- История возникновения техники батик
- Что такое батик
- История появления батика в разных странах
- Япония и Китай
- Индия
- Европа
- Россия
- Индонезия
- Простой шелковый платок в технике батик своими руками
- Потребуется:
- Порядок работы:
- Рекомендации по сочетанию цветов
- Батик: история возникновения
- Китайские и индонезийские корни батика
- Как батик покорил Европу?
- Современные техники
- Искусство батика
- Появление батика
- Распространение батика
- Индонезийский батик
- Первые красители
- Процесс создания батика в Индонезии
- Батик в Европе
- Современный батик
- Основные техники
- Этапы росписи
- Современные материалы
- Ткани для батика
- Инструменты для батика
- Рамы для батика
- Декоративно-прикладная функция батика
- Декоративная композиция
- Композиционные приемы
История возникновения техники батик
Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.
Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.
Что такое батик
Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.
Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:
- холодная;
- горячая;
- без границ.
Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.
Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.
Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.
Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.
Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.
По составу краски делятся на:
По способу закрепления бывают:
Виды резервирующего состава:
- для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
- для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.
Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.
История появления батика в разных странах
Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.
Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.
Япония и Китай
Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.
Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.
Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.
Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.
Индия
В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:
- кисточками;
- печатями из дерева.
Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.
В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.
Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.
Европа
Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.
Россия
В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.
В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.
Индонезия
Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.
В классическом индонезийском батике немного цветов:
Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.
Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.
Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.
Простой шелковый платок в технике батик своими руками
Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.
Потребуется:
- кусок белого креп-сатина;
- прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
- краски с акрилом;
- кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.
Порядок работы:
- постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
- натянуть на раму канцелярскими кнопками;
- сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
- нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
- нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
- закрасить фон;
- снять ткань;
- закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
- прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
- высушить и прогладить;
- обработать края оверлоком.
Рекомендации по сочетанию цветов
Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.
Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.
Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.
Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.
Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.
Батик: история возникновения
Люди создают рисунки на тканях с незапамятных времен, что неудивительно – ручная роспись всегда выглядит ярко и необычно. Так, батик появился более 2 000 лет назад. За столь долгое время искусство претерпело изменения, но главное – оно позволяет реализовать себя в творчестве и создавать уникальные вещи, которых не найти в магазинах.
Китайские и индонезийские корни батика
Батик – это способ росписи тканей, основанный на том, что применяется специальный резерв. Он защищает краску от растекания и позволяет обозначить границы рисунка.
История возникновения батика уходит корнями в Китайскую империю. Именно в этой технике окрашивали шелк, создавая изумительно красивые вещи. По знаменитому Шелковому пути изделия распространились по всему миру. Широкое распространение этот вид ручной росписи по ткани получил в Индии и Японии. При этом в каждой стране искусство получило свои особенности. Японцам полюбилась узелковая техника, а в Индии применяли деревянные штампы.
В Индонезии, на острове Ява, история развития батика приобрела новый виток. Даже слово «batik» – индонезийского происхождения, оно переводится как «капля воска». Со временем выделилось несколько техник:
- Горячий батик с использованием горячего воска.
- Холодный батик с применением в качестве ограничителя материала, не требующего нагревания. Изобрели этот способ росписи в России.
- «Баден», или узелковая техника с завязыванием узлов, которые опускаются в красящий раствор. Такие вещи были популярны у хиппи.
- Свободная роспись по ткани без резервирующего вещества.
Индонезийцы достигли высочайшего мастерства в росписи по ткани. Они вкладывали в нее сакральный смысл, считая, что созданные вручную полотна обладают магической силой. Раньше в приданом каждой девушки должна была быть хотя бы одна вещь, выполненная в технике батик, а сейчас такая одежда вполне естественна для местных жителей.
Как батик покорил Европу?
В 17 в. Ява стала колонией Голландии, после чего искусство батика плавно перекочевало в Европу. Позже там изобрели батик-штифт – электроприбор, с помощью которого можно хранить воск расплавленным. В 1801 г. Жозе-Мари Жаккар изобрел автоматический станок, благодаря которому начали изготавливать ткани с орнаментами, созданными художниками. С этого момента роспись по ткани вышла на новый уровень. Начали открываться фабрики по производству имитации батика.
В 20 в. Европа начала переходить на технологические методы. Однако одновременно создание батика стало массовым в Японии, где появился медный штамп «колпак» для нанесения воска на ткань. Он используется на Яве и в наше время.
Современные техники
В 21 в. история батика продолжается, а изделия, выполненные в этой технике, пользуются популярностью. Чаще всего расписывают шелковые полотна, которые могут храниться сотни лет. В современных техниках используются приемы пастели и акварели, витража, графики, мозаики.
Сейчас батиком расписывают разнообразную одежду, предметы одежды, картины на шелке. Творческий процесс захватывает, умиротворяет. Еще приятнее, что его результатом становятся эксклюзивные вещи, от которых невозможно отвести взгляд.
Искусство батика
Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно. И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.
Появление батика
Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.
Распространение батика
Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками. В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани. Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана. Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.
Индонезийский батик
Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.
Первые красители
Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого. Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников. Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.
Процесс создания батика в Индонезии
Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.
Батик в Европе
В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».
В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.
Современный батик
В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.
Основные техники
- Горячий батик.
- Холодный батик.
- Узелковый батик.
- Свободная роспись.
Этапы росписи
Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.
- Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
- Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
- Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
- Окрашивание ткани.
- Высушивание работы и снятие с подрамника.
- Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
- Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.
Современные материалы
На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.
- Работа с красителями «под утюг»
Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.
- Работа с парозакрепляемыми красителями
Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.
Ткани для батика
Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.
Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.
При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.
Инструменты для батика
Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.
Рамы для батика
Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.
Декоративно-прикладная функция батика
Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.
Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:
- предметы часто изображаются стилизованными;
- они творчески переосмысливаются;
- изменяются их размеры, форма и количество;
- допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
- при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.
Декоративная композиция
Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)
Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.
Композиционные приемы
Для придания этой выразительности используются определенные приемы.
При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.
Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.
Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).
Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.
Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.