Как сплести колье из бисера и бусин — схемы и техники плетения, мастер-класс и пошаговое руководство, изысканные фото идеи
Плетение бисером известно со времен Древнего Египта. В России в качестве бисера использовался речной жемчуг и кусочки перламутра, а индейское племя Дакоты по сей день использует так называемую технику огалала, для которой характерна необычайная легкость, воздушность и использованием не только бисеринок, но и бусин.
Виды плетения
Последователи древнего искусства используют следующие техники плетения бисером:
- французскую;
- мозаичную;
- монастырскую;
- плоскую;
- объемную;
- игольчатую;
- сетчатую;
- ручное ткачество;
- кирпичный стежок.
Начинающим мастерам следует пробовать свои силы в наиболее простых видах плетения, к которым относят плоскую, французскую и игольчатую технику.
Способы изготовления
Новичкам не рекомендуют начинать свою деятельность с оформления колье – это самый сложный вид плетения бисером. Первым опытом должно стать изготовление браслетов, брошек и сережек. Только набив руку на оформлении простых изделий можно переходить к работе над колье.
Перед тем как взяться за изготовление колье из бисера и бусин своими руками, необходимо иметь перед глазами схему, рисунок или фото того изделия, которое собираетесь сплести.
Существуют виды украшения, для оформления которого необходимо использовать только одну леску. Встречаются изделия с двумя основами, а модульные варианты требуют несколько основ, которые в итоге соединяются между собой.
Материалы
Оригинальность изделия во многом зависит от умения мастера подобрать внешнюю форму и цветовую гамму. Элегантное колье может получиться и при подборе контрастных элементов, и при удачном сочетании близких тонов палитры.
Не менее существенен и вопрос качества бисера. Дешевый материал, с существенными изъянами, не позволит создать уникальное украшение. Приобретение качественного материала, естественно, требует определенных затрат, зато принесет удовольствие как в процессе работе, так и после ее окончания, когда получится изысканный продукт.
Говоря о финансовой стороне дела, отметим, что бисер сам по себе не является дорогостоящим продуктом, так что особых денежных вложений на приобретение качественного материала не потребуется.
Используя в работе только бисер создать нечто оригинальное не удастся. Нужно приготовить дополнительные детали:
- натуральные камни;
- бусинки;
- необходимые элементы фурнитуры – застежки, замки и т.д.
Ну и конечно же, потребуются лески разного диаметра, иголки, ножницы, клей и ряд других инструментов.
Правила выбора
Бисер изготовляют из пластмассы, стекла и кости. Самым качественным читается материал, изготовленный из стекла.
Во время покупки следует:
- Внимательно присмотреться к форме и размерам бисеринок, они должны быть одинаковыми, не иметь сколов или трещин.
- Отверстия в бисере должны быть одинаковыми.
- Потрите бисер в руках, он не должен оставлять следов краски на руках.
- Купите небольшую партию материала на пробу. Дома заверните в светлую ткань и окуните в кипящую воду на несколько минут.
Качественный бисер не должен оставить никаких следов на ткани.
Если обращать внимание на страну производителя, то самым лучшим считается чешский и японский бисер. Он дороже китайского, но намного более высокого качества.
Колье «Осень»
Самое богатое на краски время года, требует большого количества разных оттенков на изготовление поделки своего имени. Понадобятся:
- яшма;
- бронзит желто-коричневого цвета;
- бусины из агата и яшмы;
- бисер – прозрачный, а также темно-золотого и коричневого цвета;
- стеклярус;
- граненые бусины;
- металлические подвески разных оттенков в виде листьев;
- застежка в виде ажурного листика;
- отрезок натуральной кожи;
- капроновая нить;
- клей;
- иглы для работы с бисером.
Подготовив все необходимые материалы и инструменты можно приступать изготовлению колье.
Пошаговая инструкция
Рассмотрим этапы изготовления колье из бисера своими руками.
Из кожи вырезается круг большего размера, чем создаваемое ожерелье. Затем:
- на основе закрепляется подвеска из яшмы и вокруг обшивается бисером цвета темное золото;
- далее подвеска оплетается в технике мозаичное плетение;
- три ряда проплетается темно-золотым бисером, а следующие четыре –коричневым;
- металлические подвески используются как элементы вышивки. Их основания закрепляются бисером, а затем прошиваются через ажурные элементы;
- полупрозрачным бисером и гранеными бусинками очерчивается контур вокруг яшмы;
- выкладывается ряд из стекляруса;
- заключительный ряд контура оформляется коричневым бисером;
- получивший лист вырезается по всему контуру, с походом на пару миллиметров;
- получившая заготовка служит шаблоном при помощи которого вырезаются два листа – один из кожи, другой из картона (величина новых заготовок на пару-тройку миллиметров меньше уже готовой);
- новые заготовки склеиваются;
- иголкой прошиваются обе части так, чтобы бисер располагался параллельно крайнему ряду вышивки;
- в центре располагается бронзит и оформляется по контуру бисером;
- листы объединяются с помощью бисера, бусин из агата и яшмы;
- сплетаются два жгута (длиною около одного сантиметра) в технике американское плетение;
- на нить набираются по четыре бисеринки золотистого и коричневого цвета;
- затем нанизывается одна коричневая и четыре золотистых бисерин, и такая операция продолжается до получения нужной длины жгута;
- на одном из концов закрепляется застежка-тогл (специальное приспособление для бижутерии);
- на втором конце жгута соединяются бусины из агата и яшмы;
- подобным образом оформляется еще один жгут, с добавлением нескольких бусин в верхней части, для более элегантного расположения колье на дамской шее.
Как видите, процесс изготовления требует упорства и усидчивости, внимательного следования инструкции, покупки необходимым деталей, но получившееся в итоге необычное изделие оправдывает все затраты времени и труда!
Янтарь
Окаменевшая смола, которую добывают на морском или речном дне, используется в изготовлении различных оригинальных ювелирных изделий и бижутерии. Еще Аристотель предполагал, что основой солнечного камня послужила смола хвойных деревьев.
Однако, больше эмоций у людей вызывает красивая легенда древних греков, связывающая появление янтаря с безутешными сестрами Фаэтона.
Предотвращая гибель мира от мчавшегося без разбора пути, на колеснице отца мальчишке-Фаэтоне, Зевс сразил его молний. Мать и сестры так оплакивали погибшего, что боги сжалились над ними и превратили их в тополя. Однако, даже став деревьями, мать и сестры (гелиады) продолжали плакать, роняя в реку янтарные слезы.
Изделия из природного янтаря ценятся очень высоко. Ювелирами разработана единая система оценки камня, основанная на принципе четырех С (согласно латинскому алфавиту). Стоимость предполагает учет четырех характеристик:
- цвета (color);
- чистоты (clarity);
- огранку (cut);
- вес (carat weight).
Зачастую, получается так, что большой камень, стоит в десятки раз меньше мелкого,только потому, что не соответствует всем ювелирным параметрам, в отличие от маленького.
Изделия из янтаря
В специализированных салонах и ювелирных магазинах можно купить необычное колье из бисеринок природного янтаря. Бижутерия, изготовленная из мелких камней или янтарной крошки вполне доступно людям со средним достатком.
Вес слезы гелиды определяется в каратах, как для всех драгоценных камней. Имеет ли смысл самому заняться поделкой из этого камня? Исходя из того, что стоимость материала весьма высока, а не будучи профессионалом в ювелирном деле, и возможность испортить материал очень высока, заниматься этим мастерам-любителям не рекомендуется.
Мастер-класс по изготовлению колье из бисера «Forever Autumn»
Мой мастер-класс посвящен изготовлению чудесного колье в технике «вышивка бисером» и расскажет о том, как создать свое неповторимое украшение.
Мастер-класс содержит описание целого комплекса основных техник вышивки, оплетения камней, аммонитов, риволи; я также поделюсь некоторыми тонкостями и нюансами работы с бисером, которые будут полезны для начинающих, а также для тех, кто уже работает с бисером.
Я очень надеюсь, что мой мастер-класс вдохновит и поможет всем, кто хочет создать свое уникальное украшение!
Мастер-класс изобилует подробными фотографиями и схемами, сделанными лично мной, я очень старалась, чтобы все было понятно и доступно 🙂
Итак, что нам необходимо:
1) Декоративный фетр (тонкий, мягкий, листовой, белый или цветной).
2) Бисер необходимых оттенков (круглый размера №11, 8 и №15 и циллиндрический (Miyuki Delica/Toho Treasures) №11).
3) Каменные кабошоны, аммонит.
4) Риволи (Swarovski или другого производителя).
5) Кожа искусственная или натуральная (цвет — подходящий к цветовой гамме колье).
7) Карандаш, фломастер.
9) Фурнитура для украшений (2 коннектора, пины, колечки, замочек).
11) Акриловые краски (если используется фетр белый).
12) Игла для вышивки бисером.
13) Нити (обычные хлопковые повышенной прочности и вощеные для обработки края).
14) Тонкогубцы, круглогубцы, кусачки, инструмент для разжимания колец.
15) Вдохновение и хорошее настроение 🙂
Первое, с чем нужно определиться, это цветовая гамма колье. Лично я советую выбирать один или два главных цвета, обязательно добавить металлический оттенок («золото», «серебро» и т. д.), плюс оттенки главных цветов.
Важный момент: ваши 2 цвета должны 100% сочетаться друг с другом, иначе украшение не будет выглядеть гармонично. Использование оттенков также очень важно, они помогают создавать оптический объем и уйти от плоскости. По этой же причине будет не лишним использование бисера разных размеров и форм. Но повторюсь, очень важно не уходить от цветовой концепции.
Я выбрала 2 цвета: коричневый и фиолетовый, их разнообразные оттенки и бисер металлических оттенков (золото, бронза), которые подходят к основным цветам. Отобрала все, что по цвету может пригодиться.
Концепция колье такова: не симметричный рисунок, наличие цветов (какая же осень без цветов :)), осенние листья, улитка, камни.
Берем готовую выкройку (или ее можно сделать, обрисовав линию горловины футболки). Нам здесь важны 2 линии: линия горловины и середина.
(Выкройку можно сохранить на компьютер и распечатать для использования)
Затем акриловыми красками красим фетр с лицевой стороны.Даем высохнуть (быстро высохнет на солнышке). Акрил, когда высыхает, образует очень удобную поверхность для вышивания.
Важный момент: сушить покрашенный фетр нужно только в горизонтальном положении! Иначе краска может просто стечь,оставив разводы и светлый тон.
Далее располагаем наши кабошончики и остальные элементы так, как велит нам наша фантазия, и обводим.
Я буду использовать кабошоны яшмы «леопард», фиолетового агата, аметиста и аммонит.
Важный момент: при использовании прозрачных камней, например, горного хрусталя или кварца, не рисуйте фломастеров или ручкой с темным стержнем, а также старайтесь не проводить там никакие линии, так как впоследствии они могут быть видны и просвечивать сквозь камни!
Убираем наши материалы и дорисовываем ориентировочные контуры будущих листьев.
Далее приклеиваем кабошоны, используя клей «Момент Кристалл» или «Момент Резиновый».
Важный момент: рекомендую правильно использовать клей согласно инструкции сзади тюбика: обезжиривать заднюю поверхность кабошона и выдерживать хотя бы 5 мин. перед склеиванием поверхностей. Прочность склеивания будет еще выше!
Даем камушкам и клею просохнуть и начинаем обшивать кабошоны.
Я могу выделить 2 базовых способа вышивки бисером:
1) когда пришивается каждая бисеринка способом «назад иголка»;
2) когда набирается 3 ( или больше) бисеринок и пришивается последняя из них.
Схемки наглядно покажут Вам, как пришивается бисер:
Я буду вышивать первым способом, пришивая каждую бисеринку, второй способ нам пригодится позже, при вышивке элементов мелким бисером.
Старайтесь линию вышивки делать максимально ровной, располагать бисеринки близко друг к другу без просветов. Сначала, возможно, будет получаться не очень ровно, но не нужно отчаиваться: этот навык сформирует практика 🙂
Бисеринок должно быть четное число!
Важный момент: пришивайте бисеринки «на совесть» и обязательно пропускайте иголку с ниткой еще раз через все бисеринки:
После того, как мы обшили таким образом, как бы «обвели» кабошон, мы приступаем к его оплетению.
Я буду оплетать способом «Мозайка». Приплетаем второй ряд бисеринок через одну над базовым рядом:
Далее делаем третий ряд, вплетая бисер между выступающими бисеринками предыдущего ряда:
Рядов должно быть такое количество, чтобы они как бы удерживали кабошон, но и не сильно закрывали его поверхность. Последний ряд делается аналогично, но только используется мелкий бисер, размером № 15.
Важный момент: если у Вы понимаете, что у Вас заканчивается нитка и ее длины не хватает на оплетение всего камня — не беда! По мозайке спустите нитку вниз в базовый первый ряд и выведите на изнанку, чтобы сделать узелок. Точно таким же способом выводите новую нить по мозайке (по кирпичикам) на необходимый ряд.
Вернемся к аммониту. В нашей композиции он будет играть роль улитки, сидящей на камушке рядом с листиком. Аммонит — прекрасный материал, но зачастую он очень неудобен для оплетения и работы. Если перевернуть аммонит, то с «изнаночной» стороны он неровный и клеить его нельзя, так как и смотреться он будет неровно и некрасиво. Поэтому мы стачиваем заднюю поверхность аммонита до достижения необходимой его высоты (ориентировочно это 2-3 ряда бисера). Для этого я использовала точильный камень (для заточки ножей):
Важный момент: избегайте чрезмерного давления на аммонит при стачивании, так как он довольно хрупкий и может попросту разломиться!
После подготовки аммонита, приклеиваем его, обводим по выступающим границам и обшиваем бисером (я использовала Miyuki «Ягода»).
Оплетать нашу улиточку будем способом по типу гобеленового плетения. Количество бисеринок в первом ряду при этом способе оплетения может быть любым: и четным и нечетным.
Первую бисеринку второго ряда набираем как в способе «мозайка».
Набираем вторую бисеринку, но иголку вытягиваем справа налево через только что пришитую бисеринку второго (верхнего ряда):
Затем иголку с ниткой протягиваем через нижние 2 бисеринки и следующую третью нижнего ряда:
Далее повторяем весь алгоритм с последующими бисеринками:
Вот как получается у меня:
Если у вас получается бисеринка ровно над бисеринкой, значит, вы все делаете верно. Старайтесь не перетягивать нить. Далее таким же способом делаем третий ряд бисером 15-го размера (у меня цвет «Золото»). Вот что должно получиться:
Теперь нам нужно закрыть пустой уголочек, подтянув перетяжками противоположные стороны.
Такой способ очень вписывается в нашу улиточную концепцию и даже украшает аммонит.
В итоге у нас получается вот что.
Самое время перейти к подготовке цветочных сердцевинок — оплетению риволей.
Набираем 36 бисеринок 11-го размера (я использовала цилиндрический бисер цвета «Глянцевый батик») и завязываем нитки узлом, образуем кольцо.
Важный момент: обязательно проверяйте размер получившегося кольца из бисеринок. Очень важно, чтобы риволи проходили через кольцо вплотную, но не были ощутимо меньше его.
Далее плетем еще 2 дополнительных ряда способом «Мозайка» тем же бисером:
И добавляем еще 2 ряда бисером 15-го размера (я использовала цвет «Золото»).
Вставляем нашу риволь и выводим рабочую нить, спуская по мозайке на противоположную сторону.
Делаем 1 ряд мелким бисером. На данном этапе необходимо проверить, не вылетает ли наш кристалл из сплетенной оправы. Если камень хорошо держится, то стольких рядов достаточно, если нет, то доплетаем еще ряд бисером 15-го размера.
Далее выводим нить к другой ниточке, где у нас находится наш первоначальный узелок. Снова завязываем узелок.
Таким же способом оплетаем другие сердцевинки.
Затем приступаем к вышивке осенних листиков. Сначала вышиваем контур более темным оттенком. Жилки листика выделяем бисером 15-го размера.
Далее «раскрашиваем» листик оттенками, которые нам нравятся, пришивая бисер по направлению от внешнего края листика к середине. Я буду использовать оттенки «Светлая бронза», «Ягода», «Розовато-лиловый», «Дымчатый топаз», «Античная бронза».
Следующий этап: пришиваем сердцевинки-риволи.
Сначала выводим на изнаночную сторону нитки от риволи и также завязываем узелок. Для надежности я еще капаю немного клея в самый центр. Далее пришиваем риволи к фетру за нижний (базовый) ряд из 11-го бисера. Будьте внимательны!
Таким способом пришиваем остальные сердцевинки, начинаем «раскрашивать» лепестки наших цветочков и вышивать листья на другой стороне.
Важный момент: избегайте пробелов между пришитыми бисеринками. Мелкий бисер 15-го размера здесь наша палочка-выручалочка! Им очень удобно заполнять эти пробелы.
Итак, вот что у нас получилось!
Аккуратно вырезаем вышивку, стараясь не повредить нити.
Затем кладем вышивку на лист дублерина, обводим и проводим еще один контур, отступая от края приблизительно 1,5-2 мм.
Вырезаем по новому контуру.
Важный момент: дублерин скроет все узелки изнаночной стороны и в меру уплотнит вышивку. Также можно использовать бумагу или картон. Минус использования бумажной прослойки: высокий риск образования заломов, которые особенно видны при использовании тонкой искусственной кожи. У дублерина риск образования заломов при сгибании меньше.
Затем приклеиваем дублерин к изнанке вышивки.
Следующий этап: прикладываем нашу вышивку к коже (я использовала натуральную), обводим, вырезаем, приклеиваем.
Обрезаем все лишнее,контур кожи должен быть ровно по вышивке, либо выступать буквально на 1 мм. Даем подсохнуть.
Следующий этап: обработка края. Мы будем обрабатывать край таким способом, при котором бисеринка лежит отверстием наружу. Данный способ подходит потому, что вышивка вместе с кожей образовали достаточную высоту по бисерным меркам, и чтобы закрыть край, подойдет именно этот способ.
Прячем узелок между слоями вышивки, выводим иголку с нитью на изнаночную сторону:
Набираем 1 бисеринку. Затем иголкой протыкаем все слои (рядышком с тем местом, откуда игла выходила) :
Вытягиваем нить, образуя петлю, которую надеваем на палец:
Проходим бисеринку иголкой «снизу-вверх», вытягиваем нить:
Далее повторяем алгоритм: набираем бисеринку, на расстоянии примерно одной бисеринки от предыдущего стежка протыкаем иголкой слои, вытягиваем нить на лицевую сторону и иголкой проходим бисеринку «снизу-вверх».
Вот как должно получаться:
Обрабатываем таким образом весь край.
Очень аккуратно, но крепко пришиваем коннекторы. С помощью инструментов и фурнитуры делаем цепочку с бусинами и колечками, крепим замочек и. вуаля!
Вот такая осенняя история у нас получилась!
Вы можете использовать любые цвета, кристаллы и камни. Бисер открывает огромные возможности для творчества!
Очень надеюсь, что мой мастер-класс будет вам полезен, и каждый найдет что-то для себя.
Спасибо за внимание!
Вдохновения и удачи в творчестве! 🙂