Контурный состав для батика

Контур для батика: обзор фирм

Основа холодной техники росписи ткани — резервирование рисунка с помощью контура или резерва. Поэтому покупка готового контура для батика осуществляется наравне с приобретением красок. Предлагаю вам прочитать обзор материалов подобного рода, предложенных современными магазинами для творчества.

Несколько слов о том, чем отличаются резерв и контур. Если основная функция резерва — не дать краски свободно растекаться по ткани, ограничить ее на полотне, то с помощью контура мы можем декорировать уже готовую работу. Хотя я его использую и для первой функции тоже.

Итак, вот какие основные фирмы делают контуры для батика:

ОАО «ГАММА» (Москва) Набор контуров цв. по 18 мл

Перламутровые, металлик и обычные цветные

Я пробовала такие контуры. Они действительно дают эффект 3D, однако, не на всякой работе это смотрится восхитительно. Толщина линии довольно значительная, а о специальной насадке на тюбик, позволяющей сделать линию тоньше, я тогда еще не знала.

Сохнет довольно долго — 24 часа. После высыхания необходимо прогладить ткань с изнанки горячим утюгом примерно три минуты. Если дальше в ваших планах закрашивать обведенные контуром элементы рисунка краской, тогда прогладите все изделие после окончания работы.

Стирать готовое изделие нужно аккуратно, лучше руками, в температуре не выше 40 °С.

Ткань после высыхания краски необходимо прогладить с изнанки горячим утюгом в течение 3 минут.

ЗКХ, Завод Художественных красок (СПб).

Контур для ткани «Декола»

Бывает несколько вариантов «деколовских» наборов контуров (цветные, металлик или перламутр). Все они находятся в тубе по 18 мл со съемной конусообразной насадкой. Этот продукт сделан на основе водной акриловой дисперсии для декоративно-прикладного творчества. Можно использовать как для хлопчатобумажных, так и шелковых тканей. По заранее нанесенному рисунку нанесите контур на ткань. Теперь его надо просушить в течение всего трех часов. По окончании работы также закрепите утюгом.

Контуры для росписи по шелку Marabu Konturmittel

Эта компания делает очень деликатные, если можно так выразиться, продукты. Контуры Марабу делают возможным нанесение контурной линии даже на самые мелкие детали рисунка. Countours&Effects позволяют декорировать тонкие ткани интересными акцентами. Все они отлично сочетаются с различными оттенками красок Марабу. Любителям батика будет непросто сделать выбор, ведь тюбики контуров представлены в разнообразных вариантах: металлик, с блестками, однотонные и даже прозрачные.

Сделаны они на водной основе, можно наносить контур на ткань прямо из тубы, потому что носик их тонкий (я пробовала такой контур — осталась ОЧЕНЬ довольна). В самом крайнем случае, можно приобрести для слишком тонких линий специальную насадку на носик тубы. Тогда вы сможете делать линию почти 0,3 мм!

Закрепляем краску также горячим способом с помощью утюга, стираем деликатно. Продается контур в тюбиках по 25 мл и баночках 50 мл

Продукция этой фирмы очень качественная, срок службы долгий. Представлены в бесцветном варианте:


Так и в цветном:


Закрепляются также, стирать тоже осторожно.

В следующий раз постараюсь сделать подробный обзор резервов для батика.

Рецепт резерва для батика

Если Вы решили самостоятельно изготовить резервирующий состав для батика, то необходимо помнить о том, что это очень горючая и сильно токсичная смесь.

Существует несколько рецептов приготовления резерва, но они существенно не отличаются друг от друга. Основными компонентами являются бензин и резиновый клей. Желательно не использовать обычный бензин (так как он даёт желтоватый оттенок), а приобрести специальный бензин для зажигалок – он совершенно незаметен на материи.

Что касается резинового клея, то здесь тоже свои нюансы. Часто производители на обёртке пишут, что основной составляющей является гутта, однако в резервирующий состав необходимо добавлять исключительно гутту на резиновой основе.

Самодельный резерв включает в себя по 100 миллилитров бензина и резинового клея, 20 грамм измельчённого парафина и 2 грамма канифоли.

Второй рецепт содержит тюбик резинового клея, столько же бензина и 2 сантиметра струганной самой дешёвой церковной свечки (такие свечи содержат необходимые для резерва воск и парафин).

Ингредиенты из выбранного рецепта помещают в одну ёмкость и ставят на водяную баню. Смесь постоянно, но очень осторожно помешивают, не доводя до кипения. Должна получиться однородная масса. Затем переливают резерв в плотно закрывающуюся ёмкость и дают самостоятельно остыть.

После достижения готовым контурным резервом комнатной температуры, его можно с успехом применять в наведении линий.

Обычно на полотне такой резерв имеет белый колер. Но если нужно получить другой цвет, то в смесь добавляют типографскую, масляную или анилиновую краску.

Масляную краску перед соединением с контурным составом нужно сначала обезжирить. Для этого её следует выдавить из тюбика на несколько слоёв бумаги и оставить на пару часов. Когда бумага впитает в себя масло, надо собрать краску, развести её в небольшом количестве бензина и добавить в резервную массу.

Чтоб произошло хорошее соединение компонентов, смесь лучше вновь подогреть на водяной бане.

Анилиновые красители перед добавлением в резерв нужно развести в денатурате или уксусе. Затем массу тщательно и энергично мешают на водяной бане до однородности, не доводя до кипения.

Если резерв вышел чрезмерно густым и с трудом вытекает из трубочки, не проникая в волокна ткани, его следует немного разбавить бензином, хорошенько перемешать и чуть-чуть проварить на водяной бане. А в случае получения чересчур жидкой массы (такой состав будет растекаться и не сможет держать контур), ёмкость для резерва нужно оставить на некоторое время открытой, чтоб излишки бензина испарились.

Контурный состав домашнего приготовления имеет небольшой срок годности и долго храниться не может. Рекомендуется использовать его в течение одного месяца.

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Контурный состав для батика

В начале уходящего года в двух номерах журнала «Проделки» были опубликованы мои статьи. Эти публикации можно рассматривать как рекламу себя любимой 😉 и студии MASTERKLASS.INFO : одна посвящалась резервам для батика и контурам для ткани, вторая — краскам для батика. Все без претензий на полноту, скорее в помощь новичку, пришедшему в магазин и растерявшемуся от разнообразия названий и цен.

Итак, резервы и контуры.
Техника холодного батика подразумевает наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку. Эти контурные линии выполняются специальными резервирующими составами (резервами) или контурами. Традиционно в качестве резерва используется бензиново-клеевая смесь на основе натурального каучука. Однако,на сегодняшний день существуют и составы на водной основе, а также различные акриловые контуры.
Обилие контуров и резервирующих смесей разных по своему химическому составу, сильно отличающихся по ценам отечественных и зарубежных производителей предлагают нам магазины — надеюсь, что данная статья поможет Вам выбрать именно то, что нужно для воплощения Ваших идей.

Резервирующий состав для батика ОАО «ГАММА» (Москва) производится на основе бензина — этот резерв хорошо ложится на ткань, высыхает быстро, не изменяет плотность ткани в месте нанесения (ткань остается мягкой, пластичной). К числу достоинств можно отнести, в частности, широкий выбор цветов, включая металлик (золотой, серебряный, медный), присутствие практически во всех специализированных магазинах, вполне доступную цену (45-50 рублей). По мере использования резерв может загустеть, тогда его следует разбавить, например, бензином «Галоша». Однако, этот резервирующий состав имеет очень резкий запах бензина, что следует отнести к весьма существенным недостаткам.
Альтернативой могут служит резервы, предлагаемые зарубежными производителями, например резервирующие составы на основе гутты компаний Marabu или Jacquard. В своей основе эти составы так же имеют нефтепродукты (сольвент) и каучука (гутта) и по всем своим свойствам аналогичны резерву компании «Гамма», но имеют очень слабый запах. К сожалению, приобрести их можно только в крупных магазинах для художников и выбор цветов весьма ограниченный, кроме того эти резервы имеют очень густую консистенцию, поэтому к ним надо докупать «родной» разбавитель. К недостаткам стоит отнести высокую цену (250-300 рублей).
Наряду с резервами на бензиновой основе крупные зарубежные производители (Marabu, Jacquard) выпускают водорастворимые резервы, как цветные, так и бесцветные. Основная особенность бесцветных водорастворимых резервов состоит в том, что они полностью вымываются с расписанной ткани после закрепления росписи (это свойство особенно ценно при работе в технике «скрытого резерва», когда контурные линии не должны быть видны). Цветные или металлизированные резервы на водной основе в месте нанесения на ткань делают ее более плотной, рельефной. При работе с использованием таких резервов нужно очень аккуратно наносить краску, потому что контурная линия может окраситься краской, которая случайно на нее попадет. Кроме того, нужно избегать слишком обильного увлажнения ткани краской или водой, чтобы не вызвать размывания контурной линии. И, что очень важно, после нанесения на ткань водорастворимого резерва нужно дождаться его полного высыхания. Цена водорастворимых резервов составляет 150-250 рублей для емкостей разного объема.

Читайте также:  Платье дольче габбана белое кружево
Оцените статью