Программа работы кружка «Волшебная ленточка»
дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа для обучающихся 8-10 лет, срок реализации 2 год(а) Гусева Светлана Александровна Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место. Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Программа дополнительного образования «Волшебная ленточка» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию. Цель реализации программы – создать условия для получения обучающимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.
Актуализация дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает обучающимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества. Идея дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» – это раскрытие и развитие творческих возможностей обучающихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов. Данная программа базируется на ряде теоретических идей в области мировой художественной культуры, декоративного искусства и декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся получают знания в области технологии конструирования и моделирования швейных изделий и соединяют их с навыками декоративно-прикладного творчества. Знания в общеобразовательной области мировой художественной культуры помогают понять обучающимся развитие культуры во времени через ступени познания человеком себя, окружающего мира, своего места в этом мире. А в результате проектной деятельности обучающиеся могут воплотить свои идеи в искусные швейные изделия в новые произведения декоративно-прикладного творчества. Особенностью программы является ориентирование обучающихся в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие ВУЗы. Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся. Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий. Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами. С целью подведения итогов реализации программы в конце учебного года проводится выставка детских работ. Срок реализации программы – 2 года. Ожидаемые результаты реализации программы: — проявление познавательной активности, расширение информированности в данной образовательной области; — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; — самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; — развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться; — формирование уважительного отношения к труду. — самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности; — планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; — определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; — самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; — организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; — оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; — соблюдение норм и правил безопасности познавательно — трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры. — овладение необходимыми приемами вышивки; — освоение базовых швов; — умение выразить свой замысел; — развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации; — овладение средствами и формами графического отображения; — овладение терминологией, принятой в вышивке; — выполнение образцов швов; — планирование технологического процесса и процесса труда; — овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; — выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; — стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда; — овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; — разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; — развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; — достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; — соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; — сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью 2 часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика. Занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа в неделю). Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия – беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии. Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы: На практических занятиях обучающиеся будут изготавливать технологическую карту выполнения шва или миниатюру. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов. Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества. По окончанию освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная ленточка» обучающиеся защищают свой творческий проект. I. Вводное занятие (2 ч): План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены. II. Искусство декора (2 ч): Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции. III. Технология вышивки лентами (44 ч): Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Краткая характеристика различных швов. Технология выполнения швов: петля, колониальный узелок, ленточный, вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с полуприкрепом, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная петля, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона. IV. Ленточные миниатюры в интерьере дома (90 ч): Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий. V. Декор изделия (2 ч): Окончательное оформление вышитого изделия под рамку. VI. Уход за вышитыми изделиями (2 ч): Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). VII. Итоговое занятие (2 ч): Защита творческих работ обучающихся. Подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся. Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы обучающихся. Требования к уровню подготовки: личностные, предметные и метапредметные результаты освоения данной программы. Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС Личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные — освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. К концу 1 года обучения дети должны знать: — правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием; — технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки; — название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами; — правила составления букета; — основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных; — требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия; Учащиеся должны уметь: — вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы; — придумать изображение и перенести его на декоративное панно; — изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами; — помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки. По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать: — историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве; — ТБ и правильные приемы работы; — строение цветов, их разновидности и использование в букетах; учащиеся должны уметь: — самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе; — создавать сложные композиции с натуры и по представлению; — создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся; — создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки; — создавать панно, подушки, картины, сувениры; — организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия. Научная, специальная методическая литература. Инструкционные карты и схемы швов. Альбом лучших работ. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний. Учебные столы и стулья Инструкционные карты, демонстрирующие процесс вышивки Маркер для рисования на ткани 1. Список литературы, использованной педагогом при написании дополнительной общеразвивающей программы: Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010. Вышивка лентами. Пер.с анг. М.: Издательский дом « Ниола 21 век », 2005. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008. Д.Чотт. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. Пер. с ит. М.: — Издательство«Аст – пресс», 2001. Деньченкова Л.В. /«Вышивка ленточками»/, — ГИК. Издательство «Новая печать», 2 ч. Симоненоко В.Д. /Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек), М.: — Издательство «Вентана-Графф», 2012. Хенри Д. /Цветочные фантазии из лент/ – М.: — Издательство «Мой мир», 2007. 2. Перечень нормативных документов, регламентирующих данную деятельность педагога: Концепция духовно-нравственного развития гражданина РФ; СанПиН 2.4.2 2821-10 » Санитарно-эпидемиологические к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения; 3. Список литературы, рекомендованный учащимся для успешного освоения данной программы: Доброва Е.В. /Цветочные композиции: вышиваем лентами/ — Издательство «Мир книги», 2006, 240 стр. Кокс Э. /Вышивка шелковыми ленточками/ — Издательство «Кристина – новый век», 2006, 80 стр. Эриксон Э. /Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками/ — Издательство «Альбом», 2008, 144 стр. 4. Список литературы, рекомендованный родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребёнка: Кокс Э. /Вышивка лентами. Техника, приемы, модели/ — Издательство «Клуб семейного досуга», 2010, 128 стр. Критстанини Д., Страбелло В. /Вышивка шелковыми лентами/ — Издательство «Контент», 2006, 64 стр. Чотти Д. /Вышивки шелковыми лентами. Энциклопедия/ — Издательство «Аст-Пресс», 2005, 160 стр. |