- Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
- Кур.С.Ив. ом
- Знаменитые кинонаряды, часть 11. «Пятый элемент»
- Мода в кино: как костюмы Жана-Поля Готье превратили фильм «Пятый элемент» в шедевр
- Кто придумал костюмы для «пятого элемента Люка Бессона»?
- 5 модных изобретений Жан-Поля Готье
- Бюстгальтер с конусами
- «Пятый элемент»
- Коллаборации
- Мужские юбки
- Новые вещи из старых
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Знаменитые кинонаряды, часть 11. «Пятый элемент»
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»
Жан Поль Готье давно понял, что кино и поп-музыка предоставляют самые большие возможности для воплощения фантазий модельера – особенно, если ты модельер провокационный. Именно Готье придумал знаменитый конический бюстгальтер для сценических выступлений Мадонны, шил костюмы для фильмов Альмодовара и Гинуэя. Не обошёл стороной он и кинофантастику.
Нетрудно заметить, что изрядное количество фантастики снимается на основе комиксов, которые, по сути, представляют собой сказки технологического века. Соответственно, и наряды героев призваны, в первую очередь, наглядно выражать амплуа героев и их характеры, выглядеть эффектно, зрелищно. Поэтому споры о функциональной стороне одежды (вроде «Почему Супермен носит красные трусы поверх колгот?») здесь никого не волнуют.
Эстетика комиксов с присущим ей гротеском и кичем присутствует и в к-ф Люка Бессона «Пятый элемент» (1997). Для этого фильма Готье не только пошил около тысячи разнообразных костюмов, но и постоянно присутствовал на съёмочной площадке (так же, как модельер присутствует за кулисами своего модного показа).
Готье с моделями-стюардессами.
Можно уверенно сказать, что в «Пятом элементе» наряды играют не менее важную роль, чем сценарий или игра актёров. Это и эксцентричное платье трансвестита-ведущего с воротником из розочек, и оранжевая майка мужественного Корбана Далласа с… декольте на спине, и пижонско-пугающий облик злодея Зорга (которого Бессон описывал, как «денди, нувориша и Гитлера» в одном флаконе).
Лично мне особенно понравились темнокожие стюардессы в белых париках, облачённые в сильно декольтированную синюю униформу.
Жан-Поль Готье:
«Это небольшая стилизация того, что они носят в «Air France». Надеюсь, что авиакомпания рассмотрит вопрос о внедрении их в жизнь».
Однако по-настоящему в память врезался наряд настолько простой, что его трудно назвать платьем или костюмом.
Оказалось, что незабываемый облик можно создать всего лишь из нескольких бинтов, которые охватывают мальчишескую фигурку супердевушки Лилу после её «возрождения» в инкубаторе.
У зрителя тут же возникали нужные эмоции: стерильные бинты намекали на невинность и чистоту героини Милы Йовович и в то же время вызывали ассоциации с мумией, выбравшейся из гробницы.
Стоит Лилу вступить в активную борьбу, как меняется и её наряд. Теперь мы видим озорную девушку, облачённую в обрезанную белую майку, золотистые леггинсы, оранжевый резиновый жгут в форме подтяжек и армейские ботинки. Всё это снова выглядело одновременно просто и необычно.
Жан-Поль Готье:
«Костюм должен соответствовать тому, что она делает. Лилу — очень динамичная, и костюм должен это подчеркнуть. …Прежде, чем персонаж раскроет рот и скажет слово, вы должны понять его психологию по тому, как он выглядит».
Интересно, что эксцентричные находки Готье в «Пятом элементе» нашли своих почитателей. Например, во время церемонии «American Music Awards — 2009» певица Рианна не постеснялась предстать на сцене в новой версии белоснежного бондажа «от Лилу».
Автор: Сергей Курий
март 2016 г.
Мода в кино: как костюмы Жана-Поля Готье превратили фильм «Пятый элемент» в шедевр
Не найдётся человека, который бы не смотрел этот шедевр Люка Бессона. Конечно, ведь в нём снимался красавец Брюс Уиллис и очаровательная Милла Йовович. Но стал бы фильм шедевром, будь актёры в обычных джинсах и футболках?
Перед кутюрье стояла непростая задача. Ведь нужно было создать образ, который будет олицетворять мир будущего. В этом мире летают машины и межгалактические корабли. Это значит, костюмы должны соответствовать.
Изначально Жан-Поль создал около 5 тысяч эскизов для главных героев. Но, прорабатывая проект вместе с Бессоном, была отобрана только 1 тысяча. И Жан-Поль решил, что для полного эффекта и завершённости образа необходимо переодеть всю массовку.
Довольно сложно было создавать наряд Лилу, ведь с помощью костюма нужно было показать зрителю, что героиня учится и взрослеет. А вместе с этим меняется и её образ. Сперва мы видим Лилу в едва прикрытом наряде, будто на неё наклеили широкие пластыри. Тем самым Жан-Поль хотел показать её невинность и открытость этому миру. И хотя наряд едва прикрывает её тело, выглядит это не пошло.
Хитом всех образов стали наряды Руби и стюардесс. Идея заключалась в том, чтобы показать жизнь землян размеренной и “в удовольствие”, поэтому костюмы должны были быть дерзкими и сексуальными.
Для стюардесс был выбран нежно-голубой цвет, который несёт в себе спокойствие, а юбка мини помогает отвлечься от всего земного. Однако Руби несёт в себе веселье. Его леопардовый комбинезон подчёркивает бунтарство героя, а причёска является олицетворением короны на голове.
Кстати, именно заказ на эксклюзивный пошив для фильма “Пятый элемент” вывел Готье на новый уровень не только в мире моды, но и в жизни. Ведь ещё за год до приглашения французский модельер хотел бросить своё дело. Именно поэтому в костюмах отражается не только эксцентричность 23 века, но и бунтарство самого модельера.
Кто придумал костюмы для «пятого элемента Люка Бессона»?
Будущий хулиган от моды родился в приличной французской семье, под Парижем, 24 апреля 1952 года. Он был странным ребенком — не проказничал, дружил с девочками, драк со сверстниками не затевал.. . Позже он скажет: «Физически меня больше привлекают мужчины. Но с женщинами мне проще общаться, их я лучше понимаю.. . Но одевать мне приятно и тех и других» .
Его воспитывала бабушка — профессиональная гадалка. «Она меня безумно любила и всегда говорила, раскладывая карты: «Я вижу, тебя ждет удача, все, что ты захочешь, сбудется» .
Жан-Поль Готье начал свой творческий путь в 17 лет, когда послал сразу нескольким Домам мод эскизы своих моделей.
24 апреля 1970 года, ровно в день своего восемнадцатилетия, Готье занял место одного из множества ассистентов в Доме моды Пьера Кардена. «Когда я пересек порог этого модного Дома, я страшно волновался. Карден предложил мне 500 франков в месяц. Конечно, я согласился! »
У Кардена Готье занимался дизайном мелкой домашней утвари. Он многое сделал за эти шесть лет: ушел от Кардена, поработал на нескольких менее именитых дизайнеров, снова вернулся к Кардену и уехал на Филиппины — отшивать линию для продажи в Америке.
Но вскоре умерла любимая бабушка Готье, его верный друг и помощник. В слезах, он в июле 1975 года возвращается в Париж.
В роскошном и снобистском Париже никто не видел в Готье будущего великого Маэстро. Совместно ос своим партнером молодой модельер создает коллекцию электронных украшений, мечтает, пробует, но . не становится прорывом. Его первая коллекция готового платья (1976 год) прошла незамеченной.
В 1978 году «Кашияма» , японская модная компания, предложила ему работу. На эти деньги Готье открывает собственный Дом. И всего лишь пятый показ приносит ему успех. И даже не успех: Готье проснулся богом моды.
Самые значимые его работы 80-х — коллекция, посвященная Джеймсу Бонду, наряды «Хай-тек» , изготовленные из мусора и консервных банок, домотканое «Бумажное лето» , унисексовая «Одежда для двоих» , коллекция «Дадаизм» , в которой появились первые корсеты.
90-е стали для модельера во многом переломными. Во-первых, умер от СПИДа его постоянный партнер Фрэнсис Менуж. Эта большая личная трагедия чуть было не сломала Готье, но выжить помогла работа.
Во-вторых, девяностые — это время Мадонны. Над ее обликом Готье трудился с особым упоением, и результат получился просто феноменальным. Скажите, кто не знает знаменитого бюстье с остроконечными чашками? В 1991 году мир увидел коллекция мужской и женской одежды «Адам и Ева — современные авантюристы» . Да, одновременно и мужской, и женской. Такая вот ода андрогинности.
А после того, как Готье стал ведущим культовой английской передачи «Евротрэш» , полной непристойностей и юмора, он стал популярнее рок-звезд.
В 1996 году Готье совершает очередной прорыв в модной индустрии — он демонстрирует первое в мире шоу высокой моды.
Помимо собственно одежды, Маэстро занят парфюмами и, конечно же, сотрудничеством с киноиндустрией. Вспомните культовый «Пятый элемент» Бессонна — это Готье фантастически одел героев ленты. Он работает с Педро Альмодоваром, готовит костюмы для всемирно известных театральных постановок. Он всегда и катастрофически занят.
Он — один из самых знаменитых людей планеты, он молод, и он еще многое может.
5 модных изобретений Жан-Поля Готье
Жан-Поль Готье привез в столицу автобиографическое кабаре Fashion Freak Show, которое стартует в МДМ с 6 февраля. По случаю вспомнили вклад главного fashion-хулигана в мировую моду.
Бюстгальтер с конусами
Фото: Rose Hartman/Archive Photos/Getty Images
Фото: Gie Knaeps/Getty Images
История создания знаменитого cone-bra – самой знаковой вещи Готье – обросла разными легендами. Писали, что молодой дизайнер вдохновлялся Bullet Bra, лиф, который стреляет, часто встречался в пин-ап образах 50-х годов. Другая версия, что задумка появилась у него еще в детстве. Оказывается, первое бра с чашечками-конусами из обрывков газет Готье еще будучи ребенком создал для своей плюшевой медведицы Наны. Уже потом он применил эту находку в коллекции осень-зима – 1984/1985, но заметили ее только тогда, когда Жан-Поль создал костюмы для мирового турне Мадонны Blonde Ambition.
«Пятый элемент»
Фото: Capital Pictures/EAST NEWS
Готье придумал костюмы и для культового фильма Люка Бессона «Пятый элемент». В качестве художника он разработал около 1000 нарядов. Леопардовый комбинезон Руби Рода, топы стюардесс с воротничками и вырезами и, конечно же, знаменитое комбо Милы Йовович с золотыми брюками и оранжевыми подтяжками – это все он. С момента выхода фильма прошло больше двадцати лет, и за это время работы Готье стали частью поп-культуры. Но вдохновляют они не только косплееров, отсылки к «Пятому элементу» можно встретить в работах и других именитых дизайнеров, например Оливье Рустена или Джереми Скотта.
Коллаборации
Фото: архивы пресс-служб
Сегодня это слово знакомо каждому хайпбисту, который стоял в очереди в надежде урвать худи из коллекции Louis Vuitton X Supreme.
Но мало кто из них знает, что отцом всех коллабораций был Жан-Поль Готье. Впервые коллекцию для бренда Wolford он сделал еще в 80-х годах, а потом еще и в конце 90-х. Его фирменные колготки с рисунком в виде чулков до сих пор можно купить на ebay. Провокационные бутылочки Coca-Cola в корсетах и тельняшках были уже позже, как и совместная коллекция с вездесущим Supreme.
Мужские юбки
Фото: Stephane Cardinale/Sygma via Getty Images
Также Готье был одним из первых западных дизайнеров, кто предложил мужчинам носить юбки. Стирать грань между мужским и женским он начал еще в 1984 году, когда сделал серию юбок для мужчин. Кожаные миди и клетчатые килты Готье предлагал носить с рубашками, пиджаками и брошами. Критики и публика были в шоке. Но через десять лет этот тренд подхватил Александр Маккуин, а еще через десять Эди Слиман нарядил моделей Dior Homme в плиссированные юбки в пол.
Новые вещи из старых
Фото: Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images
Сегодня, если кто-то делает что-то подобное, его приравнивают к экологическим активистам. Но, когда Готье в 1976 году сделал свою первую коллекцию из старых джинсов и мусора, это была все-таки модная история. Просто дизайнер считает, что с годами деним становится только интереснее. В своих последующих работах он периодически возвращался к этому приему: даже на его прощальном шоу присутствовали вещи из старой джинсовой ткани. Но тема осознанного потребления ему все-таки близка. Для того чтобы не сжигать лишнюю одежду, Жан-Поль предлагает сократить ее производство. Может, это одна из причин, почему Готье ушел из высокой моды?
Jean Paul Gaultier Fashion Freak Show
6-16 февраля
МДМ, Комсомольский пр., 28
Билеты от 2000 рублей
Фото обложки: Eric Fougere/Corbis via Getty Images