Кованый шов золотное шитье

Швы в золотом шитье

В этой статье — швы торжокского золотого шитья, но пригодятся они и для других видов вышивки. Некоторые — такие, которых я не знала.

Торжокские золотошвеи сохранили многие старинные швы, а некоторые давно забытые восстановили. В арсенале сегодня более ста разновидностей швов, используемых в различных орнаментах. Названия многих швов условны, так как они все являются производными от основных групп швов. Вот некоторые из них.

Двойной сложный шов

В старинных памятниках литургического шитья встречается довольно редкий двойной сложный шов. Этот шов восточного характера стал применяться на Рус и в конце XV века в великокняжеской мастерской с появлением там Елены Волошанки, жены сына Ивана III, дочери могущественного молдавского господаря Стефана Великого. Для выполнения двойного сложного шва сначала вертикально накладываются нити некрученого шелка, а затем они перекрываются горизонтально нитями крученого шелка, которые прикрепляются мелкими стежками прикрепа в шахматном порядке между раздвинутыми нижними нитями. Этот шов не получил дальнейшего сколько-нибудь значительного продолжения и русскими мастерицами почти не использовался.

Рис. 1. Двойной сложный шов

Бабий шов

Данный шов выполняется с использованием шва «в раскоп» по картону или веревочке. Шов похож на кирпичную кладку. Линии раскола выполняются в шахматном порядке. Шов аналогичен шву «клопец». При выполнении шва по картону линия раскола предварительно прокалывается шилом и прочищается.

Рис. 2. «Бабий» шов

Шов гусем

Шов «гусем» выполняется также по картону или веревочке. Форма из картона расчерчи вается равномерно горизонтальными параллельными линиями с расстоянием примерно два с половиной миллиметра друг от друга. Выполняется шов «с расколом» через линию и через нитку (утягивается одна нитка). Затем следует ход в шахматном порядке снова через линию и через нитку. Аналогично выполняется шов с настилом «по веревочке».

Рис. 3. Шов «гусем»

Волнистый шов (аксамитное шитье, шов на аксамитное дело)

Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело». Все эти названия относив я к одному шву, который предс тавляет собой мягкую, рельефную, петельчатую фактуру. Для достижения выпуклости используется толстый скользящий шнур с невыраженной структурой, круглый провод с оплеткой или тонкие трубочки (например, соломка для коктейля). Выбранный материал разрезается на отрезки и закрепляется сверху на форме. Этот шов шьется без картона и настила.

Отрезки шнура располагаются через равные расстояния друг от друга. Золотная нить накладывается по форме поперек настила и прикрепляется в промежутках между шнурами. При этом необходимо, чтобы линия прикрепа была ровной и четкой. По окончании шитья шнур вытаскивается, а золотная нить сохраняет объемную, волнистую форму. Для этого шва лучше использовать крученую золотную нить и при выполнении нужно следить, чтобы она не раскручивалась.

В древности этот шов называли «на аксамитное дело», «аксамитное шитье» и для его выполнения использовали спицу, которую прикрепляли для образования петель и затем выдергивали. Такими петлями часто обшивали только контур орнамента, шитого шелком или золотом, поэтому в описях часто встречалось выражение «шитье по краям акса-мичено золотом».

Рис. 4. Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело»

Шов корзиночка

Шов «корзиночка». Вырезается форма из картона, наклеивается на ткань и покрывается длинными стежками золотной нитью техникой литого шва по всей форме. Затем золотная нить переплетается цветной (лучше контрастной) или серебряной нитью в шахматном порядке по счету нитей. С изнаночной стороны цветная нить идет вкруговую (двусторонней гладью). Размер клеточек зависит от числа прокладываемых нитей. Шьется под натяжением.

Рис. 5 Шов «корзиночка»

Шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур)

Этот шов используется, как контурный. Им обычно обшивают контуры фрагментов орнаментов, контуры и складки на одеждах святых в литургическом шитье. Этим швом украшают вышивку вместо крученого золотного шнура. Выполняется по принципу литого шва. Для настила используется толстый шнур или веревочка. При обшивании округлых форм стежки с внутренней стороны фрагмента укладываются более плотно, чем с внешней стороны, чтобы получилось равно мерное шитье. Чем толще шнур настила, тем рельефнее получается шов.

Рис. 6. Шов по шнуру (веревочке), гладевой валик, гладевой шнур.

Многовековой опыт золотного шитья создал множество узоров, они использовались в древнерусском шитье для изображения одежд святых на шитых иконах, пеленах, покровах, плащаницах. Применялись они и в орнаментальном шитье. Современные золотошвеи в своих работах используют все описанные швы и многие традиционные узоры. Сочетание литого шва с другими швами, применение различных настилов дают большие возможности для создания богатой и разнообразной фактуры вышивки.

Шов Рядки, или косой ряд

В этом узоре стежки закрепляющей нити расположены так, что образуют параллельные диагональные линии. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей одним стежком и какой толщины веревочка или нить настила, меняется угол наклона «косого ряда». При шитье по картону золотная нить прикрепляется по нанесенному рисунку, при шитье по веревочке но числу нитей.

Рис. «Рядки» или «косой ряд»

Шов Городок, или копытечко

Узор в виде ломаной линии или зигзага. Острота зигзага так же, как и в предыдущем узоре, зависит от количества захватываемых одним стежком золотных нитей и от голщины ниток или веревочек настила. Чем острее угол, тем изящнее зигзаг.

Рис. «Городок» или «копытечко»

Шов Денежка

Узор состоит из тех же зигзагов, но в «городке» они параллельны друг другу, а в «денежке» составлены остриями углов. Прикрепление лучше начинать со стежка, определяющего форму, в данном случае – место соединения углов.

Шов Ягодка

Это обычный узор в клетку.

Разводная клетка

Тот же узор «ягодка», только клетки разделены полосами.

Рис. «Разводная клетка»

Черенок с ягодкой

Это традиционное сложное название простой редкой плетенки, состоящей из прямых полос . Этот узор встречается на древнерусских памятниках шитья в основном в диагональном исполнении, то есть приведенный рисунок повернут на 45°.

Рис. «Черенок с ягодкой»

Клопец или клопчик (рогожка)

Золотная нить закрепляется в шахматном порядке. Для выполнения узора на картон равномерно наносятся горизонтальные параллельные линии или же на ткань нашиваются нити настила и закрепление идет по счету нитей. «Клопчик» бывает в основном в две, три, четыре нити. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей, меняется ширина полос плетенки. В древних памятниках тонкого шитья часто употреблялся «клопец» в одну нитку.

Рис. «Клопец» или «клопчик» («рогожка»)

Перышки

Это «ягодка», клетки которой разделены параллельными горизонтальными линиями на треугольники. Чаще всего применяют для вышивания крыльев ангелов.Каждая из названных групп узоров включает несколько усложненных вариантов, например, «денежка простая»,«денежка с ягодкой», «денежка в четыре клетки» или «ягодка с одним стежком», «ягодка с крестиком», «ягодка двойная» и т. д. Есть узоры, которые нельзя отнести ни к одной из названных групп. Золотная нить в них закрепляется стежками нити прикрепа без определенного рисунка. Такой прием называется «вольной прикрепой».

Кованый шов золотное шитье

«Кованый» или «литой» шов является основным в золотом шитье. Выполняется по картону, что придает эффект объемности. Представляет собой ряд плотно уложенных по картонной форме стежков, создающих впечатление монолитности. Рабочая нить образует рисунок по изнанке, золотая – по лицевой стороне.

Выполнение «кованого» шва

Наклеенный по рисунку картон закрепляется рабочей нитью. Материал прокалывается шилом у края картонной формы.
В отверстие снизу вверх выводится игла с рабочей нитью (рис.1). На иглу рабочей ниткой выполняется один-два навива и иглу вводят в то же отверстие (рис.2).
В образовавшуюся петлю протаскивают конец мишуры (золотой нити) (рис.3), петлю затягивают таким образом, чтобы конец плотно закрепился.
Затем конец протаскивают на изнаночную сторону (рис.4). Таким образом выполняется закрепка золотой нити.

После того, как нить закреплена, перекладываем витейку на противоположную сторону картонной формы. Выводим иглу с рабочей нитью на лицевую сторону в том месте, где должен быть закреплен первый стежок. Захватываем рабочей нитью мишуру, вкалываем иглу в тоже отверстие и протаскиваем золотянку нам изнаночную сторону примерно на 1 мм. Затем перекладываем витейку обратно (рис.5) и производим второй стежок по тому же принципу.
Стежки должны укладываться плотно друг к другу, постепенно заполняя всю форму (рис.6). Важно соблюдать равномерное натяжение нити.

Заканчиваем вышивку так же, как и начинали (рис.7).
Обрезаем шнурок, выводим рабочую нить на лицевую сторону, делаем один-два навива на иглу и вводим ее в тоже отверстие. В образовавшуюся петлю продеваем кончик золотой нити и протаскиваем его на изнаночную сторону.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пригодится (23)
  • Бисероплетение (99)
  • Брюггское кружево (10)
  • Воротники крючком (19)
  • Вышивка (100)
  • Вышивка бисером (89)
  • Вышивка гладью (93)
  • Вышивка золотом (75)
  • Вышивка крестиком (3)
  • Вышивка лентами (182)
  • Вязание (130)
  • Вязание для детей (4)
  • Гильоширование (18)
  • Джутовая филигрань (43)
  • Дизайн рабочего места (1)
  • Духовная литература (6)
  • Заготовки на зиму (4)
  • Здоровье (19)
  • Ирландское кружево (2)
  • Кайма крючком (16)
  • Канзаши (152)
  • Картины (15)
  • Книги, журналы по рукоделию (47)
  • комбинированное вязание (9)
  • Кофточки крючком (2)
  • Кукла текстильная (95)
  • Куклы из капрона (5)
  • Куклы из пластики (30)
  • Кулинария (1)
  • ленточное кружево (18)
  • Люневильская вышивка (3)
  • макраме (10)
  • Машинная вышивка (0)
  • МК цветы из шелка (5)
  • Моделирование одежды (17)
  • Мои работы (34)
  • Объемная вышивка (34)
  • Одежда (0)
  • панно, коллажи, картины (4)
  • Платье, костюм вязаные кмючком (0)
  • Поделки из картона (36)
  • Пригодится (8)
  • Рецепты для хлебопечки (7)
  • Рецептыпо заболеваниям (2)
  • Ришелье (22)
  • Рукоделие (61)
  • Румынское кружево (1)
  • Свадебные эксесуары (3)
  • сутажная вышивка (15)
  • Топиарий (2)
  • Топы, жилеты крючком (0)
  • Трафареты, шаблоны (88)
  • Туника крючком (11)
  • Украшения своими руками (227)
  • Филейное вязание (17)
  • Холодный фарфор (9)
  • Цветы из лент (24)
  • Цветы из ткани (85)
  • Цветы из шелка (138)
  • Целительство (2)
  • Шарфы палантины крючком (47)
  • шитье (81)
  • Шитье: одежда для девочек (2)
  • Якобинская вышивка (39)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Литой шов — техника шитья золотом

Вторник, 06 Октября 2015 г. 22:18 + в цитатник

Техника шитья золотными нитями существенно отличается от обычного вышивания. Золотную нить сложно продевать сквозь материю, так как пряденое золото истерлось бы, а волоченое не легло бы ровно по поверхности ткани.

Поэтому, как правило, шитье золотом бывает односторонним. Металлические нити чаще всего укрепляют по рисунку на лицевой стороне изделия и редко пользуются ими как обычной рабочей нитью для шитья на проем.

Техника шитья золотом и серебром очень разнообразна, но все разнообразие можно свести к трем основным швам. Это литой (или кованый) шов, шов «в раскол» и шов «в прикреп».
Литой шов — это гладкий шов золотом. В начале работы золотную нитку при помощи иглы или нитко-вдевателя продевают сверху вниз через ткань около края вышиваемой формы (картона или настила) и закрепляют.

Далее применяется шитье «В прикреп», при котором золотная нить накладывается параллельными стежками сверху по определенному контуру (рисунок выше). Каждый стежок золотной нити прикрепляют по границам шитья к ткани крученой шелковой или хлопчатобумажной нитью прикрепа. Иголка с этой нитью выкалывается на краю формы, захватывает золотную нить и утягивает ее в ту же дырочку прокола. Витейка с золотной нитью перекладывается на противоположную сторону мотива, и все повторяется снова. Стежок к стежку ложатся очень плотно, без просветов, но и без наложения друг на друга. Горизонтальные фигуры вышиваются слева направо, то есть наложение стежков идет слева направо, а вертикальные — снизу вверх. При этом нужно обратить внимание на два важных момента.

Во первых, в горизонтальных фигурах при вертикальном расположении стежков сильнее утягивается нижняя часть прикрепа, а верхняя чуть-чуть. И соответственно, правая сторона прикрепа утягивается сильнее, чем левая при горизонтальном расположении стежков.

Во-вторых, при вышивании горизонтальной формы игла выкалывается справа от золотной нити, обхватывает ее и возвращается в ту же дырочку прокола слева от золотной нити. Соответственно, в вертикальных формах игла выкалывается с верхней стороны от золотной нити, а возвращается с нижней. То есть игла все время делает движение назад относительно направления наложения золотных стежков. С изнаночной стороны получаются стежки нити прикрепа в виде восьмерок.

Читайте также:  Вышивка крестом риолис схемы вышивок
Оцените статью