Презентация по изобразительному искусству на тему «Кружева» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Видимо кружевоплетение возникло позже вышивки. Но известно, что еще в XVII веке плели узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Первоначально кружевоплетением занимались крепостные мастерицы в усадьбах помещиков. К началу ХХ века кружевоплетением в Вологодском крае занималось около 40 тысяч кружевниц.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты).
Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников. Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.
Для плетения кружев необходимо иметь: Валик Сколки (рисунок) Коклюшки и нитки Булавки В.Тропинин Кружевница
Кружева плели во многих уголках России: в Ельце и Рязани, Вятке и Мценске, Балахне и Торжке. Славилась кружевами и старинная Вологда. В этих местах выращивали «русский шелк» — лен. Льняные нити – это превосходный материал для кружев. Вологодские кружева и ныне в почете. Ими украшают одежду, салфетки, белье. С 1968 года в Вологде работает объединение «Снежинка». Основная гамма вологодских кружев – белая, серая, голубая, кремовая и черная.
Ажурные вологодские кружева – это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, снежинки, птицы и цветы, Древо жизни, солнце и звезды, фигуры людей… Мастерицы сами придумывают узоры. В вологодских кружевах используют более 400 различных рисунков. В умелых руках мастерицы тихо и мелодично постукивают коклюшки. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасные узоры…
Кажется, невозможно разобраться в хитросплетениях нитей, ведь число коклюшек может достигать 300 пар и более, но кружевница знает свое дело.
Основным элементом кружева является – полотнянка-вилюшка
Между линиями основного контура полотнянки-вилюшки просматривается ажурная сетка…
Номер материала: ДБ-1665837
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Кружевные хитросплетения в русской глубинке
В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.
Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
Кружевные традиции в России: с XIII века и по сей день
Кружевоплетение — это художественный вид промысла, часть русского народного декоративно-прикладного искусства, чаще всего это ручная работа, которая требует не малой доли усидчивости, упорства и постоянного внимания, но и одновременно доставляет людям разных возрастов творческое наслаждение.
Вязание существует издавна, с библейских времён. Оно было известно ещё до того, как ирландские рыбаки начали кутаться в тёплые вязаные свитера.
Первое упоминание о русском кружеве относится к XIII в.: летописец Ипатьевской летописи сообщает о событии, произошедшим в 1252 г., когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким; и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами.
Иллюстрация из Ипатьевской летописи
Вначале кружево было доступно только особому кругу людей — богатому, зажиточному населению. Подтверждением этому — сообщение в одной из летописей XIII в.: князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 г., перед погребением был увит кружевом.
Первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. Отсюда и стала происходить версия — почему нитяное плетёное украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением — «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево». Но, такое предположение весьма вероятно.
Образцы старинного русского кружева в отделке одежды и домашнего текстиля, представленные в экспозиции музея:
Судя по сохранившимся образцам кружев XV в., они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми, лишь с маленькими зубчиками по краям.
Образцы кружева XIXв. (Тверская губерния, г.Калязи) повторяют рисунок подобного кружева:
Кружев, относящихся к XVI в., не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они использовались для украшения кожухов и были сажены жемчугом. При этом, если богатые женщины делали кружево из серебряных и золотых нитей и украшали его жемчугом, то крестьянки украшали жемчугом кружево, сделанное из простых нитей.
Примеры использования кружева на Руси в качестве отделки одежды женщины знатного происхождения и крестьянки:
Особенно богат кружевом был XVII в. В этом веке в России производились разнообразные сорта кружев. Кружевом считались даже ювелирные украшения из металлических (серебряных и золотых) прутьев. Таким кружевом был украшен трон Ивана и Петра (будущего Петра I), изготовленный ок.1684 г.: трон был обит золотым кованым кружевом:
Кружева не только покупались в «рядах» у иноземных купцов, но и изготовлялись специальные станки, имелись специальные мастера и художники (знаменщики), которые составляли рисунки кружев. Для изготовления металлических кружев в Москве был заведён стан для волочения золота и серебра и основана фабрика по производству металлических нитей.
Таким образом, кружевоплетение получало всё большую популярность в Российском государстве, и уже к XVIII в. русское плетёное кружево выделяется в самостоятельную отрасль народного прикладного искусства.
С момента появления кружева, оно стало очень популярным на Руси. В русском кружеве преобладают чисто русские национальные орнаменты, фантастические, геометрические и растительные узоры.
Образцы русского кружева XVIII в.:
При царском дворе кружева пользовались исключительно большим спросом. Они употреблялись для украшения головных уборов, верхней одежды, занавесей, тронов и сидений, шкатулок и ящиков, чулок и женской обуви. В это время в России появляется новый вид кружева, который заслужил своё почётное место при императорском дворе, — нитяное кружево с шёлком. К тому же, меняется само понятие «кружево»: если в прошлые века кружевами считались самые разнообразные отделки, то в XVIII в. кружевом называлось только плетение из шёлка, бумажных и металлических нитей. Все прочие кованые отделки стали именоваться галунами и позументами.
Так, мужской и женский костюм начала XVIII в. обильно украшался кружевом из металлических нитей, что играло большую роль в декоре костюма того времени.
Наряду с привозным кружевом из Запада, широко использовали и русские кружева. Значительное количество их в XVIII в. поставляли монастыри. Особо славились работы мастеров Страстного и Ивановского монастырей в Москве. Ассортимент плетёных кружев был очень богат. Ко двору поставляли кружева, плетённые изо льна и шёлковых нитей, наряду с простыми белыми и чёрными, серебряные с белым шелком, золотые с битью, серебряные с фиолетовым шёлком и даже кружева со стеклярусом.
В течение всего XIX в. и в начале XX в. кружево было одним из основных средств украшения женского платья, костюмы этого времени отличались оригинальностью использования кружева. Так, например, наряды императрицы Александры Фёдоровны, отвечая моде эпохи Модерн, почти всегда были ярким образцом эффектного использования кружева в отделке одежды и даже в виде элементов моделирования силуэта платья.
Сочетание кружева и вышивки в отделке женского парадного платья начала XIX в. (стиль Ампир):
Образцы кружева XIX в.:
Салфетка, 1880 г.:
Кружево в отделке женского костюма рубежа XIX-XX вв.:
Кружево в отделке женских аксессуаров эпохи Модерна:
Платье из кружева (начало ХХ в., эпоха Модерна)
С годами из простых приёмов искусные кружевницы придумали интереснейшие узоры, характерные для определённой деревни или местности, а со временем женщины стали плести кружево и на продажу. Как, например, это связано с историей вологодского кружева, которое плетётся при помощи коклюшек.
Кружевница за работой (г. Вологда)
Первые сведения о появлении такого кружева относятся к началу XVIII в., когда вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своём имении, недалеко от Вологды. Засецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетёное кружево, и она решила завести плетение кружев в своём имении, для чего использовала крепостных девушек, которых отправляла в соседнюю губернию для обучения мастерству кружевоплетения. На протяжении XVIII-XIX столетий мастерские по производству вологодского кружева то появлялись, то прекращали свою деятельность, т.к. основатели этого дела терпели убытки. Но вологодское кружево было настолько популярно в России, что это распространилось и за пределы России: из Лондона и Парижа поступали заказы на изготовление этого кружева.
Пальто, 1913 г. (Вологодская губерния) и Женский жакет, начало ХХ в.:
Платье детское, 1902 г.:
В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Любой сколок мог превратить его владельца в богатого человека.
Средства для приобретения нового кружевного рисунка собирали всей деревней в складчину. После чего шли в город, на ярмарку, и там отдавали все собранные деньги торговцу кружевами лишь за возможность перерисовать его сколок.
Такие рисунки часто бывали неточными. Именно поэтому деревенские кружева чаще всего имеют неровный рисунок. Но душевное тепло, которое вложила мастерица в кружево, делает их уникальными!
В.А.Тропини. Кружевница. 1823 г. Третьяковская галерея
Образцы кружева, начало ХХ в.:
И сегодняшние мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения, которое напоминает старинное плетёное кружево наших бабушек. Простота и доступность технологии в сочетании с высоким качеством изделий привлекают многих рукодельниц и никого не оставляют равнодушным.
Таким образом, кружевом украшают одежду или отделывают предметы домашнего обихода. Техника кружевоплетения постоянно совершенствуется. При имеющемся сегодня богатом выборе изысканных моделей и разнообразии ниток не удивительно, что вязание крючком, коклюшками, челноком, остаётся для многих любимым занятием.
Украсить одежду, дом можно своими руками, связав покрывало, шторы, салфетки, которые выглядят, как лёгкая паутинка на столе, или, связав вазы и накрахмалив, придать им нужную форму. Такие прекрасные вещи могут украсить и наполнить дом светом и теплом.
Такие вещи, созданные своими руками, всегда будут в единственном экземпляре, и будут нести тепло и уют в тот дом, для которого они предназначены. Самое ценное в кружевоплетении заключается в том, что оно сохранило в себе традиции, преемственность и бытовую полезность самого кружева. Народ не рассматривает кружево, как малопригодное бытовое украшение, а видит в нём необходимую принадлежность, украшающую наш быт.
Прикладное искусство, созданное талантливыми народными мастерами, всегда выражало лучшие стремления, чаяния и черты характера русского народа: мужество и стойкость, любовь и признательность Родине, пытливый ум и художественную одарённость.
— в Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 г. закон, запрещающий носить кружева;
— в 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли;
— присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения, как у женщин, так и у мужчин;
— историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос — где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения;
— долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости;
— в Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что такое кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.
Как тут не вспомнить стихотворение русского поэта Александра Кушнера.
Суконное с витрины покрывало
Откинули — и кружево предстало
Узорное, в воздушных пузырьках.
Подобье то ли пены, то ли снега.
И к воздуху семнадцатого века
Припали мы на согнутых руках.
Притягивало кружево подругу.
Не то чтобы я предпочёл дерюгу,
Но эта роскошь тоже не про нас.
Про Ришелье, сгубившего Сен-Мара.
Воротничок на плахе вроде пара.
Сними его — казнят тебя сейчас.
А всё-таки как дышится! На свете
Нет ничего прохладней этих петель,
Сквожений этих, что ни назови.
Но и в стихах воздушная стихия
Всего важней, и в грозах, и в любви.
Стих держится на выдохе и вдохе,
Любовь — на них, и каждый сдвиг в эпохе.
Припомните, как дышит ночью сад!
Проколы эти, пропуски, зиянья,
Наполненные плачем содроганья.
Что жизни наши делают? Сквозят.
Опомнимся. Ты, кажется, устала?
Суконное накинем покрывало
На кружево — и кружево точь-в-точь
Песнь оборвёт, как песенку синица,
Когда на клетку брошена тряпица:
День за окном, а для певуньи — ночь.