Инструменты и материалы для “холодного” батика
В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.
Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.
Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.
Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.
Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.
В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.
Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.
Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.
Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.
Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.
Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.
Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.
Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.
Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.
Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.
Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.
Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.
Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.
Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.
Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.
Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.
Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.
После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.
Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.
Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.
Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.
Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.
Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.
Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.
В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!
Ткань для батика: выбор лучшего материала с подходящими характеристиками для росписи
— Собираемся отдать ребенка в школу творчества на занятия по ручной росписи по ткани. Знаю, что нужно будет закупить необходимые материалы, в том числе и сам материал. Какой должна быть ткань для батика, в частности, для холодного батика?
Основные требования следующие: полотно не должно растягиваться и иметь слишком тонкую фактуру. Выбирать ткани рекомендуется только с полотняным переплетением, при этом они должны хорошо впитывать влагу и не обладать водоотталкивающими свойствами.
Конкретный выбор того или иного полотна зависит от способа росписи. Для начинающих мастеров, работающих в технике холодный батик, подойдут натуральный шелк или атлас:
- шелк прекрасен своей легкостью и воздушной нежной фактурой, благодаря которой, материя окрашивается очень быстро. Шелк отлично впитывает любой вид красителя и сохраняет яркость и насыщенность цвета надолго. Однако шелковый текстиль нельзя использовать при горячей технике росписи;
- атлас известен всем своей идеально гладкой поверхностью и глянцевым блеском. На ровную однородную ткань легко наносятся краски, при этом они не растекаются и не высыхают слишком быстро, позволяя зафиксировать все мазки. Подходит практически для любого вида батика, включая холодный и горячий способы. К недостаткам можно отнести сложность нанесения прямых линий.
Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Минусы: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.
Ниже представлен список подходящих материалов для ручной росписи с описанием и фотографиями.
Креп сатин для батика
Эта тема общая и создана для того, чтобы не заводить отдельные темы по каждому срочному вопросу, как то: окраска ткани, закрашивание пятен, помогите и спасите, и других, очень важных и срочных для задающего, при этом нежелающего или не имеющего времени искать/читать темы подфорума и быть его полноправным участником.
Пишите сюда свои вопросы и ждите ответа.
В качестве компенсации за то, что вы не пожелали пользоваться поиском отвечающие вправе потребовать корректной постановки вопроса — с перечислением используемых средств, материалов и приспособлений, а также с фотографией работы, требующей немедленного исправления. Призываем ценить своё и наше время!
Пожалуйста, ставьте теги по теме своего вопроса.
Возможно ли расписывать шелк загрунтованный солевым раствором парозакрепляемыми красителями в технике «свободная роспись» с последующим закреплением паром. При запаривании грунтовочная соль испортит красители и работу?
Конечно возможно, запаривание обязательно. Только понравится ли вам сей результат. Однажды я попробовала, меня испугала и расстроила «пятнистость» моей работы. Соль не портит работу. Смотря какие красители и какая соль, возможно цветоизменение пигмента после запаривания.
Лена, срочно нужна информация!
У тебя пятнистость появилась уже после запаривания? Пятна большие? Запаривала дома? Что конкретно у тебя случилось нежелательного?
Девочки, кто запаривал в автоклаве или дома загрунтованную солью работу? Как закрепилось и как краски себя повели?
Света, на твоих «Мышках» какие краски были использованы — под пар или под утюг?
Дорогие, осиночки, помогите, пожалуйста. Для детского танцевального коллектива шьем 12 туник с очень широкими рукавами из белого креп-сатина. Нужно рукава разрисовать цветами, в связи с этим и вопрос. Чем можно рисовать по креп-сатину? Как это сделать проще всего т.к. работать будем сами с детьми. Подскажите, пожалуйста, самую самую простую технику исполнения и желательно не дорогие материалы, делаем все за свой счет и своими руками, поэтому очень ужаты в финансах и возможностях.
Наташа, эта пятнистость появилась в работе с «Гаммой хобби» конкретно:
бирюза после запаривания пошла непонятными желто-зелеными разводами даже без соли, возможно, что была просрочена. т.к с новой купленной такого больше не происходило.
с коричневым цветом, смешенным из красного и зеленого: после солевой техники. При высыхании на работе, цвет расслоился на составляющие, образовав разводы зеленоватые с красным.
термозакрепляемые «Ребео» синий №12 при водяной растяжке цвета также у меня однажды дал легкиое расслоение на синий и сиреневый.
Это свойство некоторый нестойких цветов, поэтому нужно следить засроками годности, тестировать краски.
Обычно запаривание не изменяет цвет изделий, если краски качественные.
Хорошо видно тестирование красок на шибори. Попробуйте.
12 туник с очень широкими рукавами из белого креп-сатина. Нужно рукава разрисовать цветами.
Чем можно рисовать по креп-сатину? Как это сделать проще всего т.к. работать будем сами с детьми
Креп-сатин капризная ткань для батика.
1 вариант: Если расписывать холодным батиком, то только контур наводить лично, детки не справятся. Нужно брать трубочку по-толще, обводить с лицевой и с изнаночной стороны рисунок. Т.к. ткань очень плотная и резерв сразу ее не пропитает насквозь, краска может потечь мимо резерва. Краски «Декола-батик» или «Гамма-акрил». Детки расписать могут сами.
2 вариант: Самый простой. Роспись Текстильными красками. «Декола текстиль». Расписываете как гуашью. Технология: http://club.osinka.ru/topic-888?p=5753414#5753414
Роспись на ткани (джинса, трикотаж,синтетика, х/б.Темная)
Впервые слышу о том, чтобы резерв(и похоже это «Гамма»,раз воняет) наносился на площадь рисунка. Где вы такую технологию взяли?Какую краску использовали? Какую майку? Если вы решили распис …
Ох, Лена, спасибо! У меня Давыдовские краски. Попробую. Будет жалко запороть, конечно.
Света, на твоих «Мышках» какие краски были использованы — под пар или под утюг?
Наташа, это был полный эксперимент:). Мышки нарисованы красками под утюг, а остальное-под пар. Т.е работа была сначала проглажена, а потом запарена.
Света, на твоих «Мышках» какие краски были использованы — под пар или под утюг?
Наташа, это был полный эксперимент:). Мышки нарисованы красками под утюг, а остальное-под пар. Т.е работа была сначала проглажена, а потом запарена.
Свет, а соль ты наносила уже после запаривания, да?
Наташа, до запаривания, но повторюсь наносила соленую водут только на тот участок (он был по контуру обведен резервом), где были мышки, а расписывала в этих местах красками под утюг.
Elka-art, спасибо. Будем пробовать второй вариант.
Девочки, всем добрый день! Очень давно я здесь не была. Зашла, посмотрела — все так красиво. а у меня творческий кризис((( Ничего не получается две работы уже испортила и решила остановиться . пока.
Подскажите, пожалуйста, может кто знает, как смыть резерв Гамма с ткани.? Все получилось красиво, но жестковато . Искала в темах ответ, но не нашла. Подскажите, пожалуйстаааа! Очень прошууу!
Девочки, всем добрый день! Очень давно я здесь не была. Зашла, посмотрела — все так красиво. а у меня творческий кризис((( Ничего не получается две работы уже испортила и решила остановиться . пока.
Подскажите, пожалуйста, может кто знает, как смыть резерв Гамма с ткани.? Все получилось красиво, но жестковато . Искала в темах ответ, но не нашла. Подскажите, пожалуйстаааа! Очень прошууу!
Motya, странно.. у меня гаммовский резерв совсем не делает ткань жесткой . Попробуйте замочить в чистом бензине, если краски закреплены-они остануться, а резерв растворится.
У меня получилась такая неприятность — я треть работы делала резервом Марабу, который смывается потом водой, а остальное Гамммой и вот где Гаммовский резерв там ткань осталась жесткая , после проглаживания и стирки он остался и ткань жестковата и плохо драпируется, а так как это шарфик — не очень хорошо.
Спасибо огромное за совет! А жирных пятен потом не будет?
Бензин жирные пятна как раз выводит. Я использую бензин «Калоша».
Спасибо большое!
Здравствуйте! У меня возникла такая проблема: при первой стирке очень сильно линяет зеленая краска. Роспись на натуральном атласе, краски Давыдова, закрепление в автоклаве. Роспись со скрытыми контурами. Стирала в холодной воде с мягким средством. Уже второе изделие испорчено, причем на крепдешине эта же краска (давыдовская изумрудная) ведет себя нормально. Вот фотографии до запаривания и после первой стирки. Кто-нибудь сталкивался с этим? Подскажите пожалуйста, а то не знаю, что и думать.
на фотохостинг →