Краска резерв для батика

Краска резерв для батика

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, что вы хотели знать о резервах и резервной линии , но стеснялись спросить:)

Так — как я уже долго работаю в технике холодного батика и преподаю его , я много рассказываю о технике и много нюансов, таких, которые приходят с опытом и в книжках про них не пишут. Весь опыт основан на собственных шишках , возможно в некоторых случаях субъективен, однако эта информация поможет вам понять некоторые моменты и избежать многих ошибок 🙂
(если мои ручки дойдут, эти самые «некоторые моменты» обязательно проиллюстрирую)
Коллеги, если вы с чем-то категорично не согласны или можете как-то дополнить — плиз 🙂

Вначале просто про резерв. Для чего он нужен – ответ прост, удерживать краску в заданных границах. Но очень часто случаются протеки.
Необходимо научиться « видеть линии», т.е. уметь определять целостность резервной линии, понимать пропитала ли она ткань и соизмерять ее толщину с плотностью ткани.

Проверить целостность линии можно на просвет — видны все огрехи. Линия должна быть сплошной, все стыки должны примыкать друг-другу и не иметь «щелей».
Чтобы проверить пропитал ли резерв ткань,посмотрите на работу с изнанки, и если где-то резерв плохо пропитал ткань — это видно. Волокна ткани остаются белесыми, а должны или потемнеть , если резерв бесцветный или полностью окраситься цветом, если он цветной. Но будьте внимательны !

Читайте также:  Как отбелить хлопковое кружево

Точно убедиться , что все хорошо — поможет всем известный способ. Распишите работу водой и все огрехи себя сразу обнаружат! Однако при не аккуратной росписи все равно возможны протеки. Помните, что если вы коснетесь кистью резервной линии – краска просто «перепрыгнет» на другую сторону.

Про резервы и фирмы.

Резервы делятся на две группы : резервы на основе резинового клея или каучука и соответствующего растворителя и на резервы на водной основе (контуры -резервы).

Резервы бензиновые и каучуковые хорошо держат краску, имеют неприятный запах, проще в работе. Не удаляются полностью из ткани, только после бензиновой ванны (или соответствующего растворителя). Если работать этим резервом без фанатизма, это совершенно не мешает, после глажки и стирки становится как-то мене ощутим, но может это у меня глюки?!
Если говорить о цветной группе этих резервов, то они очень неудовлетворительные.
В случае, когда резерв загустел, его можно чуть-чуть разбавить соответствующим растворителем , до необходимой консистенции, но аккуратно, чтобы это не повлияло на его резервирующие свойства. Если же такой резерв,наоборот, слишком жидкий, то ему надо дать немного постоять с открытой крышкой, лишняя влага уйдет и он станет более густым.

1.Резерв фирмы «Гамма» на основе резинового клея и бензина.
Имеет резкий специфический запах. Работать им необходимо в легко проветриваемом помещении.
Бывает прозрачный , черный , красный, зеленый , синий, металик (золото, серебро, бронза).Хорошо пропитывает даже плотную ткань и хорошо держит краску.
Бесцветный резерв на ткани не заметен, но полностью не выстирывается, только при хим. стирке или в самом бензине / растворителе.
Цветной резерв при высыхании теряет цвет. Черный становится серым, остальные цвета также блекнут.

2.Гута — контуры на основе каучуковой субстанции и растворителя разных иностранных фирм .
Имеет резкий специфический запах, но не такой сильный и неприятный как гаммовский. Хорошо пропитывают ткань. Цветные – тоже блекнут.
Т,е. если вам нужен не черный а серый цвет резервной линии — то вполне подходит, но это точно не черный.
Золотые и серебряные… в них как бы частички металла, их сложно размешать. Наносить на ткань неудобно, т.к частички металла неравномерно вытекают и пропитывают ткань.
Легко выстирываются из ткани – не понравились вообще. Но это я про иностранные, гаммовские металики я не пробовала, хотя видела /нюхала ( как я поняла принцип у них тот же — частички металла).

3. Контуры – резервы на водной основе.
Не имеют резкого запаха.
Хорошо пропитывают тонкую ткань . Ткань средней плотности тоже хорошо пропитывают, но надо следить , чтобы линия была достаточно толстой,
либо применять двойное резервирование (с обратной стороны). Также при росписи красками надо стараться расписывать ткань полусухой кистью.
Бесцветный контур полностью выстирывается из ткани.Эти контуры — резервы
фиксируются утюгом и отлично сохраняют свой цвет. В составе металиков идет пигмент, держатся на ткани очень хорошо.
Цветные и металики обязательно надо хорошо проглаживать и потом можно стирать.
Я опробовала и довольна контурами фирмы PEBEO, MARABU и JAVANA
Явана и пебео у меня держат краску на эксельсиоре и фуляре.
Марабу держит даже на крепдешине, черный держит хуже, белый перламутр и графит держат даже на тонком атласе. Эти резервы бывают разной консистенции.
Если резерв сильно жидкий – слабый состав, не держит краску, если сильно плотный – плохо пропитывает ткань .
Контуры Lefranc & Bourgeois позиционируют себя как резервы, но краску держат очень плохо (во всяком случае у меня)

4. Контуры декоративные и глитеры.
Предназначены только для декора ткани.

Проблемные моменты и как их избежать 😉

Вообще, я рекомендую начинать работу в холодном батике с резерва фирмы «Гамма» (резерв может быть и самосваренный, я имею ввиду резерв на основе резинового клея и бензина)
Он, конечно, имеет неприятный запах, но это резерв –зверь. Он самый простой в работе. Во-первых его можно наносить из трубочки, а более ровные линии получаются именно при нанесении резерва из трубочки (у начинающих), во – вторых по началу новички «не видят» линию.

Итак , начнем 🙂 Вот взяли Вы трубочку в руки, вытерли кончик бумажкой — рука немножко трясется — это нормально)))теперь запомните! Когда вы не работаете трубочкой , а зеваете или мечтательно засмотрелись в окно:) -вы держите трубочку ВСЕГДА так, чтобы верхний её конец всегда был выше, а носик трубочки при этом всегда смотрел вверх. Установите так трубочку и прикройте глаза, руки должны запомнить это положение, а кровь впитать его в мышцы:)
Почему ? Потому что как только вы перестали наводить линии этой трубочкой, очень часто вы , как бы по логике вещей, чтобы резерв не вытекал из носика . — переворачиваете трубочку вверх тормашками . и теперь резерв может вытечь из другого отверстия. ) Вот честно, у меня на курсах почти все так делают, поэтому предупреждаю.

Дальше можно поводить трубочкой на пробном кусочке ткани, желательно той, на которой будете делать работу. Зачем? Чтобы посмотреть как быстро/медленно надо вести трубочку , чтобы резерв пропитывал именно эту ткань .
Теперь приступайте к наводке резерва на работе. Да куда ж вы так спешите. Мы о чем уже столько толковали?
Да! Когда быстро ведешь трубочку — руки меньше трясутся и линия вроде аккуратней, но резерв-то не успел ткань пропитать, придется все равно проводить линию повторно, а попасть в первую линию скорее всего не удастся, поэтому линия получится еще менее аккуратная. Поэтому все-таки потренируйтесь на свободном кусочке, поймайте скорость с которой надо вести трубочку и приступайте.

Итак, вам кажется , что резервная линия сплошная и вполне себе не тонкая, что она удержит краску. но опять таки, по началу , даже , если линия сплошная, но тонкая и ее нечаянно коснуться кистью при росписи – краска перепрыгнет на другой фрагмент… Просто помните об этом.

Работая гаммовским резервом легче сделать «правильную» линию, не имея опыта и навыков. При правильном нанесении держит краску даже на плотном атласе и туали.
Каучуковые из трубочки плохо льются, они по природе более вязкие, а если их разбавить так чтоб из трубочки – это уменьшит их резервирующие свойства. Поэтому только из тюбика.
А тюбик + аппликатор = неровные линии (без опыта.) Потому что работать им и упереть руку во что-то или на что-то сложно. Пахнут меньше, цвета тоже тускнут. А золото и серебро… в них как бы частички металла, которые из трубочки вообще не выползают, их сложно размешать для равномерного появления из носика этих самых частичек…легко выстирываются – не понравились вообще, но об этом я уже писала 🙂

Контуры -резервы на водной основе

Именно при работе с ними у новичков возникает большинство проблем. Попытаюсь их раскрыть и объяснить.
При работе резервами на водной основе важно уметь соизмерять толщину линии и плотность ткани. Даже если вы провели сплошную линию и она пропитала ткань, посмотрите на ее толщину!
Так как это резервы на водной основе,линии, проведенные ими при росписи частично подрастворяются и…и могут пропустить краску. Поэтому сделайте линию чуть толще и старайтесь работать с минимальным кол-ом воды. Такие резервы не любят, когда много влаги, бывает на кисти больше краски , чем может на данный момент впитать в себя ткань, лучше сразу уберите излишки полусухой кистью. Также линию желательно потолще, потому что по началу многие забывают что не надо подходить к резервной линии ближе чем на 2 мм. Краска сама растечется до заданных пределов. Однако если вы работаете акрилом, и повторно расписываете фрагмент, краска может хуже растекаться, ее надо немножко втирать и вы несомненно подойдете ближе к контурной линии, будьте аккуратны! Малейшее касание ее кистью и краска может перепрыгнуть , если линия тонкая. Если вы при работе этими контурами решили проверить все перед росписью и сделали заливку фрагментов водой и все окей, не спешите радоваться 😉 вы уже немного подрастворили свою резервную линию этой проверкой , удержит ли она теперь краску ?! Достаточна ли толщина этой линии?!

Вот это я называю уметь «видеть линию», приходит с опытом и «шишками» 😉
Работать с этими контурами лучше полусухой кистью, чем меньше воды – тем больше шансов на успех. А как же расписывать большие площади ? Только с водой, поэтому линия и ещё раз линия.
Можно страховать себя двойным наведением, т.е повторять линию с изнанки, мне этот метод кажется приемлемым только на очень плотных тканях, т.к. попасть точно в линию может не получиться, она станет толще. Так может лучше сразу сделать ее потолще ?!
Все рекомендации даны с учетом того, что я не фанат толстых линий 😉 А очень даже наоборот, вот.

В общем-то у меня собирается подобная статья по краскам , но когда это будет. не знаю.

Рецепт резерва для батика

Если Вы решили самостоятельно изготовить резервирующий состав для батика, то необходимо помнить о том, что это очень горючая и сильно токсичная смесь.

Существует несколько рецептов приготовления резерва, но они существенно не отличаются друг от друга. Основными компонентами являются бензин и резиновый клей. Желательно не использовать обычный бензин (так как он даёт желтоватый оттенок), а приобрести специальный бензин для зажигалок – он совершенно незаметен на материи.

Что касается резинового клея, то здесь тоже свои нюансы. Часто производители на обёртке пишут, что основной составляющей является гутта, однако в резервирующий состав необходимо добавлять исключительно гутту на резиновой основе.

Самодельный резерв включает в себя по 100 миллилитров бензина и резинового клея, 20 грамм измельчённого парафина и 2 грамма канифоли.

Второй рецепт содержит тюбик резинового клея, столько же бензина и 2 сантиметра струганной самой дешёвой церковной свечки (такие свечи содержат необходимые для резерва воск и парафин).

Ингредиенты из выбранного рецепта помещают в одну ёмкость и ставят на водяную баню. Смесь постоянно, но очень осторожно помешивают, не доводя до кипения. Должна получиться однородная масса. Затем переливают резерв в плотно закрывающуюся ёмкость и дают самостоятельно остыть.

После достижения готовым контурным резервом комнатной температуры, его можно с успехом применять в наведении линий.

Обычно на полотне такой резерв имеет белый колер. Но если нужно получить другой цвет, то в смесь добавляют типографскую, масляную или анилиновую краску.

Масляную краску перед соединением с контурным составом нужно сначала обезжирить. Для этого её следует выдавить из тюбика на несколько слоёв бумаги и оставить на пару часов. Когда бумага впитает в себя масло, надо собрать краску, развести её в небольшом количестве бензина и добавить в резервную массу.

Чтоб произошло хорошее соединение компонентов, смесь лучше вновь подогреть на водяной бане.

Анилиновые красители перед добавлением в резерв нужно развести в денатурате или уксусе. Затем массу тщательно и энергично мешают на водяной бане до однородности, не доводя до кипения.

Если резерв вышел чрезмерно густым и с трудом вытекает из трубочки, не проникая в волокна ткани, его следует немного разбавить бензином, хорошенько перемешать и чуть-чуть проварить на водяной бане. А в случае получения чересчур жидкой массы (такой состав будет растекаться и не сможет держать контур), ёмкость для резерва нужно оставить на некоторое время открытой, чтоб излишки бензина испарились.

Контурный состав домашнего приготовления имеет небольшой срок годности и долго храниться не может. Рекомендуется использовать его в течение одного месяца.

Цветной резерв для холодного батика

Для некоторых видов работ в батике может потребоваться цветной холодный резерв. Можно купить готовый, но его может быть недостаточно, и к тому же по стоимости сварить самостоятельно выходит дешевле.

Одно неудобство — это сильный запах бензина и плавящегося парафина. Поэтому не стоит варить слишком большие объемы сразу. Лучше делать это порциями, как следует проветривая комнату между сеансами.

Для того чтобы резерв приобрел нужный цвет, в основу необходимо добавить красящий пигмент. Он берется из масляных красок.

Нельзя брать свежую краску и слишком сухую. Краска должна быть обезжиренной. Для этого нужное количество выдавливается из тюбика на бумагу и оставляется на некоторое время, на несколько часов. Можно положить на батарею, но вдали от открытого огня. Как только жирное пятно перестанет увеличиваться в размерах, краска готова к дальнейшему употреблению, она должна быть мягкой и однородной, без комочков, матовая, без жирного блеска и жидкого масла.

Читайте также:

Запастись готовым резервом можно и впрок, но не более чем на полгода, иначе он все равно потеряет свои свойства.

Для того, чтобы сварить состав нужно иметь в распоряжении:

  • очищенный бензин для зажигалок,
  • резиновый клей
  • парафин.

На столовую ложку бензина должна приходиться чайная ложка резинового клея и парафина в меньше в пять раз. Готовится на водяной бане, причем буквально в течение нескольких минут при интенсивном помешивании.

Читайте также:

Готовый резерв пробуется на ткани и по мере необходимости переваривается с добавлением нужных ингредиентов.

Не следует пользоваться горячим резервом на основе бензина и резинового клея. Вдыхая пары бензина через трубочку можно отравиться. Пробуется после остывания. Он не должен быть чрезмерно жидким и жирным, вытекая из аппликатора он должен оставаться на ткани ровной дорожкой, не растекаясь, но пропитывая.

Качество проверяется водой. Капнув на ткань, можно сразу увидеть, насколько хорошо резерв пропитал ткань и где он пропускает воду. В идеале он вообще не должен пропускать влагу.

После того, как состав остыл, можно добавить пигмент. Количество красителя зависит от замысла автора. В одной работе можно использовать резерв одного цвета, но разной степени насыщенности. Хранится окрашенный самодельный резерв недолго, поэтому готовить нужно столько, сколько будет использовано за один раз.

Одним цветом обводятся все нужные контуры на рисунке, потом инструмент промывается и используется уже для другого цветного резерва. Трубочка из стекла или аппликатор промывается очищенным бензином для удаления остатков краски, поэтому бензина нужно иметь в достаточном количестве под рукой. Оставлять грязными инструменты нельзя, поскольку они становятся непригодными к дальнейшему использованию.

В качестве альтернативы можно пользоваться самодельными инструментами, шариковыми ручками без стержня или сделать аппликатор самостоятельно из флакона от клея. Но добиться качественной работы с такими инструментами сложно, поэтому лучше приобрести качественный инструмент из стекла и содержать его в чистоте.

Оцените статью