- Кто научил людей шить одежду?
- Кройка и шитьё одежды сегодня производится в промышленных масштабах посредством передовых технологий. Но когда то этот процесс осуществлялся вручную и навыки шитья и кройки передавались из поколения в поколение. Кто же из людей первым начал шить и кроить? Ответ на этот вопрос содержится в истории пророков Божьих, чьи имена упомянуты в священном Коране. Предлагаем вниманию читателей выдержку из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «История пророков».
- Когда начали шить история
- История пошива одежды
- Из истории вещей: Возникновение и развитие одежды, часть 1
Кто научил людей шить одежду?
Кройка и шитьё одежды сегодня производится в промышленных масштабах посредством передовых технологий. Но когда то этот процесс осуществлялся вручную и навыки шитья и кройки передавались из поколения в поколение. Кто же из людей первым начал шить и кроить? Ответ на этот вопрос содержится в истории пророков Божьих, чьи имена упомянуты в священном Коране. Предлагаем вниманию читателей выдержку из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «История пророков».
Первым, кто научил людей шить одежду и писать карандашом был пророк Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ . Он шил за плату, и все, кто носил одежду, сшитую им, были довольны. Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ел только дозволенную (халяль) пищу, которую получал за шитьё одежды. Этот пророк ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ также является основоположником астрономии и арифметики.
Господь отправил пророка Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к людям Кабила, которые поклонялись идолам, чтобы призвать их к Единобожию. Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ творил добро и отвергал зло, был справедливым и праведным человеком, очень много времени посвящал богослужению. Его служение Всевышнему, которое по ценности своей превосходило поклонение остального человечества, восхищало ангелов, и ему было ниспослано тридцать священных свитков. Он — из пророков, которые упоминаются в Коране.
После смерти сына Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ – пророка Шиса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ – правление уммой взял на себя Ануш. Выполняя все заветы отца, он правил справедливо. У него родился сын по имени Кайнан, который занял место отца после его смерти. Когда и ему пришла пора умирать, он вызвал к себе сына Махлаила (Малелеила) и велел ему руководить уммой. Он отдал ему табут с печатью и скрижалями, точно так, как и сам получил его. Махлаил оставил после себя сына Ярда, и тот дал своему рёбенку имя Идрис, и нуp пророка Мухаммада ﷺ , который был на лбу Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , был передан по наследству Идрису ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ .
Однажды, взяв разрешение у Аллаха, ангел смерти ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ пришёл к Идрису ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ на зиярат. Увидев незнакомца, Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ спросил его: «Кто ты?» Ангел ответил: «Я Азра’ил, ангел смерти, который пришёл к тебе на зиярат с Божьего разрешения». Тогда пророк Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал: «Если ты – Азра’ил, то быстрее возьми мою душу». Когда ангел объяснил Идрису ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , что на это нет разрешения Аллаха, от Аллаха пришло откровение (вахью) с разрешением, и сразу же Азра’ил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ забрал душу Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ . После этого, дав ей испить из рога смерти, Господь приказал душе вернуться в тело, и Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ воскрес.
Он захотел увидеть адские мучения и попросил Азра’ила ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ показать их ему. С разрешения Аллаха Азра’ил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ привёл его к ангелу Малику ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ – хранителю Ада. Тот по повелению Создателя привёл Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ на порог Ада. Увидев адские мучения, пророк потерял сознание, и Азра’ил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ подошёл к нему, поднял его и возвратил домой. Потрясённый увиденным, Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , оставив еду, питье, сон, отдался целиком служению Богу.
Когда приблизилась его смерть, Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ поручил руководство народом своему сыну Мутавшалаху и, наказав проявлять усердие в совершении намаза до конца жизни, передал ему табут со свитками. После этого он вошёл в свой михраб (нишу для богослужения) и стал просить Всевышнего, чтобы Он разрешил ему увидеть Рай. Аллах повелел ангелу Рая Ризвану ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ провести Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ туда. Повинуясь воле Божьей, Ризван ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ опустил ветку райского дерева Туба на землю, и Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , ухватившись за эту ветку, вмиг поднялся на небеса. Потом Ризван ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ привёл его в Рай, и пророк увидел все райские блага.
Когда он вдоволь отдохнул в Раю, Ризван ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал, что пора ему покинуть Рай. Приводя в свидетельство слова Аллаха: «Каждый вкусит горечь смерти», Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал, что он уже вкусил её, и отказался выходить из Рая. Далее он прочитал аят, в котором говорится: «Каждый увидит Ад», и сказал Ризвану ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , что Ад он тоже видел. Прочитав аят (со смыслом): «После вхождения в Рай оттуда не выводят, ибо там остаются навечно», Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стал настаивать на своем. Тогда Всевышний поддержал Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и позволил ему остаться в Раю навечно.
Когда он поднимался на небеса, ему было триста шестьдесят пять лет. И ныне Идрис ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ жив, как и мы, и находится на четвёртом небе в служении Господу. Чтобы развеять тоску по Раю, иногда он посещает райские сады, прогуливается там и возвращается.
Одари нас, о Аллах, явным и скрытым достатком дозволенным и дай нам заниматься дозволенной Тобою работой. Убери от нас все тяготы этого и того света, дав надёжного путеводителя.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Когда начали шить история
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п.
Возникновение шитья и вышивки сложно обозначить определенной датой. Ткани и нитки — материалы недолговечные. Их и в музеях хранить сложно (требуются определенные световые и температурные характеристики помещений-хранилищ), что уж говорить о сохранности тканей, которые находятся при археологических раскопках. Во все времена люди стремились к тому, чтобы одежда была не просто функциональной, но и красивой. И если современные технологии позволяют достигать красоты разными способами, то в прошлом вещи превращались из скучной в интересную одежду посредством искусства отделки. Кроме того, искусное шитье, ручная вышивка, выполненная мастером, оценивалась как показатель статуса. Человек должен был соответствовать своему сословию. И чем выше статус, тем роскошнее и богаче должна была быть его одежда. Пошив одежды, да и вся отделка были ручной работой, которая оплачивалась по часам. Чем больше вышивки, чем сложнее покрой, тем дороже получался заказ. Над многими эскизами вышивки для отделки работали великие художники (да-да, именно так!). Ко многим портным и закройщика выстраивалась настоящая очередь. Нет-нет, конечно, богатые дамы не стояли на улице друг за другом. Но выписывали известных мастеров даже из-за границы. С возникновением книгопечатных станков и периодики, появились и первые модные журналы, которые тоже были весьма дорогим удовольствием. А в результате одежда становилась символом и показателем достатка владельца. Для украшения одежды, тем более парадной, т.е. праздничной, надеваемой на особые случаи, использовались разные виды шитья: вышивка, ленты, бисер, бусины, кружева (тоже ручной работы). Такой костюм стоил весьма и весьма дорого, ведь помимо ручной отделки в качестве основы использовались также и дорогие ткани: шелк, бархат, тончайшая вуаль.
Аналогичная ситуация была и в шитье предметов домашнего обихода: полотенца, скатерти, постельное белье, шторы, портьеры и многое другое — все шилось вручную. И все украшалось ручной вышивкой. И всегда красивые вещи были показателем богатства владельца, его высоким положением в обществе.
Изобретение швейной машинки во многом облегчило процесс шитья, позволило поставить производство одежды на поток. При этом та же самая швейная машинка сделала шитье одежды достаточно простым процессом даже в домашних условиях.
История пошива одежды
Пошив одежды. Корни этого ремесла уходят в очень далекое прошлое. Еще когда мужчины приносили туши животных в пещеры, женщины поняли, что это не только еда. Поначалу шкурами обматывались, подстилали на камни. Было тепло, но неудобно. При помощи примитивных орудий труда хранительницы очага научились отчищать грубые шкуры от остатков мяса и жира. Первыми иглами и нитями послужили остро заточенные кости и жилы животных. Получилась удобная одежда, которая обезопасила тело от негативного влияния окружающей среды. Так зародилось ремесло – пошив одежды. Оно менялось, усовершенствовалось вместе с эволюцией человека. Каждый новый виток развития оставлял какие-то особенные черты на одежде. Человек стал придавать вещам не только защитные, но и эстетические функции.
Познание окружающей природы, даров земли показали, что для пошива можно использовать не только шкуры животных. Выращенный лен, хлопок, конопля послужили сырьем для изготовления домотканого полотна. Люди научились прясть, вязать и шить прочную одежду. Чтобы придать ей цвет, использовались натуральные красители, которыми была богата окружающая природа. Если раньше не наблюдалось различия в крое, то со временем одежда стала делиться на мужскую, женскую, детскую. Одну носили ежедневно, другую только по праздникам.
Большое изменение в пошив одежды вносили такие факторы как войны и набеги. Крестовые походы в восточные страны изменили во многом европейскую моду, подвинув назад кожаные и меховые плащи, обмотки для штанов и примитивную обувь.
Изобретение в Китае шелка, перевернуло мир моды и кроя. Караваны с дорогими тканями потекли морскими и сухопутными путями во все уголки европейских и восточных стран. На смену грубым тканям, грубым пошивам пришел нежнейший шелк и силуэтный крой. Одежда приобрела изысканный вид. Но из-за своей дороговизны по-прежнему была доступна лишь богатому сословию. Только с изобретением паровых машин, она стала первой необходимостью для всех верст населения. На смену ручному ткацкому станку пришла механика. С ее применением увеличилось производство полотна, а значит количество и качество выпускаемой одежды.
Современный мир моды очень велик. Это целая индустрия. Существует множество модельных домов с известными фамилиями. Шьется одежда на разные случаи жизни: для работы и отдыха, для праздников и развлечений, для спорта и туризма. С развитием химической промышленности синтетические ткани, которые более дешевые, яркие, износостойкие, подвинули натуральные полотна. Но из-за существующих недостатков синтетики, предпочтение в пошиве отдается натуральным тканям. Они по-прежнему приятно влияют на тело человека, позволяют коже дышать, не раздражают нервные окончания и не вызывают аллергических реакций. Что еще раз подтверждает близость человека и окружающего мира. Вернее, люди и есть частицей природы. Надо только, как наши предки, не вредить, а с благодарностью использовать ее дары. И наша жизнь пройдет в полной гармонии.
Из истории вещей: Возникновение и развитие одежды, часть 1
Сейчас невозможно себе представить, как бы жили люди, если бы не изобрели одежду. Но этого не могло бы случиться. Ведь сначала одежда выполняла только практическую функцию – она защищала тело человека от холода или жары, снега, дождя и ветра, а намного позднее одежда стала ещё и украшать людей.
Археологические находки позволяют историкам утверждать, что одежда появилась на очень ранних этапах существования человеческого общества, где-то 40-25 тысяч лет тому назад. Данные археологической науки свидетельствуют о том, что сшитая одежда появилась уже в эпоху позднего палеолита (35-8 тыс. лет до н. э).
Археологам удалось реконструировать одежду, найденных мумифицированных трупов древних людей. Значение таких находок трудно переоценить. Ведь они помогли учёным получить представление о гардеробе человека тех древних времён. В руки исследователей попал полный комплект одежды человека эпохи неолита, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века. Так мы узнали, что в эпоху неолита люди научился прясть, ткать и вязать. В этот период они располагали уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей.
А самыми древними видами «одежды» считается раскраска и татуировки, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, закрывающая тело. Ведь раскраска и татуировка до сих пор распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. Это говорит о том, окраска тела и татуировки были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжали оставаться в костюме, выполняя разные функции. Узоры татуировки позже стали переносились на ткань. Так, например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.
Первые примитивные виды одежды всегда была приспособлены к климатическим условиям местности. У жителей тропиков была набедренная повязка, передник или накидка на плечи.
А в холодных арктических областях — меховая одежда, закрывающая все тело. Для защиты от холода люди сначала шкурами обматывали отдельные части тела и обвязывали веревкой, а позже научились скреплять отдельные части одежды ниткой из жил или растительных волокон в одно целое. Главным инструментом для шитья тогда стала острая кость, т. е. рыбья игла. Позднее человек научился делать пряжу из льна и хлопка, шерсти и изготовлять ткань.
Так сначала появилась одежда, которая состояла из шкур животных, волокон и листьев растений. По времени это продолжалось где-то до 5 тысячелетия до н. э.
Одежда людей Древнего Египта также относится к древнейшей. О ней, её основных типах и формах, мы узнали из рельефных изображений и фресок, а также скульптур этой древней цивилизации. Так, одеждой мужчин Древнего Египта всех сословий был драпированный передник треугольной или прямоугольной формы — схенти.
Женщины в Древнем Египте носили калазирис – прямую рубаху на бретелях, которая состояла из прямоугольного куска материи, обернутого вокруг фигуры и закрывающего тело от груди до щиколоток.
Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались таким покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и все тело.
Самая древняя греческая одежда появилась под египетским влиянием, она тоже состояла из тяжелой драпировки, скрывающей тело человека – пеплос. Он представлял собой кусок ткани, сколотый на плечах, который подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. По канонам того времени одежду не кроили. Кроеной одежды, как мы её понимаем, у древних греков не было. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный и закрепленный на плече фибулой. Основным сырьём для изготовления такой одежды служили лён и овечья шерсть.
Позже появился другой вид мужской и женской одежды — хитон, вытеснивший пеплос. Поверх хитона надевали гиматий — как бы плащ, он представлял собой кусок шерстяной ткани 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры.
Мужской хитон изготавливали из 1 куска: вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы, а боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, делая напуск, равномерно распределялся складки вокруг торса. Женская одежда у древних греков по форме была похожей на мужскую: женщины носили те же хитон и гиматий.
У древних греков также был ещё один вид одежды — хламида. Она тоже изготовлялась из прямоугольного куска ткани, но была меньшей длины, чем гиматий, и скреплялась пряжкой на одном плече. Ее края украшали полосками с орнаментом. Свободные концы хламиды ниспадали красивыми складками — фалдами, при этом одна рука оставалась открытой. Хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.
Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника — это рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Эта одежда древних римлян, как и греков, представляла собой драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна.
Поверх туники мужчины надевали верхнюю одежду — тогу, которая стала национальной одеждой римлян. Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, как бы окутывая фигуру. Тога стала официальной одеждой, её носить надо было обязательно. Тога являлась символом зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
Знатные римлянки поверх туники носили столу из тонкого полотна, она была похожа на широкую юбку, а сверху — плащ, который напоминал мужскую тогу.
Верхней одеждой у древних римлян, которая защищала их от холода и дождя, обычно во время путешествий, служила пенула. Она собой представляла плащ без рукавов, который носили вместо тоги поверх туники. Пенулу носили также и рабы, которые, благодаря этому, легче выносили удары.
В византийской одежде наблюдались все основные предметы римской одежды — тога, пенула, туника, стола и прочее, изменились только названия. Эти виды одежды у византийцев мало отличались от римской, но она уже немного преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Это произошло потому, что византийцы изготавливали одежду, используя жесткие парчовые ткани и многочисленную вышивку.
Драпированная одежда из целого куска ткани, укрепляемого на фигуре, существовала до 9 века н. э.
В одежде периода раннего Средневековья лежит стиль, доставшийся европейцам от великого переселения народов. Это кожаные и меховые плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды. Тогда длинные и короткие туники, надевались одна поверх другой. Верхняя, длинная и широкая, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом, нижняя — с длинными рукавами, которые выпускались в прорези верхней одежды. Плащи изготовляли из шкур или сшитых кусков ткани. Они могли быть и сколотыми, связанными, прошнурованными, с отделкой и без неё. Такой плащ выкраивался в виде полукруга, а с помощью шнура, продернутого в специальные дискообразные пластины, он удерживался на плечах. Штаны в то время были короткие, до колен, или длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы.
Таким образом, в период раннего Средневековья появляется кроеная одежда из прямоугольного куска ткани, это 9-11 века н. э. Но, вплоть до 10-11 веков для одежды был характерен примитивный крой и возникновение одежды двух типов: накладной — без застежки, надеваемой через голову, и распашной — имеющей спереди разрез сверху донизу.
Так одежда, возникшая первоначально только для защиты человеческого тела от неблагоприятных климатических воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, постепенно развивалась и изменялась. В ранние исторические эпохи долгое время в одежде существовало одно стилевое направление.
В следующей части рассмотрим дальнейшее развитие и совершенствование одежды в разных странах.