- Тема: «Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)». план-конспект занятия по технологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект ОД по рисованию «Елецкое кружево» в старшей группе
- Ход работы.
- НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Елецкие кружева»
Тема: «Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)».
план-конспект занятия по технологии по теме
Цель занятия:
- Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к истории.
- Знакомство с Елецким кружевом, история возникновения данного кружева. Особенности Елецкого кружева.
Задачи:
- Повторение пройденной темы.
- Познакомить с Елецким кружевом.
- Обучить плести основной элемент «сетку» (на образце).
- Отрабатывать натяжение в процессе плетения (в изделии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1110otkrytyy_urok.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: 5 октября 2013г.
Объединение: «Плетея» кружевоплетение на коклюшках.
ПДО: Ходова Ольга Анатольевна.
Тема: « Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)».
- Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к истории.
- Знакомство с Елецким кружевом, история возникновения данного кружева. Особенности Елецкого кружева.
- Повторение пройденной темы.
- Познакомить с Елецким кружевом.
- Обучить плести основной элемент «сетку» (на образце).
- Отрабатывать натяжение в процессе плетения (в изделии).
Оборудование, инструменты и материалы: валик, подставка, коклюшки, ножницы, булавки, нитки, сколок.
Раздаточный материал: инструкционные карты, схемы плетения.
Демонстрационный материал: фотографии, готовые изделия и журналы.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеоролик.
1. Организационная работа.
2. Повторение темы «Основные приёмы и элементы кружева».
3. Ознакомление с Елецким кружевом.
4. Плетение на образце: сетка.
5. Подведение итогов.
1. Организационная работа: подготавливаем рабочее место к работе. У каждого на столе лежит диск, с помощью которого покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение, то — зелёный, тревожное — синий, агрессивное – красный, плохое – чёрный.
2. Повторение темы «Основные приёмы и элементы кружева»:
Мы изучили тему «Основные приёмы и элементы кружева» и знаем, что в кружеве используется два приёма.
Вопрос: «Как они называются?»
Ответ: «Перевить, сплести».
Существует четыре основных элемента кружева. Перечислите мне их?
Ответ: «Плетешок, полотнянка, насновка, сетка».
Назовите разновидности полотнянок?
Ответ: «Простая, в перевив крайних пар и перевив всех пар».
Так же мы знаем, что полотнянку можно плести со сканью.
Вопрос: «Что такое скань?»
Ответ: «Виток из ниток другой толщины или другой фактуры, чем нитки кружева.
Какие виды скани бывают?
Ответ: «Скань бывает «верёвочка» и «косичка».
Я вам покажу две работы, а вы мне скажите, какой полотнянкой работа сплетена и с какой сканью?
Ответ: «Салфетка — полотнянка в перевив всех пар со сканью «верёвочка», подстаканник — полотнянкой в перевив крайних пар со сканью «косичка».
3. Ознакомление с Елецким кружевом:
А теперь послушайте историю Елецкого кружева. В городе Ельце Орловской губернии в среде государственных крестьян к середине 19 века сложился кружевной промысел.
Основой этому послужило занятие населения изготовлением гаруса для государственных нужд. Гарус – это шнур, который плелся на больших коклюшках из шерстяных ниток для отделки солдатских мундиров. Солдатская форма изменилась. Спрос на гарус упал. Навыки плетения на коклюшках остались. Это стало благоприятным условием для развития кружевного промысла.
Сначала кружево плели городские мастерицы. Вскоре кружевоплетение распространилось на 30 км вокруг города и продолжало расти территориально дальше. В близлежащих к городу слободах оно стало основным занятием населения. К 1915 году в городе Ельце и его окрестностях насчитывалось более 24 тысяч кружевниц.
Елецкие мастерицы плели кружево в многопарной технике с использованием оригинальных элементов: птиц, оленей, растительных мотивов своеобразной формы. Для изображения фигур использовали полотнянку, сетку. Использование сетки для выполнения фигур стало отличительной особенностью елецкого кружева. Кружево плели на продажу, на заказ. Скупщики кружева завозили сюда новые рисунки. Опытные мастерицы быстро их осваивали. Так в конце 19 века сюда были завезены рисунки сцепного кружева.
Трудоёмкое многопарное подлинно елецкое кружево, для плетения которого иногда требовалось более сотни коклюшек, уступило свои позиции. Елецкие кружевницы приняли более простую парную технику плетения кружев. Осваивая новую технологию, народные мастера создали особый тип узоров елецкого сцепного кружева. Характерной особенностью этого кружева стали неопределенные разводы узкой плотнянки на фоне непрерывно пересекающихся петель.
Бережно передавая из поколения в поколение, народные мастера сумели донести до наших дней собственный стиль и приёмы выполнения елецкого кружева. Оно тоньше и легче вологодского. Узенькая полотнянка часто переходит в сетку, что дает эффект различной плотности узора. Елецкие кружева более разнообразны по композиции (видео №1).
Хочу продемонстрировать изделия, выполненные в такой технике шляпа, галстук, салфетка и воротник, так же даю журналы с образцами изделий Елецкого кружева. В настоящее время елецкие кружевницы плетут не только традиционные скатерти, салфетки, воротники, но и детскую и взрослую одежду (платья, летние пальто, блузки и топы, болеро), постельное белье, оплетают детские игрушки. Все это мы сейчас увидим на видеоролике (видео 2).
4. Плетение на образце: сетка.
Перед тем как начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Какими инструментами мы пользуемся?
Ответ: ножницы, булавки, крючки.
Кто скажет правила пользования этими инструментами
Ответ: обучающиеся рассказывают правила техники безопасности.
Сейчас я каждому раздам сколок сетки, который вы навесите на валик и заранее подготовленные вами намотанные коклюшки. Сетку плетут по тому же сколку, что и полотнянку, но есть одна отличительная черта: в сетке нити всех пар, перевивают по диагонали. Поэтому ходовая пара, только одна нить. Все долевые проплетаются в полузаплёт (ПС). Заплёт булавки: полный заплёт (ПСПС). Инструкционная карта № 1.
В группе есть учащиеся, которые занимаются 5-й год, поэтому у них задание — плетение изделия в технике Елецкого кружева. Это Епихина Анастасия (галстук). В изделии осваивают сетку, натяжение и основные приёмы и элементы.
При выполнении образца предлагаю провести игру-соревнование «Кто больше сплетет», а итоги подведем в конце занятия.
Заканчиваем образец плетешками.
Подведение итогов: Отложили работу и подводим итог соревнования. Молодцы. Все справились с поставленной задачей. Занятие достигло цели: мы освоили основной элемент «сетка».
В заключении я хотела бы узнать, какое у вас сейчас настроение, и как оно изменилось в процессе занятия. С помощью диска покажите, как вы поняли эту тему? Если вам было всё понятно — то красный, если были не большие затруднения – зелёный, ничего не поняли – чёрный.
Всем спасибо за работу. Молодцы, продуктивно поработали. Все свободны.
Конспект ОД по рисованию «Елецкое кружево» в старшей группе
Настя Лаврищева-Загрядских
Конспект ОД по рисованию «Елецкое кружево» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Елецкое кружево»
Цель: продолжать знакомить с русским кружевом – народным промыслом; закреплять знания о Елецком кружеве; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров; научить новой технике – рисования манной крупой; развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов; воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями.
Материал: в группе оформлена выставка кружевных изделий. Магнитофон, клеёнка, фартуки, картонные круги разного цвета, клей ПВА, манная крупа в розетках.
Предварительная работа: прорисовывание элементов в воздухе,на мольберте или листе бумаги: волнистая линия, зигзаг, «волна», «горка», «петелька» или «пружинка».
Ход работы.
Воспитатель: предлагаю запустить «Подарить улыбку»
Воспитатель: настроение, каково?
Дети: хорошее! Радостное! (играет спокойная музыка, дети вместе с воспитателем подходят к выставке).
Воспитатель: что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
Посмотрите! эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нас секреты
Древне русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо- люди – мастера.
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель: из чего сделаны эти вещи и чем?
Дети: вещи связаны из ниток крючком.
Воспитатель: а как называют мастериц, которые плетут кружева?
Дети: кружевницами.
Воспитатель: какие изделия можно связать крючком?
Дети: салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала и т. д.
Воспитатель: а какой старинный город славиться своими кружевами?
Дети: Елец.
Воспитатель: да, именно в Нашем городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках – коклюшках. Сегодня к нам пришла посылка из Вологды. (открывая, достаёт диск для просмотра) давайте посмотрим, что нам прислали! (просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах). Смотрите, здесь ещё… письмо. (Читает). «Здравствуйте, ребята!Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли нам? Вместе дело спориться, а врозь хоть брось. Кружевницы».
Дети: да! Конечно!
Воспитатель: давайте теперь настроимся на роботу!
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз – присели, два – пристали,
Руки к верху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Дети садятся за рабочие столы.
Воспитатель: но как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Поэтому я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом – с помощью манной крупы. (воспитатель показывает два, три образца, дети рассматривают элементы, их расположение). Какие элементы вы узнали на салфетках?
Дети: зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.
Воспитатель: с чего начнёте свою работу? Чем будете рисовать?
Дети: засыплем манкой весь рисунок и придавим его чистым листом.
Воспитатель: правильно! А лишнюю крупу ссыплем. Скажите, ребята, откуда лучше начать плетение?
Воспитатель: приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача – сплести самую неповторимую, оригинальную салфетку.
Играет русская народная музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу.
Воспитатель: дети, как вы думаете, могут ли ваши работы занять достойное место на ярмарке?
Проанализируйте их. Если вы считаете, что работа закончена, положите её в посылку; если работа ещё не готова или в ней надо что – то исправить – оставьте, пожалуйста на столе.
Воспитатель: теперь всех приглашаем на демонстрацию кружевных моделей! Добро пожаловать в кружевное царство!
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Ракета» Видео Цель: Учить детей рисовать космический корабль, передавая пропорции и форму частей. Задачи: Учить детей самостоятельно дополнить композицию.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Снеговик» Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Снеговик» Задачи: Познакомить детей с новым, нетрадиционным способом рисования: акварель по.
Конспект по рисованию в старшей группе «Праздничный салют» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Праздничный салют». Цель: создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
Конспект по рисованию в старшей группе «Клоун» Программное содержание: овладение умениями отражать в рисунке фигуру человека в движении, закреплять умения детей передавать в рисунке характерные.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Волшебный завиток» «Волшебный завиток». Программное содержание: Познакомить с новым графическим способом «завиток», показать его выразительные способности,.
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по знакомству с ремеслами Липецкого края «Кружево елецкое» Конспект в подготовительной группе «Кружево елецкое» Цель: познакомить детей с промыслом и изделиями Елецких кружевниц. Задачи: 1. Закрепить.
Конспект занятия по рисованию «Космея» в старшей группе Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Космея»Задачи:Образовательные: • учит передавать характерные особенности цветков.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Буратино» Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. Возраст:.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Писанки» Цель: познакомить детей с росписью пасхальных яиц; дать представление об истории возникновения этого вида искусства. Задачи: научить рисовать.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дерево» Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Дерево» Цель: Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования. Закрепить.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Елецкие кружева»
Наталия Понарьина
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Елецкие кружева»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с искусством местных кружевниц, познакомить детей со сцепными кружевами, их особенностями, закрепить знания о мерных кружевах, закрепить названия элементов в речи, уточнить какое необходимо оборудование для кружевоплетения, подчеркнуть красоту, изящность елецкого кружева, упражнять в подборе определений к словам, воспитывать любовь и уважение к труду кружевниц, упражнять в произношении звука «У», развивать диалогическую речь.
Методы и приемы: вопросы к детям, чтение стихотворений, игровой прием.
Оборудование: подушка, коклюшки, булавки, сколки кружева мерные, кружева сцепные.
Предварительная работа: рассматриваем альбом «Елецкие кружева», рассматривание изделий из елецких кружев, заучивание стихотворений, рассматривание открыток «Елецкие кружева».
Активизация словаря: мерное кружево, сцепное, коклюшки, сколок, полотнянка, решетка, сетка.
Организация: по подгруппам
В: Из глубины веков,
Из древности седой
Встает Елец, наш город дорогой
Он с каждым годом краше и милей
Взметнулись в небо купала церквей.
В. Как называется наш родной город?
Чем славится наш город. С давних времен славится своими кружевами.
В. В старину далекую бабушки плели кружева узорные — чудо на Руси.
В. И сейчас в нашем городе есть фабрика, которая так и называется «Елецкие кружева». Изделия елецких кружевниц знают в других городах.
В. Дети,я приглашаю вас в гости к бабушке:
Перебор коклюшек над Ельцом звенит,
Сгорбясь над подушкой бабушка сидит,
Ниточкой выводит кружевной узор
Точно среди луга сказочный ковер.
Дети приходят к бабушке, здороваются.
Б. Деточки, вы родные
Посмотрите милые на мои труды
Вы садитесь рядышком
Я вам расскажу, как их нитей кружево я плету.
В: Бабушка Дарья, а наши дети уже знают многое о кружеве.
Б: Ну-ка скажите дети, что необходимо чтобы сплести кружево( (подушка, коклюшки, нитки, булавки). Да, правильно.
Б: А что это такое (показывает сколок) это чертеж по которому плетут кружево, он называется сколок.
Б. Как называется это кружево? (мерное) Почему? Как еще по-другому можно назвать это кружево. (парное) Почему? потому что оно плетется парой коклюшек.
В. Бабушка Дарья, а наши дети знают элементы кружева. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.
Б. Молодцы дети, а сегодня я хочу вас познакомить с другими кружевами. Это кружево называется сцепное, оно сплетено иначе, оно состоит из основного узора и решетки, при сплетении основной узор и решетки сцепляются крючком, поэтому кружева и называются сцепными. В сцепных кружевах используются те же элементы, что и в мерных, только расположены они иначе, сцепные кружева — это салфетки, воротнички, галстуки (показать детям крючок, изделия из кружева)
В. Бабушка Дарья, а мы сейчас Вам поможем плести кружева, (пальчиковая гимнастика).
«Плетешки, наосновки и вилюшки тут
А из них цветочки, листики растут.
Полотнянка, сетка, цепи,паучок
Вот прекрасная салфетка и воротничок».
В. Дети, послушайте, как звенят коклюшки (бабушка звенит коклюшками)
В. Коклюшки как гусли волшебные
Звенят и звенят без конца.
Как звенят коклюшки? (дети произносят)
дети прощаются с бабушкой, благодарят.
В. Сейчас мы с вами пойдем на выставку, которая называется «Елецкие кружева».
Р. Кружево как белые ромашки,
Распустили лепестки свои,
А над ними весело как в сказке
Первые запели соловьи.
В. Давайте дети полюбуемся елецкими кружевами.
В. Что вам понравилось, почему?
Р. Мне очень понравилась салфетка.
Она легкая, воздушная, красивая,
Похожа на снежинку.
Р. Мне понравился вот этот воротничок — это сцепное кружево,
Здесь я вижу элементы кружева, решетку, сетку, паучка.
Р. Мне понравилось это мерное кружево, оно нежное, легкое,
Я бы этим кружевом украсила воротник.
Р. Кружева елецкие — это чудеса,
Кружева елецкие — нежная краса,
Кружева елецкие и любовь, и труд,
Кружева елецкие знают там и тут.
Кружевам елецким уже 200 лет
Знает и любуется ими целый свет,
Ценятся в столице наши кружева,
Да и заграницей хвалит их молва.
В. Хвала и честь искусницам елецким
Поклон им низкий за волшебный труд
Пусть знают — ими все гордятся
По праву любят и по праву чтут.
Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.