Кружево кружева кружевной кружевницы

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Литература и живопись (110)
  • Памятники Пушкину (17)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)
Читайте также:  Волшебный мир батика соколова

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ВСЁ О КРУЖЕВАХ И КРУЖЕВНИЦАХ (Часть 4 — О русском кружевоплетении)

Хотя иноземное влияние Запада и, в особенности, Востока заметно в развитии русского кружевоплетения в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный и национальный характер. Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слова «круг» — окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды.
Традиционное русское кружево отличается от того же фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, «подушка» и подставка, — для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее выполненному рисунку узора — сколку.
В России до сих пор есть несколько действующих кружевных центров. Всем известно, как славятся вологодские, вятские или елецкие кружева. Не отстают от них михайловские и белевские мастерицы, а также кружевницы, делающие узоры в технике кадомского вениза (Кадом – небольшой городок в Рязанской области, а вениз – искаженное от Венеция). Отдельные мастерицы сохранили производство кружева в Балахне и Кирише. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и различным сочетанием элементов кружева — плетешков, насновок, паучков и полотнянок разных видов.

Василий Верещагин Кружевница 1890е.

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 г.

Первое упоминание о кружевах можно найти в Ипатьевской летописи, далее в XV веке о нем часто упоминается в грамотах князей. Больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, поскольку уцелели даже некоторые церковные облачения и царские наряды. В эту эпоху развивались всякие рукодельные работы и «женское замышление» (так называли рукоделие) было в большом почете. Известно, что при дворе была должность «царских знаменщиков» (рисовальщиков), которые готовили рисунки и узоры для женских работ.
Историки отмечают, что нигде больше не было такого богатства и разнообразия материала для кружев, как в России. Мастерицы использовали «волоченое золото и серебро немецкое и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотую и серебряную бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так называемых блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков». Еще упоминается кружево – саженое и низаное жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и фигурными штучками и даже бархатильное. Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было, как на Западе, достоянием только высшего класса. Кружева носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. Да и никаким ограничениям и запрещениям, как на Западе, кружевоплетение у нас не подвергалось.

Читайте также:  Куртка оверсайз женская зимняя выкройка

Василий Тропинин Золотошвейка. 1825 г.

Василий Тропинин Золотошвейка. 1826 г.

Василий Тропинин Девушка за прошивками. 1830 г.

Василий Тропинин За прошивками 1830-е г.

При Петре I характер кружевного производства совершенно изменился. Россия не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ «розоватые брабантские манжеты», поскольку импорт (и не только в виде кружев) мог стать причиной разорения землепашества и мануфактур. Император издал указ о развитии собственных промыслов. По мнению историка С. А. Давыдовой, выдающееся значение в начале развития у нас кружевных работ имели две губернии — Новгородская и Рязанская.
Выписано было много иностранных мастериц, и жены наших вельмож, в угоду царю, стали сами учиться новым способам этого производства и вводить эти способы у себя в домашнем быту между дворовыми девушками.
Считается, что по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были выписаны несколько монахинь из Венеции, которые стали обучать местных женщин плести иглой узоры (кадомский вениз — уникальная игольная вышивка белым по белому). Кстати, вениз со времен Петра развивался как кустарный промысел, и таким оставался до начала ХХ века – до соц. революции. Таким образом, иноземное влияние проникло в Россию, а старинные способы плетения и самобытные узоры русских кружев еще долгое время сохранялись лишь в глуши отдаленных деревень и в женских монастырях.

И. А. Соколов Кружевница. 1926 г.

Д. Т. Тутунджан Вечный перезвон. 1966 г.

Д. Т. Тутунджан Плетея. 1965 г.

Самым старинным русским кружевом считается численное. Способ его производства, основанный на повторении того же рисунка посредством счета ниток, теперь утрачен. Потом стали употреблять узоры, предварительно наколотые на бумагу, и такое кружево получило название сколотого русского. Есть еще сцепное кружево, которое часто называется немецким, поскольку в них много схожего – например, узоры связаны редкой сеткой.
По способу производства и по рисунку русские кружева носят самые разнообразные наименования: «кованое», «плетеное», «шитое», «пряденое», «волоченое», «низаное» и «саженое» жемчугом, «кожутное», «кущащатое», «кружковое» и т.д. Весьма оригинальны были и названия узоров. Кроме типичных – «рыбка», «репеек», «дорожка», «оплет», «полотнянка», встречались весьма оригинальные – «протекай речка», «бровки-пытки-города», «мельницы», «денежки», «корабли и полукорабли» . Историки отмечают, что на Западе, пожалуй, только в Дании встречаются подобные оригинальные названия узоров – «петуший глаз», «паук», «лира», «труба», «перья».

Евгений Кацман Калязинские кружевницы. 1928 г.

К.А.Воробьев Портрет кружевницы Капиталины Васильевны Исаковой. 1960е гг.

В.К.Седов Кружевница. 2006 г.

В течение многих лет кружевное производство было популярно и востребовано, благодаря даровому крепостному труду в помещичьих усадьбах. Как ни странно, но после освобождения крестьян, кружевное дело в России пришло в упадок. Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году стараниями той же Софьи Давыдовой, Мариинская практическая школа кружевниц (просуществовавшая очень недолго!), находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Начальница этой школы, E. Е. Новосильцева, создала новый род кружева, которое получило за границей название «point de Moscou». За границей русские кружева пользовались большим спросом, их вывоз в Европу с каждым годом делался все значительнее.

Н.М.Ширякин Портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза «Правда». 1947 г.

Н.П. Тимофеева Кружевница.

Эдуард Пустовойтов. Старушка за кружевом.

Советская власть искоренила кустарные производства. В том же Кадоме, в 1927 году 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель «Пробуждение», ставшую со временем просто швейной фабрикой. Такая же история, думаю, произошла повсюду. Кружева перестали быть основной продукцией таких производств, которую стали приспосабливать к неприхотливому советскому быту. Историю кружев в «переходный период» от социализма к «капитализму с человеческим лицом» я не изучал, но надеюсь, что производством кружев сейчас занимаются хотя бы в Вологде, Ельце, Белёве и Кадоме, поскольку, несмотря на иностранное происхождение, русские кружева являются таким же национальным достоянием, как павлово-посадские шали, дымковская игрушка, оренбургские пуховые платки, матрешки и т.д.

Азат Галимов Болгарские кружевницы. Лидия. 2011 г.

Елена Баранова Кружевница.

Основной источник — статья Т. Б. Семячкиной из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Рубрики: Все профессии важны

Метки: профессии рукодельница кружевница

Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

Оцените статью