- Тамбурная вышивка крючком: виды, подробное описание техники выполнения, пошаговый мастер класс
- Учимся технике тамбурной вышивка крючком в пошаговом мк
- Видео по теме статьи
- Тамбурная вышивка – история, техники, применение
- Немного истории
- Сфера применения тамбурной вышивки
- Легкость и доступность исполнения
- Где можно встретить тамбурный шов
- Сюзане
- Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель
- Тамбурная вышивка иглой
- Итак, способ первый
- Способ второй
- Модификации вышивки тамбурным швом
- Перевитый шов
- Более плотный шов
- В Виде веточки
- Тамбурная вышивка люневильским крючком
- Техника люневильской вышивки
- Татарская вышивка
- Тамбурная вышивка Юмико Хигучи
Тамбурная вышивка крючком: виды, подробное описание техники выполнения, пошаговый мастер класс
Очень интересная декоративная вышивка крючком имеет еще вот такое название – тамбурная вышивка при помощи крючка. Это потому, что основной шов — это шов цепочкой. Данная вышивка часто используется для украшения различных народных костюмов. Таким методом производится отделка богатых свадебных нарядов и знаменитых индийских сари. Взгляните на фото, какая красота.
Обычную иглу для вышивания заменяет специальный тоненький крючок с сильно заостренной головкой. Это предусмотрено для того, чтобы облегчить процесс прокалывания тканей. С помощью такого крючка мастерица протягивает сквозь ткань рабочую нитку и таким образом, создает цепочку тамбурных стежков. Вышивая таким старинным способом, в такой технике, можно свободно использовать стразы, бисер, пайетки, серебряные и золотые нити. Использовать для вышивки можно как прозрачные и тонкие ткани, так и более плотные и грубые. На тех тканях, которые более тоненькие, и на сетках тамбурная вышивка выглядит необыкновенно, завораживающе и изысканно, при этом напоминает нам очень дорогое кружево. Используют и плотные ткани, которые могут выдержать массивные работы, насыщенные бисером и вышитые пайетками и стразами. Вышивку производят одновременно двумя руками, для этого ткань обязательно тщательно натягивают на специальные гобеленовые рамки или же заправляют в пяльцы на подставке, чтобы руки мастерицы были свободны именно для процесса вышивки.
Учимся технике тамбурной вышивка крючком в пошаговом мк
Разберемся подробнее с материалами, которые используют в вышивке крючком и в способах исполнения тамбурного шва.
Ткань, которую будем использовать для вышивки крючком, сначала заправляют в пяльцы на подставке или же натягивают на специальную рамку. Рисунок на ткань переносят с помощью копировальной бумаги, специальных трафаретов или легко смываемых маркеров.
Широкие возможности позволяют нам для вышивки использовать самые разнообразные нити, и шелковые, и хлопковые, тонкие и более грубые, в соответствии с толщиной ткани-основы. Стало возможным применение металлизированных ниток, серебряного и золотого шитья, что превращает работы в настоящие произведения искусства.
В тамбурной вышивке возможно использовать огромное количество различного рода декоративных элементов. При этом отделочные материалы заранее нанизывают на рабочую нитку. При использовании в вышивке бисера, цепочка нашего тамбурного шва ложится на изнаночной стороне изделия, а все используемые декоративные элементы располагаются с лицевой стороны работы. При таком способе закрепления бисера уменьшается время, затраченное на выполнение данной работы, если сравнивать со временем, потраченным на пришивание иглой. Процесс труда ускоряется.
Главным инструментом при тамбурной вышивке с использованием бисера является очень тоненький крючок. Его основной задачей является легкое прохождение сквозь ткань, не повреждая нити, а раздвигая их, и крепко придерживать рабочую нить при протягивании петель. Поэтому, в отличие от обычного крючка для вязания, у этого инструмента довольно острый кончик. На рукоятке крючка для вышивания имеется специальный указатель для того, чтобы можно было определить расположение прорези язычка. Это помогает и начинающим и уже более опытным вышивальщицам контролировать крепкий и надежный захват, а также удержание рабочей нитки при прокладывании цепочки шва.
Подробнейшая техника выполнения тамбурного шва крючком:
- До начала работы следует завязать на конце рабочей нитки большой узелок. Крючок подводим под прямым углом до ткани сверху, а вышивальная нить будет подаваться снизу, с изнаночной стороны. Когда уже вытянута первая петелька необходимо легонечко подтянуть рабочую нитку таким способом, чтобы наш, завязанный ранее узелок, передвинулся плотнее к основе, тем самым, закрепляя и фиксируя в начале работы нитку. Держим нить левой рукой, а крючок — в правой. Следует сделать очень аккуратно прокол, раздвигая нитки ткани-основы, потом опустить крючок вниз. В данном случае прорезь для захвата будет располагаться слева. Накинем нитку на крючок и, стараемся обеспечить как можно более умеренное натяжение пальцами левой руки, потом поворачиваем крючок вокруг своей оси, делаем полный оборот против часовой стрелки.
- Вытягиваем нитяную петлю на лицевую сторону нашей работы и опять поворачиваем инструмент, но уже по часовой стрелке. Вновь прокалываем ткань и захватываем рабочую нитку.
Делая последовательно проколы, захват нитки и повороты нашего крючка, строится определенная цепочка стежков тамбурного шва. Если мы не будем поворачивать инструмент, то его прорезь будет постоянно цеплять и рвать нитки основы, а также портить рабочую нитку. - Для надежного закрепления нитки в самом начале работы служит завязываемый узелок. А в конце строчки рабочую нить выводим на изнаночную сторону и провязываем цепочкой из нескольких петель, а только потом уже нить обрезаем. Длина стежков в тамбурном шве может быть очень различной, но всегда равномерной при выполнении каждого элемента.
При работе с бисером длина стежка не может превышать размер самой бисеринки, чтобы не допустить перекашивание и стягивание готового изделия и не получить разреженный узор с проглядывающими нитками, что может выглядеть некрасиво. Используя для работы таких отделочных материалов как стразы, бисер, пайетки и другое, рабочая нитка должна быть очень прочная, тонкая и иметь степень кручения. Цвет нити должен быть не контрастный к основе.
Тамбурная вышивка с использованием крючка дает возможность выполнять различные работы с заполнением очень больших площадей. Освоить ее не составит труда, и для тех, кто уже знаком с иными способами вышивки, так и для только начинающих рукодельниц. Такая техника вышивки издавна использовалась для украшения одежды, изготовления текстиля, рушников и ковров у многих народов.
Такой вид творческой работы очень многогранен и пользуется большой популярностью.
Не обращая внимания на кажущуюся сложность и кропотливость интересной техники тамбурной вышивки, даже начинающая вышивальщица сможет при достаточном желании освоить ее, используя подробные мастер-классы. Приятного просмотра!
Видео по теме статьи
Тамбурная вышивка – история, техники, применение
Тамбурная вышивка на платьях великих Коко Шанель и Кристиана Диора, на узбекских сюзане и на русских сарафанах, в интерьерах французских дворцов и казахских юрт. Везде она применима и любима. Тамбурный шов – один из старейших видов ручной вышивки. Он прост в освоении и, при этом, многофункционален.
Немного истории
Тамбурная вышивка, возможно, появилась одновременно в разных точках земли. Во всяком случае, точно установить одну страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, не удалось. Скорее всего, в своё время рукодельницы в разных странах одновременно изобрели для себя этот вид ручного шва. Так, тамбурная вышивка появилась в странах Ближнего Востока, в Древнем Риме, Греции. Первые образцы такого вида рукоделия были обнаружены ещё две тысячи лет назад.
И в древней Руси рукодельницы декорировали таким образом одежду, игрушки из шерсти, скатерти и занавески, тканые гобелены.
В музеях многих стран хранятся коллекции, дающие представление о развитии этого вида искусства. В фонде Государственного Эрмитажа бережно заботятся о произведениях прикладного искусства разных стран Европы: от украшений одежды до декора помещений XVI- XX веков.
Государственный Эрмитаж устраивает выставки, чтобы продемонстрировать великолепные образцы расшитой одежды, которую носили представители королевских семей и придворных вельмож, а также предметы декора дворцов, которым уже 200 лет.
Эти образцы демонстрируются через толстое стекло, а достаются из своих ящиков для хранения «в 4 руки», с особенной осторожностью, чтобы не повредить старинную ткань.
Хочется сказать и несколько слов о названии. Считается, что оно произошло от слова «тамбурин» — небольшой барабан. Именно на него казалось похожим полотно, туго заправленное в пяльцы для вышивки.
Сфера применения тамбурной вышивки
Несмотря на свою долгую историю, длиной в две тысячи лет, популярность тамбурный шов не утратил и сегодня. Это легко объяснимо: выполняется он предельно просто и даже начинающая рукодельница сможет освоить его буквально за несколько попыток.
Легкость и доступность исполнения
Вам не потребуется каких-то конкретных схем – тамбурным швом можно вышивать орнаменты любой сложности. Длину стежка можно регулировать по своему усмотрению, она вовсе не обязательно должна быть одинаковой на всём полотне. Благодаря этому можно получить сложные, яркие узоры.
Особенного оборудования также не требуется – достаточно иглы для вышивки или вязального крючка и конечно пяльцы. Выполнить тамбурный шов можно на любом полотне и любым видом ниток. И, что наиболее важно, эти швы-цепочки смотрятся очень красиво и современно.
Где можно встретить тамбурный шов
Сегодня у тамбурного шва очень широкое применение. Его можно встретить в декоре подушек и покрывал, на одежде и аксессуарах, декоративных ковриках, панно, гобеленах, в отделке игрушек. Им выполняют как оформление контуров в других видах вышивки, так и полноценную гладь, заполняя всё полотно только тамбурными швами. Используется он и для закрепления края в изделиях, и в счётных швах, и в ажурной вышивке.
Сюзане
Популярность тамбурной вышивки поддерживается исконно традиционными вышивками восточных стран. Таджикистан, Узбекистан, Иран сохранили свои, по-настоящему древние традиции в тамбурной вышивке и пользуются ими в производстве ручных и машинных вышивок, обожаемых туристами из Европы.
Мастера продают свои сюзане, покрывала, дорожки для стола, сумки, панно, подушки и валики на ярмарках ремесел, устраиваемых несколько раз в год в азиатских городах.
Сюзане так и переводится – вышито иглой. Что отсылает нас в далекое прошлое, когда вышивка выглядела, как череда петелек тамбурного шва. Сейчас сюзане можно приобрести в интернет магазинах handmade и на выставках – ярмарках.
Продавцы на ярмарке ремесел свободно говорят на английском языке с покупателями из разных стран, рассказывая, как сделаны работы.
Например, вот эта маленькая салфетка, которую я купила на такой выставке, работа из Таджикистана.Она соткана вручную, и вышита вручную. Каждая линия, завиток или орнамент – это символы чего-нибудь. Хотя, я выбрала салфетку с гранатом, не потому, что это символ плодовитости, а потому, что просто нравятся вышитые гранаты – это очень красиво.
Надо сказать, что нити окрашиваются тоже вручную. И они не линяют. Продавцы уверяют, что цвета получены из корочек граната, басмы, скорлупы грецких орехов натуральным путем. Мне хочется в это верить, также, как в это верят и многочисленные иностранные туристы. А может быть это так и есть, потому что мастерица уверенно перечисляет, как и из чего получить тот или иной оттенок.
Как бы то ни было, но эта моя покупка лежит у меня на подоконнике под прямыми лучами солнца уже лет 5, а краски остались такими же, как и в день приобретения
Это крошечный диванный валик, с диаметром 10 см и длиной 29см. Когда я спросила у мастерицы, для чего он предназначен, она просто поднесла его к щеке и положила на него голову. У нас, в России, это была бы маленькая подушечка, которая называлась бы — «думка».
Разумеется, вместе с ручными работами, можно встретить и вышитые машинкой, тем же самым тамбурным швом. Отличить их очень просто. С изнанки эти вышивки выглядят совершенно по-разному.
Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель
Это вышитое тамбурным швом платье от Коко Шанель датируется 1922 годом. Любопытно, что осенью 1921 года Великая княгиня Мария Павловна Романова, спасаясь от бедности, пришла к Коко Шанель, с предложением выполнять вышивки для ее моделей. Разумеется, она не была «бедной» в привычном нам понимании, она просто искала варианты иметь средства к существованию.
Закончив курсы машинной вышивки, наняв девушек вышивальщиц (первое время она нанимала только соотечественниц), она создала свое Предприятие «Китмир», о сотрудничестве с которым и договаривалась с владелицей модной студии Коко Шанель.
Не исключено, что вышивальщицы именно дома «Китмир» и вышили это великолепие.
Тамбурная вышивка иглой
Существуют два основных способа выполнить шов-цепочку с помощью иглы. Обязательное условие для обоих – туго натянутое в пяльцах полотно. Вышивать можно как сверху-вниз, так и слева-направо, в зависимости от выбранного узора. Для упрощения работы, желаемый орнамент лучше предварительно перенести на полотно.
Итак, способ первый
Выводим иглу на лицевую сторону (на рисунке это точка 1). Далее вводим её обратно в ту же точку (как видите, пункты 1 и 2 на рисунке совпадают), но нить до конца не затягивает, придержав пальцем образовавшуюся петельку. Иглу снова выводим на лицо, на этот раз в точке 3, прижав тем самым вершину звена, и затягиваем нить. Первое из звеньев готово! Остальные выполняются аналогичным образом.
Способ второй
В данном случае процесс вышивки начинается с обычного стежка из точки 1 в точку 2. Далее, выводим иглу с изнанки на лицевую сторону в точке 3. Проводим иглу с ниткой под стежком 1-2 и снова вкалываем в точку 3. Стежок удержит звено цепочки при затягивании нитки.
В дальнейших звеньях проводить иглу нужно не под стежком, а под предыдущим звеном цепочки.
Для обоих способов выполнения есть два важных правила:
- Стежки не должны стягивать основное полотно. Именно для этого и нужно максимально туго натянуть ткань на пяльцы.
- В конце вышивки сделайте шов-закрепку, иначе вся цепочка распустится.
Модификации вышивки тамбурным швом
Описанные выше два способа – это техника выполнения классического тамбурного шва. Но за время его существования рукодельницы сумели изобрести множество вариантов его модификации. Рассмотрим некоторые из них.
Перевитый шов
Очень красивый отделочный шов можно получить, если изначально проложить рядом несколько стандартных тамбурных швов, а затем, используя контрастную нить, перевить их между собой (см. схему).
Более плотный шов
В случаях, когда требуется более плотный шов, можно воспользоваться следующими техниками:
Проложите один тамбурный шов поверх второго (это схема №6)
Попробуйте «сдвоить» петли, выполняя в один прикреп сперва маленькое звено, а затем большое (схемы №7 и 8 ).
Чтобы получить орнамент «колосок» в тамбурной вышивке, изначальный прикреп выполните не в виде стежка, а в виде уголка, а саму цепочку дальше выполняйте в перевёрнутом виде, т.е. вершиной звена вверх.
Похожим образом выполняется орнамент в виде колючей проволоки, однако, изначальный прикреп тут делается в форме креста, петля выполняется вершиной звена вверх, а её концы разводятся в разные стороны, а не выходят из одной точки.
В Виде веточки
Сложный орнамент в виде веточек с листочками выполняется за счёт комбинирования открытых и закрытых звеньев в вышивке.
Тамбурная вышивка люневильским крючком
Вышивать цепочки можно не только иглой, но и с помощью вязального крючка. Отчасти, этот способ даже проще, особенно если вооружиться крючком с острой головкой. Но есть и свои тонкости. Например, выполнить крючком можно только базовые швы-цепочки, сложные модификации таким образом не получить.
Правила про тугое натягивание полотна и отсутствие стяжек» остаётся актуальным и для крючка, и для иглы.
Техника люневильской вышивки
Сама техника получения шва крючком достаточно проста. Выведите крючок с лицевой стороны, зацепите им рабочую нить, вытащите на изнанку – вы получили петлю. Снова введите крючок в полотно, зацепите нить, и вытяните на изнанку, но уже через имеющуюся на крючке петлю. Продолжайте вышивку таким же образом согласно выбранному орнаменту.
Люневильский крючок это специальный крючок для вышивки во французской технике. Называется по месту, где были впервые использованы бусины и стеклярус в вышивке обычным тамбурным швом. Это был город Люневиль, резиденция герцогов Лорренских.
Эта техника стала называться люневильской вышивкой и используется теперь в декорировании моделей высокой моды, в свадебных одеждах и вечерних нарядах.
Посмотрите волшебный ролик и создании платья Haut Couture, Christian Dior
Здесь очень коротко показана работа люневильским крючком и как изящно подаются пайетки с нижней стороны ткани.
Люневильский крючок имеет тонкую иглу-крючок и ручку с винтом, который немного выступает сбоку. Этим винтом игла-крючок фиксируется в ручке, ведь сам крючок можно менять, подбирая размер инструмента. А выступающий винт находится с той же стороны, что и «бородка» на крючке.
Такая конструкция помогает вышивальщице ориентироваться, где находится «бородка» крючка и куда подводить нить к крючку под натянутой тканью.
Люневильская вышивка выполняется на тонких, прозрачных тканях и мастерица видит только изнаночную сторону — собственно сам тамбурный шов.
А вся красота с бусинами и пайетками остается под натянутой тканью и вышивальщица видит ее сквозь тонкую ткань.
Люневильским крючком вышивают и в технике du point de Beauvais (точка Бове). Здесь как раз все более естественно, вышивальщица видит свою работу прямо на верхней стороне ткани. Отличие от техник востока в толщине крючка, головка которого равна ширине швейной иглы. Вышивают на плотных тканях шелковыми нитками.
Три предыдущие фото я взяла из документального фильма Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа. В Бур-ле-Руа есть музей вышивки в технике «Point de Beauvais», там же проводят обучение вышивке. Три опытных вышивальщицы по очереди проводят стажировку Иветт Берто, Джинетт Беснар и Люсьен Мондион. Стоимость занятий 95 евро за 9 часов.
Можете посмотреть этот фильм и вы:
Татарская вышивка
Нельзя объять необъятное, как говаривал Кузьма Прутков. Так же нельзя представить в одной статье как тамбурный шов жил и развивался в традициях всех народов.
Татарстан, Башкирия, Россия узорным шитьем декорировали свою одежду и домашний текстиль придавая значение каждой детали.
Все, что вышивальщица видела вокруг – лилии, васильки, тюльпаны, все переносилось на ткань, воплощая красоту природы в шелковых нитях. И в каждом мотиве прятался свой код или символ. Так, например, круг — это солнце, волнистая линия – вода, дерево и птицы – плодородие. Удивительные открытия дарят нам традиционные орнаменты.
Тамбурная вышивка Юмико Хигучи
Пожалуй, несправедливо будет рассказывать только о национальных, традиционных, характерных для той или иной местности вышивках. Думаю, все интересно в развитии, в динамике.
Юмико Хигучи японская вышивальщица, дизайнер, родилась в 1975 году, окончила университет искусств, живет в Токио.
Она вышивает во многих техниках, имеет удивительное свойство талантливо смешивать различные техники и создавать красивейшие, лаконичные, изящные дизайны, в которых угадывается авторство Юмико. Однако, многие находят, что она имеет очевидную склонность к тамбурной вышивке.
Это современная вышивка и современные дизайны, которые покорили сердца любителей вышивки всего мира. Юмико выпустила несколько книг, в которых предлагает принты и мастер классы.