- Конспект занятия «Контурная вышивка» план-конспект занятия на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Свободная вышивка по рисованому контуру. Мктодическая разработка урока план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по технологии 5 — класс » Свободная вышивка по рисованному контуру.»
Конспект занятия «Контурная вышивка»
план-конспект занятия на тему
Издавна женщины на Руси занимались рукоделием — своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки — все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы. В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Ведь, к примеру, вышивая картину или салфетку и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, как приятно и самой полюбоваться своим изделием и получить комплимент от удивленных гостей. Вышитое изделие можно подарить. Такой подарок не купишь ни за какие деньги. На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с простейшими ручными швами, которые можно использовать для вышивания. Давайте вспомним о каких швах идёт речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konturnaya_vyshivka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вышивка по нарисованному контуру
Цель: закрепление простейших ручных швов: тамбурного, шов вперёд иголку и стебельчатый (шов назад иголку).
Задачи: закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать, воспитывать интерес к рукоделию, прививать бережное отношение к материалам и оборудованию.
Оборудование: ткань для вышивания; пяльцы, игла, нитки мулине, копировальная бумага, карандаш.
Инструктор по труду. Издавна женщины на Руси занимались рукоделием — своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки — все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы. В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Ведь, к примеру, вышивая картину или салфетку и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, как приятно и самой полюбоваться своим изделием и получить комплимент от удивленных гостей. Вышитое изделие можно подарить. Такой подарок не купишь ни за какие деньги. На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с простейшими ручными швами, которые можно использовать для вышивания. Давайте вспомним о каких швах идёт речь.
Шов вперёд иглу.
Вперед иголку — самый простой. Его применяют для оформления одежды, салфеток, смётывание деталей кроя.
Применяется в шитье для обшивки петель, обметывания краев изделия и в вышивании. Выполняется слева направо и состоит из петлеобразных стежков.
Это украшающий шов, им обшивают в основном стебли растений.
Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, контуры животных, а также сплошь заполнять плоскости узоров,
Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы — различные полотенца, подзоры, столешники ,скатерти.
Инструктор по труду.
Встаньте ровно, потянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь
Проверьте, все ли у вас есть для работы.(пяльцы, ножницы, иголки, наперсток, нитки). Мы с вами будем заниматься контурной вышивкой. Каждый из вас может выбрать понравившийся рисунок и перенести его на ткань. Вышивать мы будем одним цветом — чёрным по белому. Контурная вышивка — это достаточно простой в исполнении вид вышивки.
Монохромную вышивку часто причисляют к новой разновидности рукоделия, потому что полотна, выполненные в этом стиле, хорошо подходят к современному интерьеру. Довольно часто эти картины несут абстракцию и эксцентризм, придают непревзойденный шарм даже элементарным наброскам. Данная техника пришла из Древнего Египта и активно развивалась в 14-16 в. во Франции и Англии. Сейчас имеется несколько видов монохромной вышивки: Монохромная гладь. Монохром – вышивка крестом. Блэкворк (вышивка в черно-белых цветах с созданием иллюзии кружева). По значению слово «моно» понятно, что данная техника рассчитана на один определенный цвет. Мода сегодня — это черно-белая вышивка крестиком или вышивка на белоснежном фоне черными нитками. Это, казалось бы, несложное совмещение цветов может придавать особенный объем полотну. Также можно выгодно оттенять другой цвет нитки базовым цветом (красно-черное сочетание, золотисто-синее). Монохромная вышивка также может образовываться цветовой палитрой от трех до шести цветов и оттенков. Выбирают для этого основные оттенки и добавляют белые и черные нитки в различных пропорциях. Можно также поставить акцент на яркую деталь, поместив её в изображение (цветок, фрукт). В последнее время контурная и монохромная вышивка стали весьма популярными. Говоря о черно-белой вышивке, я хотела бы выделить два ее стиля: контурная как таковая и контурная вышивка в стиле blackwork. Под первым стилем подразумевается контурная вышивка в технике «счетный крест», где главным смыслом рисунка является внешнее очертание чего-либо. Как таковая контурная вышивка привлекательна для многих главным образом своей быстротой исполнения, универсальностью, индивидуальной утонченностью и внутренней недосказанностью.
Кроме того, вышивка в таком стиле – отличный отдых от более сложных работ, а также эффектный вид подарка, на изготовление которого требуется минимум времени и материала, в частности ниток. Второй стиль – это черная вышивка, иначе именуемая английским словом blackwork (блэкворк). В вышивке blackwork в основном используется стежок «назад иголку». Выполняется он черной ниткой по белой ткани простыми стежками. Таким стежком «назад иголку» мы с вами сегодня будем вышивать, выбранные вами картины. Перед работой вспомним технику безопасности.
1.Ни в коем случае нельзя оставлять иголки в незаконченной работе;
2.Иголки лучше хранить с продетой ниткой, потому что потом её легче найти.
3.Особенно опасна привычка, держать иголки в зубах во время работы.
4.Нитку надо брать правильной длины. Это приблизительно 50 см. Все нужно делать очень аккуратно, чтобы никого не уколоть.
5.Нельзя оставлять иголку, воткнутую в скатерть, в столе или просто на столе.
6.Иголки нужно класть только в игольницу, вкалывать в подушечку.
Инструктор по труду, обходя рабочие места воспитанников, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила безопасности труда, оказывает непосредственную практическую помощь отстающим детям.
Инструктор по труду
Ребята, за одно занятие мы вышить выбранные вами картины не сможем. На следующих занятиях продолжим над ними нашу работу. Во время работы и в конце воспитанники проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы. Дети, вы все хорошо поработали. Мы научились выполнять шов «иголку назад». Когда закончим вышивки, мы сделаем выставку готовых работ. И вы все увидите, какую красоту можно создать своими руками.
Свободная вышивка по рисованому контуру. Мктодическая разработка урока
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
Тема:»Свободная вышивка по рисованному контуру»
· Цели: закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
· развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.
Оборудование:
рабочая тетрадь, ткань для вышивания, пяльцы, игла, нитки мулине,
копировальная бумага, карандаш.
Объект работы: салфетка
Ход урока
Организационный момент
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы ,теперь садитесь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svobodnaya_vyshivka_po_konturu.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:»Свободная вышивка по рисованному контуру»
- Цели : закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
- развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.
рабочая тетрадь, ткань для вышивания, пяльцы, игла, нитки мулине,
копировальная бумага, карандаш.
Объект работы : салфетка
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы ,теперь садитесь
Проверка учащихся по журналу, инструментов и принадлежностей (пяльцы, ножницы, иголки, наперсток, нитки).
Изложение нового материала
Эпиграф (слайд 3)
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой, маяться, в безделье,
Займитесь лучше рукодельем!
( объясните этот эпиграф )
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд
Картинка (слайд 4)
Ребята,кого вы видите на картинке? (Девушка вышивает)
Издавна женщины на Руси занимались рукоделием — своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки — все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы. В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Ведь, к примеру, вышивая картину или салфетку , и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, как приятно и самой полюбоваться своим изделием , и получить комплимент от удивленных гостей. Раньше перед выданьем замуж девушки вышивали своё приданое и когда была свадьба,то девушки выставляли своё приданое на показ гостям,чтобы гости оценили хорошая рукодельница или нет невеста.
А вам нравятся картины вышитые?Посмотрите сколько их много и какие они красивые,яркие.И вышивать можно различными способами вышивки.
На предыдущих занятиях мы с вами уже познакомились с несколькими видами вышивальных швов: Вспомним их .
Шов вперёд иглу(Слайд 7)
Вперед иголку — самый простой. Его применяют для оформления одежды, салфеток, смётывание деталей кроя.
Петельный (Слайд 8)
Применяется в шитье для обшивки петель, обметывания краев изделия и в вышивании. Выполняется слева направо и состоит из петлеобразных стежков
Стебельчатый (Слайд 9)
Украшающий,им обшивают в основном стебли растений)
Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, контуры животных, а также сплошь заполнять плоскости узоров,
Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы — различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).
Ребята,а как вы думаете какая тема урока у нас сегодня ?
(Учащиеся придумывают тему урока)
Свободная вышивка по рисованному контуру
(Запишите в тетради)
А как вы думаете какая цель урока? Давайте придумаем сами.(Думают цель)
• закрепить навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
• развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.( Слайд 2 )
Работы выполненные простейшими видами вышивки по контуру
А как вы думаете ,что мы хотим сегодня узнать на уроке (дети вместе с учителем придумывают )(Слайд 14)
1.узнать что-то новое
2.Что я знаю и что я не знаю
3.Практическую работу выполнить
5. Домашнее задание
Сейчас мы вспомним сказки А.С. Пушкина из которых вы выберите любимый персонаж и тамбурным швов выполните вышивку по рисованному контуру на салфетке.
«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Подумаем кого из зверей можно взять для вышивки?
Слова ученицы .( Слайд 15)
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.»
Выбираем для вышивки белку.
Следующая ученица ( Слайд 16)
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет».
Выбираем для вышивки лебедь
Еще какие вы сказки знаете?
«Сказка о рыбаке и рыбке»(Слайд 17)
«Пошел старик к синему морю;
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Выбираем для вышивки рыбку.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Тамбурный шов тоже похож на цепь, звенья которой выходят одно из другого.
Какие нам понадобятся инструменты и приспособления в работе?
(Нитки,ножницы,пяльцы,иглы) (Слайд 18)
Перед работой вспоминаем правила безопасности работы с ножницами, иглами.( Слайды 19-25 )
Ребята вы сидите все по двое и должны выполнить работу в парах т,е выполнить вышивку салфетки и оценить работу друг у друга,(т.е взаимооценка)и поставить оценку друг другу.
Учащиеся выбирают для вышивки понравившуюся картинку: лебедь, рыбка или белочка.
Переводят при помощи копировальной бумаги рисунок на ткань, запяливают ткань и вышивают тамбурным швом по контуру.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила безопасности труда, оказывает непосредственную практическую помощь отстающим учащимся.
Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.
Конспект урока по технологии 5 — класс » Свободная вышивка по рисованному контуру.»
План — конспект урока по технологии
Урок по теме «Свободная вышивка по рисованному контуру рисунка»
Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Е.Маркуцкая. – 3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2014.- 254.0
Тип урока: Комбинированный
Цели деятельности педагога: Развивать потребности в познании; способствовать приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности; формировать умения выполнять вышивку простыми швами по рисованному контуру; Развивать инициативу, самостоятельность, мышление; воспитывать интерес к предмету, аккуратность и терпение в работе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения : научиться выполнять вышивку простыми швами по рисованному контуру рисунка; подбирать инструменты и материалы для работы; планировать свою деятельность.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
*Регулятивные – умеют контролировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; планируют свою деятельность, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
*Познавательные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют, делают выводы, осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации;
*Коммуникативные – учатся формулировать ответы на вопросы, умение слушать и слышать других. Воспитывать ответственность и аккуратность.
*Личностные – проявление познавательных интересов в данной предметной области. Применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Наглядно – демонстрационный материал: ткань для вышивки, пяльцы, игла для вышивания, мулине, копировальная бумага, карандаш, образцы вышивки, мультимедийная презентация.
1 . Организационный материал.
-проверка готовности к уроку;
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивационная учебная деятельность.
У Льва Толстого есть такие замечательные слова «Мы привыкли понимать под искусством только то, что читаем, слышим, видим в театрах и на выставках, здания, статуи, поэмы, романы…Но всё это есть только малая доля того искусства, которым мы в жизни обращаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежды, утвари до церковных служб, торжественных шествий. Всё это деятельность искусства».
Сфера деятельности искусства в жизни человека практически не имеет границ.
… Лазурный, алый, белый, синий-
Как много вышито цветков.
Вся златошвейная Россия
Глядит из русских городков.
Творит всё новые узоры,
Хотя и старым несть числа:
Святые вещие соборы
И певчие колокола.
Покорна их смиренной силе,
Душа трепещущая мнит,
Что и Небесная Россия
В те колокольчики звенит.
Ребята, как вы думаете какая тема урока сегодня у нас ?
Конечно, сегодня мы с вами познакомимся с вышивкой .
Запишите тему урока в тетради:
« Свободная вышивка по рисованному контуру»
3. Актуализация знаний.
На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с простыми вышивальными швами.
Давайте их вспомним:
Показ мультимедийной презентации:
Слайд 1: Шов вперёд иголку;
Слайд 2: Петельный;
Слайд 3: Стебельчатый;
4. Изучение нового материала.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным или сюжетным изображением, которое выполняется нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Немецкий поэт Т.Гиппель, живший в XVIII веке, писал:
Цветы найти не трудно на любом пути.
И всё же не каждому дано венок сплести.
Умело сплетённый венок может стать настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.
А если вы его зарисуете и вышьете, то станете автором самостоятельной композиции.
Только надо вспомнить, что в вышивке предметы изображаются упрощенно (стилизуются).
Техника вышивки очень разнообразна. В разных регионах свои отличительные особенности.
Сегодня , мы с вами знакомимся со свободной вышивкой по рисованному контуру.
— Какие нам понадобятся инструменты и приспособления в работе?
Демонстрация инструментов и приспособлений( Нитки, ножницы, пяльцы, иглы, копировальная бумага, карандаш ТМ).
Перед работой вспомним правила безопасной работы с ножницами, иглами.
Учитель проводит инструктаж по т/б.
Учащимся предлагается выбрать понравившуюся картинку.
( раздаётся раздаточный материал с картинками).
— При помощи копировальной бумаги, необходимо перевести картинку на ткань.
— Запялить ткань в пяльцы.
Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые; круглой, квадратной и прямоугольной формы.
Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча диаметром от 10 до 50 см.
— Закрепить рабочую нить.
В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток.
Если вышивают в две нити, то нитку, сложенную вдвое , продёргивают концами в отверстие иглы. Затем делают маленький стежок в месте начала работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают её.
( Демонстрация учителем данного приёма)
— Вышить тамбурным швом по контуру рисунка.
Цвет нитки подобрать по своему рисунку.
Тамбурный шов, или шов цепочкой, с лицевой стороны напоминает цепочку из воздушных петель, а с изнаночной имеет вид прямой строчки.
После закрепления нитки, складывают следующую петельку и, снова придерживая её, вводят иглу в точку выхода рабочей нитки и выводят её на лицевую сторону внутри этой петельки.
(Демонстрация тамбурного шва учителем и показ схемы выполнения на слайде).
Учитель контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, технику безопасности, оказывает помощь в работе отстающим ученикам.
В процессе работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль выполняемой работы.
А теперь обменяйтесь работами со своим соседом.
Оцените работу друг друга, поставьте оценку друг другу.