Композиционное построение узоров для вышивки

Композиционное построение узоров для вышивки

О композиции и построении орнамента

На занятиях кружка руководитель постепенно знакомит учащихся с различными композиционными приемами, построением узора.

В школе на уроках изобразительного искусства учащихся знакомят с понятием «композиция», на занятии в кружке надо объяснить, что композиция в декоративном произведении несколько отличается от композиции живописного рисунка, в ее задачи входит общее решение плоскости изделия, являющегося украшением, имеющим определенное назначение. Следовательно, соразмерность и расположение частей орнамента, характер узора, цветовое решение будут зависеть от характера изделия, его применения. Нужно показать детям примеры наиболее удачно найденных решений оформления декоративных изделий, использования изделий в интерьере (на рисунках, фотографиях и т. д.).

Прежде чем приступить к выполнению какого-то изделия, его необходимо продумать в целом, найти форму, определить расположение орнамента, характер узора, цвет. Все это сначала надо выполнить на бумаге.

Художественное решение декоративного произведения: его замысел, членение плоскости, определение пропорций элементов, характер и расположение орнамента, колористическое решение — все это входит в общее понятие «композиция». Занимаясь декоративным рисованием в кружках художественной вышивки, школьники узнают о ритме, симметрии, цвете, усваивают способы составления различных узоров, вначале простых, затем более сложных.

При знакомстве с орнаментом вначале используется наиболее простой композиционный прием, при котором однородные элементы орнамента равномерно повторяются, затем более сложный — это чередование элементов, различных по форме, размеру, цвету. Обычно принцип повторения части рисунка используется при построении орнаментального узора в полосе. Этот принцип называется раппортом (повторением).

Читайте также:  Виды швов вышивки лентой

При выполнении практических заданий по составлению узоров орнамента в младшей группе можно использовать несложные аппликации из цветной бумаги в виде кружочков, квадратиков, елочек, цветов и других форм. Дети, перемещая эти несложные элементы, ищут различные варианты расположения их в полосе.

Показывая различные образцы орнаментов, демонстрируя составление орнаментов из отдельных элементов, вырезанных из цветной бумаги, преподаватель, задавая кружковцам наводящие вопросы, помогает вспомнить, где они видели использование приема повторения части орнамента. Учащиеся приводят примеры: на тканях, в вышивке, кружевах, росписях по дереву, в украшениях зданий и т. д.

Постепенно кружковцы переходят от составления узоров с повторяющимися элементами к созданию декоративных композиций, где используются более сложные виды взаимосвязи элементов — сплошное, ковровое заполнение плоскости, симметричное построение узора, объединение главных элементов узора различными способами.

Расположить узоры в квадрате, круге, ромбе, прямоугольнике сложнее. Составление узоров такого рода требует умения охватить взором всю плоскость. Нужно выделить середину или края, углы или разбить плоскость на полосы, клетки и т. д.

Наряду с элементами, не имеющими изобразительного смысла, в орнамент узоров часто включаются растительные мотивы — листья, плоды, цветы, а также стилизованные мотивы растений и образы животного мира.

Изучение строения растений, зарисовка их, например осенней ветки рябины с красными ягодами, желтых листьев клена, осины, помогает школьникам не только освоить навыки в рисовании с натуры, но и создает эмоциональный настрой, который помогает в создании образа природы в декоративном произведении.

Используя в дальнейшем свои зарисовки и подвергая их декоративной переработке, кружковцы при создании орнамента для декоративного изделия учатся связывать задачу изображения с задачей украшения. Образы и мотивы растительного мира располагают на плоскости как красивее, согласно ритмическому порядку, а не так, как в природе.

В декоративных узорах соотношения размеров растений, цветов, птиц, человека могут быть изменены в соответствии с замыслом, они зависят от формы и поверхности украшаемого изделия, от ритмического расположения частей рисунка, от характера орнамента и т. д. Поэтому в узорах народной вышивки изображения птиц, цветов часто гораздо больше по величине, чем изображение человеческой фигуры.

Большое значение в декоративном произведении принадлежит соотношению размеров отдельных его частей, орнаментальных и не заполненных узором поверхностей. Изобразительные формы часто лишаются объема, делаются плоскими. Такое плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц, человека является отличительной особенностью декоративного изображения. Главная роль принадлежит выразительности очертаний формы предмета, трактовке орнаментальных мотивов, их расположению на плоскости. Растения, животные, птицы в декоративном произведении узнаются по характерным линиям, формам, силуэту. Их рисуют линией, контуром, здесь нет стремления к точному изображению предмета, а даны только его характерные признаки, внутри же формы они решены орнаментально.

Предметы в декоративном изображении являются элементами узора, они выполняют роль украшения поверхности, подчинены и связаны с ней и не должны нарушать ее. Так, например, силуэт птицы, животного трактуется не в соответствии с их природой, а в соответствии с характером орнамента и зависит от фактуры ткани, техники выполнения. Плоскостное решение узоров, их взаимосвязь со структурой ткани создают декоративную целостность произведения.

Учащимся предлагается нарисовать растительный орнамент в полосе. Но прежде рекомендуется дать им задание нарисовать в альбоме несколько разных по форме осенних листьев и сравнить между собой листья различных растений. Можно предложить попробовать передать характер каждого листочка одним лишь контуром или силуэтом, пользуясь при этом краской одного цвета.

Показывая учащимся таблицу, где силуэтом и контуром изображены различные листья, растения, цветы, плоды, предлагается перечислить названия растений.?

При выполнении этого задания дети могут включать в орнамент свои зарисовки осенних листьев, плодов, цветов. Внимание кружковцев обращается на размещение украшаемых полос на листе бумаги, размер орнаментальных мотивов в полосе и размещение основных элементов узора.

Одной из задач, поставленных перед кружковцами, является умение украшать предмет (плоскость листа, заменяющего предмет). Таким образом чистый лист бумаги можно представить и как платок и как салфетку, панно и т. д.

При работе над орнаментом в квадрате или прямоугольнике учащиеся представляют лист бумаги как определенное изделие и пробуют украсить его различными узорами, по-разному располагая их. При этом они не должны забывать, что именно они рисуют — салфетку, ковер или панно. От этого зависит расположение орнамента, узор будет подчеркивать назначение изделия»

Так, придумывая различные варианты заполнения плоскости, учащиеся выделяют середину или кайму, углы или делят плоскость на клетки, полосы. Они выбирают орнамент узоров по своему усмотрению: геометрический, растительный с изображением животных, птиц и т. д.

Закончив работу над орнаментом в целом, кружковцы переходят к прорисовке отдельных его частей, при этом надо следить за четкостью рисунка и правильностью передачи его форм.

При обучении декоративному рисованию на занятиях используется большое количество наглядных пособий и образцов. Образец будет примером того, как по-разному можно нарисовать узор в полосе, квадрате, круге, как по-разному можно решить цветовую задачу. Несколько образцов одной формы, отличающиеся друг от друга какими-либо особенностями, дают возможность пронаблюдать, что в них есть общего и какие имеются различия.


Рис. 67. Панно (композиция по мотивам вышивок Севера)

Руководитель подводит кружковцев к тому, как по-своему можно комбинировать элементы в этих образцах или придумывать новые варианты узоров, не подражая образцу и не копируя его. Образец может дать развитие мысли, натолкнуть на оригинальное решение плоскости или изделия.

После окончания работы над орнаментом преподаватель организует просмотр работ, их обсуждение. Он отмечает наиболее удачные работы, красивое цветосочетание, правильность расположения элементов, оригинальное решение узора в полосе и т. д. Наиболее интересные работы (узоры) предлагается выполнить практически, воплотить в изделии.

На рисунке 67 приведено панно, композиционное решение которого, узор выполнены учащимся по мотивам вышивок Севера.

Презентация на тему: Композиционное построение орнаментов в вышивке с использованием информационных технологий

«Ремесло за плечами не висит» Тема: «Композиционное построение орнаментов в вышивке с использованием информационных технологий». Разработала : Салеева С.Г. учитель технологии ГБОУ СОШ с. Рысайкино

ЦЕЛЬ УРОКА Композиционное построение орнаментов с использованием мультимедийных программ.

История русской вышивки. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX- XII вв. Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XV-XVII вв. На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве.

Композиционное построение узоров

композиция Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Форма и содержание зависят: от того, какие швы будут использованы (крест, полукрест, счетная гладь, роспись, гобелен и др.); от назначения изделия (полотенце, скатерть, комплект постельного белья и т.д.)от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов)

РИТМ Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.

РАППОРТ Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент.

ОРНАМЕНТ Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы назначения и материала, из которого выполняется изделие.

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВЛЕНТОЧНЫЙ орнамент СЕТЧАТЫЙ орнамент ЦЕНТРИЧЕСКИЙ орнамент

Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.

Практическая работаЧувашский народный орнамент узор “братство, солидарность”

Тема: «Вышивка». Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов

Разделы: Технология

Урок 1. Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: «крест», гобеленовый шов.

Цель урока: ознакомиться с историей вышивания в России, основными приемами вышивания.

Задачи:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории,
  • ознакомить с композиционным построением узоров,
  • научить технике выполнения счетных швов,
  • формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.
  • воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства – вышивке,
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.
  • развивать координацию движений рук, исполнительские умения,
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование: Презентация «Вышивка. Первый урок» (приложение), мультимедиапроектор, ПК.

Инструменты и материалы: пяльцы, канва 20*20 см, нитки мулине, набор игл с широким ушком, ножницы, тетрадь, фломастеры.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации.
  3. Объяснение нового материала
  4. Практическая работа
  5. Анализ и оценка урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Учитель проверяет готовность учениц к уроку.

2. Формирование мотивации.

Учитель. Это первый урок нового раздела. Изучая вышивку, счетные швы, вы прикоснетесь к истории художественных народных промыслов, узнаете, как проводили свой досуг ваши прабабушки, увидите, как при помощи вышивки можно придать неповторимый вид обыденным вещам, одежде, украсить интерьер.

Учитель предлагает назвать основные мотивы народной вышивки данной местности и используемые швы.

Учитель подводит итоги, заостряя внимание на таких вопросах, как:

  • Откуда учащиеся получили данные сведения?
  • Где учащиеся могли видеть вышитые изделия?
  • Занимаются ли вышиванием в семье учащегося?
  • Кто занимается вышиванием?
  • Умеют ли учащиеся вышивать?
  • Почему нужно уметь вышивать?
  • Какие швы вы изучали и применяли в вышивке на уроках технологии в предыдущих классах?

3. Объяснение нового материала. Слайд 2.

Учитель объявляет тему урока и рассказывает об истории вышивки.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Еще при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, искусно вышитые шерстяными и шелковыми нитями.

На Руси вышивка применялась для украшения народного костюма, потому что одежду шили из домотканого полотна. Естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана с традициями, обрядами, передавалась из поколения в поколение. А городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красатой.

Слайд 3,4, 5. Учитель. Современные мастера используют не только старинные образцы, но и создают свои новые композиции. При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

  • какие швы будут использованы в работе;
  • назначение изделия;
  • расположение узора на изделии;
  • выбор цвета для его выполнения.

Все это — слагаемые понятия «композиция».

Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.

Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.

Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент.

Слайд 6. ученицам предлагается определить по фото вид орнамента.

Учитель предлагает учащимся в своих тетрадях с помощью цветных фломастеров по клеточкам нарисовать свою композицию, используя любой из видов орнамента.

По окончании работы оценивает рисунки, отмечая лучшие.

Учитель поясняет, что при выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и другие.

Сегодня мы познакомимся с двумя из них: «крест» и гобеленовый. Вышивка счетными швами требует постоянного счета нитей ткани, а это значит, что нити должны быть хорошо видны. Для этого используют специальную ткань.

Слайд 7. Учитель просит ответить на вопрос:

«Какие инструменты и материалы нам понадобятся?» Учитель показывает иглы для вышивки, различные виды пялец, «канву», нитки «мулине», подробно рассказывая об их назначении.

Перед началом практической работы, ученицы вспоминают правила техники безопасности. Слайд 8.

4. Практическая работа. Слайд 9.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Учитель показывает выполнение стежков «крест» в вертикальном, горизонтальном и диагональном положении.

Учитель показывает выполнение гобеленового шва.

Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

Учитель обходит рабочие места учениц, контролируя правильность выполнения операций, соблюдение техники безопасности.

5. Анализ и оценка урока. Слайд 10.

Учитель предлагает ответить ученицам на вопросы:

  • Что такое композиция?
  • Что такое орнамент?
  • Почему счетные швы получили такое название?
  • Какую ткань используют для вышивки счетных швов?

Учитель подводит итоги урока, вместе с учащимися просматривает выполненную работу, выявляют достоинства и недостатки работ, сравнивают работы учащихся между собой и оценивают их.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению творческого проекта «Изготовление паспарту в технике ручной вышивки».

Оцените статью