Конспекты занятий вышивка крестиком

Вышивка крестом
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Конспект организованной образовательной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
vyshivka_krestom.docx 19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы.

Тема: «Вышивка крестом»

— научить выполнению вышивки крестом по канве.

— познакомить учащихся с вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;

— развить навыки работы в коллективе. Развитие таких качеств как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, взаимопонимание, самостоятельности, умение делать выводы.

— формирование навыков совместной деятельности учащихся и взаимопомощь при выполнении работ. Формирование творческой активности учащихся, точности, научить применять полученные знания на практике, способствовать совершенствованию эстетического вкуса, воспитывать аккуратность.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами научимся вышивать крестиком по канве. Какие инструменты нам в этом помогут? (Ответы детей).

Чтобы точно узнать, что нам необходимо для работы, нужно отгадать загадки :

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Ткань держать устали пальцы,

Мне пришли на помощь. (Пяльцы)

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная. (Игла)

Чтобы шить иль вышивать,

Это нужно в руки взять.

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Нам понадобились. (Нитки)

Теперь мы с вами точно знаем, какие инструменты нам помогут. Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила техники безопасности:

1. Не брать в рот иголки

2. Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте
3. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
4. Не откусывать нитку зубами.
5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
6. Передавать ножницы кольцами вперед.

Теперь мы можем с вами приступить к выполнению работы.

Самостоятельная работа детей.. Оказание контроля и индивидуальной помощи.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву.

Подбор нитей.
Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.

Вдевание нитки в иголку.

Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

Закрепление нити.
В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Нить закрепляется на изнаночной стороне ткани под стежками.
Выполните небольшой стежок, протяните нить, оставляя кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

Вот мы и готовы приступить к выполнению работы. Давайте перед этим немного отдохнем.

Физкультминутка — «Мы – портные, мастерицы»

Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть)

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны)

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы)

Для начала мы замерим, сколько нужно ткани нам, (руки вперед — в стороны)

Раскроим и вновь проверим, не мало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на пояс)

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)

И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой)

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь)

Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –

Вот теперь-то можно точно — нарядиться – и на бал! (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Полюбуемся – всё прочно и красиво сшито вам (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)

Приступаем к практической работе.

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, указываю на ошибки, помогаю их устранить.

В середине выполнения вышивки, провезти физкультминутку для рук и глаз: дети сидят за столом, руки вытянуть вперед — сжать, разжать пальцы, посмотреть вдаль в окно, на ближайший предмет и снова вдаль).

1. Чему вы научились на уроке?

2. Какие инструменты нам помогали в работе?
3. Каким образом выполняют простой крест?
4. Что было трудно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада «Русская изба» с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям.

Данный вид работы подходит для кружка или как разработка рабочей программы. Расчитана на детей от 6 лет.

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с русской вышивкой.

Квест-игра «Золотой ключик»Ход развлечения:Воспитатель: Внимание! Внимание!Чудеса сейчас придут,Интересно будет тут.Сказки рядом ходятХороводы водят.Спешит к нам сказочный герой,Сейчас пос.

Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х.

Картина изготовлена с применением технологии вышивание крестом. При вышивании использовано мулине различных цветов.

Конспект занятия «Вышивка крестиком»
план-конспект

Скачать:

Вложение Размер
vyshivka_krestikom.docx 20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вышивка крестиком

Цели: создать условия для

— знакомства с историей возникновения вышивки крестом;

— изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;

— освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;

— овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.

— развивать, внимательность, глазомер, моторику кисти рук;

— развивать устойчивый интерес к вышивке крестиком.

— воспитывать аккуратность при выполнении работы;

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.

Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.

Тип урока: комбинированный.

1. Организация урока.

2. Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:

— представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);

— драматизация интереса к работе вышивка крестом;

— знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;

— построение учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.

Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.

Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.

Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

3. Практическая работа.

а). Выберите схему рисунка.

б). Заправьте ткань в пяльцы.

в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.

4. Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

— Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?

— Какие орнаменты используют в вышивке крестом?

— Что можно украсить вышивкой крестом?

5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.

На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.

-С какой вышивкой вы познакомились?

— Как давно зародилась вышивка крестом?

— Где можно применять этот вид творчества?

— Какие виды швов вы узнали?

С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.

Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.

Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.

Домашнее задание. Выполнить вышивку крестом.

План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Вышивание крестом»

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.

Цели по содержанию:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;

— научить приемам вышивания крестом;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать художественный вкус;

— развивать умение слушать учителя и товарища;

Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?

Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.

Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.

Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?

Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?

Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.

Работа в тетради.

1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.

2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.

3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.

4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.

5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.

6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.

Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.

Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.

Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.

Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»

Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).

А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).

Почему для вышивания нужна тупая игла?

Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?

В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?

Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.

Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.

Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.

Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.

Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.

IV. Практическая работа.

1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.

2. Учитель: Теперь приступим к работе.

Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.

Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.

Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.

Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.

Учащиеся выполняют задание.

3. Выполнение вышивки.

Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.

Во время работы проводится зарядка для глаз.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.

— Какие работы наиболее аккуратны?

— У кого получилась самая красивая изнанка?

— Кто ошибся в счете клеток?

— Трудно ли вышивать крестом?

VI. Заключительное слово учителя.

Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.

Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.

Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».

Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и

украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.

Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.

Читайте также:  Материал для шитья почтой
Оцените статью