- Учимся вышивать бисером. Основные приемы
- Закрепление одиночной бусинки
- Шов «Вперед иголку»
- Шов строчной
- Шов стебельчатый
- Шов арочный («Назад иголку»)
- Шов вприкреп
- Шов «Монастырский»
- Шов обметочный
- Вышивка бисером. Советы для начинающих рукодельниц
- 1. Бусины и бисер
- 2. Иглы
- 3. Нитки
- 4. Основа
- 5. Кожа
- 6. Клей
- Общие рекомендации
- Как правильно вышивать бисером: уроки для начинающих и не только
- Подготовка к работе: выбор схемы и основы
- Какие материалы требуются
- Бисер
- Нитки
- Пяльцы
- Виды стежков и закрепление бусины
Учимся вышивать бисером. Основные приемы
Бисер можно включить практически в любой известный шов, но чаще всего при вышивке бисером используется арочный шов («Назад иголку»), а также шов вприкреп. Рассмотрим некоторые приемы.
Закрепление одиночной бусинки

Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку.
Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок. Очень красиво смотрятся бусины разных цветов и разных размеров, пришитые по одиночке близко друг к другу. Их можно поместить внутри металлической фигуры, внутри контура из контрастных бусин или нанести хаотичной россыпью на канву, создав яркие пятна на вышивке.
Шов «Вперед иголку»
Шов «Вперед иголку» знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.
Шов строчной

Этот шов по исполнению может быть похож как на шов «Вперед иголку», так и на шитье вприкреп — вы сами варьируете расстояние между бусинами.
Шов стебельчатый

При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.
Шов арочный («Назад иголку»)

По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.
Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
Шов вприкреп

Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название «Ленивая жена». Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины:
Шов «Монастырский»

На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные:
Шов обметочный

Шов выполняется как обыкновенный обметочный, а в каждую верхнюю петельку вставляется бисеринка:
Бисер можно вставлять практически во все известные швы. Не бойтесь фантазировать!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вышивка бисером. Советы для начинающих рукодельниц
Мастер-классов, посвященных работе с бисером, в интернете существует много. Однако не все они дают понятие о том, как и с чего начинать в этом виде рукоделия. А тратить часы на просмотр всех роликов подряд не у всякого есть возможность и желание. Есть ряд небольших, но полезных профессиональных секретов, которые дадут возможность начинающим мастерам быстро освоить основы вышивки бисером.
Начиная обучение, лучше выбрать небольшое изделие. Работа над ним поможет понять принципы вышивки, покажет многие подводные камни, а в случае разочарования результатом – будет не так обидно за потраченные силы и время.
Для выполнения первого урока понадобятся:
Наши рекомендации помогут выбрать необходимые материалы для первой пробы.
1. Бусины и бисер
На качество готового изделия, прежде всего, влияет однородность бисера по форме и размеру. Вышивка смотрится максимально аккуратно, если все бусинки в ней идеально прилегают одна к одной и ложатся ровными рядами.
Внешний вид изделия зависит и от размера используемых бусин. Очень крупные элементы будут выпирать над поверхностью основы. Чтобы немного сгладить рельеф изделия используются плоские бусины. Хорошо смотрятся вещи, где использован натуральный речной жемчуг, в котором можно подобрать слегка сплюснутые жемчужины, не слишком выступающие над вышивкой. Также подойдут рондели, риволи и другие разновидности стеклянных бусин, имеющих плоскую форму.
Хорошее впечатление оставляют работы, выполненные из бусин размером 3–6 мм. Такая подборка может быть дополнена металлическими бусинками и элементами.
В любом случае, для начинающего мастера есть важное правило – начинать с наиболее простых образцов. Они позволят понять принцип работы с бисером. Только после удачного освоения навыка стоит переходить к изделиям более сложной формы. Иначе разочарование от первых неудач может навсегда лишить желания заниматься вышивкой.
2. Иглы
С этими инструментами все предельно просто. В каждом магазине для рукодельниц продаются наборы недорогих специальных иголок, предназначенных для работы с бисером. Они имеют очень маленькую толщину, поэтому пройдут в дырочки любых бусин.
3. Нитки
Чтобы результат работы не разочаровал, вышивка не топорщилась и лежала ровно, нужно использовать для шитья крученую нить в несколько сложений. Подойдут любые прочные нитки – лавсан, капрон и другие разновидности. Главное требование – они должны быть максимально крепкими. Использование лески или мононити приведет к искажению вышивки, она будет топорщиться, и иметь непрезентабельный вид.
Для упрощения работы и чтобы избежать разлохмачивание нити от многократного продергивания ее через бусинки, ее надо навощить. Для этого нить перед работой нужно несколько раз протянуть через кусочек твердого воска.
Приобрести воск для обработки нити совсем не сложно – на любом базаре есть продавцы продукции пчеловодства. У них всегда можно недорого купить натуральный пчелиный воск. Парафин, из которого изготавливаются свечи, для этих целей не подходит.
4. Основа
В качестве основы под вышивку можно использовать разнообразные плотные материалы. Главные требования:
- достаточная жесткость, позволяющая готовой вышивке лежать ровно, без перекосов из-за растянувшейся основы;
- ткань не должна осыпаться или расслаиваться на волокна, не должна деформироваться;
- материал лучше брать безворсовый, иначе между бусинками начнут вылезать ворсинки, что сделает изделие некрасивым;
- подбирать основу нужно в цвет вышивке, тогда в промежутках не будет просвечивать контрастная подложка, искажая общую цветовую композицию.
Хорошие результаты получаются при использовании качественного клеевого флизелина. Сложив в несколько слоев, его проглаживают утюгом и получают достаточно жесткую, прочную и надежную основу. Она легко прокалывается иглой, не расползается по волокнам, и хорошо формуется на любом рельефе.
Некоторые мастера рекомендуют кожу в качестве основы. Подойдет любая тонкая натуральная кожа, имеющая хорошую вычинку. Вышивать нужно по лицевой стороне.
Можно взять для основы фетр, но чтобы избавиться от ворсистости, его нужно будет покрасить. Акриловые краски не только сделают материал более гладким, но и придадут ему нужную жесткость. Кроме того, красками можно подкорректировать цвет основы или сделать его идеально подходящим под конкретную вышивку. Хорошо смотрятся работы теплых тонов на золотистом поле, и холодных – на серебряном. Краски для ткани можно приобрести в любом магазине для рукодельниц или художников.
Работать можно с пяльцами, однако большинство мастериц предпочитают обходиться без этого приспособления, благо ткань под вышивку достаточно плотная и с ней удобно работать просто в руках.
5. Кожа
Этот материал используется для аккуратного оформления изнаночной стороны вышивки. Для работы нужно брать натуральную кожу. Искусственные аналоги имеют волокнистую основу, которая будет растрепываться и делать край некрасивым, даже если срез предварительно обработать клеем. Кроме того, зачастую искусственные материалы со временем теряют свои качества и начинают трескаться и крошиться.
Купить нужный сорт кожи можно в магазинах для обувщиков. Там ее обычно продают под названиями «сумочной» и «курточной». И приобрести ее часто можно в виде дешевых обрезков, не переплачивая за метраж. Хорошим подспорьем могут стать магазины секонд-хенда, где за копейки можно приобрести кожу в изделиях – в виде плащей, курток, пиджаков. Качество выделки такой кожи, как правило, великолепное, а степень износа можно оценить визуально при покупке.
Чтобы оборотная сторона вышивки имела идеальный вид и сквозь кожу не проступали узелки и швы, между основой и кожей делают прокладку. Для этого можно использовать:
- обычную или офисную бумагу – для небольших изделий или для работ из мелкого бисера;
- плотную бумагу, тонкий неплотный пластик, рентгеновскую пленку – для изделий большого формата;
- деталь, вырезанную из пластиковой бутылки или специальную металлическую основу – для браслетов.
Порядок работы следующий: на готовую вышивку с изнанки наклеивается прокладочный материал, а на него – кожа. Срез изделия обрабатывается заделочным рядом.
6. Клей
Наиболее популярным у многих рукодельниц стал клей Момент. Он достаточно прочный, прост в работе и быстро высыхает. Особенно часто используются прозрачные виды клея. Существует множество аналогов, обладающих сходными свойствами, поэтому каждый мастер может подобрать для себя наиболее удобный вариант.
Перед сборкой изделия все поверхности, подлежащие склеиванию, нужно обработать обезжиривающим составом. Используется спирт, жидкость для снятия лака или другое подходящее по действию вещество. Это обеспечит надежность крепления и гарантирует долговременное использование вышивки.
Общие рекомендации
На качество вышивки, ее ровность и внешний вид влияют определенные факторы:
- Однородность бисера по форме и размерам.
- Вид нити – леска и мононить не дают нужного результата.
- Плотность укладки бисера в вышивке. Чтобы изделие не коробилось, не поднималось куполом и не искажалось в рисунке, между отдельными бусинками нужно оставлять зазоры. Их размер должен быть совсем небольшим – до 1 мм. Сквозь них основа заметной не будет, особенно если подобрать ее в тон вышивки. Нужно также контролировать, чтобы ряды не стягивались – надо научиться выполнять работу легко, но без разболтанности. Этот навык приходит со временем. Кроме того, нужно следить, чтобы стежки не были короче, чем есть размер пришиваемой бусины. Шаг стежка должен равняться диаметру бисера или быть чуть больше.
Существует два варианта выполнения работы. Можно сначала вышить или прикрепить наиболее важные элементы рисунка, а потом заполнить бисером все оставшееся свободное пространство между ними. Или делать вышивку постепенно, начиная от одной точки на основе.
Выбор метода зависит от желания мастера и от задуманного узора. В первом случае нужно иметь некоторый навык и хороший глазомер, чтобы не ошибиться с расчетом рядов и заполнить поле вышивки равномерно. Для начинающей рукодельницы второй вариант шитья будет несколько проще. Хотя со временем это перестанет иметь значение.
Как правильно вышивать бисером: уроки для начинающих и не только
Вышивка бисером – старинный вид рукоделия, который пользуется популярностью и сегодня. Этим способом мастерицы создают красивые картины, бижутерию, изящные поделки, бисерными узорами нередко украшают одежду. Желающим овладеть таким умением потребуется приобрести ряд инструментов и освоить основные приемы прикрепления бусинок к ткани-основе. При желании самостоятельно обучиться этому искусству смогут даже дети среднего и старшего школьного возраста.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Подготовка к работе: выбор схемы и основы
Схемы для вышивки бисером многочисленны, они имеют различные тематики и уровни сложности. Кроме того, опытные рукодельницы умеют переводить схемы для вышивки крестом в бисерные. Для этого надо научиться подбирать бусинки по цвету, подходящему под мулине, которое указано для крестиков. Схемы, где предусмотрено сочетание ниток (например, когда при вышивке в 2 нити одна берётся одного цвета, а вторая другого), при переводе в бисер могут проиграть в красочности. Из-за этого выбирать их не желательно.
Начинающим рукодельницам следует отдавать предпочтение схемам с небольшими узорами и малым количеством цветов. Удобнее всего, если они напечатаны на ткани, так как это уменьшает риск ошибок. По мере приобретения опыта можно переходить на сложные многоцветные дизайны.
Для вышивки бисером используют канву или полотно равномерного плетения (чаще выбирается, когда нужно сделать рушник). Размер канвы для такого вида рукоделия нужен не менее 16 каунта. На основу 14, 11 или 8 каунта бисер будет ложиться с проплешинами, так как переплетения нитей в них имеют достаточно большой размер. Материал должен быть натуральным – хлопковым или льняным. Синтетические ткани склонны к растягиванию, что плохо сказывается на общем виде изделия.
Часто бисерными вышивками украшается одежда. Расшитый наряд выглядит очень эффектно. Для такого вида рукоделия надо иметь некоторый опыт, чтобы конечный результат не разочаровал. В качестве основы стоит выбирать вещи из натуральной нетянущейся ткани или плотной синтетической. Тонкая материя будет провисать под весом бисера, а это выглядит непривлекательно.
Какие материалы требуются
Если приобретается набор для вышивания бисером, в нем уже имеются необходимый материал, схема, инструкция и даже игла. Однако этого недостаточно для создания своей первой картины. Дополнительно потребуются некоторые инструменты. Если планируется использовать схему, взятую в интернете, то все необходимое нужно будет выбрать и купить самостоятельно, и сделать это надо правильно.
Бисер
Приобретать для вышивки следует только высококачественный бисер японского, чешского или тайваньского производства. Он должен быть калиброванным (одинаковой формы и величины), так как иначе при работе возникнут сложности с сохранением ровности ряда. Материал в зависимости от выбранного дизайна необходим разного или одного размера. Определить это следует еще до начала работы. На вышивку бисер покупается с небольшим запасом. Докупать его в процессе работы не лучшее решение, так как при этом оттенок разных партий даже у проверенного производителя может немного отличаться. Номер материала указывает на его размер – чем он больше, тем мельче бисер.
Нитки
Нить для вышивки выбирается прочная, подходящая по толщине под отверстия бисера. Оптимальный вариант – капроновые нити или шелковые. Для дополнительного повышения прочности можно использовать специальный воск для ниток, через который их протаскивают перед началом работы. В этом случае можно взять и мулине.
По цвету нитки должны соответствовать бисеру и не выделяться на готовом изделии. Если работа ведется светлым материалом, для всех бисеринок можно использовать белые нитки.
Для вышивки бисером используют специальные очень тонкие иглы, имеющие значительную длину. Они легко проходят даже через очень мелкий бисер. Конец их заостренный, поэтому при работе с ними надо проявлять осторожность.
Пяльцы
Классические круглые пяльцы можно использовать, если весь узор помещается в них и ткань при работе смещать не требуется. Когда выбранная схема вышивки большая, понадобятся не пяльцы, а рама для вышивания. На ней ткань закрепляется верхним и нижним концами, а ее боковые стороны остаются свободными. Чтобы при необходимости переместить узор, ткань с уже зашитой областью накручивается на планку рамы. При этом бисерные ряды не будут повреждаться, работа по завершении останется красивой и аккуратной.
Виды стежков и закрепление бусины
Одиночная бусина пришивается к ткани, как пуговица. Можно использовать бисерину меньшего размера, чтобы создать небольшой столбик, или подложить пайетку.
Вышивание бисером может вестись с использованием нескольких видов стежков. Освоить их надо еще до начала масштабной работы. Это позволит избежать частых ошибок: перетягивание нити, ее слабое натяжение и перекручивание.
- Монастырский. Относится к основным способам закрепления бисерин на ткани. Действия аналогичны тем, что приняты при вышивке полукрестиком. Стежок на лицевой стороне работы имеет наклонное положение, а на изнаночной – вертикальное. При этом иглу выводят на лицевую сторону в нижнем левом или правом углу (кому как удобно), нанизывают на нее бусинку и вводят на изнанку в верхнем противоположном углу. Далее продолжают вышивку таким же способом.
- Вперед иголку. Также популярная техника, которую чаще применяют при вышивке на ткани. При таком способе нить нужно закрепить в материи и после вывести ее на лицевую сторону. Далее на нитку надо нанизать одну бусину и ввести иголку обратно в ткань сразу же за бисериной. После этого, сделав стежок максимум в 1 мм, иглу опять выводят на лицевую сторону. Затем все действия повторяют, пока закрепляют необходимое количество бисера.
- Стебельчатый. Этот шов обеспечивает максимально прочное прикрепление бусинок к ткани. Для этого, закрепив в основе нить, ее выводят на лицевую сторону и надевают на нее 1 бисеринку. Затем сразу за ней иглу выводят на изнаночную сторону. После иголку с ниткой протаскивают на лицевую сторону за пришитой бусинкой и, продернув нить через нее, надевают следующую бисеринку. На лицо с изнанки иглу выводят уже между бисеринами. Далее все повторяют.
- «Вперед иголку» двухсторонний. Отличается от простого только тем, что на изнаночной стороне стежки становятся длиннее, так как на них также надо надевать бисеринки. При работе натягивать ткань не стоит, так как в этом случае есть риск, что произойдет ее деформация и шов пойдет криво.
- Строчной(круговой). Схож с приемом «вперед иголку», но стежок на изнанке длиннее. Шов получается нестабильным, если требуется повысить его плотность, после завершения работы через бисерины протягивают дополнительно еще одну нитку.
Рукодельница выбирает свой наиболее любимый способ прикрепления бисера к ткани и использует преимущественно его.