Коклюшки кружево для начинающих пошаговая инструкция

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.
Читайте также:  Аппликация пайетками с гвоздиками

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.

  • Навешиваем коклюшки на булавки.

  1. Плетем простую полотнянку до поворота.

  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.

  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Русский компонент

Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2010 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева. Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц. Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

Originally posted 2018-08-29 09:28:18.

Оцените статью