Кружки по вышивке лентами

Программа работы кружка «Волшебная ленточка»

дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа

для обучающихся 8-10 лет, срок реализации 2 год(а)

Гусева Светлана Александровна

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Программа дополнительного образования «Волшебная ленточка» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию.

Цель реализации программы – создать условия для получения обучающимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

  • расширять и углублять знания обучающихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе;
  • познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами;
  • познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами;
  • научить вышивке и переплетению шелковыми лентами;
  • дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
  • развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия;
  • развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;
  • развивать художественный кругозор учащихся;
  • развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
  • формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость;
  • формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

Актуализация дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает обучающимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Идея дополнительной образовательной программы «Волшебная ленточка» – это раскрытие и развитие творческих возможностей обучающихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.

Данная программа базируется на ряде теоретических идей в области мировой художественной культуры, декоративного искусства и декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся получают знания в области технологии конструирования и моделирования швейных изделий и соединяют их с навыками декоративно-прикладного творчества. Знания в общеобразовательной области мировой художественной культуры помогают понять обучающимся развитие культуры во времени через ступени познания человеком себя, окружающего мира, своего места в этом мире. А в результате проектной деятельности обучающиеся могут воплотить свои идеи в искусные швейные изделия в новые произведения декоративно-прикладного творчества.

Особенностью программы является ориентирование обучающихся в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог и дальнейшее поступление в соответствующие ВУЗы.

Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.

Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

С целью подведения итогов реализации программы в конце учебного года проводится выставка детских работ.

Срок реализации программы – 2 года.

Ожидаемые результаты реализации программы:

— проявление познавательной активности, расширение информированности в данной образовательной области;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;

— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться;

— формирование уважительного отношения к труду.

— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;

— планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

— самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

— оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

— соблюдение норм и правил безопасности познавательно — трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры.

— овладение необходимыми приемами вышивки;

— освоение базовых швов;

— умение выразить свой замысел;

— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

— овладение средствами и формами графического отображения;

— овладение терминологией, принятой в вышивке;

— выполнение образцов швов;

— планирование технологического процесса и процесса труда;

— овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда;

— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

— разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

— достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

— соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью 2 часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика. Занятия проводятся 2 раза в неделю (4 часа в неделю).

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия – беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

На практических занятиях обучающиеся будут изготавливать технологическую карту выполнения шва или миниатюру.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

По окончанию освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная ленточка» обучающиеся защищают свой творческий проект.

I. Вводное занятие (2 ч):

План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.

II. Искусство декора (2 ч):

Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

III. Технология вышивки лентами (44 ч):

Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Краткая характеристика различных швов. Технология выполнения швов: петля, колониальный узелок, ленточный, вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с полуприкрепом, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная петля, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона.

IV. Ленточные миниатюры в интерьере дома (90 ч):

Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий.

V. Декор изделия (2 ч):

Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

VI. Уход за вышитыми изделиями (2 ч):

Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка).

VII. Итоговое занятие (2 ч):

Защита творческих работ обучающихся. Подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся. Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы обучающихся.

Требования к уровню подготовки:

личностные, предметные и метапредметные результаты

освоения данной программы.

Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС

Личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные — освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К концу 1 года обучения дети должны знать:

— правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

— технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

— название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

— правила составления букета;

— основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

— требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

Учащиеся должны уметь:

вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;

— ТБ и правильные приемы работы;

строение цветов, их разновидности и использование в букетах;

учащиеся должны уметь:

— самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;

— создавать сложные композиции с натуры и по представлению;

— создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся;

— создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;

— создавать панно, подушки, картины, сувениры;

— организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.

Научная, специальная методическая литература.

Инструкционные карты и схемы швов.

Альбом лучших работ.

Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Учебные столы и стулья

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс вышивки

Маркер для рисования на ткани

1. Список литературы, использованной педагогом при написании дополнительной общеразвивающей программы:

Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.

Вышивка лентами. Пер.с анг. М.: Издательский дом « Ниола 21 век », 2005.

Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

Д.Чотт. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. Пер. с ит. М.: — Издательство«Аст – пресс», 2001.

Деньченкова Л.В. /«Вышивка ленточками»/, — ГИК. Издательство «Новая печать», 2 ч.

Симоненоко В.Д. /Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек), М.: — Издательство «Вентана-Графф», 2012.

Хенри Д. /Цветочные фантазии из лент/ – М.: — Издательство «Мой мир», 2007.

2. Перечень нормативных документов, регламентирующих данную деятельность педагога:

Концепция духовно-нравственного развития гражданина РФ;

СанПиН 2.4.2 2821-10 » Санитарно-эпидемиологические к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;

3. Список литературы, рекомендованный учащимся для успешного освоения данной программы:

Доброва Е.В. /Цветочные композиции: вышиваем лентами/ — Издательство «Мир книги», 2006, 240 стр.

Кокс Э. /Вышивка шелковыми ленточками/ — Издательство «Кристина – новый век», 2006, 80 стр.

Эриксон Э. /Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками/ — Издательство «Альбом», 2008, 144 стр.

4. Список литературы, рекомендованный родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребёнка:

Кокс Э. /Вышивка лентами. Техника, приемы, модели/ — Издательство «Клуб семейного досуга», 2010, 128 стр.

Критстанини Д., Страбелло В. /Вышивка шелковыми лентами/ — Издательство «Контент», 2006, 64 стр.

Чотти Д. /Вышивки шелковыми лентами. Энциклопедия/ — Издательство «Аст-Пресс», 2005, 160 стр.

Читайте также:  Швейная машина шитье по шаблону
Оцените статью