Композиция узоров для вышивки

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Основные средства построения композиции в вышивке

Композиция в вышивке

Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. Основные средства композиции, которые служат для наиболее полного выражения идеи произведения: ритм, симметрия, раппорты, пропорции и т. д. В композиции всегда есть главное и соподчиненное. Главное может быть выделено различными художественными приемами и необязательно расположено в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных. Построение полосы – простейший способ показа ритма в орнаменте.

Орнамент самостоятельного значения не имеет. Он украшает, оформляет изделие, является неотъемлемой частью и зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения (счетные швы, владимирские швы, гладь) и др.

Орнамент, расположенный на поверхности предмета, может украшать или всю поверхность (ковер), или какую-то его часть (края салфетки или середину наволочки). Для построения орнамента могут быть использованы геометрические фигуры (треугольники, квадраты, звезды, окружности, ромбы и т.д.), растительные мотивы (листья, цветы, ветки, деревья и т.д.), изображения животного мира (насекомые и птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в обобщенной форме. Иногда в орнаменте сочетаются геометрические фигуры с мотивами природы. Орнамент возникает тогда, когда один и тот же мотив повторяется один или несколько раз. Для этого составляют только общие, характерные для целого вида растений или животных, черты. Обобщенные, стилизованные элементы могут легко повторяться в орнаменте несколько раз, образуя ритмическое построение (ряд).

Читайте также:  Вышивка родные берега от золотое руно

Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор строится на основе симметрии и асимметрии; такой узор также будет орнаментальным.

Обязательным условием построения орнамента является соразмерность его частей, плавность и ритмичность линий, образующих его. Например, для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок. Построение рисунка может быть по одной оси симметрии, по двум и нескольким осям, когда ось симметрии скрыта (узор для круглой салфетки). Принцип построения по одной оси симметрии основан на зеркальном отражении. Построение композиции может быть основано и на принципе равновесия.

Орнаментальная полоса может быть построена по двум схемам: в первой мотив ветки повторяется несколько раз и расположен в направлении снизу вверх направо; во второй схеме этот же мотив расположен поочередно то снизу слева вверх направо, то сверху слева вниз направо. Такое повторение одинаковых элементов или группы элементов называется раппортом.

Часто узор строится в замкнутой плоскости. Это может быть скатерть квадратной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение узора. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина, скатерть или салфетка могут быть разделены на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки. Построение угла также может быть различным.

Уроки дизайна вышивки. Урок 3. Композиция

Урок 3. Композиция, или Умение живописно формулировать мысли.

В этом уроке мы начнем «говорить» с помощью рисунка. Урок будет философски-рукодельным, достаточно возвышенным и одновременно практическим.

Наверное, все вы слышали старый анекдот, в котором ребенок не говорил до 16 лет только потому, что все его устраивало, чай был в меру горячий, а суп в меру соленый, то есть ему попросту незачем было говорить и общаться. Так и в рисунке — чтобы что-то нарисовать, вначале должно возникнуть желание поделиться эмоцией или идеей с другими, то есть должна быть осознанная мысль, которую вы хотите выразить. Если мысли нет, то и рисовать нечего, либо рисунок получится подобным пустой болтовне, и вряд ли в нем случайным образом обнаружится то, чего не было в голове его создателя. Другое дело, когда идея есть, а вот выразить ее сложно. Эта проблема — не проблема, а дело техники, которой учатся, и которая не так уж сложна.

Посмотрите на эти три картинки с одуванчиками. Вы замечаете разницу в настроении? Слева — сочные молодые одуванчики, начало мая, по-видимому, солнечный день — бодрость и беззаботность. На картинке в центре — легкая ностальгия, весна уходит. А на рисунке справа — сказочность, бутоны, цветы и пушистые шапочки — все вместе, все в одном изящном танце. Думаю, что если поменять картинки местами, то и текст не обойдется без корректировки, так как рисунки имеют ярко выраженное настроение. Этим настроением и обусловлен выбор форм, линий и цвета, которые все вместе можно назвать композицией.

Каждый элемент рисунка — это нарисованное слово, с помощью которого, вы выражаете свою мысль. Подумайте, что вы хотите нарисовать: радость, нежность, тишину, спокойствие или движение? Как вы хотите об этом сказать (то есть нарисовать, конечно) — коротко и ясно, как народная пословица, или образно, с недосказанностью, как японская поэзия, а может вы хотите нарисовать и вышить целый роман со сложным сюжетом? Как минимум, секунд 10 — 15 вы должны потратить на обдумывание (можно, конечно, и несколько больше 🙂 Относительно речевого процесса обычно рассматривают обратное движение, когда образ первичен, а слово вторично. Ну, это опять семиотика 🙂 Мы же с вами будем говорить не словами, а рисунками.

Как только мысле-образ сформирован, можно сразу приступать к рисованию. Теперь мы можем воспользоваться методом, которым обычно пользуются дизайнеры интерьеров, когда к ним приходят заказчики. Обычно клиенты говорят так: «..хочу. что-нибудь такое, . чтобы было свежо и уютно..» В уме дизайнера возникает салатово-розовое пятно размытых очертаний. Он начинает всматриваться в него, параллельно задавая клиенту наводящие вопросы, так сказать, наводя резкость изображения: «В каком стиле, каков бюджет. » — и тому подобное. Так и мы, вначале постараемся увидеть как бы издалека нашу конечную цель, постепенно подходя к ней ближе, пробираясь сквозь туман сомнений и нерешительности.

Например, если мы решили сделать рисунок для диванной подушки, варианты нашего первоначального образа могут быть такими (если мы предпочитаем геометрическую правильность) :

Или вот такими, если нам больше по душе свободные формы:

Теперь, мы уже как ландшафтные дизайнеры, можно сказать, разметили зону газона и цветника. Газон для нас — это области белого цвета, их мы трогать не будем. А цветник — это области серого цвета, которые мы должны оживить, заполнить прекрасными цветами (а может и не цветами) и наполнить радостью (или спокойствием — по желанию 🙂

Начнем делать первоначальные наброски. Разметим движения стеблей, положения головок цветов, направления основных листьев. В этом примере мы рассмотрим построение свободной композиции, т.е. в каждой области серого цвета мы будем располагать наши элементы не симметрично, а произвольно. Даже на рис. А и С, на бордюрах, мы использовали не повторяющийся орнамент, а дали свободу стеблям цветов.

Как видите, практически любая фигура с легкостью может быть заполнена цветочными мотивами. Рисунки такой сложности вам по силам, даже если вы только сегодня утром купили себе первый карандаш.

Рассмотрим более подробно процесс заполнения круглой формы. В данном случае это будет витиеватый узор, но, также можно заполнить форму и более натуралистично, расположив цветы так, как вы их видите в природе.

Рис. А — главное движение стебля, основа композиции, наш замысел. Постепенно мы начинаем уточнять его, добавляя новые «фразы» — элементы узора: более тонкие веточки, положения головок цветов, направления крупных листьев (рис. В-D). На этом этапе мы создаем базовую структуру узора, основную концепцию нашей идеи. Рис. Е — уже сформулированная мысль. Теперь мы можем ее развивать, дополняя красивыми «словами» — цветами и листьями.

На рис. H и I — конечные варианты узора. Обратите внимание, базовая схема этих рисунков одна и таже — рис. Е, а вот вариантов ее заполнения может быть множество. Так ведь и в жизни — идея может быть одна, а высказать ее можно разными словами.

Этот метод построения свободной композиции также можно назвать «строительным» — мы как-бы строим наш рисунок, начиная с каркаса (рис.А), постепенно укрепляя и заполняя его структуру, делаем, так сказать, «обшивку», получая базовую модель — рис.Е (как здание без отделки). Этапы F, G, H — это процесс отделки.

Другой пример — заполнение квадрата. Этапы все те же: каркас, обшивка, отделка 🙂

В итоге мы получили весьма симпатичные варианты рисунков для центра диванной подушки. Настроение — легкое, светлое, радостное, как весенний ветер. Кажется, что дотронешься до цветочка — и все закачается, придет в движение. Мы могли бы сделать рисунок менее сложным по конструкции или более ярким по цвету — это уже дело вкуса. Общий принцип построения один и тот же:

Замысел (для какого изделия хотим создать рисунок, какое настроение хотим передать, какую мысль вкладываем).

Общая планировка изделия (разметка газона и цветника).

Создание базовой структуры для каждого мотива .

Заполнение структуры мотива деталями.

Тут вроде-бы самое время упомянуть о законах композиции. При такой формулировке похоже, что композиция — это парламент, издающий законы, обязательные для исполнения, а за неисполнение — штраф. На самом деле в рисовании не совсем так. Я бы сказала, что в декоративной композиции есть не законы, а свойства. Их можно сравнить со вкусами в кулинарии. Есть блюда, которые нравятся многим людям, их вкус признан классическим, а рецепты написаны во всех кулинарных книгах, но есть блюда поострее, или посолонее, или с новым вкусом, который вы никогда не пробовали. Может быть много ингредиентов или мало, один основной и немного специй, или настоящий винегрет. Все имеет право быть. Главное — это чувство меры.

В литературе можно найти такие примеры законов композиции:

и многие другие.

Для тех, кому интересно серьезно разобраться с этой премудростью, могу посоветовать следующие книги:​

Евгений Кибрик — Объективные законы композиции в изобразительном искусстве;

Рудольф Арнхейм — Искусство и визуальное восприятие;

Калуст Даглдиян — Декоративная композиция;

Василий Кандинский — Точка и линия на плоскости.

Если же говорить по-простому, то совет один — во всем опирайтесь на свое чувство гармонии и здравого смысла, а также на свой вкус. Если все делать идеально по правилам, то у всех должны получаться примерно одинаковые работы, а мы ведь не к этому стремимся. В технике без этого не обойтись — есть правила и ГОСТы, чтобы все было унифицировано, удобно для производства и эксплуатации, а в художественном творчестве главное другое — выразить мысль и эмоцию, поэтому не может быть жестких правил. Это все равно, что придумать правила для создания мечты 🙂

Однако, пару примеров все же рассмотрим.

Рис. А может показаться несколько несбалансированным, кажется, что этот букетик должен начать наклоняться влево, потому что его левая половина явно визуально «тяжелее». На рис. В — один из вариантов балансировки изображения с помощью небольшой гири. Вроде, теперь все стабильно. Если гиря не входит в ваш замысел, можно попробовать уравновесить композицию, добавив в правую часть крупный яркий цветок. Это тоже создаст оптический «вес». Сразу открою большой секрет. Рис.А кажется неуравновешенным, если мы его рассматриваем как свободную, отдельно взятую композицию. Если же мы используем его как мотив для симметричных построений, то он очень даже годится и без балансировки (пример рассмотрим в следующем уроке).

На рис. А мы видим рассыпанные цветы, они как прохожие на улице — идут по своим делам в разные стороны, говорят о своем. На рис. В — присутствует целостность, цветы — как певцы в хоре, собраны вместе. У каждого свой голос, но поют одну песню. Нельзя сказать, что вариант А менее правильный, чем вариант В. Они оба хороши, просто отражают разные идеи. Что вам больше нравится: цветы на лугу, или цветы в букете 🙂 ?

Этот пример во многом напоминает предыдущий, но есть принципиальная разница. На рис. А мы видим головки белого клевера, произвольно разбросанные по полю рисунка, на рис. В — те же цветы клевера, также разбросаны, однако они уже являются частью общей композиции с букетом. Букет — это стержень композиции, ее смысловой центр, а головки белого клевера выступают в роли дополнения, подчиняются главной мысли. Как видим, и в этом случае нельзя сказать, что какой-либо вариант предпочтительнее — оба могут быть использованы для своих целей.

На этом сегодняшний урок заканчиваем, но тема декоративной композиции будет продолжаться и далее — в каждом уроке мы ее будем немного расширять и дополнять. Не забудьте главную мысль — не технические приемы определяют красоту, а ваша идея, которой вы хотите поделиться с миром.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Композиция вышивки

Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия, которое известно с глубокой древности. Для создания качественных вышитых изделий каждая рукодельница должна обладать правилами построения композиции, то есть уметь правильно размещать изображение на изделии.

Сегодня мы с вами рассмотрим правила размещения рисунка для вышивки лентами . Но и для других видов материалов данные принципы построения композиции изображения подходят как нельзя лучше. Поэтому их можно назвать общими для всех видов этого искусства.

Композиция изображение — общее понятие для всех видов вышивки

В процессе размещения рисунка на поверхности изделия необходимо, прежде всего, ориентироваться на форму и размер украшаемого предмета, чтобы акцентировать внимание на главном. Иногда акцент переносят в какую — либо часть изделия, но чаще всего вышивку размещают в центре.

Панно с вышивкой лентами

С точки зрения восприятия изображения целесообразно выполнять рисунок в верхней левой части полотна, однако композиционные особенности работы не всегда соответствуют этому принципу.

Кроме этого, вышитый мотив можно располагать на изделии полосами — широкими, узкими, направленными вертикально или горизонтально. В последнее время широкую популярность приобрело хаотичное распределение вышитых полос на ткани основы. А вот для традиционных народных орнаментов характерна строгая симметричность расположения вертикальных или горизонтальных мотивов.

Вышивка горизонтальными полосами характерна для народных орнаментов

Определяем центр композиции

Перед нанесением рисунка на основу следует определить его композиционный центр, которым может стать один из крупных цветков со сгруппированными вокруг него мелкими элементами, выполненными лентой другого оттенка. Это позволит не только создать целостную композицию, но и усилить эффект объема вышивки.

Определение композиционного центра вышивки

Композиционная схема может быть квадратной, треугольной, овальной, круглой, прямоугольной или в форме эллипса. Декоративные композиции обычно бывают овальными, круглыми или квадратными.

Образец круглой композиции

Правила декорирования одежды вышивкой

Если стоит задача с помощью вышивки декорировать какой — либо предмет одежды, то здесь действуют свои собственные правила:

  • Брюки — украшают вышивкой на карманах и на голенищах. В некоторых случаях возможно нанесение рисунка на колени — например, на детских штанишках. Как и прежде, в моде асимметричное размещение изображения.

Джинсовые брюки с вышивкой

  • Блузы — могут иметь вышитый узор на рукавах в верхней части, на предплечьях, на манжетах, а также в центре передней части блузы. Кроме того, возможно сделать вышивку в правой или левой верхней части изделия.

Вышитая блузка в народном стиле

  • Платья — украшение вышивкой может быть выполнено практически в любом месте. Тем более, что современная мода в этом плане весьма демократична.

Свадебное платье с вышивкой

  • Верхняя одежда — вышивкой целесообразно декорировать манжеты, кокетку, а также рукава и нижнюю часть изделий.

Пальто украшенное вышивкой

Структурные элементы изображения

При разработке рисунка для облегчения работы можно всю поверхность основы разбить на сетку с равномерно расчерченными клетками, и в каждой из них расположить элементы мотива.

Рисунок получится замкнутым, если все его элементы направлены к центру мотива, и наоборот — он получится открытым, если его элементы направлены от центра.

Пример замкнутой композиции вышивки

Вышивка может быть вертикальной или горизонтальной — это зависит исключительно от желания рукодельницы и от расположения деталей мотива. Также необходимого учитывать тип вышитого изделия — какой из видов расположения вышитых элементов подойдет в конкретном случае.

Образец горизонтального размещения вышивки на картине

В процессе работы с лентами обычно упрощают детали вышиваемого предмета, так как большое количество мелких элементов утяжеляет композицию и отрицательно влияет на ее восприятие.

Однако при этом следует оставить характерные признаки предмета, чтобы он был узнаваем. Например, вышивая розу, выполняют сам цветок, листья и стебель, а вот колючки же здесь будут неуместны. Вышиваемых предметов должно быть не так много, но и не мало, чтобы не возникло ощущение скученности предметов, или наоборот, пустого пространства.

Образец композиционного решения вышитого изделия

При построении орнамента вышивки можно ориентироваться на ритмическое чередование элементов: листьев, цветов, различных узоров. Это придаст вышивке динамичность, так как, следуя взглядом по цепочке элементов, которые сменяют друг друга, зритель испытывает чувство движения. Если же листья, цветы и ветви расположены при этом диагонально, то создается впечатление, что они колышутся на ветру.

Динамичность изображения усиливает также асимметричность композиции, когда в одной части узора элементов больше, чем в другой. Симметричный узор, когда обе половинки рисунка похожи друг на друга, производит впечатление неподвижности.

Оформление композиции изделий в технике вышивки лентами следует начинать с составления эскиза на бумаге. Затем необходимо подобрать основу для работы, подходящую по фактуре и цвету.

После чего необходимо разложить на ней кусочки лент разных цветов в соответствии со схемой или рисунком и выбрать наилучший вариант цветового и композиционного решения будущего изделия, перемещая или заменяя кусочки лент.

В процессе работы лентами на крупной канве под вышивку можно подложить любой фон, который будет хорошо просматриваться через сетку. Так, в качестве фона можно использовать цветную бумагу или красивую ткань, а можно нарисовать подходящий рисунок акварельными красками и вставить его в рамку, подложив под вышивку.

В вышивке лентами важную роль играет фон

Преимущества вышивки лентами

С точки зрения экологии, вышитое лентами изделие является экологически чистым, так как оно выполнено из натуральных материалов — шелковых, атласных или хлопчатобумажных лент, на шерстяной или шелковой основе. Из этого следует, что в вышитых вещах не будет накапливается статическое электричество.

Качественные ленточки для вышивки с атласной поверхностью с обеих сторон лучше всего приобретать в специализированных магазинах товаров для рукоделия. Они не будут выгорать под воздействием солнечных лучей, и не потеряют цвет после стирки, что весьма актуально для предметов декора жилых помещений — диванных подушек , покрывал и других текстильных элементов.

Диванные подушки с вышивкой из атласных лент

Кроме того, изделия, вышитые лентами, характеризуются высокой степенью декоративности. Главным образом, это происходит потому, что рисунок получается объемным и фактурным, что характерно далеко не для всех видов вышивки. Например, подушка с вышивкой лентами, служит настоящим украшением интерьера детской комнаты , спальни или гостиной.

Подушка с вышивкой лентами

Оцените статью