Программа кружка «Вышивка крестом»
методическая разработка (технология) по теме
Программа кружка по вышивке для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vyshivka_krestom.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по вышивке «Рукодельница»
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа курса “Весёлая иголочка” предназначена для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 36 часов.
-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
-систематизация знаний о различных приемах вышивки,
-развитие творческого потенциала учащихся.
-создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,
-освоение приемов вышивки крестом,
-выполнение творческого проекта.
Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
-Занятия с элементами лекций.
-Самостоятельная работа с литературой.
-Работа над проектом.
Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
Уметь вышивать на пяльцах и без них.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
Виды ручной вышивки.
Историю и традиции вышивки.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Способы закрепления нитей.
Способы выдергивания нитей.
Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
-повышению интереса к культурным традициям родного края;
-развитию познавательной и творческой активности детей;
-формированию нравственных ценностей;
-расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
-укреплению веры детей в свои способности.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Программа кружка ручной вышивки «Волшебный стежок»
Федеральное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области) Программа кружка ручной вышивки «Волшебный стежок» Форма: учебно-воспитательная программа Граф Анна Родионовна, учитель ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России по Иркутской области (трудилась в данном учреждении до 2016 г.) Продолжительность реализации программы Формы и режим занятий Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса Формы подведения итогов реализации программы Занятия художественным трудом важны в воспитании гармонично развитой личности, повышении самооценки «трудных» подростков, не нашедших применения своим способностям в прошлом, имеющих отрицательный жизненный опыт. Творческий труд способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру, социализации личности. Формирование умений и трудовых навыков происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, искусством, культурой и эстетическими ценностями нашего народа и народов мира. Кружковая деятельность приобщает подростков к эстетическому труду, предоставляет свободу выбора, развивает комбинаторные умения, способствует выработке индивидуального стиля и темпа деятельности, повышению самооценки, расширяет кругозор. Занимаясь художественной вышивкой, подростки проявляют свои скрытые творческие задатки и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что способствует выработке волевых качеств, важно в эмоционально-поведенческом аспекте: сотрудничество в доброжелательной атмосфере положительно влияет на взаимоотношения агрессивных подростков. Конечный результат художественного творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда. Работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на уроках. Программ по обучению художественной вышивке юношей, пребывающих в воспитательных колониях, не существует. Кружки же с идентичным названием рассчитаны в основном для детей дошкольного и младшего школьного возраста и посещающих кружки в домах детского творчества. Потребовалось создание адаптированной к условиям воспитательной колонии программы обучения ручной вышивке. Ознакомление юношей с разными видами ручной вышивки; обучение основным приёмам работы с иглой; развитие скрытых творческих способностей и задатков и их реализация; освоение позиции равноправного субъекта эстетической трудовой деятельности; подготовка к возможной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Задачи программы (отдельным слайдом) обучить подростков основным приёмам ручной вышивки, выработать специальные трудовые умения и навыки способствовать развитию творческой активности; формированию психических процессов; расширению кругозора; развитию мелкой моторики пальцев рук; укреплению волевых качеств личности воспитывать эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; художественный вкус; интерес к декоративно-прикладному искусству, к художественным традициям своего народа; способствовать воспитанию гармонично развитой личности; её социализации; духовных запросов; расширению общего духовного богатства человека Возраст детей (отдельным слайдом) Возраст участвующих в реализации данной программы – 14-18 лет. Этот возраст традиционно считается самым сложным в жизни любого человека. Но совершённое подростком — в прошлом, в настоящем же это школьник, постигающий искусство ручной вышивки, желающий проявить индивидуальность и творческие способности. Продолжительность реализации программы Программа рассчитана на один год работы с учащимися 5-12 классов. В вечерней школе состав учащихся часто меняется. Руководителю кружка очень важно видеть профессиональный рост своих учеников, в течение одного учебного года это легче проследить и сделать выводы о совместной деятельности. Формы и режим занятий Занятия кружка проводятся один раз в неделю согласно расписанию в течение 40минут. При реализации творческих замыслов количество занятий для отдельных подростков регулируется индивидуально. Каждый подросток находится на определённом этапе реализации своего замысла и трудится согласно своему уровню сложности, скорости выполнения работы. Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических видов деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа, подготовка и проведение выставок, непосредственное вышивание, обсуждение и выбор рисунка, конкурс рисунков и эскизов, подготовка подарков и др. Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и совершенствовать основные умения и навыки вышивания и оформления предметов декоративно-прикладного характера, способствующая зарождению стойкой мотивации к труду. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса Активно используются: упражнение; моделирование; игровой метод. Словесные методы: рассказ, беседа. Словесные приёмы: объяснение, пояснение, оценка. Наглядные методы и приёмы: наблюдение, рассматривание образцов, показ образцов, показ способа вышивания и др. Методы и приёмы используются в комплексе. Организовывается прослушивание классической и народной музыки, просмотр технологических операций на экране. Предполагается овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, выявление, осознание и реализация подростками своих творческих задатков, формирование стойкой мотивации к занятиям декоративно-прикладного характера. Подростки должны научиться: планировать свои действия; знать последовательность основных этапов воплощения замысла; уметь учитывать размер изделия, цветовую гамму, способ вышивки; владеть культурой труда на всех этапах трудового процесса; рационально расходовать материалы; участвовать в подготовке работ на выставки разного уровня; соблюдать правила техники безопасности, элементарной гигиены и санитарии. проявлять творческое отношение к любому общественно значимому и индивидуальному труду Формы подведения итогов реализации программы: подготовка и проведение выставок работ участников кружка; презентация лучших работ гостям и сотрудникам колонии; Программа кружка»Вышивание» |
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivanie.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Заместитель директора по ВР
«___» ___________ 2014 г.
Введено в действие
МБОУ «Средняя школа № 4»
для учащихся 6-7 классов
на 2014 – 2015 учебный год
Дышко Светлана Валерьевна
Основным предназначением кружковых занятий по «вышиванию» в системе дополнительного образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
- распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является Учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате проведения кружковых занятий в основной школе, учащиеся овладевают безопасными приёмами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области вышивания, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, знакомятся с основными профессиями, связанными с вышиванием. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создание продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь — владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Учебно-тематический план кружковых занятий по вышиванию.