Конспект ручная художественная вышивка

§ 11. Художественная вышивка

В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.

Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.

Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).

Рис. 4. Китайская гладь

В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.

Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).

Читайте также:  Не шьет швейная машинка портняжка

Рис. 5. Владимирское шитьё

Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.

Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке

Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).

Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.

Рис. 7. Золотное шитьё

В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.

Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе

Галина Сергеева Криворотова
Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе

Галина Сергеева (Криворотова) конспект занятия в подготовительной группе «Вышивка»

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение » Детский сад № 28 » города Челябинска»

Составил : Воспитатель первой квалификационной категории Криворотова Галина Владимировна

ТемаВышивка«

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно — творческих способностей ребенка посредством вышивки.

*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.

*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).

*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.

*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок маме на 8 марта.

1.Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения, иглы с широким ушком, ножницы,игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками.

1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.

2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация»,

Ход занятия:

— Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

— Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

— Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивкитребовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивкеиспользуются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает вышитые изделия (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет,что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный — цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля — наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат — символы солнца. Волнистая линия — вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия — все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла — голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).

Вышивают специальными нитками – мулине.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Одноглазая старушка узоры вышивает.

Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

(Иголка с ниткой)

— Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

— Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.

Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.

Какое наслаждение для души.

Когда в тиши сижу за рукоделием.

Давно уж за полночь.

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами склонясь сижу.

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают.

Пускай таких в природе нет.

Шелковой нитью вышиваю

— Вот и закончились наши посиделки. Что сегодня нового вы узнали?

Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение) Цель: Расширять представления детей о коренных жителях.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года- вышивка крестиком». Идея такой открытки пришла в голову из встречающихся.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка» Дети имеют представление о создании повторяющихся элементов — орнаменте. Но работать с тканью не так легко, как с бумагой. Ткань нужно.

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении» В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Фотоотчет «Вышивка в детском саду» Я хочу поделится своим опытом работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством – вышивкой. Многолетний опыт работы с детьми.

Конспект урока. Ручная художественная вышивка.

Тема: Ручная художественная вышивка. Вышивка швом крест.

Цели и задачи урока: а) расширить знания о вышивке; повторить материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки; повторить правила безопасности при работе с иглами и ножницами, организацию рабочего места; научить вышивать швом «крест»; б) воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, восстановление традиций; в) развивать умение выполнять творческие работы; развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность.

Межпредметные связи: русский язык и литература, история, математика.

Наглядные пособия: * выставка работ, книг и журналов по вышивке.

*стенды «Орловский спис» и «Русский народный костюм»;

*рисунки и фото с видами ручной вышивки, с вышивками известными в нашей стране;

*схема полотняного переплетения;

*образцы тканей и канвы для вышивки крестом;

*образец оформления вышивки-открытки;

*таблица «Выполнение шва «крест» в трех направлениях»;

*планшет для показа техники выполнения шва «крест» в один и два приема;

Раздаточный материал: индивидуальные схемы птицы; инструкция по технике безопасности и организации рабочего места, учебник «Технология», тетрадь. Канва, мулине, пяльцы, игольница, ножницы, линейка.

План урока.

  1. . Оргмомент.
  2. . Повторение.
  3. . Изучение нового материала.
  4. . Практическая работа.
  5. . Итог урока.

Ход урока.

  1. .Оргмомент.

Посмотрите направо, налево, на лоску, на меня.

Как самочувствие, настроение.

Проверим готовность к уроку. (Тетрадь, дневник, учебник…)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства — вышивкой.

Тема нашего урока: «Ручная художественная вышивка».

Записали в тетрадях число, тему урока.

Сегодня на уроке мы а) прослушаем доклады о вышивке,

б) повторим изученное раньше,

в) повторим правила техники безопасности, организации рабочего места,

г) научимся вышивать швом «крест».

II. Повторение.

На перемене вы посмотрите экспонаты выставки.

Понравилась вам она?

1. Какие изделия могут быть украшены вышивкой? (занавески, наволочки, сувениры, …) Мы будем вышивать вручную.

2. Какие два способа вышивки существуют? (Вручную и машинным способом.)

3. Что служило материалом для вышивки в разное время? (Жилы животных, хлопчатобумажные, льняные, шелковые, искусственные и синтетические нити, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, золотые и медные монеты и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Ручная художественная вышивка. »

Тема: Ручная художественная вышивка. Вышивка швом крест.

Цели и задачи урока: а) расширить знания о вышивке; повторить материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки; повторить правила безопасности при работе с иглами и ножницами, организацию рабочего места; научить вышивать швом «крест»; б) воспитывать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, восстановление традиций; в) развивать умение выполнять творческие работы; развивать усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность.

Межпредметные связи: русский язык и литература, история, математика.

Наглядные пособия: * выставка работ, книг и журналов по вышивке.

*стенды «Орловский спис» и «Русский народный костюм»;

*рисунки и фото с видами ручной вышивки, с вышивками известными в нашей стране;

*схема полотняного переплетения;

*образцы тканей и канвы для вышивки крестом;

*образец оформления вышивки-открытки;

*таблица «Выполнение шва «крест» в трех направлениях»;

*планшет для показа техники выполнения шва «крест» в один и два приема;

Раздаточный материал: индивидуальные схемы птицы; инструкция по технике безопасности и организации рабочего места, учебник «Технология», тетрадь.

Канва, мулине, пяльцы, игольница, ножницы, линейка.

III. Изучение нового материала.

IV. Практическая работа.

Посмотрите направо, налево, на лоску, на меня.

Как самочувствие, настроение.

Проверим готовность к уроку. (Тетрадь, дневник, учебник…)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства — вышивкой.

Тема нашего урока: «Ручная художественная вышивка».

Записали в тетрадях число, тему урока.

Сегодня на уроке мы а) прослушаем доклады о вышивке,

б) повторим изученное раньше,

в) повторим правила техники безопасности, организации рабочего места,

г) научимся вышивать швом «крест».

На перемене вы посмотрите экспонаты выставки.

Понравилась вам она?

1. Какие изделия могут быть украшены вышивкой? (занавески, наволочки, сувениры, …) Мы будем вышивать вручную.

2. Какие два способа вышивки существуют? (Вручную и машинным способом.)

3. Что служило материалом для вышивки в разное время? (Жилы животных, хлопчатобумажные, льняные, шелковые, искусственные и синтетические нити, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, золотые и медные монеты и т.д.)

4. Итак, подведем итог вышесказанному, попробуйте дать определение вышивке.

Что называется вышивкой? (Вышивкой называется украшение изделий выполненное *нитками и другими материалами; *вручную с помощью иглы или машинным способом.)

— Давайте послушаем доклад, составим и зададим по нему вопросы.

Доклад «Чтоб было приданное — крепкое, не драное».

— С какого возраста на Руси начинали обучать ребенка вышивке? (с 4-5 лет)

-К какому возрасту крестьянская девочка должна себе приготовить приданное? (К 15-16г.)

— Когда из девичьего приданного устраивали выставку?

— О каких качествах девушки рассказывали рукотворные вещи? (О трудолюбии, усердии, терпении. Всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная, умелая хозяйка)

Русский народ сложил очень много мудрых пословиц о труде, трудолюбии, о людях труда.

5. Из слов написанных на доске составьте пословицу.

А птица, девица, перьями, красна, умением.

— Какие еще пословицы о труде вы знаете?

Доклад «Символическое значение узоров».

— Кто в древности считался посланницей солнца, тепла, света, символом счастья и радости? (Птица, сулившая наступление весны, урожая я богатства)

Вышивку птицы и сейчас часто используют для украшения изделий. Посмотрите различные варианты исполнения.

Эта птица выполнена…

Показ вышивок: для отделки этих салфеток использованы счетные швы «крест» и «роспись». Эти птицы вышиты «Александровской» гладью, эта — тамбурным швом, эта-Владимирскими швами (верхошвами).

Ручную вышивку можно разделить на 2 вида.

Виды ручной вышивки.

По рисованному контуру Счетные швы

гладьевые швы, владимирские Сквозные На поверхности ткани

швы, (верхошвы), простейшие горьковский гипюр набор

и контурные швы крестецкая строчка счетная гладь

цветная перевить косая гладь

строчевые вышивки крест мережки полукрест (роспись)

6. С какими простейшими и контурными швами вы познакомились в 5 классе? (Тамбурным, стебельчатым, «вперед иголка», «назад иголка» и другими)

Открыли учебники 6 класса стр.115 (рис.60-63)

Запишем в тетрадях:

Счетные швы на поверхности ткани с полотняным переплетением: крест, роспись (полукрест), набор, счетная гладь, косая гладь, косая стежка.

7. Почему эти швы называются счетными? (Они выполняются по счету нитей в тканях с полотняным переплетением)

Швом набор выполняется вышивка Орловский спис, которым знаменит наш край.

8. Какой счетной вышивкой знаменит наш край? (Орловский спис)

9. Каким швом он выполняется? (Швом набор)

Послушаем доклад о вышивках нашей страны.

На следующий урок подготовьте сообщения о вышивках, которыми знаменита наша страна (Орловский спис, Александровская гладь, рязанская вышивка, горьковский гипюр, крестецкая строчка, цветная перевить, золотое шитьё и т.д.).

10. Что собой представляют нитки? (Скрученные волокна)

11. Какие по происхождению бывают волокна?

12. От чего зависит выбор ниток? (От материала)

Мы будем вышивать нитками мулине в 2 сложения.

13. Какой длины должна быть нитка при вышивании? (40-50 см, от пальцев до локтя)

14. Какую пословицу мы должны помнить, отрезая нитку для шитья? (Длинная нитка — ленивая швея. Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить.)

=Нитки для вышивания надо приобрести разных цветов, в большом количестве, чтобы подобрать нужное сочетание цветов. Хранить их надо в специальной коробочке,

заплетать в косу не надо, т.к. под влиянием цветов меняются оттенки нитей. Перед началом работы нужно проверить прочность окраски нитей.

15. Как проверить прочность окраски нитей?

16. Что надо делать, если они красятся? (Закрепить уксусом)

17. Из чего состоит ткань? (Из переплетающихся между собой нитей основы и утка)

=Вышивку крестом выполняют на плотной ткани с полотняным переплетением.

(в ней нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке) или на ткани с нанесенным для вышивки рисунком, или на канве. Показ.

Канва– это специальная ткань, ее структура представляет собой клетки, предназначенные для проколов иглы.

Посмотрите на свою канву.

18. Как можно обработать срезы канвы, чтобы они не осыпались?

19. Посмотрите на доску. Какой инструмент необходимый для вышивки зашифрован здесь? (Пяльцы)

20. Как называется операция закрепления ткани в пяльцы? (Запяливание)

21. Для чего вышивальщицы в работе используют пяльцы? (Для удобства, чтобы не стягивать работу)

-Когда ткань запяливают в пяльцы нужно следить за тем, чтобы она не перекосилось и была хорошо натянута. 22. Отгадайте загадку. – Одноглазая старушка узоры вышивает. (Игла)

23. Какие иглы нам понадобятся сегодня на уроке? (Иглы средней длины с большим ушком и тупым концом) Показ.

-А почему ушко должно быть большим?

24. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с иглой?

25. А вот вам ещё загадка. Маленькая головка, тысяча глаз (Наперсток.)

26. На какой палец надевают наперсток? (На средний палец правой руки)

27. Для чего он нужен? 28. Вот вам загадка. — Инструмент бывалый, не большой, не малый. Он и режет, и стрижет. (Ножницы) (2 конца, 2 кольца, посередине – гвоздик).

29. Какие ножницы лучше использовать для обрезания ниток при вышивании?

(Маленькие с загнутыми концами)

30. Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

31. Перечислите материалы, приспособления и инструменты, необходимые для вышивания. (Нитки, ткань; иглы, ножницы, пяльцы, утюг; рисунок (бумага, калька, копировальная бумага), карандаши, ластик, сантиметровая лента (линейка))

=Чтобы сохранить свое здоровье, чтобы нам удобно было работать, необходимо соблюдать правила работы.

32. Какие правила гигиены и организации рабочего места необходимо выполнять.

33. Придумайте вопросы по теме «Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки». Обмен вопросами (игра в лото).

III. Изучение нового материала.

Вышивка крестом издавна известна многим народам. Крест часто встречается в украинских, белорусских, литовских, эстонских, рязанских, тамбовских, горьковских художественных вышивках и в вышивках северных областей. Демонстрация.

Крест косой односторонний состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в один (в современных) или в два приема (в старинных народных вышивках). Показ.

Учебник стр. 117 рис. 69 а, б, в.

а) Посмотрите, как выполняется шов «крест» в 1 ход.

Нитку закрепляем в левом нижнем углу клеточки и ведем ее по диагонали в противоположный угол. Получается половинка крестика.

Нитку выводим на лицевую сторону в нижнем (или верхнем) углу клеточки и заводим по диагонали в противоположный угол. Крестик готов.

б) Посмотрите, как выполняется шов «крест» в 2 хода.

Шов выполняется слева направо. Нитку закрепляем в левом нижнем углу клетки и ведем ее по диагонали в противоположный угол, затем вводим в левый нижний угол другой клетки, и так необходимое число раз. На обратном ходу делаем ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

*Нитку закрепляем обычным способом (с изнанки несколькими мелкими стежками швом «вперед иголка» или «назад иголка»).

* На изнанке должны проходить ровные полосы, параллельные друг другу.

* Верхние стежки должны лежать в одном направлении.

Учебник стр. 117 рис. 69 а. Контроль качества стр. 117, 2 образец.

=Как вы узнали из доклада, посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости в древности считалась птица, сулившая наступление весны, урожай, богатство. Поэтому сегодня на уроке мы будем вышивать птицу – символ счастья и радости, а на следующем – оформим свою вышивку в открытку.

Посмотрите различные варианты вышивок с изображением птицы. Показ.

1. Определение размера вышивки.

а) подсчитайте количество клеток рисунка:

б) подсчитайте, сколько клеток входит в 1 см канвы:

мелкая в 1 см-6 клеток

крупная в 1 см-4 клетки

в) размер вышивки:

количество клеток рисунка разделим на количество клеток канвы в 1 см (т.е. на 6 или на 4)

2.Определение центра канвы, рисунка.

а) Как? (Можно сложить, или измерить с помощью линейки), (На рисунке есть стрелки центра или по линейке)

3.Определение начала работы.

(Отсчитали на канве 5 клеток (полосок) от центра влево и поставили точку. Это начало 1 ряда туловища)

4. Вышивка 1-ого ряда

Сделаем взаимопроверку. Показ ошибок и правильных работ.

5. Вышивка швом крест по схеме.

Показ работ. Оценки за урок (активность, громкость речи, доклады). Задание на дом.

Ручная художественная вышивка. Вышивка швом «крест».

А девица птица умением перьями красна

Виды ручной вышивки.

Счетные швы. По рисованному контуру.

Сквозные На поверхности ткани

Счетные швы на поверхности ткани: крест, роспись, набор, косая стежка, счетная гладь.

1. Выставка работ.

2. Выставка книг и журналов по вышивке.

3. Фото и рисунки с видами вышивок и изображением птицы.

*Строчевая сетка. Горьковский гипюр.

*Крест. Набор (стенды «Орловский спис», «Русский народный костюм»)

*Александровская гладь, Владимирские швы (верхошвы), тамбурный шов.

4. Таблица «Знаки-символы» (к докладу «Символическое значение узоров»)

Оформление стола учителя.

1. Образец оформления вышивки-открытки (паспарту).

2. Схема полотняного переплетения.

3. Образец тканей и канвы для вышивки «крест».

4. Образцы ниток.

5. Инструменты для вышивки (игла, пяльцы, наперсток, ножницы).

6. Приспособления (утюг, клей, линейка).

7. Таблица выполнения шва «крест».

8. Планшет для показа техники выполнения шва крест.

На столах у учеников.

1. Инструктаж по т/б, организации рабочего места.

2. Учебник 6 класс

3. Тетрадь, дневник.

4. Материалы, приспособления, инструменты для вышивки.

Д/з к уроку: повторить 5 класс вышивку, т/б, организацию рабочего места, пословицы.

Доклады: «Чтоб было приданное-крепкое, не драное». «Символические значения узоров».

Оцените статью