Вышивка бисером. Техника выполнения
Конспект занятий по декоративно — прикладному тврчеству
Просмотр содержимого документа
«Вышивка бисером. Техника выполнения»
Конспект занятий по декоративно – прикладному творчеству
Тема: «Вышивка бисером. Техника выполнения»
Время проведения: 2 занятия по 40 минут
Образовательные: расширение кругозора обучающихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам и рабочим приемам вышивки, способствовать формированию представлений о преимуществах бисерной вышивки.
Развивающие: способствовать овладению обучающимися новыми приемами вышивки бисером, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, умению анализировать, сравнивать и работать по схемам, формирование познавательного интереса к данному направлению.
Воспитательные: способствовать воспитанию, трудолюбию, терпению, привитию культуры труда, умений по планированию своей работы, эстетических качеств.
Тип занятий: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятий: комбинированные занятия: лекция, объяснение, демонстрация, практическая работа.
Оборудование: бисер; бусины; паетки; стеклярус; нитки; иголки; ткань; эскиз рисунка;
простой карандаш; ножницы; компьютер, проектор; презентация готовых
работ (картин, выполненных в технике различной вышивки).
1. Организационный этап.
выявление готовности обучающихся к занятиям;
сообщение темы и цели занятий.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
Вышивка бисером известна ещё с глубокой древности. С давних времен русские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине XVII века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.(демонстрация изображений)
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца XVII века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с XVIII века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце XVI века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу XVII века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
«Золотым веком» бисера в России были вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
Вышивание – один из наиболее распространенных видов народного творчества. Наиболее древнее упоминание о жемчужном шитье на Руси относится к X веку. На протяжении столетий руками безымянных мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, церковных и культовых предметах.
Вышивкой бисером и стеклярусом украшали и женскую одежду – платья, накидки, пелерины.
Позднее, когда бисер стал более доступным, вышивками украшались купеческие и праздничные крестьянские одежды, обувь, оплечья и воротники, кокошники, платки.
Вышивка бисером в наши дни.
К сожалению, многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
В наши дни вышивка бисером также широко распространена.
Кроме картин, вышивку бисером используют для украшения одежды: платья, юбки и топы. Украшают также головные уборы, обувь, пояса. Вышивкой бисером украшают также предметы интерьера: подушки, занавески, салфетки.
Для того чтобы вышивать бисером необходимы такие инструменты и материалы, как: Тонкие бисерные иглы №12. Если вышивку выполнять на плотных материалах, таких как: кожа, картон, фетра, — лучше использовать толстые швейные иголки или острое шило, потому как бисерные иглы могут часто ломаться. Сначала прокалываем материал острым шилом или толстой иглой, ну а потом в это отверстие продеваем уже тонкую бисерную иголку. Бывает такое, что бисер слишком мелкий и через него не проходит даже самая тонкая бисерная иголка. В таком случае закрепляем нить на ткани, смазываем клеем конец нитки и даём ему высохнуть. Потом вытаскиваем нитку из бисерной иголки, нанизываем на проклеенный кончик нитки, вдеваем нитку в иголку и делаем стежок.
Нити. При вышивке бисером используются нити мулине, шёлковые, капроновые. Нитки для вышивки нужно подбирать под цвет основы, а не под цвет бисера. Капроновые и тонкие нитки лучше предварительно навощить. Нужно закреплять нитку с лицевой стороны ткани, делая для этого два-три мелких поперечных стежка в одном месте, которые будут закрыты бисеринками. При этом не допускаем больших и грубых узлов.
Бисер, стеклярус, рубленный бисер, бусинки, стразы, камни, блёстки, пайетки. Перед тем, как начать работу, нужно обязательно проверить, не смоется ли краска, не сойдёт ли перламутр с бусинок, не испортятся ли материалы при стирке, отпаривании и глажке.
Пяльцы и подрамник. Может быть такое, что пяльцы большие, а ткань на которой нужно вышивать маленькая. Для того чтобы поместить эту ткань в пяльцы, нужно приметать по краям ткани дополнительную ткань. Потом, по окончании работы, ненужную ткань отпороть.
Ножницы. Они должны быть острыми и не большими. Так как большими ножницами неудобно работать в труднодоступных местах.
Ткань. Нужно стараться выбирать такую ткань, чтобы она не была сильно маркой, мнущейся и тонкой. Ткань, на которой будет выполнена работа не должна подвергаться частой стирке и глажке. Ну а если вышивать стеклянными бусинками на тонкой ткани, это может испортить, деформировать изделие из-за тяжести бусин. В начале работы на ткань нужно аккуратно нанести рисунок. Делается это с помощью копировальной бумаги, мыла или мела. Для того, чтобы перевести рисунок на трикотажную ткань, нужно прикрепить к ней листик кальки, на котором надо предварительно сделать копию рисунка, потом прошить его. Далее осторожно обрываем бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок.
Канва, тюль. По канве вышивают картины и панно. Для этого можно использовать готовые наборы для вышивания, которые можно купить в специализированных магазинах. Нитки мулине, которые прилагаются к набору, можно заменить. Если работу выполнять на канве, то бисеринки должны по размеру соответствовать размеру клеточек канвы. Вышивка по тюлю была очень популярна в ХІХ веке. Использовалась для создания необычайно красивых праздничных и вечерних нарядов, шалей, воротников, украшений.
Полезные советы при вышивке бисером.
1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее. При интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер — потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину.
2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей.
3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно).
4. При самостоятельной разработке схемы для вышивки не используйте простую клетчатую бумагу, так ка бисеринки имеют скорее овальную форму, нежели шарообразную. Начертите от руки или в графическом редакторе на компьютере сетку с ячейками в пропорции 1:1,3 (одна сторона прямоугольника длиннее другой в 1,3 раза). Это позволит избежать искажения рисунка при его переносе с бумаги на ткань. Размножьте вашу заготовку на принтере или ксероксе, чтобы всегда иметь под рукой чистый бланк и не тратить время на его рисование, а сразу перейти к разработке схемы.
Закрепить нить всегда можно без узелка, и делается это достаточно просто, сделать это можно при помощи петли! Кстати, чистая, красивая изнанка без узелков считается показателем мастерства вышивальщицы.
Чтобы закрепить нить в конце вышивки, можно либо продеть хвостик под уже вышитые стежки с изнанки: виды швов
Либо, использовав такой вариант:
Монастырский шов один из самых простых, но в то же время позволяющий достигнуть довольно аккуратного результата.виы швов
Для исполнения монастырского шва, используется линейная техника, т.е. вышивать надо рядами, а каждый значок соответствует бусинке своего цвета. Вводим иглу с изнанки в нижний левый угол значка, нанизываем бисер, соответствующую значку на схеме и уводим иглу в верхний правый угол значка. повторяем действия до конца ряда: снизу вверх, слева направо.
В конечном итоге имеем аккуратный и ровный ряд с бусинами, развернутыми в одном направлении. Для более надежного закрепления, первую и последнюю бисерины ряда следует прошить дважды.
Завершив первый ряд, переходим к следующему. А здесь все будет наоборот, вышивка будет идти в обратном порядке: выводим иглу из верхнего правого угла значка, нанизываем бисер и отправляем иголку в нижний левый угол. Не забываем следить за натяжением нити, это поможет избежать провисания элементов. Виды швов
Третий ряд следует выполнять так же, как и первый и так далее, чередуя.
Внимательно следим за схемой, используя бисер нужного цвета. Если для вышивки используется мононить, то можно не заморачиваться и вышивать ряд подряд чередуя цвет бусин по необходимости. Если же нет и следуя схеме требуется вышить фрагмент другим цветом, пропускаем этот участок, делая едва заметные стежки с изнанки.
При вышивке бисером не следует делать протяжки с изнанки работы, т.к. бусины обладают своим весом, в виду того, что в дальнейшем это может вызвать провисание, что сильно испортит внешний вид и общее впечатление.
Шов вперед иголка
Исполнение данного шва — дело довольно тонкое и кропотливое.
Закрепленную нить выводим на лицо, нанизываем бисер и вводим иглу назад в ткань макисмально близко к бусине, далее следует небольшой стежок с изнаночной стороны и вывод иглы снова на лицевую поверхность, нанизываем новую бисеринку и так далее.
Если разобраться — шов не сложный и никаких подводных камней данная техника за собой не несет. Просто следует помнить простое правило: один стежок = одна бисеринка, это сделает ряды идеально ровными, аккуратными и плотными.
Арочный шов или шов назад иголку
Использовали когда нибудь стебельчатый шов? Вот арочный на него слегка похож! Его особенность — использование одновременно нескольких бусин, а закрепляется только одна на пересечении стежков. Этот шов лучше всего использовать там, где нужна мягкость и подвижность вышивки или для придания плавности линиям.
По сути это происходит следующим образом: выводим иглу на лицо, нанизываем две или четыре бусины, выводим иглу на изнанку за последней бусиной, потом на лицо выводим между последней и предпоследней и протягиваем нить через последнюю еще раз.виды швов
По сути, это еще одна из простых техник вышивки бисером, отдаленно напоминает шов “вперед иголку”. Итак, приступим: выводим иглу на лицевую часть точно между двумя значками схемы, назовем их “первый” и “второй”. Нанизываем бисер, соответствующую значку, уводим иглу на изнанку перед значком, который выбран первым.
С изнанки нужно сделать стежок так, чтобы игла вышла на лицо между значком “два” и значком “три”. Нанизываем бисерину и вводим обратно между “один” и “два” (неожиданно, не правда ли? сама сначала слегка запуталась, на картинке будет понятней). И так далее, продолжаем столько, сколько потребуется, соблюдая схему.виды швов
Очередной интересный вышивальный шов, используется для вышивки плавных линий, в основном узоров на одежде и аксессуарах.
На нить сразу нанизывается несколько бусинок нужного цвета, после чего прикладывается к ткани, соответственно узору. Далее вкалываем иглу в ткань, выводя на изнанку и короткими стежками пришиваем эту полоску бисера к поверхности через одну бусину.
Считается более плотный за счет того, что нить проходит через бусину дважды. По технике выполнения практически идентичен “строчному” шву, только кверху ногами 😀
Закрепляем нить, нанизываем бусину, уводим иглу на изнанку, выводим за первой бусиной. Снова продеваем иглу через первую бусину и сразу же нанизываем следующую, уводим за второй бусину на изнанку, выводим между первой и второй, протягиваем через вторую, нанизываем новую бусину… и так далее, соблюдая схему.
Стебельчатый двухсторонний шов
Еще более “твердый” способ пришивать бисер. Это гибрид строчного и стебельчатого швов.
Описывать долго, проще показать:
Стебельчатый двухсторонний шов
При помощи этого шва обычно обрабатывают край изделия. Если знакомы с кройкой и шитьем, освоить этот шов для вас не составит особого труда. Он выполняется, как обычный обметочный, имея лишь одно отличие: в каждую верхнюю петлю вставляется бисерина.
Как правило, каждый цвет вызывает ту или иную ассоциацию. Это нужно учитывать перед тем как определяться с цветовой гаммой подделки.
красный – яркий и насыщенный цвет, им всегда привлекают внимание. Используется для передачи энергии или пламенной любви;
оранжевый – цвет радости и хорошего настроения. Ассоциируется с теплой и уютной осенью;
желтый – солнечный и энергетический цвет. Используется для передачи теплоты и хорошего настроя;
белый – чистый и добрый цвет. Используется для одеяний святых людей;
черный – мрачный и тяжелый, но может создавать интересный глубокий эффект в паре с другими цветами;
зеленый – спокойный и нейтральный, им окрашивают стены в больницах, так как считают, что он благоприятно влияет на нервную систему человека;
синий – глубокий и вдохновляющий. Этот цвет ассоциируется с холодом и стабильностью;
голубой – более мягкий и нежный. Цвет неба и моря, поэтому в психологии его относят к мечтательным.
Правила сочетания цветов
В одном изделии используются несколько цветов и оттенков, поэтому их нужно уметь сочетать. Давайте подробнее разберем как подобрать бисер по цвету для вышивки. На уроках рисования всех знакомили с кругом Иттена. Именно он дает четкое представление о сочетании цветов. В зависимости от расположения цвета в этом круге меняются сочетания.
Это оттенки, которые расположены от центра круга наружу в столбик. Они отличаются по насыщенности между собой, но имеет один общий цвет. Их используют для создания целостности изделия и для его разнообразия.
Например, при использовании красного цвета можно добавлять бордовый и розовый, так у вас получится эффект светотени.
Подбор гармоничных сочетаний может осуществляться несколькими способами:
триада – сочетание трех цветов в кругу, которые вписываются в равносторонний треугольник;
аналогичное – цепочка цветов, которые находятся рядом;
комплементарное – сочетание четырех цветов, два из которых находится друг напротив друга и два соседних с одним из них;
тетрада – сочетание цветов, где один является основным, два дополняющими и еще один расставляет акценты;
квадрат – четыре цвета, которые заключены в углах квадрата.
Это одно из наиболее популярных сочетаний для различного рода изделий. Используют два цвета, которые в круге Иттена находятся напротив друг друга.
зеленый и красный;
оранжевый и синий;
желтый и фиолетовый;
сине-зеленый и красно-оранжевый.
Благоприятная цветовая гамма
Чтобы изделие получилось гармоничным, приятным для глаза и отвечало всем цветовым требованиям, нужно заранее определиться с гаммой. Самые основные четыре вида.
Вы можете использовать различные цвета, но делать уклон на теплоту. Это не обязательно должны быть только желтый и оранжевый, это может быть зелено-синий или красно-фиолетовый. Представьте, что вы мешаете краски и в каждый цвет добавляется капелька желтого.
Такая же история с холодной гаммой. Используйте бисер с нотками синего или голубого. Вы заметите, как ваше изделие становится цельным и гармоничным. С холодными оттенками хорошо сочетается белый цвет.
Чешский бисер представлен в огромном каталоге. В нем вы можете найти любой цвет в светлом варианте. Это основные цвета, которые разбавили с белилами и окрасили ими бисер. Такие оттенки часто называют пастельными.
Такая палитра используется редко, но смотрится эффектно и стильно. Помимо черного, в нее входит синий, фиолетовый, изумрудный, бордовый. Поделка получается благородной и лаконичной.
IV. Закрепление нового материала.
Практическая работа. Выполнение швов вышивки бисером.
1. Повторение правил техники безопасности при работе с иглами и ножницами.
Правила техники безопасности при работе с бисером.
• повреждение пальцев иглой;
• травма руки ножницами;
Что нужно сделать до начала работы:
• посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
• положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно делать во время работы:
• быть внимательной к работе;
• вкалывать иглы и булавка только в игольницу;
• иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку,
• класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
• передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
• посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.