- Презентация к уроку технологии по теме: «Оформление изделий вышивкой простым крестом». презентация к уроку по технологии (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»
- Урок технологии в 4-м классе по теме «Учимся вышивать крестиком»
Презентация к уроку технологии по теме: «Оформление изделий вышивкой простым крестом».
презентация к уроку по технологии (4 класс) на тему
Презентация к уроку технологии по теме: «Оформление изделий вышивкой простым крестом» с этнокультурным компонентом.
УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_tehnologii_oformlenie_izdeliy_vyshivkoy_prostym_krestom.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один стежок, другой стежок, Не спи моя иголка, Раскрылся лист, расцвел цветок Лазоревого шелка. К себе я птиц веселых жду, Они вернутся к маю, И это дерево в саду Для них я вышиваю. Вышивка крестом
Вышивка-это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.
История русской вышивки На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества.
В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза .
История чувашской вышивки Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой.
Символика русской и чувашской вышивки Солнце, гармония Поступь неба и земли Древо рода, жизни, мудрости
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
Техника безопасности 1Требования безопасности перед началом занятий. 1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке. 1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице. 1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
2. Требования безопасности во время занятий 2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы. 2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду. 2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя. 2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями. 2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. 2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол. 2.7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
Инструменты и принадлежности Канва Мулине Пяльца Ножницы(ножницы-цапли) Наперсток Иглы
Вышивка простым крестиком Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания — пяльцы. Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками. Техника вышивания
Первый шаг: Проложите первоначальный косой стежок, направляя иглу вертикально сверху вниз .
Второй шаг: Завершите шов обратным косым стежком, направляя иглу вертикально сверху вниз.
План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.
Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна
Тема урока: «Вышивание крестом»
Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.
Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.
Цели по содержанию:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;
— научить приемам вышивания крестом;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать художественный вкус;
— развивать умение слушать учителя и товарища;
Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.
Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.
Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?
Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.
Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.
Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?
Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?
Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.
Работа в тетради.
1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.
2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.
3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.
4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.
5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.
6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.
Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.
Демонстрация приемов работы.
Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.
Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.
Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»
Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).
А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).
Почему для вышивания нужна тупая игла?
Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?
В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?
Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.
Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.
Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.
Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.
Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.
IV. Практическая работа.
1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.
2. Учитель: Теперь приступим к работе.
Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.
Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.
Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.
Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.
Учащиеся выполняют задание.
3. Выполнение вышивки.
Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.
Во время работы проводится зарядка для глаз.
V. Итог урока. Рефлексия.
Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.
— Какие работы наиболее аккуратны?
— У кого получилась самая красивая изнанка?
— Кто ошибся в счете клеток?
— Трудно ли вышивать крестом?
VI. Заключительное слово учителя.
Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.
Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.
Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».
Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и
украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.
Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.
Урок технологии в 4-м классе по теме «Учимся вышивать крестиком»
Класс: 4
Цели урока: формирование первоначальных умений и навыков выполнения шва “простой крест”.
— создать условия для ознакомления со швом простой крестик как элемента национального орнамента;
— обсудить идеи выполнения шва “простой крест” на канве;
— закрепить навыки работы с иголкой;
— создать условия для развития аккуратности и терпения в работе;
— приобрести навыки работы с иголкой;
— развить творческих способностей учащихся, образного логического мышления, памяти, воображения, внимания, речи;
3) воспитывающие: создать условия для воспитания трудолюбия, эстетического вкуса, сплочения коллектива класса.
По типу: урок первоначального формирования умений и навыков вышивания крестиком.
Вид урока: комбинированный.
Методика обучения на данном уроке: развивающее обучение.
Развитие мотивации: с помощью создания проблемной ситуации.
Методы обучения на уроке: словесные (слово учителя, диалог между учителем и учащимися), наглядные (схемы для вышивания крестиком, мини-выставка готовых работ), самостоятельная работа на канве, методы стимулирования (отметки).
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания:
1. Для учителя: дидактические материалы по технологии “Умелые руки найдут себе работу” Е.П. Кондратьевой и Л.М. Григорьевой; канва, льняная ткань, мулине, иглы, пяльцы, ножницы; “волшебная” шкатулка с загадками.
2. Для учащихся: нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, канва.
3. Информационно-технологические ресурсы: инструкционные карты с вышивкой и схемами, таблицы с правилами безопасной работы с иголкой и ножницами.
Предметные умения:
- участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других;
- выполнять правила безопасной работы с иголкой, ниткой и ножницами;
- работать с иголкой и ножницами;
- выполнить шов “простой крестик” на канве;
- читать и понимать инструкционные карты со схемами.
Личностные УУД:
- сохранять мотивацию к учёбе;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
- развивать способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;
- оценка, контроль.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества;
- управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. | Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. |
— Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь же друг другу,
Поприветствуйте друзей
И начнём урок скорей.
— А с каким настроением вы пришли? Покажите свое настроение.
— визуально контролируют свою готовность к уроку;
— рассаживаются на рабочие места; показывают своё настроение.
Мотивация учебной деятельности.
— Чем они вам понравились?
— Что объединяет эти предметы?
— А у вас дома есть украшенные вышивкой вещи?
— Кто у вас вышивает? Чьи это вещи?
— А какой вид шва использовали для вышивания этих предметов? Кто может сказать? (Если дети не могут назвать, то учитель сам называет этот вид шва)
— Все предметы украшены вышивкой.
— Дети называют, если есть.
— Называют чьи вещи, кто вышивал.
— Простой крест.
— Значит, чему сегодня будем учиться? Назовите цель урока.
— Как вы думаете, можно так научиться вышивать?
— А какие черты характера человека нужны, чтобы научиться так вышивать?
— Будем учиться вышивать крестиком.
— Усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность.
Краткое сообщение учителя о шве простой крест.
Два — нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
1. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для вышивания
1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
— Правильно. Это ножницы.
— А как нужно пользоваться ножницами?
— Повторяют правила безопасности при работе с ножницами
— А какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с иголкой? Давайте сейчас вместе с вами вспомним эти правила.
— Повторяют правила безопасности при работе с иголкой
— А как называется ткань для вышивания?
— Канва
— Почему во время шитья, вышивания одевают на палец напёрсток?
— Чтобы не уколоться.
Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.
— Проверьте, все ли у вас готово на столе.
— Посмотрите, пожалуйста, вот такие швы мы будем учиться выполнять. Рассмотрите технологические карты выполнения шва “простой крест”.
Учитель показывает последовательность выполнения шва, дети повторяют.
— Если возникают трудности, обратитесь за помощью к товарищам или к учителю.
Учитель демонстрирует образы выполненных на канве швов.
Ребята внимательно смотрят как учитель поэтапно выполняет работу, начинают выполнять сами
Выполняют шов “простой крест” по горизонтали, по вертикали, по диагонали на канве по технологическим картам со схемами красными нитями
— С каким материалом работали?
— Какой простой крест был самым легким?
— Какое у вас настроение?
— Ниткой мулине, ножницами, канвой
— Самый лёгкий – по горизонтали
— Самые трудные – по вертикали и по диагонали
— Бодрое
— Удалось ли выполнить работу?
— Кто выполнил всё правильно и были ли недочёты?