Занятие «Вышивка крестом»
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-занятие Вышивка крестом | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагог д. о Деришева Е.Ю. Вышивка крестом
Цель: ознакомить с историей возникновения вышивки крестом Научить правильным приемам работы Прививать интерес к народным промыслам, совершенствовать эстетический вкус
Занятие 1 «Знакомство с вышивкой крестом» Цель: познакомиться с историей вышивки крестом; материалами и инструментами; этапами изготовления. Практическая часть: научиться выполнять счетные стежки вышивки крестом.
Вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою немаленькую историю. Точно неизвестно о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, в мире почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа.
В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей.
С приходом на Русь христианства вышивка приобретает новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христианской веры. Вышитые полотенца стали использовать для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.
В некоторых деревнях можно увидеть зеркала, украшенные развешанными по периметру рушниками, которые еще носили название «убрусы», с вышитыми красно-черными узорами. Эта особенность дизайна легко объясняется: зеркала наши предки считали мистическими предметами и на всякий случай опасались их, а вышивка несла функцию оберега и защищала дом от нечистой силы. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор.
Материалы и инструменты Канва, схема вышивки, пяльцы, нитки мулине, иголка, ножницы, карандаш.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Структура ткани и особая выделка полотна «Аида», образующая отчетливые квадраты, позволяет с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в углах квадратов облегчают проведение иглы . При вышивании крестом стежки одного крестика выполняются исключительно в одном квадрате. Игла при этом находится в вертикальном положении по отношению к полотну (острие обращено в верх или вниз)
Выполнение одинарного крестика. Крестик образуется в результате двух диагональных стежков, которые выполняются в одинаковой последовательности на протяжении всей работы. В начале кладется диагональный стежок слева на право (нижний), а затем — диагональный стежок справа на лево (верхний). На рисунке кружком отмечен один квадрат ткани «Аида»
Поэтапное выполнение стежков Потренируйся на кусочках канвы.
Если тебе надо вышить одиночные крестики, то вышивай каждый по отдельности. Если необходимо сделать ряд одного цвета, то вышивай его целиком.
Вспомни порядок вышивания одиночных крестиков Потренируйся на отдельном кусочке канвы.
Ссылка видео на мастер класс по вышивке крестом. https://www.youtube.com/watch?v=fYjAaKt67p0&ab_channel=% D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%A6%D0%92%D0%95%D0%A2
Получилось? Молодец! Сфотографируй работу и отправь в чат. Пройди тест по ссылке https:// docs.google.com/forms/d/1ovpzhm7DxsEjOqDyQRgh6t5UPfI6n-DkhlyZC8UyrwU/edit
Домашнее задание Выбери схему понравившегося фрукта. Приготовь канву, нитки к следующему занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации представлен материал по основам вышивки крестом и представлены работы, выполненные моими ученицами. Данная презентация является совместной работой учителя и ученицы (Шарапова Люба.
Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна.
Презентация ученического проекта «Вышивка крестом» 7 класс.
Предлагаю вашему вниманию разработку для 6 класса, которой пользуюсь при изучениe раздела «Рукоделие. Вышивка крестом». В качестве объекта для вышивки предлагаю детям сделать игольницу «Зигугу».
Предлагаю вашему вниманию разработку для 6 класса, которой пользуюсь при изучениe раздела «Рукоделие. Вышивка крестом». В качестве объекта для вышивки предлагаю детям сделать игольницу «Зигугу».
Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой.
Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом».
План-конспект урока на тему: «Техника вышивания швом «крестик»».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
План — конспект урока
Тема: « Техника вышивания швом «крестик» ».
Автор: учитель технологии,
I квалификационной категории
Бардина Татьяна Федоровна
Цель урока: научить выполнению вышивки крестом по канве.
Образовательные: Познакомить учащихся с вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом.
Развивающие: Развить навыки работы в коллективе. Развитие таких качеств как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, взаимопонимание, самостоятельности, умение делать выводы.
Воспитательные: Формирование навыков совместной деятельности учащихся, точность и взаимопомощь при выполнении работ. Формирование творческой активности учащихся, точности, научить применять полученные знания на практике, способствовать, совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность .
План урока:
1.Организационный момент.
2.Изложение нового материала.
3.Вводный инструктаж и практическая работа.
4.Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно — иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), практическая работа.
Оборудование – для учителя: канва, сетка, сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, мулине.
Оборудование – для учащихся: ткань х/б, канва, тетрадь, игла, нитки-мулине, ножницы, утюг,.
Стратегии: Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Материалы и оборудование: Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.
Цель: Проверка готовности к уроку
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, посещаемость учащихся, заполняет классный журнал.
Цель: Организация целенаправленной работы учащихся
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну из стран рукоделия, где мир полон таинственности, загадочности. Путь этот интересный, но трудный, преодолеет его, тот, кто настойчив, терпелив и усерден.
Давайте узнаем, что это за страна?
— С простейшими украшающими швами вы познакомились в прошлом учебном году. Давайте вспомним эти ручные швы.
— А сейчас я вас приглашаю на мини — выставку «Чудо — крестик», где представлены различные вышитые изделия.
— Кто знает, какой вид рукоделия предоставлен на изделиях?
— Понравились вам эти изделия? Почему?
— Хотите ли вы научиться вышивать крестиком?
— Так кто может назвать тему нашего урока?
Побуждает учащихся сформулировать тему урока.
— Давайте попробуем по названию темы сказать, какова цель этого урока, чему вы будете учиться?
План-конспект занятия на тему «Вышивка крестиком»
Тема занятия: «Вышивка крестом».
Образовательная: знакомство с вышивкой крестом, её особенностями, основными технологическими приемами; закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.
Развивающая: развивать фантазию, координацию движений рук, умение применять знания (о вышивании на практике); научить выполнению вышивки крестом по канве; развивать исполнительские умения; развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус; развить навыки работы в коллективе.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, внимательность, взаимопонимание , сосредоточенность внимания и любовь к прекрасному; воспитать самостоятельность трудовой деятельности и формирование навыков совместной деятельности учащихся.
Профориентационная: формирование у учащихся представлений об основах организации труда при вышивании крестом.
Методы обучения: объяснительно — иллюстративный (беседа, демонстрация, объяснение, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.
Оборудование: канва (ткань х/б, сетка), сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, тетрадь, фартук, игла, нитки-мулине, ножницы, распарыватель.
а) история «вышивки крестом»;
Изложение нового материала:
а) материалы и инструменты;
в) технологические приемы.
а) техника безопасности;
б) советы и предупреждение о возможных ошибках;
б) домашнее задание.
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.
2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.
а) Историческая справка
Вышивка — одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.
Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.
Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище. Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым.
Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.
Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
Вышивкой занимались повсеместно. Это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.
Вышивка крестом — это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине.
Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.
б) Загадки. Сейчас я вам предлагаю немножко поотгадывать загадки:
Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Игла с ниткой)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки. (Хлопок)
Сто ям с ямой. (Наперсток)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)
3. Изложение нового материала.
а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.
— Канва — специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом, либо хлопчатобумажная ткань. При работе с канвой важно принимать во внимание плотность ткани, то есть, сколько нитей или ячеек приходится на 2,5см. Чем больше нитей, тем меньше будет крестик.
— Нитки мулине. Обычно используются тонкие хлопчатобумажные нити, собранные по шесть штук в пасму. Эти нити очень легко разделяются. Для того чтобы вышивка стала праздничной, можно разбавить обычные нитки шелковыми или металлизированными.
— Маркеры для разметки (исчезающий маркер, смываемый маркер).
— Технологические карты, схемы узоров.
б) Далее мы остановимся на выборе цвета.
В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выигрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке . Все цвета, встречающиеся в природе делятся на ахроматические — белый, черный, серый, и хроматические — все остальные, включающие цвета спектра — красный, синий, желтый и все их возможные оттенки.
Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет — это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.
Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:
нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;
не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;
можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми, или по желтым желто-зелеными, либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;
можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.
в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами.
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.
Существует два способа выполнения стежка.
Первый способ — стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.
Второй способ — первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, либо по вертикали), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.
Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.
“ Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.
“ Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.
“ Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.
“ Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.
Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:
Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.
Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву. Ученики выполняют запяливание.
Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.
Закрепляют нить на канве.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.
Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.
Предупреждение о возможных ошибках:
1. Демонстрация приемов выполнения швов.
2. Выполнение учащимися практической работы.
3. Целевые обходы рабочих мест учащихся.
4. Соблюдение правил по технике безопасности.
5. Правильность выполнения приемов вышивания.
Маленькие советы: Чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
Вышивать крестом несложно. Главное — добиваться максимальной точности расположения стежков, только тогда вышивка будет красивой. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.
Задание: вышивка по схемам.
Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению практической работе «Выполнение простого шва крестиком».
a) Равномерность ширины шва;
b) Аккуратность обработки срезов;
c) Ровность строчек;
Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, исправляю ошибки, помогаю их устранить. По ходу проверки, отмечаю допущенные ошибки, анализируем их вместе. Демонстрация работ.
6. Закрепление материала.
Ответить на вопросы:
1. Что такое Орнамент?
2. Какие виды вышивки ты можешь назвать?
3. Какие материалы и инструменты используются для вышивания?
4. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?
7. Подведение итогов урока.
Обсуждается цветовое решение композиции. Подбор ошибок и анализ причин, их вызвавших. Оценка каждой работы.
-по объему выполненной работы
-по сложности рисунка
-по эстетическому оформлению (аккуратность работы, правильное оформление изнаночной стороны, красота рисунка).
Домашнее задание: выполнить работу до конца.