Вышивка дело для настоящих мужчин
Художники Барнаула
Мужская художественная выставка
Вышивка — дело для настоящих мужчин
Нередко можно услышать мнение, что вышивка – это занятие чисто женское, «не для настоящих мужиков». Дескать, пусть романтичный слабый пол сидит себе за пяльцами, а мужчине как-то сподручней будет гвоздь забить или колесо у машины поменять.
Кардинал за пяльцами
Фото С. Сидоркина |
Теперь уже вряд ли удастся узнать, когда и откуда появился такой странный стереотип. Ведь мужчины-вышивальщики всегда существовали наряду с вышивальщицами-женщинами, и в Европе, и в Азии, и в мусульманских странах. Более того, на некоторые виды вышивания на протяжении веков сохранялась мужская монополия. Например, с волоченой золотой нитью работали исключительно мужчины, потому что женщине с золотой проволокой было не справиться. Именно поэтому кожаные сумки, седла, футляры для пистолетов с золотой вышивкой, хранящиеся в «Эрмитаже», сделаны исключительно руками представителей сильного пола. А на Востоке так и вовсе профессиональными вышивальщиками были только мужчины. Вышивкой занимались многие известные личности, например, кардинал Ришельё, который даже дал свое имя изобретенной им технике вышивки. Не отставал от него прусский король Фридрих Великий. Так чем же современные мужчины хуже?
Фото из архива ГМИЛИКА |
К счастью, не всем есть дело до стереотипов. И всегда находятся люди, которые верят, что «романтика иглы и нитки» не чужда сильной половине человечества и в наши дни. Выставки мужской вышивки, которые не первый год с успехом проходят в Государственном музее истории искусства, литературы и культуры Алтая (ГМИЛИКА), — лучшее тому подтверждение.
Фото С. Сидоркина |
Заходя в музейный зал, так и замираешь на пороге. Ощущение такое, что попал в картинную галерею уровня ну никак не ниже Третьяковки. Вот с картины, как живые, смотрят Васнецовские «Богатыри», на соседней стеночке пристроились симпатичные Шишкинские мишки из «Утра в сосновом лесу», а вот и прекрасная «Наездница» Брюллова гарцует по ночной мостовой. Чуть поодаль раскинулся величественный аризонский Гранд Каньон, правдоподобный до последнего штриха. Лишь приблизившись вплотную можно разглядеть, что живописные горные пейзажи, лики святых на иконах, застывшие перед прыжком леопарды, расписные павлины, диковинные цветы созданы не мазками кисти, а собраны их мельчайших стежков цветных ниток.
Константин Воронкин в вышивке не новичок (фото из архива ГМИЛИКА) |
«Осень» Константина Воронкина (фото С. Сидоркина) |
Каждый из художников старается найти свою изюминку. Например, барнаулец Константин Воронкин вышивает счетным крестом, но не по канве, как принято у большинства вышивальщиков, а по льну. Поэтому крест получается очень мелкий. На картинах «Осень», «Утро», «Первый снег» ему удалось передать мельчайшие оттенки цвета, совсем крошеные детали. Зритель видит, как пробиваются лучики света сквозь кроны деревьев, как ложится на землю разноцветная тень. Одна картина может включать до 200 оттенков. Это очень кропотливая работа, на каждую картину среднего размера уходит год.
Теневая гладь Бориса Волкова
Борис Волков на фоне одного из своих творений — картины «Весна» (фото С. Сидоркина) |
Мастерство барнаульских мужчин-вышивальщиков растет год от года. Некоторые из них, как например, Борис Волков или Константин Воронкин, завоевывали награды на всероссийских конкурсах.
Борис Волков занимается вышивкой уже 10 лет. В конце прошлого века он работал главным инженером на винзаводе. Работа была трудная, отнимала много сил. И чтобы отдохнуть вечером, отвлечься от дневных забот, Борис Иванович купил набор для вышивания. Со временем он так увлекся новым хобби и достиг такого уровня мастерства, что разработанных другими людьми схем вышивки стало не хватать для удовлетворения творческих потребностей – хотелось придумывать, создавать что-то свое. И Борис Волков перешел на производство исключительно авторских работ. Брал красивые пейзажи с календарей, из интернета и переносил на ткань с помощью иголки и набора ниток.
«Водопад» Бориса Волкова (фото С. Сидоркина) |
За несколько лет мастер пяльцев и иголки освоил особо сложную технику вышивки — «теневую гладь» и даже выработал собственный неповторимый стиль, своего рода «авторскую гладь». «У меня такие мелкие стежки, что ни в одни методические рекомендации не вписываются, — говорит Борис Иванович. — Если в пособиях говорится, что стежки должны быть 10-12 мм, то у меня они могут быть от 2 до 6 мм. Благодаря этому появляется возможность проработать каждый мельчайший элемент, сделать более плавный переход от одного цвета к другому». Картины Бориса Волкова и впрямь легко перепутать с очень хорошей художественной фотографией.
Фото из архива ГМИЛИКА |
Его работы «Водопад», «Кавказ» смотрятся ничуть не хуже, чем произведения профессионального живописца в престижной картинной галерее. Зрители обычно подолгу останавливаются у «Водопада», вглядываясь в переливы струек бурлящей на картине воды и удивляясь: «Неужели и вправду это сделано нитками, не нарисовано?». Женщины с трудом сдерживаются, чтобы не протянуть руку и не погладить цветочные лепестки на картине «Хризантемы». Кажется, коснись их, и ощутишь под пальцами нежный трепет живых цветов. Борис Волков вышивает свои работы не по четкой схеме, во многом он опирается на чутье, добиваясь, чтобы каждая нить ложилась в точности в соответствии с формой и цветом цветка. А это уже настоящее мастерство.
Конечно, времени на создание каждого такого шедевра уходит очень много. Например, на вышивку аризонского пейзажа с Большим каньоном понадобилось восемь месяцев. Но Борису Ивановичу совсем не жаль потраченного времени. Разве можно придумать занятие прекрасней, чем сидеть долгими зимними вечерами с пяльцами в руках и по крупицам создавать картину. Это никогда не надоедает. «Тот интерес, который проявляют люди к моим картинам, побуждает меня идти дальше, — признается Борис Волков. – К тому же, мои работы постоянно увеличиваются по сложности. Мне самому интересно, смогу ли я сделать ту или иную картину. Желание изобразить что-то сложнее, чем я делал раньше, для меня лучший стимул».
Спустился с крана, взялся за иголку
Фото С. Сидоркина |
Откровенно говоря, при подготовке первой выставки, проходившей в ГМИЛИКА в начале 2011 года, у ее организаторов возникала мысль, что сюжеты будут в основном мужскими, что авторы захотят изобразить технику, машины, хищных животных в агрессивной позе. Однако представители сильной половины человечества показали себя настоящими романтиками. Куда ни кинь взгляд, на картинах журчат водопады, расцветают цветы, тихо ложится снег, опадает осенняя листва, пламенеет в закатном блеске солнце, улыбаются с картины всевозможные милые зверюшки семейства кошачьих. Встречается немало сказочных и пасторальных сюжетов с замками и парусниками в открытом море – сплошная лирика.
«Волки» Владимира Гоненко (фото С. Сидоркина) |
Даже суровые хищники-одиночки смотрятся в исполнении мужчин-романтиков мило и по-домашнему. «Надо же какой неожиданный подход, — изумляется публика, столпившаяся у картины Владимира Гоненко «Волки». – Настолько лютые, хищные звери, и вдруг такие нежные чувства. Два волка стоят и трутся друг о друга мордочками, будто домашние щенки».
Вышивкой Владимир Гоненко увлекся лет 12 назад. «Как-то раз решил украсить свою куртку двуглавым орлом. Нашел подходящую картинку и попросил жену вышить, да ей некогда было. Тогда решил все сделать сам». Получилось дольно неплохо для первого раза. Потом повторил опыт на скатертях. Новое занятие по-настоящему увлекло. Владимир Николаевич стал искать в интернете картины, сын установил в компьютере программу для разбивки фотографий на схемы для вышивки.
И с тех пор вечерами, вернувшись с работы, и по воскресеньям, он усаживается за пяльцы и делает очередную картину. Со временем его творения становятся все масштабнее и красивее. Сегодня в его творческой копилке множество пейзажей, репродукции картин известных художников, в том числе знаменитые «Богатыри» Виктора Васнецова. Вот уже четвертый год он трудится над самым большим своим полотном 1 на 1,5 метра «Охотники на привале» по картине Василия Перова.
Фото из архива ГМИЛИКА |
Отдельным потоком в творчестве Владимира Гоненко идут портреты знаменитых земляков. Есть в его коллекции и Валерий Золотухин, и Василий Шукшин, а теперь художник нитки и иголки мечтает найти подходящую фотографию Михаила Евдокимова и тоже запечатлеть его на ткани. Выбранная им техника вышивки полукрест позволяет передать даже мелкие черточки лица персонажей.
«Я на башенном кране работаю. Устаю сильно, — рассказывает автор. — А вышивка помогает мне отдохнуть, расслабиться. С работы прихожу и уже чувствую потребность посидеть, повышивать. Я не ставлю себе каких-то коммерческих целей. Ни одной картины еще не продал и не думаю об этом. А вот подарил много».
Сегодня все стены в квартире вышивальщика-самоучки увешаны картинами. Жена и сын с дочерью поддерживают Владимира Николаевича в его увлечении. Супруга и сама вышивает, и дочь, глядя на отца, тоже стала создавать картины.
«Ничего не бойтесь, — дает Владимир Гоненко совет начинающим вышивальщикам. — Если хотите вышивать, то ищите картину, которая вам по душе, и вышивайте. Главное, побольше терпения. Она потихонечку собирается, зернышко за зернышком. Пока не вышьешь до конца, не увидишь результат. Процесс очень долгий, но интересный».
Фото С. Сидоркина |
Комментарий появляется на странице после просмотра модератором.
Мужская вышивка
Вышивка на одежде позволяет полностью преобразить костюм. Украсить таким способом можно одежду практически из любого материала. В зависимости от выбранной техники и сюжета, узор будет уместно смотреться и на изысканном вечернем платье, и на повседневных джинсах. Мы привыкли говорить о вышивке на женской одежде, совсем забывая про мужскую. Вот о мужской вышивке поговорим подробнее.
Содержание
История вышивки
Вышивка — это древний вид рукоделия, который известен с X-XI века. Уже тогда мастерицы начали изготавливать, пусть элементарные, но интересные изделия. С каждым десятилетием мастерство усовершенствовалось и становилось более сложным и оригинальным.
Появление вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сегодня – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, зашифрованных в вышитые узоры. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.
Вышивка на мужской одежде
На протяжении XVIII века мужская одежда отличалась пышностью, яркостью и обилием деталей. Костюм аристократа традиционно состоял из сюртука, безрукавки, белоснежной рубашки с манжетами, кюлотов, чулок, туфель на каблуках или высоких сапог. Главным украшением костюма была обильная вышивка на спинке, полочках, рукавах, воротнике, подоле. Но в XX веке, после двух Мировых войн, мужская одежда стала становиться практичной, элегантной и достаточно скупой в декоре. Вышивка практически полностью исчезла. Исключения составляли вышитые инициалы на платках. И только к 70-м годам прошлого века этот элемент декора стал снова активно использоваться, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль мужчин.
Современная мужская вышивка
Приверженцы минимализма или спортивного стиля убеждены, что замысловатые узоры гладью или крестом на вещах устарели и годятся больше для народных костюмов, ну, или для «подиумных» показов. Но это не так, современная мужская вышивка подчеркивает стиль и брутальность мужчин любых возрастов и статуса.
Деликатная вышивка на рубашке или галстуке — подчеркнет индивидуальный стиль и добавит изюминки. Мужская вышивка не выглядит вычурно, производители одежды пользуются этим декоративным элементом деликатно и со вкусом.
Повседневная мужская одежда: джинсовые куртки, футболки, рубашки, джемперы украшает стильная брутальная вышивка. Это не цветы и райские птицы, как в XVIII веке, сегодня это — этнические узоры, отсылки к рок и поп культуре. Вышитые надписи на футболках, свитшотах и аксессуарах ценятся гораздо больше, чем принты.
Мужская вышивка не покидает подиумы и позволяет дизайнерам экспериментировать со стилем и характером вещей.