Урок технологии 5 класс «Лоскутное шитье»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Учащиеся 5 класса согласно программе учебного курса «Технология» выполняют творческие проекты в технике пэчворк. В ходе проведения занятия учащиеся получают необходимые знания по работе в данной технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_izgotovleniya_izdeliy_iz_loskutkov.docx | 71.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5-м классе. Тема: «Технология изготовления изделий из лоскутков». Практическая работа. Изготовление изделий из лоскута
Шатилова Тамара Павловна,
МБОУ «Опытненская СОШ»
Тип урока. Комбинированный.
- Научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать “лоскуты” по цвету; выполнять раскрой деталей по шаблонам; последовательности соединения деталей кроя лоскутного изделия в единый блок.
- Дать сведения из истории создания изделий из лоскута в России и других странах.
- Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
- швейные машины;
- инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
- материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
- шаблоны выкроек изделий;
- таблица цветового шестисекторного круга;
- инструкционные карты;
- образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства;
- презентация фотографий изделий, сделанных в стиле «Пэчворк».
I. Организационный момент
- приветствие;
- отметить отсутствующих учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала по теме «Материаловедение»
Тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных волокон
Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия
Очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.
Волокна, которые люди производят искусственным путем на промышленных предприятиях
Однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра
Материал, который изготавливают на ткацких станках путем переплетения нитей и пряжи
Волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются в природе без вмешательства человека.
III. Вводный инструктаж
Тема сегодняшнего урока «Технология изготовления изделий из лоскутков».
К сегодняшнему уроку было дано задание. Юля и Даша подготовили сообщения об истории развития лоскутного шитья в европейских странах и в России.
Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания:
первый ряд. Ответит на вопрос: «В чем особенность появления лоскутного шитья в России?»
второй ряд. Ответит на вопрос: «Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего можно использовать эти изделия?
Зародилась лоскутное шитье в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новые красивые вещи, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани), наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Учитель : Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)
IV. Изучение нового материала
Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. В настоящее время мастерицы с любовью выкладывают лоскутные узоры, они собирают квадраты и треугольники, что напоминает вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Чем же привлекателен пэчвок (так по научному называется лоскутная техника). В первую очередь своей доступностью и разнообразием. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты. Кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Ежегодно на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Из мастеровых в профессионалы» мы видим работы выполненные учащимися в данной технике. На праздновании дня города Абакана можно видеть много работ, выполненных мастерицами города, это игрушки, покрывала, фартуки, коврики и другие изделия этнического направления. Все это показывает, как много людей увлечены этим творчеством. Я предлагаю посмотреть подборку фотографий работ, выполненных мастерами нашего региона и учащимися нашей школы.
Сегодня мы научимся готовить ткань к работе – декатировать, подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам; точно соединять их в единый блок. Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие. Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе?
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.
2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
3. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” — красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” — зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый — синий, жёлтый — фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.
Показать инструкцию: “дополнительные цвета”
Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый
Конспект урока на тему» Лоскутная техника» ( 5 класс)
Тема: Лоскутная техника ( 5 класс)
учитель: Шульмина Р.К.
— Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с измерительным и режущим инструментами.
— Способствовать формированию представления о технике лоскутного шитья.
— Способствовать осознанию технологичес кого процесса изготовления прихватки.
— Способствовать овладению основ ными способами мыслительной деятельно сти учащихся (анализировать, сравнивать, планировать процесс изготовления прихватки).
— Способствовать развитию сенсор ной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
— Способствовать развитию сноровки, соразмерности движения при раскрое прихватки.
— Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча щихся к предмету.
— Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
— Способствовать формированию и развитию трудовых, эстети ческих, экономических качеств личности.
— Воспитывать уважение к работаю щему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
— кабинет трудового обу чения;
— инструмент, приспособления: ножницы, линейка, цветные карандаши, мел;
— материалы: лоскутки ткани;
2. Дидактическое обеспечение:
— учебно-техническая документация (УТД):
технологические карты (ТК);
инструкционные карты (ИК);
Методы обучения: словесно-наглядный, практический .
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная работа .
Тип урока : комбинированный .
проверка явки учащихся;
заполнение классного жур нала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
2. Изложение нового материала:
2.1 Исторические сведения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов рукоделия — шитье из лоскута.
Этот вид рукоделия занимает особое место, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях Х I в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новые вещи, а также создавать различные изделия окружающего быта. Идея геометрического подбора кусочков ткани берет от древнего искусства мозаичных композиций.
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Экспозиции музеев содержат коллекции работ, выполненных в стиле лоскутного шитья.
Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи применимы для убранства кухни, спальни или гостиной и в качестве аксессуаров и одежды.
Материалы для лоскутного шитья.
Для шитья используются различные ткани: хлопок, лен, шерсть, шелк и т.д. Начиная работать, не спешите бежать в магазин за новой тканью. В каждом доме со временем накапливается много вещей не используемые в носке, но сохранивших яркость расцветок и прочность фактуры. Можно дать вторую жизнь тканям, из которых изготовлены давно забытые вещи.
Наилучшим материалом для начинающих считается хлопок. Хлопчатобумажные ткани меньше деформируются, хорошо утюжатся.
Прокладка обычно делается из синтепона, ватина, тонкого поролона толщиной 1,5-5 мм.
Нитки применяются хлопчатобумажные или синтетические различных цветов.
Инструменты и оборудование для лоскутного шитья.
Ножницы для раскроя ткани лучше использовать острые с удлиненными концами.
Колесико-резец и пластиковая подложка.
Утюг должен быть с увлажнителем для утюжильных работ.
Швейная машина для машинных работ.
Измерительные инструменты (измерительная лента, линейка).
Подготовка к работе.
Подбирая ткани нужно учитывать цвет и рисунок. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. При смешивании двух основных цветов получаются вторичные цвета. Хорошо гармонируют между собой оттенки одного цвета: темные и светлые. Могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать.
Зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый
Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой
Черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый
Желтый, оранжевый, темно-зеленый, песочный, розовый
Серый, белый, голубой, желтый, красный, черный
Желтый, красный, бежевый, зеленый
Следует рассортировать ткани по цвету. Отдельно отложить белые, черные и серые ткани; они используются с другими как разделяющие, нейтральные.
Ткани по виду отделки бывают:
гладкокрашеные (окрашенные в один цвет);
с набивным рисунком (выполненным способом печати);
пестротканые (вытканные из нитей разных цветов);
Набивные ткани по видам нанесения на них рисунков можно разделить на несколько групп:
— с геометрическим рисунком
— с цветочным рисунком
— с тематическим рисунком
— с абстрактным рисунком
— с узорно-орнаментальным рисунком
— с купонным рисунком
По фактуре ткани можно разделить на: мягкие и жесткие, прозрачные и непрозрачные, матовые и блестящие. Все они имеют свои особенности, которые также следует учитывать при выборе ткани для работы.
Предварительно ткань необходимо намочить в теплой воде, чтобы в дальнейшем избежать усадки готового изделия, а так же чтобы убедится в стойкости окраски. Технология шитья из лоскута требует постоянной утюжки, поэтому ткани, неустойчивые к нагреванию, для использования не годятся.
Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов.
Прежде чем приступить к работе по схеме, необходимо вычертить схему рисунка на бумаге в клетку и продумать цветовое решение и подобрать ткани.
Техника лоскутной мозаики включает несколько видов:
— шитье из квадратов;
— шитье из треугольников;
— шитье из многоугольников;
— шитье на основу;
Шитье из полос один из распространенных видов, применяемый в наше время. Старинные лоскутные изделия в основном собирались вручную из геометрических элементов. С появлением швейных машин возникла возможность быстрее собирать лоскутное изделие, а техника шитья из полос стала наиболее популярной. Схемы, по которым собираются изделия из полос, носят название «Елочка», «Колодец», «Пашня».
3. Закрепление знаний учащихся:
Какие материалы, инструменты необходимы для выполнения работ в лоскутной технике?
Как можно определить прочность окраски ткани?
По каким признакам производится подбор ткани?
5. Практическая работа: Изготовление прихватки.
При работе на кухне приходится иметь дело с горячей посудой. Для того чтобы не обжечь руки используют прихватки. Они могут быть самой разнообразной формы, но обязательно удобными для пользования. Нашу прихватку мы будем выполнять в лоскутной технике шитья из полос на основу.
Прежде чем приступить к выполнению работы, нужно продумать процесс изготовления прихватки. Наш процесс будет включать следующие этапы:
Составить эскиз прихватки.
Изготовить необходимые шаблоны.
Выполнить раскрой деталей прихватки.
Изготовление прихватки в лоскутной технике.
Сегодня мы с вами выполним эскиз прихватки, изготовим шаблоны и произведем раскрой. Предлагаю взять за основу технику шитья из полос «Елочка». Рассмотрим цветовые и геометрические решения схемы «Елочка».
Задание: 1. В рабочей тетради выполнить эскиз в цвете будущей прихватки.
Прихватка состоит из: а) основы (флизелин, растр, плотная ткань) 15*15 см;
б) прокладочного материала (ватин, синтепон, фланель) 15*15 см;
в) нижней детали прихватки (ткань, теплостойкая и удобная для ухода) 15*15 см;
д) лоскутков ткани (2-4 цветов);
2. Сделать шаблоны.
3. Выполнить раскрой прихватки.
Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами.
5.2 Самостоятельная работа учащихся.
— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
— соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания);
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
5.4. Заключительный инструктаж:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
— разбор типичных ошибок учащихся;
— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов урока:
— сообщение учителя о достижении целей урока;
— объективная оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
-сообщение о теме следующего урока;
-задание учащимся на подготовку к следующему уроку.