Крестецкая вышивка фабрика где находится

Фабрика «Крестецкая строчка»
приглашает всех на экскурсии!

С апреля 2021 года, в ходе карантинных ограничений экскурсионное обслуживание проводится в индивидуальном порядке по предварительной записи.

В ходе экскурсии у вас будет возможность пройтись по всем цехам фабрики, увидеть, как создается вышивка от этапа подготовки ткани до упаковки готовых изделий, познакомиться с экспозицией уникальных строчевых изделий прошлого века.

Экскурсии проводят опытные мастерицы. Из первых уст можно узнать о традициях крестецкой строчки, ее отличительных особенностях, увидеть, как создаётся «белое чудо» традиционной новгородской вышивки, попробовать самостоятельно исполнить элемент ажурного узора.

В фабричном магазине изделия с ручной вышивкой можно приобрести со скидкой 20%, которая предоставляется только для гостей фабрики.

Безопасность и здоровье сотрудников и гостей — основной приоритет «Крестецкой строчки»!

Правила проведения индивидуальных туров

Во время проведения экскурсии гости должны быть в масках и соблюдать социальную дистанцию не меньше 1,5 метров друг от друга.

Продолжительность: 1,5 часа. Группы до 10 человек.
График проведения: с понедельника по пятницу в 10:00; 13:00; 15:00

«Крестецкая строчка» искренне желает здоровья!

График работы

Понедельник — пятница, с 9:00 до 17:00. Перерыв на обед с 12:00 до 13:00. Касса закрывается в 16:00

Стоимость билетов

Дети до 7 лет — бесплатно, дети с 8 до 12 лет — 250 руб., дети с 13 лет, взрослый билет — 500 руб. Для льготных категорий граждан — 250 руб. (при предъявлении удостоверения).

О фабрике

Уникальный промысел,
зародившийся в Новгородской области в 1860 году.

История

150 лет

истории крестецкой
строчки

Зародившись в селе Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, вышивка с необычным орнаментом оформляется в промысел. Состоятельные путешественники по дороге между Петербургом и Москвой останавливались в посёлке Крестцы и охотно раскупали льняные полотенца, скатерти, покрывала, занавески… Стремясь придать своим изделиям своеобразную прелесть, местные мастерицы украшали строчкой одежду и предметы быта.

Скатерти и занавеси со «сновочной вышивкой» впервые выставляются в Москве.

Образцы изделий с крестецкими гипюрами представлены на Показательной выставке художественных промыслов России в Санкт — Петербурге. Работы мастеров ручной вышивки награждены Первой медалью на международной выставке в Турине. Изделия новгородских артелей художественной строчки получают мировое признание.

Ремесленники объединяются в Крестецкое кустарное кредитное товарищество.

В поселке Крестцы создается кооперативное товарищество «Художественная строчка» во главе с .

29 января 1929 года считается Днем рождения предприятия.

Основан музей Крестецкой строчки, в коллекцию которого вошли лучшие работы старых мастеров. Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом — «Священное древо жизни».

Создается Крестецкий Промсоюз, объединивший 2500 кустарей. Организованы коллективные мастерские, курсы подготовки инструкторов для обучения вышивальному делу.

Открывается экспериментальная мастерская, в которой разрабатываются новые приемы, швы и сочетания различных техник.

Продукцией артели интересуются иностранные фирмы. Первым и основным покупателем становится компания «Спиро» (Великобритания). Столовое и постельное белье поставляется во Францию, Бельгию, Голландию, Швецию.

Строится первый производственный этажный корпус нового здания фабрики.

В кооперативном товариществе «Художественная строчка» трудятся около 5000 человек. С началом Великой Отечественной войны фабрика на несколько месяцев прерывает работу. Экспонаты музея вывозятся за пределы области. 286 экспонатов хранятся в Свердловской картинной галерее. Развитие строчевышивальных промыслов, несколько приостановившееся в тяжёлые военные годы, вступает в новый период.

Первые попытки выполнения крестецкой строчки с применением машины. Для механизированного цеха выстраивается двухэтажный кирпичный корпус. Цех ручной строчки и экспериментальная мастерская продолжают работать, развивая лучшие традиции гипюрной вышивки.

Кооперативное товарищество «Художественная строчка» была переименована в фабрику «Крестецкая строчка».

Период разработки новых вариантов традиционных крестецких швов и их сочетаний. Появляется возможность значительно расширять ассортимент и создавать сложные сюжетные композиции.

Изделия фабрики ежегодно выставляются на советских и международных выставках, получают множество наград и дипломов. Создаются изделия, которые были признаны достоянием России и пополнили фонды лучших музеев страны.

Первый год отнесения продукции к изделиям Народных Художественных Промыслов.

Фабрике присвоено звание «Предприятие высокого качества выпускаемой продукции».

Происходит акционирование государственного предприятия.

Крестецкие мастерицы выполняют костюмы для участниц конкурсов «Мисс Новгород» и «Мисс Россия».

Посёлок Крестцы Крестецкого района Новгородской области установлен как место традиционного бытования народных художественных промыслов по изготовлению строчевышитых изделий с традиционной крестецкой вышивкой.

Смена собственников. Фабрика возрождается, как крупное производственное предприятие с целью возвращения «Крестецкой строчке» былого престижа в России и за рубежом.

В настоящее время на фабрике наращиваются объемы производства и расширяется ассортимент, разрабатывается линия современной женской и детской одежды с использованием традиционных швов Крестецкой строчки. Руководство фабрики ведёт активную работу по восстановлению музея легендарного промысла, организации туристических маршрутов, программы для детей и взрослых.

Сегодня

крестецкая строчка
сегодня

Сегодня на предприятии «Крестецкая Строчка» реализуется масштабный проект по возрождению и популяризации традиционного промысла в России и за рубежом.

в музеях

Музеи, в которых
представлена Крестецкая
строчка

выставки

Выставки

Всероссийская выставка-смотр изделий народных художественных промыслов на ВДНХ СССР. Диплом первой степени.

Музей
Крестецкой
строчки

Музей
Крестецкой строчки

В 1930 году по инициативе главы кооператива «Художественной строчки» Петра Архиреева был создан Музей Крестецкой строчки. Он приступил к сбору экспонатов – лучших работ мастеров. Самое старое изделие, полотенце «Священное дерево жизни», относилось к 1861 году. В настоящий момент оно экспонируется в «Русском музее» в Санкт-Петербурге.

Во время Великой Отечественной войны образцы изделий были временно эвакуированы из Крестцов, в частности, 286 из них хранились в фонде Свердловской картинной галереи (Екатеринбург).

Крестецкая строчка: возрождая традиции и создавая новое

Путешествие в новгородскую область на производство Крестецкая строчка, что почти в 300 километрах от Петербурга, сродни путешествию во времени и пространстве. Но сегодня здесь не только чтят и восстанавливают традиции, но и смотрят в будущее.

Крестцы — обычнаое для России село — таких пролетает за окнами несколько десятков пока едешь по трассе Е 105 из Петербурга в сторону Великого Новгорода. Старые домики, дороги с ухабами, сельская размеренная жизнь…

Еще несколько лет назад в центре села находилось почти развалившееся здание производства, где работало всего 8 человек — из них три вышивальщицы. Сегодня все по-другому. Вот уже почти три года новые владельцы Александра и Антон Георгиевы бережно восстанавливают уникальное ремесло своего родного края — крестецкую строчку.

Современное здание со свежим ремонтом, светлые цеха, чистая ухоженная территория. Ощущение, что попал на европейское производство.

Это сложное мастерство, получается не у всех, а лишь у 20%

Мастеров уже стало свыше 70, владельцы вкладывают средства и силы в обучение местных жителей старому промыслу. Платят стипендии, а затем трудоустраивают на производстве. Крестецкая строчка — это сложное мастерство, получается не у всех, а лишь у 20% тех, кто приходит учиться.

История

Родиной промысла считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Нити подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Помимо льняной, вышивка выполнялась также и на ткани из хлопка или шёлка. Кстати для работы годится не всякая ткань — поэтому фактура для вышивки, или как тут говорят строчки, весьма ограничена.

Вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Состоятельные путешественники по дороге между Петербургом и Москвой останавливались в посёлке Крестцы и охотно раскупали льняные полотенца, скатерти, покрывала, занавески.

До 1929 года строчевые изделия выполнялись исключительно кустарями на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах ломаной иглой. В 1911 года к белоснежным узорам при шла большая известность: на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге организованной графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем. На этой выставке, проходящей в Михайлов-манеже на улице Ракова экспонировались изделия со «сновочными гипюрами» — «гриб», «дождик», «круг», «ромашка».

На фото : 16-летняя старорахинская строчильщица Раечка Тихонова демонстрирует на выставке художественных промыслов новые приёмы строчки. 1911 год.

29 января 1929 года можно считать Днем рождения предприятия. В этот день в поселке Крестцы создается снабженческо-сбытовоекооперативное товарищество «Художественная строчка» во главе с П. И. Архиреевым.

Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом

Спустя год был основан музей Крестецкой строчки (его сейчас восстанавливают и скоро он вновь откроется в здании производства), в коллекцию которого вошли лучшие работы мастеров артели. Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом — «Священное древо жизни».

Работы мастеров Крестецкой строчки находятся в собрании Эрмитажа, Русского и Этнографического музеев.

Сегодня вышивка выполняется как ручным, так и машинным способом. Если приедете на производство, то сможете не только увидеть как создаются шедевры гипюрной вышивки, но и сами попробовать сделать узор на тренажере.

Крестецкая строчка требует огромного технического совершенства, глубокого знания законов искусства вышивки и терпения мастериц. Помимо того что вышивка сквозная, она еще и производится в структуре ткани. Если мастер где-то ошибется и выдернет лишнюю ниточку, то вся работа уходит в брак.

Основные ткани, из которых создаётся одежда «Крестецкая строчка» — это лён и хлопок.

На фото — цех ручной вышивки с применением швейных машин. 1970-е гг.

Сегодня на предприятии реализуется масштабный проект по возрождению и популяризации традиционного промысла. Обновляется оборудование, восстанавливаются утерянные техники вышивки, на фабрику возвращаются лучшие мастера и художники, разрабатывается линия современной женской и детской одежды с использованием традиционных швов Крестецкой строчки, обновился стиль и логотип предприятия, а продукцию стало возможно приобрести в интернет магазине и бутиках далеко за пределами новгородской области.

Крестецкая строчка

Предприятие «Крестецкая строчка» начинает свою историю из глубины времен. На рубеже двух столетий конца XVIII-XIX веков.
Вторая половина девятнадцатого века является датой возникновения промысла украшать вышивкой предметы домашнего обихода, а также столовое и постельное белье.

Само название вышивки «Крестецкая строчка» зародилось в селе Старое Рахино и деревнях бывшей Новгородской губернии Крестецкого уезда.
Большое влияние на творческий поиск крестецких рукодельниц и становление промысла оказал Екатерининский тракт, соединяющий Петербург с Москвой. Поселок Крестцы имеет весьма замечательную, даже несколько романтическую историю основания.

Говорят, как-то ехала Екатерина Великая, как водится из Петербурга в Москву. Проезжая мимо деревеньки, что стояла на месте нынешних Крестцов, царица подверглась нападению разбойников. Ход истории государства российского мог кардинально измениться, если бы не деревенские мужики, которые отбили Екатерину от наглецов. Царица редко забывала сделанное ей добро. В знак благодарности, в деревне построила церковь, школу, больницу, тюрьму и назвала это место Крестцы.

Название было дано то ли от слова «крест», то ли от слова «перекресток». Так называемый «строчевой» промысел появился в Крестцах более ста лет назад. Основной куст зарождения промысла село Старое Рахино. Крестьяне выращивали лен, ткали полотно, и чтобы выгоднее его продать, начали придумывать замысловатую вышивку. Сначала были так называемые основочные мережки.

Со временем технология усложнилась, а с ней и изысканность рисунков. Появилась техника выдергивания нити по лоскутку и по основе, которая позволяет создавать полые клеточки, заполненные удивительными воздушными узорами. Состоятельные путешественники охотно раскупали нарядные скатерти, покрывала, занавески с красивой прозрачной вышивкой в д. Старое Рахино и в ближайших деревнях, невольно отбирая наиболее эффектные и декоративные узоры. С другой стороны занятие строчевым промыслом становилось порой единственным способом зарабатывания денег.

Организацией кустарей в артель, занимался Архиреев Петр Иванович, житель Старого Рахино. Первая артель была сформирована в 1929 году, в доме Василия и Екатерины Добрягиных, и была названа «Художественная строчка». До 1929 года строчевые изделия выполнялись исключительно кустарями на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах ломаной иглой. В этот период успешно работают вышивальщицы сестры Александра и Раиса Тихановы, благодаря которым крестецкий орнамент пополнился новым видом техники — сновочные мотивы.

25 июля 1911 года к белоснежным узорам пришла большая известность: на первой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге организованной графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем. Выставка проходила в Михайлов-манеже на улице Ракова.
В этом же году исскуство крестецких мастериц получило мировое признание на выставках в Италии, Порт-Саиде, позднее в Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке, в январе 1914 года на выставке в Берлине.

В феврале 1929 года в п. Крестцы создается кооперативное товарищество «Художественная строчка». Большую роль в создании товарищества сыграл первый председатель правлении П. И. Архиреев, хорошо знающий профиль, владеющий техникой вышивки. Во многом благодаря Петру Ивановичу предприятие имеет бесценное собрание работ старых мастеров.
В 1930 году был организован музей, где экспонировались изделия мастериц .

В 1931 году продукцией заинтересовались иностранные фирмы. Первым и основным покупателем была английская фирма «Спиро», затем французская фирма «Нерсес». Небольшие партии продукции закупали Бельгия, Голландия, Швеция. Ассортимент, поставляемый на экспорт-столовое и постельное белье.

К началу 40-х годов в кооперативном товариществе «Художественная строчка» уже насчитывалось около 5000 человек.
Но грянула Великая Отечественна война. Линия фронта проходит в нескольких десятках километров от Крестец. Экспонаты музея — произведения дореволюционного и советского периодов вывезены за пределы области, а 286 из них переданы на хранение в запасники Свердловской картинной галереи.

В январе 1942 года возобновили работу несколько артелей, начала работать экспериментальная мастерская. В результате творческих поисков в крестецкой строчке образовалось несколько основных видов прозрачных вышивок, каждая со своим определенным орнаментом: тарлата, рассыпной гипюр, мыльный пузырь, «старинный гипюр», сновочные мотивы, «вологодское стекло», мережки разных рисунков. Каждый из них использовался в прошлом и используетсяв настоящее время для оформления предметов обихода.

Развитие строчевышивальных промыслов, несколько приостановившееся в тяжелые военные годы, после Великой Отечественной войны вступает в новый период. Охваченные волной патриотизма, художники и матера создают ряд тематических произведений, отмеченные мастерством выполнения.

В пятидесятых годах быстро вошли в моду гобеленовые, портьерные ткани — спрос на строчевые, ручной работы изделия упал. Чтобы удешевить продукцию, возвратить спрос на нее, начались разработки машинной вышивки, переквалифицировали «ручников» на машинную строчку. Одновременно происходил переход на производство постельного белья — хотя и попроще, но и подешевле. Это болезненный процесс закончился успешно — строчка выжила и выдержала конкуренцию.

Большой вклад в развитие и создание новых работ являлись конкурсы мастеров проходившие на производстве. Конкурс на фабрике «Крестецкая строчка» проводился ежегодно с 15 января по 15 декабря. В течении этого времени строчильщицы выполняли свои работы. На конкурсах выставлялись работы как массового, так и сувенирного, уникального характера. Конечно, изделия сильно отличались и по художественному уровню, и по сложности, да и по назначению. Одни из них уникальны, неповторимы, другие же подходили для массового производства. Крестецкие мастерицы, тонко чувствуя декоративные качества сквозной вышивки, давно осознали ее бесконечные возможности. Стали появляться композиции, где были нарушены равномерность течения элементов. Формы одного вида строчки вкраплялись в структуру другого.
После таких конкурсов, часть конкурсных изделий можно было запускать в производство.

Вот так творчески, с большой выдумкой создаются крестецкие художники и мастера новые виды своей традиционной вышивки, превращая ее в сказочной красоты узоры.

Мы верим , что искусство строчки будет жить и радовать людей своей красотой и самобытностью.

. Чудеса-кружева — паутинные нити
Окрыленность души, хотя жизнь не та..
Дорогие мои, вы живите — творите,
Может вправду Россию спасет красота?!
В. Боровиков.

Читайте также:  Что значит лицевое шитье
Оцените статью