Хобби монархов
Александр Беликов, главный врач калужского областного кожно-венерологического диспансера, нашел тихую гавань и возможность отдохнуть в своем удивительном хобби – вышивке крестом.
— Александр, вышивание крестиком – нестандартное увлечение для мужчины…
– Хотя в наше время вышивка и считается женским занятием, ею с давних пор занимались и мужчины. Даже монархи считали это занятие достойным. Например, король Густав Пятый посвящал вышиванию немало времени. Прусский монарх Фридрих Великий тоже любил посидеть за пяльцами. С целью успокоения нервов вышивал и французский король Людовик ХVI.
– Вас так впечатлил опыт великих людей?
– Нет, у меня все проще. Вышиванием в нашей семье увлекались и бабушка, и мама. В то время сложно было купить красивые предметы интерьера, картины. Вышивание стало повсеместным увлечением людей того времени.
– Помните свою первую работу?
– Свою первую вышивку я сделал в пять с половиной лет. Эта работа не сохранилась. В этом же возрасте случилась немного печальная история, связанная с вышивкой. У нас была в гостях двоюродная сестра, мы начали играть, бегать вокруг стола в догонялки, а я побежал, держа в руках свою вышивку. Споткнулся, упал, иголка попала мне в руку и обломилась. Кончик иголки остался в руке. Меня увезли в областную больницу, но там ничего не нашли. И мама решила отвезти меня в московскую клинику. Там мне сделали рентген, сделали надрез и магнитом вытащили иголку. Шрам у меня остался до сих пор.
Когда ты вышиваешь что-то красивое, то не думаешь о негативе
– Но это вас не остановило?
– Честно говоря, я не вышивал после этого почти 40 лет. Вышивка для меня на тот период стала менее интересной, чем обычные мальчишеские увлечения. Дальше была учеба, практика, работа, семья…
– Но все же, несмотря на такой большой перерыв, вышивка все же вернулась в вашу жизнь?
– Благодаря моим дочерям. Они погодки. Однажды в детском магазине они обратили внимание на вышивку с каким-то милым детским сюжетом. И я им ее купил. Несмотря на простоту эскиза – им нужно было показать, как это делается. И я начал их учить. Дочки начали с увлечением вышивать, и я как-то с ними заодно опять увлекся. А потом я купил набор для вышивки целенаправленно для себя. Первая моя работа после сорокалетнего перерыва – «Маки».
– А сколько у вас на данный момент работ?
– Может быть 20-25. У нас загородный дом, там везде на стенах висят мои работы.
– Сколько времени в среднем уходит на одну картину?
– Зависит от того, сколько ты времени отведешь под ежедневное вышивание. Я могу вышивать четыре-пять часов подряд. Я не устаю, мне это нравится, я получаю от этого удовольствие. Однажды я готовил работу к юбилею моей родственницы, и мне приходилось вышивать даже ночью, я не успевал, но мне хотелось ее удивить. Она как-то обронила фразу, что увидела вышивку с сюжетом «Дорога к морю», нашел эскиз и подарил ей. Сюрприз удался!
– Простите за нескромный вопрос, а это хобби – дорогое удовольствие?
– Если серьезно подходить к процессу, то недешевое, конечно. А после того, как работа закончена – ее же еще оформить надо. У моего товарища, Марка Левина, своя багетная мастерская. Именно там я оформляю свои картины – подбираю рамы, паспарту.
– Вышивание для вас – это хобби или релакс?
– Это и хобби, и релакс. Когда ты вышиваешь что-то красивое, то не думаешь о негативе и не забиваешь голову тяжелыми мыслями.
– А как супруга относится к вашему увлечению?
– Она тоже вышивает! У нас есть совместно вышитые работы.
– Какие сюжеты для вышивок вам ближе?
– В выборе эскиза ориентируюсь на свое настроение, художественный вкус, что-то просто глаз радует. Какие-то наборы для вышивки мне дарит жена – у нас совпадают вкусы.
– Вы дарили своей жене в подарок свою работу?
– Вы знаете, никогда. Одна из причин такова: подарок – это ведь, прежде всего, сюрприз. А как его сделать, живя вместе? Я же не могу вышивать на работе. Идея хорошая, правда, трудновыполнимая. Хотя, одну работу я ей все же подарил – это подсолнухи. И она мне в ответ тоже подарила свою работу. Обе картины висят у нас в спальне: ее подарок с моей стороны, мой – с ее.
– Не было ли желания провести персональную выставку работ?
– Мы дважды участвовали в выставках, в железнодорожном техникуме. Там на протяжении многих лет проходили выставки вышитых картин. Мы представляли восемь работ, в том числе и детские. Причем участвовали мы все, в том числе наши дочери.
– Ваши дочери сейчас тоже занимаются вышивкой?
– Сейчас этим занимается только младшая дочь. Она студентка медицинской академии, но находит время для любимого хобби. Выполняет три-четыре работы в год. А старшая просто любуется нашими.
– Скажите, а какую черту характера воспитывает вышивание крестом?
– Вышивка воспитывает любовь к прекрасному. Но, к сожалению, портит зрение. Так что вышиваю я уже в очках.
– Завершая интервью, хочется спросить, есть ли у вас работа, которую вы мечтаете вышить?
– Да, есть такая работа, я, кстати, ее недавно начал. Пожалуй, это одна из самых сложных работ, которые я когда-либо вышивал. Называется «Парижская улочка»…
Текст: Екатерина Зимина
Фото: архив редакции
За помощь в организации фотосъемки благодарим гостинично-ресторанный комплекс «КВАНЬ».
Вышивка. Чудеса, да и только!
Несколько слов о чудесниках. Кардинал Ришелье в свободное от государственных дел время, прекрасно вышивал. Кстати, он был весьма изобретателен в этом. Кто же не знает вышивку «ришелье»? Так вот, Его Преосвященство как раз и является ее автором.
Король Пруссии Фридрих Великий, один из основоположников прусско-германской государственности, талантливый полководец, философ и покровитель наук и искусств, проводил свой досуг не только за игрой на флейте, но и за вышивкой.
Шведский король Густав V, (XX век), виртуозно вышивал гладью, да так, что на обратной стороне ткани не оставалось ни одного узелка. Его работы являются произведением искусства и хранятся в Национальном музее в Стокгольме.
Наш современник и соплеменник, солист Большого театра в Москве Николай Цискаридзе, в часы досуга отдает предпочтение иголке и с ниткой. Он считает, что вышивание — хороший способ очищения биополя и отличный аутотренинг.
Народный артист СССР певец Георгий Нэлепп увлекался вышиванием, считая это занятие лучшим способом разгрузить нервную систему.
Мужчины, предающиеся вышиванию – вовсе не исключение из правил. Вышивание льном и шерстью считалось сугубо мужским делом на Востоке — в Турции и в Индии, например. А в Полинезии существовал особый вид искусства вышивки – вышивание птичьими перьями. Им занимались только мужчины.
До колонизации Америки, в индейских племенах вышивание ритуальной одежды для жрецов и вождей доверялось только представителям сильного пола. В Мексике и по сей день сомбреро украшают вышивкой исключительно мужчины.
В средневековой Европе существовали целые артели мужчин-вышивальщиков. Более всего они специализировались на огромных панно, украшающих стены, на драпировке мебели и стен, вышивали также и скатерти для торжественных приемов. Часто использовали в вышивке полудрагоценные камни, бисер. Целые гильдии мужчин-вышивальщиков существовали в Европе вплоть до начала XX века.
Аки боярыни
Вышиванием занимались не только мужчины. И женщины также причастны к этому роду искусства. Например, и в Древней Руси, и в средневековой России любая женщина – крестьянка ли, горожанка — должна была уметь рукодельничать – шить, вязать и вышивать, аки жены из знатных семей. Так велели правила «Домостроя». В боярских, княжеских семьях девочек обучали этому с детства. Рукоделие считалось неотъемлемой частью женской добродетели.
Искусство вышивания процветало в России XVII-XVIII веков. Приезжавшие заморские гости удивлялись женскому таланту вышивать шелковыми и золотыми нитями. Шведский дворянин Петерей отметил, что супруги князей, бояр да купцов сидят в своих светелках и вышивают.
Посол Великобритании сэр Хенбери-Уильямс, приехавший в Россию в 1755 году, был покорен роскошью русского двора. Наряды придворных дам были расшиты золотом, а серебряные кружева ослепляли богатством и изысканностью. Нарядные светские одежды обычно расшивались в мастерских Петербурга и Москвы или золотошвейками из Торжка, а также монахинями Новодевичьего монастыря. В то время многие женские монастыри имели специальные мастерские и славились своими вышивальщицами.
Всегда и везде
Но 300 лет прошло с тех пор, а искусство вышивания так и осталось в моде. Ведь вышивка – это возможность создания собственного стиля в одежде, выражения своей индивидуальности. Но вышивка служит не только для украшения нарядов и создания уюта в доме. Вышивка – это прекрасный отдых, даже своего рода медитация, ведь человек с пяльцами в руках ни о чем другом не думает, кроме как положить стежок. Его мозг разгружается и душа отдыхает.
Вышивка – это такой вид домашнего искусства, который может освоить каждый современный человек – в меру своего желания и терпения. Тогда, чего же нам ждать? Нужно запасаться пяльцами и мулине и примкнуть к этому достойному сообществу граждан с иголками.
Все вокруг – и стар, и млад, Каждый мастер на свой лад- Вышивают кто девицу, кто цветы, кто виноград.
Вышивают очень мило, Аки Зыкина Людмила, Гладью, бисером, крестом Гобеленовым стежком.
Я одна не вышиваю Почему же я такая? Объясню тебе на пальцах Не купила еще пяльцы.
Франсуа Лесаж -король вышивки
Секреты волшебной вышивки от Francois Lesage
“Мода без вышивки — что День взятия Бастилии без фейерверков!” — говорит Карл Лагерфельд. И тут же добавляет: “Для меня вышивка значит Lesage”.
Он создавал костюмы для звёзд от Авы Гарднер и Марлен Дитрих до Николь Кидман. Его называли Златошвей, его имя и адрес знали наизусть мировые кутюрье: Жан-Поль Готье, Карл Лагерфельд, Кристобаль Баленсиага, Джон Гальяно, Пьер Бальмен, Кристиан Лакруа и т.д.
Но за пределами мира высокой моды его имя, к сожалению, было малоизвестно
Человек-эпоха, глава старейшего знаменитого парижского ателье вышивки, кавалер ордена Почетного легиона и самый известный человек в кругу парижского haute couture — Франсуа Лесаж (Francois Lesage).
Дом Lesage ведёт свою историю с 1858 года, правда, тогда он назывался Maison Michonet. Его владельцем был знаменитый вышивальщик Мишони, среди почитателей которого были императрица Евгения и графиня де Греф-фюль.
С 1880 года Мишони становится невероятно популярен — считается, что именно тогда высокая мода окончательно закрепила свои позиции. Во всяком случае в Дом Мишоне зачастили Ворт, Пакэн, Редферн, а его клиентками стали самые изысканные парижские модницы, самой требовательной из которых оказалась Сара Бернар.
После Первой мировой войны Мишоне, порядком уставший от нитки с иголкой, объединился с отцом нынешнего месье Лесажа, Альбертом Лесажем и с Мари-Луиз Фаво, манекенщицей от Мадлен Вионне, — ее знал весь Париж! Она привела компаньонам многочисленную клиентуру и дела пошли отлично.
Талант и мастерство Франсуа Лесажа почитали за поддержание традиции ручного труда, ведь каждая бусинка, каждый самый мелкий стежок был сделан вручную.
В ателье «Лесаж» были созданы ирисы Ван Гога (Vincent van Gogh) для Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) и огромный холст искусственной кожи леопарда для платья коллекции Жан-Поля Готье (Jean Paul Gaultier).
Каждая работа занимала сотни, а иногда и тысячи часов аккуратной вышивки бисером. Стоимость ювелирной работы по ткани составляла около $100 000.
С 1924 года в мастерскую один за другим начинают поступать заказы на отделку платьев, белья, перчаток, шляпок, сумочек для всего светского Парижа вышивка была тогда в большой чести.
Заказы посыпались, как из рога изобилия. Ведь в те времена, в гардеробе аристократок было огромное количество вышитых предметов.
К тому же, переодевались эти дамы чуть ли не 10 раз на день: платье утреннее, платья для похода по магазинам, для коктейля, для обеда, для вечера, оперы, для ресторана — всё это предполагало постоянную смену туфель, перчаток и шляпок, и всё это было вышито!
Вечернее платье Schiaparelli, с вышивкой Lesage, 1940
Для каждой коллекции, выходящей из Дома Lesage дважды в год, он сам выполняет 100-120 вышивок. В каждой может быть до 50 000 стежков — это 20-30 часов работы. В год на эти произведения искусства уходит 300 килограммов жемчужин и 100 миллионов пайеток.
Так создается блеск коллекции haute couture и pret-a-porter de luxe от известных на весь мир парижских Домов мод.
Знаменитые аксессуары марки Lesage — сумочки, пояса, шарфы, бальные туфельки — можно обнаружить только в самых шикарных магазинах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Токио, Гонконга. Эти вещицы ручной работы дороги, уникальны и бесконечно элегантны.
Знаменитейший Christian Louboutin и Lesage работали над созданием капсульной коллекции обуви, вдохновлённой Марией-Антуанеттой.
Коллекция Лесажа, начатая 120 лет назад, насчитывает 60 000 образцов. Каждый четвертый, то есть 15 000 штук, создан лично Франсуа Лесажем.
Есть образцы, сделанные как для Домов, которых уже не существует, например, для Теда Лапидуса, так для совсем молодых.
В ателье Лесажа регулярно наведываются кутюрье в поисках сюжетов для новых коллекций. Они обожают копаться в старье.
Например, тридцатилетней давности сюжет «Мадемуазель», выполненный когда-то для Кристиана Диора, вдохновил Гальяно — он выбирал кое-что для представления его новой коллекции в стиле Wonder women.
Попасть в кабинет к Лесажу просто так никогда не удавалось никому и ни под каким предлогом. А тем болee пробраться в его мастерские, где заказы самых именитых кутюрье выполняются в строжайшей тайне.
«Мода, — разводит руками месье Лесаж. — Никто ничего не должен знать до следующего показа. Только я и мои мастерицы».
Однако исключительно для журнала *ЕLLE* Лесаж разрешил в 2001 году провести эксклюзивный экскурс по дому Моды, который сделала помощница Мэтра, вышивальщица-художница Натали. Она показала эксклюзивный заказ для Дома Chanel, выполненный в технике galuchat.
Этим милым названием вышивка обязана своему создателю, инженеру Галюша, еще в 1762 году придумавшему оригинальный способ обработки кожи, рыбьих костей и чешуи, — уже тогда их использовали для создания сложных узоров на ткани.
Ив Сен-Лоран мог позвонить и сказать: «Я хочу змей, крокодилов и аллигаторов», или Клод Монтана (Claude Montana) звонил и требовал: «Мне срочно нужен песок!»
Франсуа Лесаж всегда вовремя и безукоризненно исполнял любой самый требовательный заказ и как-то сказал: «Я должен быть хамелеоном».
В зале рядом вовсю кипит работа для следующей Недели высокой моды.
Натали показывает сюжет на тему Шагала. Художница делает копию с картины, внося свою интерпретацию: чуть меняются линии, размеры, формы. После того как рисунок зафиксирован на кальке, его переносят на ткань. Только после этой манипуляции начинается собственно вышивка.
Ни одному из именитых дизайнеров так и не удалось побывать в его мастерской, ведь каждый заказ ателье держался в строжайшей тайне. Стоимость работы по вышивке ткани стоила в среднем $100 000!
В 2002 году дом Chanel купил ателье Lesage, но до последнего момента его возглавлял Франсуа Лесаж.
Мы попадаем в комнату, стены которой сплошь состоят из аккуратно пронумерованных ящичков. На первый взгляд их больше тысячи, и в каждом хранятся шелковые нити только одного оттенка, запас которых пополняется каждый день.
В следующем зале только пайетки — блестящие, матовые, круглые, квадратные, овальные, с единственным отверстием посередине.
«Эта комната весит более 60 тонн, — смеется Натали. — Здесь собраны пайетки более чем сотни оттенков и размеров. Каждая пришивается в отдельности, обязательно с изнаночной стороны,
а нитка протягивается крошечным крючком.
До конца работы вышивальщица не видит лицевой стороны изделия, работая как бы вслепую, и это требует большого мастерства и воображения.
Плотно растянутая на широких пяльцах ткань (чаще всего это тюль) становится местом кропотливой работы двух, а то и трех вышивальщиц на несколько дней или месяцев. В этом зале трудятся десять мастериц, и об их доходах можно только догадываться.
Чтобы сохранить уникальную технику вышивки, в 1992 году Франсуа Лесаж решил создать Школу вышивки. Сюда может прийти каждый, заплатив за начальный курс около тысячи долларов.
Обучение, конечно, дороговато (восхождение на каждую новую из шести ступеней стоит от 8 000 франков и выше), но захватывает неудержимо.
Чтобы стать приличным вышивальщиком (а мужчин здесь едва ли не больше, чем женщин), требуется пройти шесть уровней плюс три уровня специализации вышивания по мебели — и вы можете смело рассылать резюме в Дома высокой моды.
Обучение у Лесажа гарантирует высокооплачиваемую работу.
«К нам приезжают отовсюду: из Америки, Азии, были ученики даже из России. Никакого отбора нет — было бы желание. Месье Лесаж шутит, что через тридцать часов начального курса он и слона научит вышивать».
Фирменная техника Lesage — вышивка не иголкой, а крючком.
Школа — не только любовь и гордость Франсуа Лесажа. Это еще и одна из главных статей его дохода.
Пройдя по залам мастерской, мы возвращаемся в кабинет, из окон которого видны мансарды Парижа — великолепный источник вдохновения.
«Вдохновению и прекрасному все меньше находится применения, — вздыхает месье Лесаж, — я и школу-то создал по экономическим соображениям. Люди хотят сами создавать произведения искусства — это обходится им дешевле.
Мало у кого есть деньги, чтобы приобретать ту роскошь, что вы видели в мастерских.
Экономика и мода — сестры-конкурентки во все времена, а об упадке высокой моды твердят уже не одно десятилетие. Но я уверен, что это всего лишь пресловутая спираль, по которой развивается история.
В двадцатые и сороковые, после мировых войн, вышивка выходила на первый план. Люди лишались всего и именно поэтому красоты им хотелось больше, чем когда-либо. «
«Тогда на женщинах были и комбинации, и бюстгальтеры, и пояса, и чулки. Тут требовались фантазия и ум.. А что сегодня? Сдерни с нее майку и джинсы — и все, никакого интеллекта не требуется.
А сами модели? Измазанные гудроном, разве они могут возбудить мужчину? Шарм, шик, элегантность — дух прежних великих марок ушел безвозвратно. «
p.s. все приведённые цитаты из интервью журнала *ELLE* с Лесажем в 2001 году
“Шанель” организует показы вот уже несколько лет, вне календаря модных недель, чтобы продемонстрировать исключительное мастерство тех, кто остаётся в тени, но кто делает Высокую моду — волшебной. Это мастера дома – вышивальщицы, сапожники и ювелиры.
Многие наряды в коллеции – из бархата, шерсти или шёлка – были расшиты богемским хрусталём и покрыты тюлем – “для более сдержанного эффекта”, как подчеркнул Франсуа Лесаж, старейшина вышивальщиков парижского кутюра.
Дом Лесажа каждый сезон предлагает коллекцию из 250-300 элементов образцов.
«День, когда Лесаж показывает мне свою коллекцию, является для меня одной из кульминаций сезона, счастливым днем, полным радостного волнения» — восторгается Кристиан Лакруа.
В Доме Лесажа расходуют 300 килограммов бисера и 100 миллионов блесток в год. Один предмет требует до 100 000 стежков, а на коллекцию уходит до 25 000 часов работы.
Дом Лесажа был основан в 1858 г. Это фамильное предприятие, которым руководит уже третье поколение семьи Лесажей, специализируется на высокохудожественной вышивке.
Лесаж не пользовался готовыми эскизами, а разрабатывал новые тенденции.
Многие дизайнеры, в том числе Лакруа, приходили к Лесажу «за вдохновением», прежде чем начать работу над своими творениями.
Влияние Лесажа на остальных кутюрье трудно переоценить.
«Я никогда не забываю, что я всего лишь вышивальщик, ремесленник, и мои фантазии должны облекаться в простые по сути материалы — шелк, пайетки, камешки. Но именно они рождают мечту, которую так и хочется ухватить за хвост. Но мечту поймать нельзя — она всегда впереди, и это делает нашу жизнь еще прекраснее. «
Франсуа Лесаж владелец знаменитого парижского Дома вышивки, мэтр шедевров от haute couture умер 1 декабря 2011 года в Версале после тяжёлой, продолжительной болезни…