Конспекты по ручной вышивке

Разработка урока «Вышивание. Первые шаги»

Разделы: Технология

Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

Задачи:

  1. Образовательные — обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.
  2. Воспитательные — вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
  3. Коррекционно-развивающие — улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения:

  • теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
  • практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Материальное обеспечение:

  • Схемы
  • Образцы
  • Материалы и инструменты.

План урока:

  1. Историческая справка.
  2. Классификация вышивок.
  3. Инструменты и материалы.
  4. Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
  5. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Историческая справка. (Вступительное слово учителя).

Вышивка — распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Этот вид искусства возник давно — корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что — шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка — неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества — от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля — богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм — бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин — по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи — оплечья рубахи и низ сарафана. (Приложение 1).

Что интересно в национальном костюме коми — ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. (Приложение 2 ).

Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?

Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка — один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминута, включая гимнастику для глаз.

III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).

При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания — мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?

Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.

IV. Практическая работа (переход в зону выполнения практической работы).

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы — в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

  • с ножницами
  • ручной иглой
  • булавками
  • утюгом

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. (Приложение 3).

В четвертом классе на уроках трудового обучения вы проходили швы “вперёд иголку”, “назад иголку”, “уголки” и “тамбурный шов”. Вспомним их. Перед вами карточки с изображением вышивальных швов с одной стороны и название этих швов с другой. С помощью стрелок определите соответствие швов их названию. (Приложение 4). Карточки сдайте учителю.

Выполним на образце знакомые швы по одной линии.

  • “вперёд иголку”
  • “тамбурный шов”

Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки – схемы (Приложение 5).

Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов) (Приложение 6).

А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).

Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:

  • “стебельчатый шов”
  • “петельки с прикрепом”

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.

V. Итоги урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.

Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).

Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе

Галина Сергеева Криворотова
Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе

Галина Сергеева (Криворотова) конспект занятия в подготовительной группе «Вышивка»

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение » Детский сад № 28 » города Челябинска»

Составил : Воспитатель первой квалификационной категории Криворотова Галина Владимировна

ТемаВышивка«

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно — творческих способностей ребенка посредством вышивки.

*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.

*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).

*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.

*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок маме на 8 марта.

1.Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения, иглы с широким ушком, ножницы,игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками.

1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.

2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация»,

Ход занятия:

— Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

— Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

— Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивкитребовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивкеиспользуются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает вышитые изделия (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет,что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный — цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля — наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат — символы солнца. Волнистая линия — вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия — все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла — голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).

Вышивают специальными нитками – мулине.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Одноглазая старушка узоры вышивает.

Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

(Иголка с ниткой)

— Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

— Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.

Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.

Какое наслаждение для души.

Когда в тиши сижу за рукоделием.

Давно уж за полночь.

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами склонясь сижу.

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают.

Пускай таких в природе нет.

Шелковой нитью вышиваю

— Вот и закончились наши посиделки. Что сегодня нового вы узнали?

Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение) Цель: Расширять представления детей о коренных жителях.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года- вышивка крестиком». Идея такой открытки пришла в голову из встречающихся.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка» Дети имеют представление о создании повторяющихся элементов — орнаменте. Но работать с тканью не так легко, как с бумагой. Ткань нужно.

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении» В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Фотоотчет «Вышивка в детском саду» Я хочу поделится своим опытом работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством – вышивкой. Многолетний опыт работы с детьми.

Читайте также:  Шитье без педали как это
Оцените статью