорят, что именно этот узор плели их бабушки и матери. В старинных кружевах «лопаточка» выполнялась численной техникой; в более поздних, когда появились сцепные кружева, она усложнилась, но осталась, по-прежнему, любимым мотивом. «Лопаточка» имеет округлую форму, иногда представляет почти правильный полукруг, заканчивающийся фестонами. Этим узором выплетаются кружева различной ширины, начиная от очень широких для подзоров и кончая узкими — бельевыми. Средняя часть узора заполняется легкими решетками. В самых старинных кружевах середина заполнялась простой диагональной сеткой-решеткой; в более поздних введены звездочки из насновок, замысловатые сложные извивы вилюшки. По числу звездочек, «лопаточка» получает название «с двумя звездочками», «в четыре звездочки» и т. д.

Следующий часто выплетаемый узор — «круг». Он состоит из центрального мотива звездочки или розетки из насновок, вокруг которой идут различной величины фестоны из вилюшки. «Круг» отдаленно напоминает женскую фигурку северных вышивок, но переданную в несколько искаженных формах.

В бесчисленных вариантах встречается узор «звездочка с ободами или выкругами». Ее силуэт напоминает ту же «лопаточку», но с более сложными движениями вилюшки. «Круг с девятью носочками» состоит из правильной окружности, оплетенной девятью фестонами. Узор, образованный при одностороннем округлом повороте вилюшки, называется «узор на одно колено».

Все эти узоры воспроизводятся в бесконечных вариантах, отличаясь друг от друга расположением и числом звездочек и фестонов, заполнением середины и другими деталями.

Примером творческой переработки вологодских узоров является кружево, называемое «вологодским». Кружевницы сохраняют характерное для Вологды преобладание в узоре плотной вилюшки и подчиненное, как бы служебное, значение соединительных элементов-сеток и насновок, но в то же время вносят в узор местные особенности. Многолепестковый цветок, типичный для вологодских кружев, заменяется привычной формой «медвежьей лапы», лишь слегка измененной, но сохранившей свои пять пальцев-фестонов. Весь узор выложен многообразными поворотами вилюшки. Среди вариантов «вологодского» узора встречаются еще дальше отходящие от первоисточника.

К вологодскому типу кружев относятся кружева «новиньская клетка», или «новиньские». Это широкие нарядные кружева, богато орнаментированные. В них удачно сочетаются крупные формы узора из вилюшки с ажурными соединительными элементами (сетки, насновки).

К широким кружевам для подзоров всегда полагается прошивка. Ее узор обычно состоит из тех же элементов, что и кружево, но расположенных в виде прямой полосы. Существуют прошивки и как самостоятельный вид плетения. Из них привлекают внимание две. Одна, главным образом, по своему названию — «ухват». Точного объяснения этому странному названию получить не удалось. Только одна кружевница, глядя на узор, сказала: «Ухватили звездку». Вторая прошва представляет редкий образец геометрического узора, совершенно не характерного для киришских кружев и встретившегося во всем просмотренном материале только один раз.

Накидка. А. Солдатова.1950 годы. Музей народного искусства
Накидка. А. Солдатова.1950 годы. Музей народного искусства

Многие из перечисленных узоров плетутся не только в Дунякове, но и в соседней деревне Иконово, а также в Мотохове и Новинках. Однако кружева Дунякова выделяются среди других своим высоким качеством, большой четкостью исполнения, разнообразием узоров и ассортимента.

Дорожка. З. Изюмова.1957 год. Музей народного искусства
Дорожка. З. Изюмова.1957 год. Музей народного искусства

Плели и мелкие и крупные вещи: покрывала, накидки, косынки и шарфы из шелковых ниток черного, белого и золотистого цветов; выполняли заказы из Петербурга на платья, блузки.

Выкройки для костюмных вещей привозила торговка — единственная, облюбовавшая этот отдаленный район. Она представляла кружевницам полную свободу в заполнении узорами привозимых ею выкроек, не стесняла их творчества, как это часто было в других местах. Очевидно, мастерство кружевниц было настолько велико, что их узоры своей гармоничностью и красотой вполне удовлетворяли петербургских модниц.

Как уже было сказано, влияние дурного вкуса торговцев-скупщиков, их стремление навязать городские рисунки не имело места в Захожах. Спасало бездорожье, укрывали леса. И народное узоротворчество здесь сохранилось. В его истоках лежат впечатления окружающей природы, передаваемые в обобщенных формах, свойственных каждому виду народного искусства на ранних ступенях развития.

Любовно храня традиции своего искусства, бесконечно варьируя старинные узоры, дуняковские кружевницы удачно отразили в своем творчестве и современность. Первой это сделала Елизавета Дмитриевна Звездина, которая еще до войны сплела несколько гербов Советского Союза. Один из них был опубликован в журнале «Советская этнография». В статье «Народные художественные ремесла Ленинградской области» Л. А. Динцес говорит об этой работе: «При сравнении работ Е. Д. Звездиной с такими же работами вологодских кружевниц, выступает отсутствие у Звездиной дробности кружевного рисунка, большая смелость в переводе нового сюжета на привычные давние элементы плетения и умение связать новую композицию со старой узорчатостью в богатом традиционном обрамлении»*.

* («Советская этнография», 1939, № 2. )

Действительно, Звездина сумела с изумительным художественным тактом вплести изображение герба СССР в старый мотив «круг о пяти носочках». Следующей работой Звездиной был широкий кружевной «край» : между деревьями в правильных чередованиях размещены конники, над ними, среди сложных сплетений ветвей и листьев — пятиконечные звезды; листья переданы легко, рисунок их очень близок к форме только что распустившихся весенних листьев березы. Сама кружевница гордилась этим произведением, рассказывала о нем, волнуясь и как бы вновь переживая свой творческий подъем: «Все сама выдумала, сплела березки, а промеж березок шесть красногвардейцев едут, вверху звезды светят советские». Край-подзор приобретен отделом народного искусства Государственного Русского музея в Ленинграде,

Пример Звездиной вызвал подражание — кружевница деревни Иконово Гришина сплела кружева тоже на тему конницы, но изобразила четверых всадников, по ее словам, «по-другому». Работа перед началом войны была передана в Ленинградское управление промкооперации. Местонахождение ее в настоящее время неизвестно.

Обе кружевницы имеют дипломы 1-й степени от Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся и почетные грамоты Управления промкооперации.

Искусство кружевоплетения для здешних мастериц главное дело их жизни, они работают радостно, мечтают о новых узорах, новых изделиях. «Так люблю эту работу, — говорит одна из них, — не знаю, как расставаться, когда умирать буду. «

Война нарушила мирный труд кружевниц. Немцы оккупировали этот район, реквизировали у жителей все, что составляло их домашний обиход. Богатое убранство изб — кружевные занавески на окнах, пышные покрывала и накидки на подушках — все ушло в Ге

Оцените статью