Программа кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» (вышивка, вязание, бисеронизание)
материал по технологии на тему
Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 14 лет. Курс обучения планируется на два учебных года и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruki.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка декоративно-прикладного творчества
(вышивка, вязание, бисеронизание)
Программа кружка «Умелые руки» соединяет воедино сведения о вышивке, вязании, бисеронизании. Обучаемые прошедшие курс должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 14 лет. Курс обучения планируется на два учебных года и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу. Предлагаемая программа составлена на основе программы Художественная обработка материалов О.А.Кожина, Технология (трудовое обучение) Просвещение 2006 г. Ю. Л. Хоттунцев, В.Д.Симоненко. Данный курс предполагает использование как традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, устный опрос, использование иллюстраций, методических пособий, так и нетрадиционные: праздники, выставки, выходы на природу с целью создания более яркого эмоционального воздействия. Тематический план программы составлен по блочному методу
Данная программа преследует цели:
— Раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного народного творчества;
— Сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям;
— Развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
— Выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;
— Привить интерес к вышивке, вязанию, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
-Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
— Развивать образное восприятие окружающего пространства;
— Формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений;
— Побуждение к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством.
Работа кружка способствует:
— Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
— Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
— Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
— Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
— Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
— Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
— Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Формы проведения занятий: вводные, теоретические, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, комбинированные занятия.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям, прогулкам на природу, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы и краски (деревьев, цветов, трав, животных, красоту времён года) и тд.
ПРОГРАММА кружка «Умелые ручки» (Ручной труд)
ПРОГРАММА кружка «Умелые ручки» (Ручной труд)
Пояснительная записка
«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! » А. С. Галанов
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.
Труд – это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) . Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.
Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога – понять и принять разнообразные решения.
Работа в кружке «Умелые ручки» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка в количестве 28 тематических занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут, всего 56 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Количество детей: 2 группы по 10 человек.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.
Цель программы— Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей;
- развитие любви к природе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольников:
– научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью;
– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
– научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
- 1. Работа с природным материалом (3 занятия)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
- 2. Работа с бумагой и картоном (5 занятий)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
- Работа с тканью (5 занятий)
Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.
4.Изготовление поделок из бросового материала (8 занятий)
Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.
- Работа цветными нитками (3 занятия)
Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.
- Работа с пластилином (7 занятий)
Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»