Конспект- урок по технологии «Изонить.»
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Познакомить учащихся с новым видом вышивания.
Научить прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.
Закрепить прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_po_tehnologii.docx | 519.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект- урок по технологии «Изонить.»
Познакомить учащихся с новым видом вышивания.
Научить прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.
Закрепить прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов, окружностей. Компьютер, проектор, экран.
1 Организационный момент.
(Проверка наличия учащихся, готовности к уроку)
Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
2 Сообщение темы и цели урока.
Уч . Сегодня мы на уроке познакомимся и научимся еще одному виду вышивания «Изонить» или нитяная графика
Что такое «ИЗОНИТЬ» ?
Вы б у нас спросили.
Как нитью по картону шить,
Мы б Вам объяснили.
Нужно большое желание,
И хорошее настроение!
И Жар-птица оживёт.
Ангел крыльями взмахнёт,
И кораблик поплывёт!
3 Изучение нового материала.
Из истории «Изонить»
Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут, с моей точки зрения, начинается самое интересное.
В этом замысловатом переплетении нитей есть что-то завораживающе красивое и загадочное. Эти картины стоят очень дорого, так как они уникальны
Изонить – это умение использовать нить с целью создания картин на дереве, картоне, ткани и др. материалах.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.
Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:
основа, на которой, собственно, предполагается вышивать(бархатная бумага, чаще картон);
то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
швейные нити (мулине, ирис);
скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.
Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или плотную бумагу. Менее плотная бумага мягкая и в процессе вышивки может легко помяться. Кроме того, она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется.
Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной.
Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки. Помимо однотонного фона это может быть фон, распечатанный на принтере. Используют в качестве фона обои, наклеенные на картон.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Вышивать можно любыми не очень толстыми нитками.Работы выглядят лучше, если вышиты блестящими нитками, а не матовыми. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей.
При первом знакомстве с техникой «изонить» переплетение кажется очень сложным.
Для освоения техники изонити достаточно знать два основных приёма: «Заполнение угла» и «Заполнение окружности» .
Приём «Заполнение угла»
Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12)равных частей (можно через 5 мм).
Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины(«0»).
Вдеть нить в более тонкую иглу.
Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.
Учитель . Какие меры предосторожности надо предпринять?
Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.
Учитель . На что надо обратить внимание?
Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.
Приём «Заполнение окружности»
Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема,ребята делят окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
Сделать проколы в полученных точках.
Вдеть нить в иглу.
Заполнить окружность по схеме.
Упражнение для глаз.
Прошивание окружности хордами разной длины.
Учитель . Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.
Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.
Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.
Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки(стежок 1–4) и так далее.
У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.
Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?
Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.
Учитель . А если хорда равна диаметру?
Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.
Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.
Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры,которые наиболее часто встречаются в работе.
Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам,что и окружности.
4. Закрепление изученного материала.
Для работы потребуется:
- Лист бархатной бумаги. В данн ой работе используется черный, т.к. на черном бархатном фоне рисунок выглядит более эффектно., главное, чтобы цвет фона не совпадал с цветом выбранных ниток.
- Белые швейный нитки – шарики одуванчиков.
- Зеленые нитки двух тонов – для листьев, стебельков, прожилок. На стебельки и прожилки пойдет более темный цвет.
- Швейная игла
- Булавка в виде иглы с шариком на конце. Ею удобно протыкать дырочки
- Ножницы
- Клей-карандаш
Изонить: схемы с цифрами
Для начала потренируемся вышивать круг и угол. Начнем с круга. Начертите от руки или с помощью циркуля круг. Разделите его окружность на 16 равных частей (пополам, каждую половину – пополам, каждую четверть – пополам, каждую восьмую – пополам). Фото1
Проставьте нумерацию, как показано на рисунке. Это следует делать с изнаночной стороны. Фото 2
Прокалываем дырочки в каждом делении. Начинаем вышивать. На схеме стрелочками показано направление нити. В 1 выходим, в 2 заходим, в 3 выходим и т.д. пока не вышьете весь круг. Фото 3
Вышитый круг с лицевой стороны выглядит следующим образом: фото 4
Изонить: схемы Фото 5,6,7,8
С изнаночной: фото 5
Обратимся к углу. Начертите его. Каждую сторону разделите на равное количество частей. Каждая примерно 0,5 – 0,7 см. фото 6
Нумеруем деления, как показано на рисунке: фото 7
Вышиваем угол по тому же принципу, что и круг. В 1 выходим, в 2 заходим, в 3 выходим, в 4 заходим и т.д. В итоге с лицевой стороны будет следующий рисунок (зеленый цвет): фото 8
Изонить: цветы одуванчики
Ну, и наконец приступаем к цветам в технике изонить. Для начала нарисуем их на листе писчей бумаги. Скопируйте предложенный вам рисунок. Сразу разделим шарики и листья на кусочки. Перенесем рисунок на обратную сторону фона.
Шарики одуванчика будем вышивать как окружности, листья – углы.
Начнем с шариков. Их вышиваем белыми нитками. Каждый кусочек шарика вышиваем как окружность. Для этого с изнаночной стороны разделите окружность на части, длина которых примерно 0,5 см. Протыкаем дырочки булавкой. Вышиваем.
Так же поступаем с остальными частями.
Можете прошить край каждого шарика. Тогда контур будет более четким. Но я этого не делаю именно для того, чтобы контур не был четким. Чтобы одуванчик получился пушистым рыхлым.
Каждый кусочек листика – промежуток между прожилками – вышиваем как угол. Для этого расчерчиваем с изнаночной стороны лист на углы, делим на отрезки по 0,5 см. Прокалываем. Вышиваем.
Весь лист вышиваем аналогично.
С остальными листиками поступаем так же.
Вышиваем чашелистики. Они вышиваются как незамкнутые окружности.
Прожилки и стебельки вышиваем более темной нитью. Вышиваются они следующим образом: весь стебель делится на отрезки по 1 см. Пронумеруйте их по порядку. Выходим в 1, заходим в 3, выходим в 2, заходим в 4 и т.д. Вот такая вот изонить техника, надеемся, что наш мастер-класс научил вас создавать изонить цветы по готовым схемам для начинающих. Приобретая навыки вы сами сможете рисовать схемы в технике изонить.
А между тем, одуванчики готовы.
Но, конечно, следует оформить панно изонить в рамочку. Желательно и под стекло, т.к. влажная уборка для бархатной бумаги не рекомендуется. Да и под стеклом работа будет выглядеть более достойно и шикарно.
Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность выполнения приемов, соблюдение техники безопасности.
5. Анализ и оценка урока.
Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.
Учитель . Посмотрите на свои работы и скажите, какую из них вы считаете самой красивой. Чем занимались сегодня?
Дети. Продолжили вышивать нитками по картону
Учитель . В чем отличие сегодняшней работы от прошлой?
Дети. На прошлом занятии заполняли углы, а сегодня заполняли круг вышитыми стежками, так как изонить – особым образом выполненная вышивка по картону. Очень интересно наблюдать, как появляется ажурное изображение углов.
Учитель. Чем выполняется изонить?
Дети. Цветными толстыми нитками – ирисом, швейными нитками,мулине.
Учитель просит повторить план разметки круга.
Учитель. Как выбирается длина хорды при заполнении круга?
Дети. В зависимости от того, как надо заполнить круг, выбирается длина хорды, которая соответствует размеру лицевого стежка.
Конспект урока. Техника изонить
ПОЧТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ
по трудовому обучению
ТЕХНИКА «ИЗОНИТЬ». ВЫПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ «ПОДВОДНЫЙ МИР»
Учитель Таирова С.И.
Тема урока: Техника «изонить». Выполнение коллективной работы
Образовательная : знакомство с понятием «изонить», историей техники, основными технологическими приемами, закрепление умений пользоваться инструментами.
Развивающая: развивать фантазию, глазомер, моторику пальцев рук.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, любовь к прекрасному.
Оборудование: готовые работы – узоры, иглы, нитки, ножницы, технологические карты, шаблоны, плакат формата А-2.
а) легенда «Тесей и Минотавр»;
б) история «изонити».
Изложение нового материала:
а) материалы и инструменты;
в) знакомство с технологическими приемами.
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.
а) Но прежде я хотела бы сделать небольшое лирическое отступление (С-1). Я хочу рассказать вам древнегреческий легенду о Тесее, победившем Минотавра.
На острове Крит, в дворце-лабиринте жил Минотавр, чудовище с туловищем человека и головой быка. Каждые 9 лет ему должны были приносить в жертву 14 юношей и девушек. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить это беззаконие можно было, только убив Минотавра. Дочь Миноса, царя Крита, красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тесею уничтожить Минотавра. Но Ариадна знала: даже если Тесей победит чудовище, он не сможет выбраться из лабиринта. И вот накануне поединка Ариадна тайком пришла к Тесею и принесла ему непобедимый меч отца и клубок ниток. (С-2) Настал день поединка. У входа в лабиринт он привязал конец нити клубка Ариадны и, разматывая его, смело отправился в запутанные коридоры на поиски монстра. Тесей победил монстра. Держась за нить клубка Ариадны, герой живым вышел из лабиринта. Афиняне поднялись на корабль, чтобы отправиться в обратный путь вместе с Ариадной, которая не захотела покидать Тесея.
В этой легенде «нити Ариадны» являются символом. Как вы думаете, что они символизируют?
-взаимосвязь прошлого и настоящего;
Приведите примеры использования символа клубка с нитками (примеры из сказок).
Давайте представим, что сегодня на уроке этот клубок с нитками – это «нити Ариадны» и они помогут нам с вами в поиске нового и неизвестного, и мы с успехом решим все задачи, которые перед нами поставлены.
Итак, тема сегодняшнего урока: Техника «изонить». Выполнение коллективной работы «Подводный мир» (С-3) Озвучивается план урока (С-4).
б) Историческая справка (С-5)
ИЗОНИТЬ (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) — это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Отсчет история изонити ведет с XVII века. Именно в то время английскими ткачами была изобретена техника украшения переплетающимися нитями – изонитью она еще не называлась, это название было придумано позже. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Но такой способ выполнения узора доступен только взрослым людям. А чтобы эта техника была доступна детям, придумали использовать вместо деревянных дощечек картон.
Искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды. (С-6) Примеры работ, выполненные детьми.
3. Изложение нового материала.
а) Следующее, на чем остановится наш клубок с нитями Ариадны – это материалы и инструменты. (С-7)
Что можно использовать в качестве фона.
Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон — цветной или белый. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.
Какие нитки используются в работе.
Нитки являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Совсем непривлекательны картины из простых хлопчатобумажных белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант). Наиболее оптимальным является использование ириса.
б) Далее мы остановимся на выборе цвета. (С-8)
У каждого из вас есть любимый цвет или сочетание цветов. И как тяжело, практически невозможно заставить себя купить вещь нелюбимого цвета, даже если во всем остальном она будет хороша. Подсознательный выбор цвета, который зависит от вашего темперамента, эмоционального состояния — это задача для психолога, а искусство красиво сочетать цвета доступно всем!
Вам доводилось застывать в немом восторге перед картиной какого-нибудь художника? Или восхищаться красотой пейзажа, созданного самой природой? Или любоваться невероятными сочетаниями цветов в каком-либо изделии?
Вы тоже можете создавать композиции, которые завораживают своими красками!
Дизайнеры и художники владеют секретами цвета, секретами сочетаний цветов, секретами создания композиции. И это не только природный талант, но и знание законов науки «цветоведение».
Существует множество классических схем сочетания цветов. В основе цветовых сочетаний лежит цветовой круг.
Из уроков рисования вы должны помнить, что основными цветами считаются красный, синий и желтый, остальные цвета дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Дополнительные цвета получаются путем смешивания основных цветов и в цветовом круге располагаются между основными цветами. Из них теплыми считаются красный и желтый, холодным — синий, все остальные цвета составные и поэтому могут быть и теплыми и холодными в зависимости от того какой цвет в них преобладает.
Часто для создания удачного цветового сочетания используют принцип противоположности – контраст. Этим приемом мы и будем сегодня пользоваться.
в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами (С-9). И «нити Ариадны» привели нас к следующим вопросам:
-Что такое окружность?
-Что такое хорда, диаметр?
Рассмотрим основные технологические приемы «изонити». (С-10) В их основу входит заполнение окружности. Длину окружности необходимо разделить на определенное количество делений. Чем больше делений, тем ажурнее рисунок (расстояние между делениями не менее 2мм.) Деления необходимо пронумеровать для удобства заполнения элементов узора.
Плотность заполнения окружности зависит от величины хорды: чем меньше хорда, тем больше свободной от нити поверхности внутри окружности и наоборот.
В начале необходимо разделить окружность на четное количество делений (16, 24, 48 и т.д.); сделать проколы в точках деления, пронумеровать деления, определить величину хорды, сделать первый прокол в т. 1 с изнаночной стороны на лицевую, затем выполнять проколы против часовой стрелки (с изнаночной стороны работы) согласно выбранной величине хорды. При этом на лицевой стороне работы – удлиненные протяжки, на изнаночной – прямые стежки (показ приема заполнения окружности).
И последнее к чему привели нас «нити Ариадны» и чему мы должны научиться – это выполнение практических приемов.
Сегодня на занятии мы с вами выполним коллективную работу «Подводный мир». Для этого необходимо заполнить окружность, которая образует рыбку, используя контрастные цвета ниток.
Каким приемом вы будете заполнять рыбку? Для выполнения работ в технике «изонить» необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы (игла, шило, ножницы, циркуль, линейка).
Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе с иглами и ножницами:
Необходимо пронумеровать точки от 1 до 24 по часовой стрелке (С-13). Можете приступать к работе. Для облегчения заполнения элементов узора, у вас на партах есть технологические карты с приемами заполнения окружности. Я буду выполнять последовательно работу, а вы повторять за мной.
-Практическая работа учащихся.
5.Подведение итогов урока.
Учащиеся подписывают свои работы, которые преподаватель крепит на плакат, как итог выполненной работы. Обсуждается цветовое решение композиции. Учитель проводит оценку каждой работы и задает вопросы для обобщения материала, пройденного на уроке. (С-14)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое «изонить»?
Какие основные технологические приемы используются при выполнении «изонити»?
Какие основные закономерности выбора цвета вы знаете?
В реальной жизни нет волшебных клубочков, которые могут указать нам дорогу знаний, или помочь решить задачу. И это к лучшему. Упорство и целеустремленность – вот главные помощники в постижении знаний.