«Крестецкая строчка» — старинное ремесло строчевой вышивки
Я сегодня хочу рассказать про очень интересное ремеслео, так называемую, строчевую вышивку.
Начну по порядку, познакомилась я недавно с одной женщиной, которая творит такие чудесные вещи из простого льняного полотна! Материал грубоватый, почти рогожа, но зато натуральный. Женщина эта, как и я, носитель старинного ремесла, я думала, такие уже перевелись, а их целый городок, да не где-нибудь, а у нас в области. Город этот называется Крестцы, и живут там, сплошь и рядом рукодельницы, делают красоту под названием «крестецкая строчка».
На Ярмарке Мастеров была уже публикация об этом, но мне захотелось раскрыть тему поподробнее, не глазами туриста, а глазами местного жителя, так сказать, и понять с чего же началась вот эта красота.
Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел Крестецкая строчка распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области.
Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры.
В 1910-е гг. выделяются два центра строчевой вышивки — крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени складываются местные особенности строчки, получившей название крестецкой. Определяющую роль в ее формировании сыграло создание сновочной строчки (сновки — дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной канве сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра. Крестецкими и валдайскими мастерицами было разработано много разнообразных гипюрных узоров: «старинный», «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло» и др.
Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. На выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры. Важным этапом в развитии промысла стала организация в 1930 г. Крестецкого межрайонного строчевого промыслового союза, объединившего многочисленные артели и мастерские. Создается экспериментальная лаборатория «Строчпромсоюза», в которой велась разработка новых вариантов гипюрных орнаментов и их комбинаций. Появление с середины 1950-х гг. машинной строчки не прервало традиции ручной вышивки. На фабрике «Крестецкая строчка», основанной в 1959 г., существует цех ручной строчки и экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.
Крестецкие изделия неоднократно экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, в том числе и в Новгородском музее, в залах которого в 1976-1977 гг. была развернута выставка «Творчество крестецких мастериц», построенная на материалах музея фабрики «Крестецкая строчка». Произведения крестецких вышивальщиц в разное время входили в состав целого ряда комплексных выставок Новгородского музея: «Современное декоративно-прикладное искусство» (1957 г.), «Достояние народа» (1980 г.), «Промышленность Новгородской области» (1982 г.), «Русская народная вышивка конца XIX-XX вв. в собрании Новгородского музея» (конец 1980-х гг.). Первая монографическая выставка, посвященная крестецкой строчке и созданная на основе собрания Новгородского музея, была открыта 6 июня 2002 г. в пяти залах здания Лихудова корпуса и экспонировалась более трех лет (до 26 сентября 2005 г.). Масштаб выставки позволил достаточно полно представить богатейшую коллекцию крестецкой строчевой вышивки Новгородского музея, а также показать развитие промысла с его зарождения до наших дней.
Крестецкая строчка — из прошлого в будущее
Сегодня снова хочу вернуться к теме старинных новгородских ремесел и промыслов, тех, что прославили наш край.
Кружевоплетение и вышивка, видимо, специально придуманы для нашего северного климата, когда зимой на дворе тишина, на небе яркие звезды, вокруг белый витиеватый лес. Все, как будто, уже вышито на белой ткани. С давних пор полотно воспринималось, как символ жизни, а сплетенные нити — это судьбы людей. Многим элементам вышивки придавалось определенное значение — например, восьмиконечная звезда призывает силу и накапливает мудрость. Их вышивали в дорогу.
Крестецкая строчка, о которой я хочу рассказать, зародилась в Новгородской области. В Крестецком уезде в деревне Старое Рахино. Крестьянки наносили особую вышивку на домотканое льняное полотно и оно превращалось в ажурные изделия. В конце 19 века там стала развиваться школа кружевничества и девочек учили вышивать с самого раннего возраста, воспитывая у них женственность, старание, терпение, усидчивость.
Недаром, изделия с ручной вышивкой называют произведениями изящного искусства.
Строчевые изделия — скатерти, полотенца, занавески скупщики приобретали у крестьянок за бесценок, продавая их потом в столице и больших городах. Так распространялась слава крестецких мастериц.
Затем в Крестцах в начале 20века были открыты кружевные склады. И к 1905 году промыслом занималось уже 890 человек. появились первые предприятия и магазины. Работали уже не крестьянки, а швеи-надомницы, которых обеспечивали нитками и материалами.
В 1911 году к белоснежным узорам пришла большая известность, на первой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге их продемонстрировала графиня Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем.
По мнению многих экспертов, Крестецкая строчка — вершина художественного мастерства русской вышивки. Техника предполагает предварительное выдергивание нитей из ткани в одном или двух направлениях. Вышивка создаётся путём «обвивки» нитей и заполнением получившейся после «дёржки» сетки различными узорами. Такая трудоёмкая техника в украшении столового текстиля, постельного белья, занавесок, одежды сделала изделия неповторимыми и принесла им мировую славу.
Предприятие «Крестецкая строчка» отсчитывает своё рождение с 1929 года. Организация первых артелей и кооперативов пришлась на 30-е годы. Кстати, так уже бывало, что, превратившись из домашнего рукоделия в промысел и способ заработка, вышивка становилась занятием и для мужчин. Причем, сильная половина человечества в искусности ее исполнения не сильно проигрывала женщинам. Так в 30-е годы в одну из строчевых артелей Крестецкого района были объединены только мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.
На фото — работа цеха ручной вышивки первой артели.
Крестецкая строчка одна из самых богатых по количеству элементов вышивки. Их — больше сотни и до сих пор придумываются новые! Делать вышивку только вручную могут самые виртуозные вышивальщицы, которым хватает навыков и терпения, ведь напряжение на глаза и спину – очень сильное. В 1932 году на фабрике создается собственный музей для сохранения традиций и образцов тонкого искусства вышивки. Пётр Архиреев, глава кооперативного товарищества «Художественная строчка» начал сбор лучших работ мастериц-вышивальщиц старых артелей, что послужило основой коллекции .
Во время войны 1941-1945 гг. линия фронта проходила в нескольких километрах от посёлка Крестцы. Экспонаты музея фабрики «Крестецкая строчка» были вывезены за пределы области, и переданы на хранение в запасники Свердловской картинной галереи.
Преодолевая трудности военного времени, с января 1942 года возобновили работу несколько строчевых артелей. Они производили рубашки, платья, блузки, детское бельё, скатерти, наволочки и многое другое. Выпуская добротные красивые изделия в сложное для всей страны время, мастерицы «Крестецкой строчки» продолжали дарить красоту людям.
А послевоенные годы наступает новый период развития. Охваченные волной патриотизма художники и мастера фабрики создают тематические изделия на тему великой победы, освоения космоса, 100-летию Ленина.
Воздушность и красота крестецкой строчки — неповторимы. Изделия расходились по всему миру и участвовали в международных выставках, получая огромное количество наград. Уникальная вышивка экспонировалась в более чем 60 странах мира. Даже английская королева имеет комплект постельного белья, вышитый руками талантливых крестецких мастериц.
Когда в 50- е годы в моду вошли гобеленовые и портьерные ткани — спрос на трудоёмкие ручные работы упал. Чтобы удешевить, продукцию и усилить к ней интерес , на фабрике «Крестецкая строчка» началась разработка ручной вышивки с применением машин, которая, ни в коем случае, не прерывала виртуозную работу «ручников».
В перестроечные годы производство стало постепенно приходить в упадок. Хотя изделия и продавались в специализированных и сувенирных магазинах, сбытом продукции, видимо, совсем перестали заниматься, да и наш рынок заполонила новый яркий текстиль всем известного производства. При подготовке материала для публикации я наткнулась на форум 2011года — это впечатления путешественников от посещения фабрики — производство еле существует, у фабрики нет заказов, у людей нет работы, нет продаж, никакой рекламы изделий — очень грустная картина.
Но теперь на радость новгородцам у «Крестецкой строчки» появился новый собственник. Фабрику выкупили, когда на ней остались работать только две вышивальщицы. Сейчас там делают большой ремонт, обучают новых мастеров, и у владельцев большие планы — от сотрудничества с модными дизайнерами до развития местного туризма. Здесь снова будет работать музей. И возрождение уже началось. Продажи ведутся по всем современным каналам. Мы верим , что искусство строчки будет жить и радовать людей своей красотой и самобытностью.
Предприятию народного художественного промысла «Крестецкая строчка» 88 лет. Талант мастеров не пропал, художники возвращаются на фабрику и уже на месте учат молодежь. Как в старые времена опыт передается лично — от мастера к мастеру, и нет таких училищ, где можно было бы освоить древнее искусство вышивальщиц, даже если частично ручной труд и заменен машинным.
Эта публикация о Крестецкой строчке далеко не первая на Ярмарке мастеров, и каждый автор делал акцент на свое, и я не стала повторяться и описывать подробно технику, разнообразные стежки и элементы. И фото работ вы также можете найти великое множество в интеренете.
Хотелось поделиться с вами именно историей, как из простого занятия рукоделием выросло целое производство, как непросто было мастерам сберечь его традиции. Но через годы они смогли пронести свои секреты и сохранить настоящим этот вид народного художественного промысла. Настоящим, я говорю так, в противовес так называемым народным промыслам, которые уже давно пользуются компьютерной фотопечатью и китайским производством.
И по традиции я вас приглашаю посетить Великий Новгород. В Крестецом краеведческом музее открылся зал Крестецкой строчки. А исторический музей на самой фабрике в пос.Крестцы находится в процессе восстановления и откроется в следующем году.
А сейчас сказочная вышивка на панно, дорожках, салфетках прошлого века и современные изделия столового текстиля, представлены в Галерее Императорского Фарфорового завода в Санкт-Петербурге до конца мая.
Надеюсь, тех, кто знал, об этом чуде — Крестецкая строчка — моя статья не разочаровала, а кто-то только услышал о ней и теперь будет узнавать и отличать эти чудесные изделия, созданные на Новгородской земле.