Рабочая программа кружка «Батик». Направление: образовательная, декоративно-прикладной ориентации. Срок обучения 1 год (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Срок обучения 1 год.
2015год
Ткань, опьяненная собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой.
Батик – это искусство ручной росписи ткани, возникшее много лет назад на островах Индонезии. Он дал миру расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Сейчас это древнее искусство стало современным и востребованным. Батик используют для создания эксклюзивной одежды, платков, шарфов, маек, для украшения интерьера квартир и учреждений.
Роспись и украшение ткани — увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью — доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Не очень сложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает ее доступной в школьных условиях. Занятия батиком позволяют приобщить детей к новому виду искусства, развить их творческие способности, необходимые в любой сфере деятельности.
В основу содержания программы положены следующие идеи:
— творческое отношение к собственному труду;
— формирование художественной личности школьника;
— расширение знаний учащихся о видах искусства;
— овладение практическими навыками украшения предметов одежды,
Ориентирами для планирования занятий стали следующие дидактические принципы:
— систематический метод изучения материала, предусматривающий вначале простое воспроизведение образца, а затем полный переход учащихся к самостоятельной работе;
— последовательное усложнение работ для учащихся соответственно их возрастным особенностям на основе приобретенных навыков творческой работы с материалом.
Данная программа рассчитана на обучение декоративной росписи ткани кружковцев различного возраста (10-15 лет). Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.
Программа кружка «Батик» дополняет, совершенствует знания и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, так как прежде, чем приступать к росписи ткани, учащиеся выполняют эскиз будущей композиции на бумаге.
При создании программы учитывался собственный опыт ведения кружка «Батик» с учащимися, а также использовалась информация из литературных источников о технологии росписи ткани.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства — художественной росписью ткани (батиком).
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и т. д.), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).
Ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
9. Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
— Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
— Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
— Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
— Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
— Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
— Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
— Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
— Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
— Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, выпускниками);
— Принцип интегративности (синтез искусств).
эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности — основное условие развития детского творчества; учет индивидуальных особенностей детей — одно из главных условий успешного обучения; последовательность освоения учебного материала — от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям; удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
помещение — мастерская; красители для батика анилиновые; резерв — состав для закрепления; ткани для росписи — шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.; инструменты — кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька и др.; рамки деревянные для натяжения ткани разного размера; клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения красителей, емкости для воды.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.
Данная программа рассчитана на 84 часа, 1 раз в неделю по 3 часа. Дети поделены на две группы по 15 человек.
Основная форма организации учебного процесса — учебное творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.
Также в обучении используются участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников студии, игры и викторины.
Содержание программы кружка «Батик» включает следующие разделы:
- Материалы и инструменты для росписи. Техника свободной росписи ткани (без резерва). Роспись с применением бесцветного резерва. Роспись ткани с применением солей. Узелковый батик. Роспись с использованием цветного контура.
Программа внеурочной деятельности в технике батик
Наталья Фабрицкая
Программа внеурочной деятельности в технике батик
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.
Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М. М.Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, батик — вид декоративно-прикладного искусства, который дарит людям радость и веру в волшебную силу искусства. Недаром его прозвали Волшебным батиком, а тех, кто расписывает ткань, называют Настоящими волшебниками. Какую радость испытывает ребенок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань. Отсюда вытекает необходимость занятий не только традиционным изобразительным искусством, но и более специфичными (нетрадиционными) видами изобразительного творчества, в том числе и художественной росписью по ткани – батик. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Нужно уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Новизной и отличительной особенностью рабочей программы «Волшебный батик» (на примере росписи ткани) является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование на примере росписи ткани.
1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества росписью по ткани – батиком.
5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
6. Развивать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
7. Разработать перспективно-тематический план по ознакомлению и обучению различным технологиям батика с детьми старшего дошкольного возраста.
8. Воспитывать желание достигать поставленные цели.
Средства обучения: наглядные,словесные и практические методы:
– наблюдения с детьми;
– обследование предметов, игрушек, готовых образцов батик, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
– объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
– показ способов действия;
– совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма работы: тематическая совместная деятельность. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В год проводится — 34 занятия. Срок реализации 1 год. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение росписью по ткани – батик)
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап — знакомство со свойствами материалов.
2 этап — обучение приемам изготовления.
3 этап — творчества в технике художественной росписи по ткани.
Срок реализации: 1 год.
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Работа с родителями
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу,используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:
1.Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы рисования».
2. Оформление папки передвижки.Тема: «Как занятие рисование влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
Материально-техническое обеспечение
Различные предметы для рисования разными техниками платки, шарфы, картины, ткани, расписанные батиком в различных техниках, ткань белая, толстая серая дерюга; Волшебный сундучок, кисточка, краски «БАТИК», акварельные; диск, посвященный этому виду искусства, иллюстрации, демонстрирующие вещи, выполненные в новой для детей технике.
Перспективно-тематический план по ознакомлению и обучению различным технологиям батика с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц № занятий ТЕМА Цель Материалы для работы Предварительная работа
«Мир удивительных вещей» Познакомить детей с основными видами ДПИ. Предметы ДПИ, книги с иллюстрациями Беседа о народном ДПИ, профессиональном декоративном искусстве, о мастерах.
«Волшебный батик» Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства -искусства батиком, рассказать когда и где появился этот вид искусства. Готовые платки, шарфы, картины, ткани расписанные батиком Волшебный сундучок, кисточка, краски. Беседа об одежде, что ее шьют из ткани, а ткань бывает однотонная (без рисунка) и цветная.
«Удивительные узоры» (различные техники батика) Познакомить детей с различными техниками батика (узелковым, холодным, свободной росписью); научить сравнивать их, находить сходства и различия, пробудить в детях эмоциональную отзывчивость, научить чувствовать красоту росписи, развивать творческую фантазию детей. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма». Резервный контур, восковая свеча, кисти, нитки, волшебный сундучок. Рассматривание платков, шарфов и других изделий расписанных в различных техниках батика. Нахождение сходства и различий.
«Волшебный узелок и Волшебная ниточка». Познакомить детей с техникой узелкового батика; закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки, учить аккуратности в работе. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма». Резервный контур, восковая свеча, кисти, нитки, волшебный сундучок. Учить завязывать узелки из лоскутков ткани.
«Сказки осени» Воспитывать умения создавать коллективные работы, поддерживать дружеское отношение при оценке работ друг друга. Воспитывать художественно – творческие способности, восприятие и воображение. Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», Кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки. Рассматривание листьев деревьев на прогулке.
Цель: Закрепить представление о желтом, красном, зеленом и оранжевом цветах, упражнять в подборе листьев.
Ноябрь Занятие №6 «Секреты волшебного узелка» (освоение техники узелкового батика) Научить детей правильно завязывать узлы из ткани, научить пользоваться красками. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», кисти, нитки, волшебный сундучок. Учить завязывать узелки из лоскутков ткани.
«Как свеча помогла художнику» (освоение техники холодного батика) Помочь детям освоить технику холодного батика. Закреплять умение правильно держать кисть, промывать ее перед использованием другого цвета, и промачивать о салфетку. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», резервный контур, восковая свеча, кисти, нитки, волшебный сундучок. Провести беседу о том, как правильно пользоваться спичками, что это не игрушка и нельзя их брать без взрослого.
«Фантазия и воображение» (кляксография) Добиться самостоятельной росписи детей в техники свободного батика, развивать умение видеть в кляксе и пятне фигурку, цветок; пробудить воображение, увлечь детей кляксографией. Ткань белая натянутая на рамку, краски по ткани «Батик» фирмы «Гамма», кисточки ватные тампоны, салфетки, подставки для кисточек, пипетки, трубочки для коктейля. Наблюдение за животными, рассматривание
Занятие №9 «Морозные узоры на стекле» Закрепить технику холодного батика, учить работать со свечей. Развивать творческую фантазию. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», резервный контур, восковая свеча, кисти, нитки. Рассматривание узоров на стекле, рассматривание бумажных кружев, рисование элементов (завитков, крючков).
«Снегопад» Закрепить технику холодного батика, учить работать набрызгом (резерв набрызгивается для получения эффекта вьюги). Развивать творческую фантазию. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», резервный контур, кисти, краски. Рассматривание деревьев на прогулке, наблюдение за вьюгой, рассматривание иллюстраций.
«Звездное небо» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение краски, набрызг резерва. Развивать цветовосприятие. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», резервный контур, кисти, краски. Рассматривание звездочек на небе во время вечерней прогулки, иллюстраций.
«Роспись по мокрому» Добиться самостоятельной росписи детей в техники свободного батика по мокрому. Развивать творческую фантазию. Закреплять умение правильно держать кисть, промывать ее перед использованием другого цвета, и промачивать о салфетку.
Ткань белая натянутая на рамку, краски по ткани «Батик» фирмы «Гамма», кисточки ватные тампоны, салфетки, подставки для кисточек.Игра: «Подберем краски».
Цель: Закрепить знания детей о разных цветах и их оттенках, развивать зрительное восприятие и творческое воображение.
«Морской пейзаж» Закрепить технику холодного батика, учить детей закрашивать рисунок кистью, ритмично наносить мазки не выходя за пределы контура. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», резервный контур, кисти, краски. Наблюдение за рыбами в аквариуме, рассматривание иллюстраций.
Занятие №14 «Расцвел подсолнух» Учить детей закрашивать рисунок кистью, ритмично наносить мазки не выходя за пределы контура. Формировать представление о том, как можно смешивать цвета. Белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», Резервный контур, кисти, нитки, волшебный сундучек. Рассматривание изображения подсолнуха.
«Цветы для мамы» Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках окружающих предметов. К уже известным цветам и оттенкам добавлять новое (коричневый, оранжевый и светло зеленый) Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек,салфетки Игра : «Цветы».
Цель: Учить детей находить ошибки художника и исправлять их. Развивать мышление и воображение.
«Бабочки» Учить детей рисовать красиво бабочку. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания и силуэт, учить не выходить за края резерва. Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик», кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки. Рассматривание иллюстраций с бабочками, чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
«Космическое путешествие» Познакомить детей с новым приемом свободной росписи и росписи через трафарет. Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки
Добиться самостоятельной росписи в техники батика, развитие творчества и воображения. Вызвать интерес к изображению радуги, дать понятие растяжка Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки.
Формировать умение работать в коллективе. Учить детей закрашивать рисунок кистью, ритмично наносить мазки не выходя за пределы контура. Подрамник и белая ткань, специальные краски «Батик» фирмы «Гамма», кисти, соль, баночка для воды, палитра, подставки для кисточек, салфетки Рассматривание иллюстраций с изображением различных цветов. Учиться сравнивать и описывать строение и внешний вид цветов. Чтение стихотворений, сказок.
1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
3. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
4. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5-6 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
6. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
7. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
11. Жолобчук А. Я. Подарки из батика// А. Я. Жолобчук – М. : АСТ;Донецк: Сталкер, 2006. – 78.
12. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.
13. Давыдов С. Батик — техника, приемы, изделия // С. Давыдов. — М. : «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007. – 186с.
«Цветная сказка». Выставка детских работ в нетрадиционной технике рисования «батик» Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани – батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился.
Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.
Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики» 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» впервые стартовал космический корабль, пилотируемый человеком. Длительность орбитального полета.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.
Презентация к мероприятию по внеурочной деятельности в 3 классе «История возникновения букета» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию презентацию, которую подготовила и использовала для проведения внеурочного мероприятия.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.
Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.
Создание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классов Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний.