Кружок шитья для инвалидов

Обучаемся швейному делу

Процесс реабилитации инвалидов – процесс многоаспектный, многогранный. Основным отличием является – развитие самостоятельности, привлечение получателей социальных услуг к творческим видам труда для повышения самооценки, их самореализации. Воспитание трудом является наиболее действенным средством освоения знаний и накопления личного опыта любого человека, а в особенности, гражданина – инвалида.

Швейное дело – один из самых сложных видов труда для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение приемов работы с колюще – режущими предметами, предметами бытовой техники является мощным средством реабилитационного воздействия на компенсацию утраченных функций. В условиях психоневрологического интерната развитие ручной умелости является неотъемлемой частью восприятия окружающей действительности. По наблюдениям у получателей социальных услуг прослеживается сниженная активность мыслительных процессов, неустойчивость внимания, эмоций, быстрая утомляемость.

Изучение данного направления работы позволило коллективу ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» пересмотреть подходы и методы работы с получателями социальных услуг.

Профориентация в условиях психоневрологического интерната – это процесс социализации, направленный на обучение «житейским навыкам».

Специальность портного приемлема и для нашего учреждения с выполнением простейших технологических операций, что позволяет подопечным овладеть навыками пошива простых швейных изделий, развить ручную умелость, сенсорные навыки.

Для профессионально ориентационной работы в нашем учреждении создана «Бытовая тренировочная комната», где обучающие не только получают знания практической деятельности, но еще приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Для успешного проведения реабилитационной работы в области профориентации мастер производственного обучения Полищук Надежда Михайловна для общего информационного сбора проводит начальную диагностику психо – физического развития клиентов, определяет состав обучающихся, технологии, способы и методы работы с данной категорией граждан.

Читайте также:  Лоскутное шитье покрывало своими руками для начинающих

Профессиональное просвещение граждан – инвалидов помогает индивидуализировать адаптивный учебный процесс, направить его на развитие личностных характеристик: волевые качества, трудолюбие, усидчивость, аккуратность и пр. Именно развитие данных качеств позволяет определить умения человека, направленные на творческую деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в труде.

По традиции, адаптивное обучающее занятие начинается с обозначения настроения, напоминания действий с электробытовой машиной, техники безопасности во время занятий, направленное на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков (работа с тканью, выполнение различных швов и строчек, размещение аппликации из ткани на полотне и пр.).

Освоение технологических знаний, технологической культуры, культуры труда, овладение трудовыми и специальными умениями, сопоставление объема труда с личностными особенностями и определяет процесс обучения швейному делу, развивает индивидуальную особенность к самостоятельному поиску, анализу результатов деятельности, способствует воспитанию бережливости, целеустремленности, ответственности и пр.

Вовлекая в данный трудовой процесс мастер производственного обучения формирует у подопечных положительную мотивацию к деятельности, включая компенсаторные функции организма, коррекцию аномалий развития, обусловленных заболеванием, что и позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать среди других проживающих. Формируя положительное эмоциональное воздействие на восприятие подопечных, Надежда Михайловна с помощью «доброго» слова, внимания, посильных заданий повышает интерес к швейному делу, желание созидать, творить, проявлять свое воображение, фантазию, индивидуальность. А в свою очередь, такая работа вырабатывает усидчивость, глазомер, внимание, память, мышечную память, а также интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности.

Овладеть способами различных действий, частично компенсировать утраченные функции, почувствовать себя значимым, саморазвивающимся – вот тот запас действий, который заложен в успех каждого, кто проявил интерес к швейному делу, кто хочет быть активным, демонстрируя личные достижения и радоваться за другого. Повторяющиеся тренировочные упражнения – задел успеха. Работа с тканью – дело увлекательное, творческое, способное приносить результат. Мастер производственного обучения утверждает, что с любовью к делу, любая работа спорится…

Читать еще по теме:

Программа по социально-трудовой реабилитации ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат». Авторы — составители программы «Трудимся во благо» инструкторы по труду Светлана Александровна Шишмарева, Вера Николаевна Мачехина, соавтор Елена Аркадьевна Никулина.

Программа «Трудовые мастерские»
рабочая программа на тему

Используется для обучения инвалидов молодого возраста основам швейного дела и некоторым техникам декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

Вложение Размер
programma_trudovye_masterskie.docx 96.45 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста

Рекомендовано к утверждению Утверждено приказом

на заседании ЭМС № _______ № ________

от ____________20 ____ г. от _______ 20 _____ г.

«___» ______________ 2016г.

Программа «Трудовые мастерские»

Елена Сергеевна Олейник,

инструктор по труду

инвалидов молодого возраста

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы…………………………………………3
  2. Целевая группа……………………………………………………..4
  3. Цели и задачи программы…………………………………………5
  4. Формы и методы работы…………………………………………..5
  1. Содержание программы
  1. Этапы реализации программы…………………………………….6
  2. Направления деятельности и их содержание…………………….7
  3. Календарно-тематический план…………………………………..8
  4. Ресурсы……………………………………………………………..11
  • Кадровые ресурсы
  • Материально-технические ресурсы
  • Информационные ресурсы
  • Методические ресурсы
  1. Контроль и управление программой…………………………….13
  1. Результаты ………………………………………………………………13
  1. Ожидаемые и полученные результаты
  2. Критерии оценки эффективности
  1. Список литературы …………………………………………………….16
  2. Приложения
…возможность трудиться,
приносить своей работой пользу
для окружающих, чувствовать свою
востребованность в обществе – один
из главных приоритетов в жизни каждого человека.
Сергей Ольгин,
инвалид 2 группы

В городе Урайпо состоянию на январь 2016 года, по данным БУ ХМАО-Югры «Урайская городская клиническая больница» имеют инвалидность 1657 человек. Из них инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет – 167 человек, старше 35 лет 1363 человека. Эта категория людей является наиболее уязвимой, так как многие из них сталкиваются с проблемой профессионального выбора и трудоустройства.

Особенно актуально, на сегодняшний день, для решения проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.

Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста функционирует в структуре учреждения с 2011 года, является единственным и уникальным в городе местом, где молодые люди с ограниченными возможностями и их близкие, с целью организации преемственности реабилитационных мероприятий в семье, имеют возможность пройти социально-трудовую реабилитацию.

Реализация программы «Трудовые мастерские» проводится с 2011 года, она помогает инвалидам освоить такие виды профессиональной деятельности, как швейное дело и изготовление сувенирной продукции в различных техниках декоративно-прикладного творчества, тем самым обеспечивает их трудовой занятостью в мастерских. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому молодым людям с ограниченными возможностями необходимо учиться и трудиться, пробовать себя в разных творческих направлениях.

Новизна программы «Трудовые мастерские» заключается в постоянном внедрении новых техник и методик, что привлекает молодых людей с ограниченными возможностями в отделение. Учитывая пожелания получателей социальных услуг отделения, в 2016 году запланировано внедрение нового направления по обучению инвалидов навыкам полиграфического производства. Современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует специальной профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями. Отделение оснащено необходимым полиграфическим оборудованием.

Также планируется внедрение новой формы обучения инвалидов социально-трудовым навыкам — применение командно-групповой методики, которая способствует лучшему усвоению необходимых навыков.

С целью выявления творческого потенциала, интересов и желания обучаться в отделении инвалидов молодого возраста в январе 2016 года было проведено анкетирование молодых инвалидов. В анкетировании приняли участие 20 человек, в итогеполучены следующие результаты:

20% — 4 чел. желают обучаться швейному делу.

30% — 6чел. желают обучаться бисероплетению и вышивке бисером.

10% — 2 чел. желают обучиться работе на вязальной машине.

15% — 3 чел. желают обучиться работе на вышивальной машине.

55% — 11 чел. желают обучиться работе с природным материалом и бумагой (береста, зерна, семена и т.д.).

35% — 7 чел. желают обучиться полиграфическим работам.

15% — 3 чел. желают изготавливать сувенирную продукцию.

Анализ опроса показал, что все предложенные направления востребованы молодыми людьми, что позволит им расширить возможность овладения новыми трудовыми навыками.

Мероприятия программы «Трудовые мастерские» помогут молодым людям с ограниченными возможностями стать социально-активными, научиться различным видам ремесел, сделают их более независимыми и самостоятельными гражданами общества. В будущем, полученные знания и умения и навыки инвалиды молодого возраста смогут применить в жизни самостоятельно для улучшения своего материального положения.

Целевой группой являются люди с ограниченными возможностями старше 18 лет, признанные нуждающимися в получении социальных услуг.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество через социально-трудовую реабилитацию или абилитацию, профориентацию и развитие творческого потенциала.

  • Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельности у инвалидов с учетом их интересов через экскурсии и участие в конкурсах.
  • Обучить инвалидов трем техникам декоративно-прикладного творчества, в том числе в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении.
  • Обучить инвалидов, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей элементам кройки и шитья, машинному вязанию и вышиванию.
  • Обучить инвалидов выполнять доступные операции полиграфического производства.
  • Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной инвалидами через выставки-продажи.
  • Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении инвалидов.

Формы и методы работы

Индивидуальная: консультация, беседа, обучающие занятия на дому.

Групповая: лекция с элементами беседы, выставка, экскурсии, обучающие занятия, мастер-класс, выставка-продажа, конкурс, выставка.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

— монологические: объяснение, рассказ, монолог;

— диалогические: дискуссия, диалог, беседа, обсуждение, чтение специализированной литературы.

Этапы реализации программы

Содержание программы направлено на социально-трудовую реабилитацию и занятость людей с ограниченными возможностями в трудовых мастерских отделения реабилитации инвалидов молодого возраста. Программа состоит из трех этапов, содержит определенную группу задач, объединенных общей целью.

Реализация данной программы включает в себя три этапа.

Первый этап, организационный . Январь 2016г.

Цель: Создание условий для трудовой реабилитации инвалидов и членов их семей.

— Анкетирование, диагностика инвалидов с целью выявления их интересов и навыков.

— Разработка методического обеспечения для повышения уровня результативности обучающего процесса.

Второй этап, практический . Февраль-ноябрь 2016г.

Цель: Обучение инвалидов и членов их семей основам швейного дела, техникам декоративно-прикладного творчества, изготовлению полиграфической продукции.

— Подготовка и проведение обучающих занятий для инвалидов в творческих мастерских ДПИ.

— Организация и проведение обучающих занятий основам швейного дела для инвалидов и членов их семей.

— Организация и проведение обучающих занятий по изготовлению полиграфической продукции для инвалидов и членов их семей.

— Подготовка и проведение обучающих занятий для инвалидов и членов их семей на дому.

-Подготовка и проведение совместных обучающих мастер-классовдля инвалидов, учащихся школ, воспитанников детских садов и молодежи города для воспитания толерантности.

-Организация и проведение экскурсий на предприятия и учреждения города.

— Участие в выставках и конкурсах различных уровней по ДПИ, швейному делу, полиграфии.

-Организация и проведение выставок-продаж с привлечением волонтеров города.

-Разработка методических пособий, памяток, буклетов.

Третий этап, аналитический . Декабрь 2016г.

Цель: Анализ результатов деятельности.

— Проведение итоговой диагностики получателей социальных услуг.

— Составление аналитической отчетности, определение перспектив деятельности.

— Оценка качества предоставляемых услуг.

— Корректировка содержания программы в соответствии с результатами оценки.

— Определение перспектив реализации программы.

Направления деятельности и их содержание

Деятельность, проводимая в рамках программы «Трудовые мастерские» по работе с инвалидами, опирается на следующие принципы:

— принцип индивидуального подхода, основной смысл принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося инвалида, использовать при этом индивидуальную методику обучения.

— принцип гуманистического подхода (основан на дружеском расположении к человеку, уважении его личности, его понимании);

— принцип коллективной творческой деятельности (такой подход позволит каждому человеку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личностные качества);

— принцип системности, принцип одобрения и принятия, принцип комплексного подхода.

В реализации программы используются как индивидуальная форма работы, так и групповая, приоритетом пользуется индивидуальная форма работы. Также проводятся обучающие занятия для родителей с целью ознакомления их с методами и приемами, необходимыми для занятий в домашних условиях.

Основными механизмами реализации программы являются:

  1. Социально-педагогическая диагностика инвалидов.
  2. Проведение обучающих занятий по швейному делу, обучающих занятий на вышивальной машине и по изготовлению художественно-прикладных изделий на рабочем месте для инвалидов и членов их семей.
  3. Обеспечение занятости инвалидов в трудовых мастерских с учетом способностей и интересов каждого человека.
  4. Проведение обучающих занятий для инвалидов и членов их семей по изготовлению художественно-прикладных изделий в домашних условиях.
  5. Проведение обучающих занятий повыполнению доступных операции полиграфического производства.
  6. Проведение обучающих занятий с применением командно-группового метода.
Оцените статью