- Кто и как шьет костюмы в фигурном катании? «Матч ТВ» в гостях у лучших дизайнеров Санкт-Петербурга
- Как прийти в профессию?
- Какова технология создания костюма?
- Где взять материалы?
- Как поступить, когда в один сезон приходят фигуристы с одинаковой музыкой?
- Работа ателье носит сезонный характер? Когда у мастеров больше всего работы?
- Кто еще является заказчиком ателье?
- А если осталась ткань от костюма Каролины Костнер?
- Какова цена вопроса?
- Как стирать костюмы?
- Лучший костюм для фигуриста — какой?
- Купальники для художественной гимнастики: Россия здесь вне конкуренции
Кто и как шьет костюмы в фигурном катании? «Матч ТВ» в гостях у лучших дизайнеров Санкт-Петербурга
В фигурном катании судьи оценивают не только технику элементов и скольжение, но и общее впечатление от спортсмена — его артистизм и визуальный облик. Поэтому костюм фигуриста — не просто функциональная одежда, а полноценная составляющая образа.
Наряды для одиночного катания и парных видов отличаются — например, у парниц нежелателен декор камнями в области талии, потому что партнер может травмироваться. Юбки в танцах на льду всегда длиннее, чем у одиночниц, потому что первым не нужно прыгать.
Человеку с улицы не под силу сшить наряд для фигуриста — над этим работают узкопрофильные специалисты, которые умеют выбрать материалы, показать достоинства фигуры спортсмена и учесть нюансы движений. В ход идут ткани разных цветов и фактур, кропотливая работа с оттенками, кружево и вышивка, стразы и сверкающие кристаллы.
Обо всех этих тонкостях «Матч ТВ» поговорил с владельцами лучших спортивных ателье Санкт-Петербурга. Мы узнали:
- как прийти в профессию
- каким образом создаются костюмы
- что делать, если два заказчика в один сезон принесли одинаковую музыку
- какова цена вопроса
- как стирать костюмы фигуристов
https://www.instagram.com/p/BZLaLc6gB59/
Мария Евстигнеева — хозяйка мастерской «That’s me». У нее одеваются Алена Леонова, Станислава Константинова, Серафима Саханович, Михаил Коляда, Андрей Лазукин, Дмитрий Алиев, Ксения Столбова. В разное время здесь шили и шьют костюмы для Анастасии Мишиной, Дмитрия Козловского, Алисы Федичкиной, Елизаветы Нугумановой, Каролины Костнер и других.
Светлана Гачинская — совладелица ателье «Арована». Постоянные клиенты ателье: Артур Гачинский и его ученики из школы «Звездный лед», фигуристы из группы Великовых, группы Алексея Мишина (Софья Самодурова, Анастасия Гулякова), спортсмены школы Тамары Москвиной (Петр Гуменник) и другие. Когда катались Юко Кавагути и Александр Смирнов, Максим Траньков и Мария Мухортова, здесь шили костюмы для этих пар. Также с ателье в разное время сотрудничали Каролина Костнер и Столбова — Климов.
Как прийти в профессию?
Мария Евстигнеева влюбилась в свою будущую профессию еще ребенком.
— Моя бабушка была оперной певицей в Мариинском театре. Дома остались ее сценические костюмы, и я с малых лет их примеряла, позировала перед зеркалом. Затем начала перешивать под свою фигуру, из оставшихся лоскутов делала наряды куклам. Это было любимое развлечение детства. Тогда-то я и решила, что хочу посвятить жизнь созданию костюмов.
Отучилась в художественной школе и, получив среднее образование, нацелилась на Академию им. Штиглица. Конкурс там на отделение моды был огромный: 12 человек на место. В первый год я не поступила и, чтобы получить ценный опыт, устроилась в театр помощницей портнихи. Там я и научилась всему на практике, тем более что шила, в основном, для артистов. Я хотела учиться только в Академии им. Штиглица, поэтому брала частные уроки для подготовки к экзаменам. Поступить удалось с 4-й попытки. Учитывая такую долгую дорогу к цели и накопленный опыт, сама учеба далась мне легко. Я даже успевала шить на заказ, были клиенты из балетной среды. А после вуза начала полноценно работать.
В 2011 году она основала ателье. Одним из заказов стало платье для балерины Веры Арбузовой на программу «Времена года». В это время Арбузову и ее коллегу Юлию Махалину пригласили участвовать в шоу «Болеро» Авербуха — там балерины танцевали в парах с фигуристами. Вера выступала с Алексеем Тихоновым, а Юлия — с Повиласом Ванагасом.
— Я сшила этим парам костюмы для нескольких номеров. Затем фигуристы попросили меня помочь: срочно сделать наряды для действующих спортсменов — Ксении Макаровой и Константина Меньшова. Заказ выполнила быстро, заодно познакомилась с хореографом Ольгой Глинка. Тогда же ко мне обратились Ксения Столбова и Федор Климов — им нужны были костюмы для программы «Половецкие пляски». Заработало сарафанное радио — ко мне стали приходить фигуристы. Сейчас они главные заказчики.
Когда Каролина Костнер тренировалась в Петербурге в олимпийский сезон, мы сшили ей платье винного оттенка для короткой программы и фиолетовое для «Лесной нимфы». Общались с Каролиной на английском, хотя она здесь учила русский язык и на каждой встрече старалась его с нами практиковать. К зеленому костюму, который итальянка надела на Олимпиаду, мы отношения не имеем.
Светлана Гачинская пришла в мир костюмов для фигурного катания 15 лет назад. Благодаря сыну Артуру (Артур Гачинский — ученик Алексея Мишина, серебряный призер ЧМ-2012), который занимался этим видом спорта, дизайнер познакомилась с будущей коллегой Викторией — конструктором швейных трикотажных изделий. Именно Виктория, работая еще в театральном ателье, сшила костюмы для произвольного танца Бережной и Сихарулидзе на их «золотую» Олимпиаду-2002.
Вместе они открыли ателье «Арована».
Какова технология создания костюма?
— На первом этапе фигурист дает послушать музыку, рассказывает об образе героя и нюансах программы. Мне показывают видео на льду. Опытные тренеры и хореографы сами дают идею костюма. Например, у Великовых всегда четкие готовые образы. А для Москвиной принципиально, чтобы мы приехали на каток и посмотрели на ее фигуристов вживую, окунулись в атмосферу программы. Далее мы рисуем эскизы будущего костюма и показываем клиенту. После утверждения эскизов и материалов шьем. Обязательна проверка наряда на льду: удобно ли спортсмену, все ли устраивает тренеров и хореографов.
Обычно две примерки. Конечно, в процессе работы что-то меняется. Бывает, меняем длину юбки, добавляем стразы. Сроки создания костюма — от 1 дня до 1 месяца. Есть и дистанционные заказчики: в век продвинутых технологий создать костюм без личной примерки не особо сложно.
Где взять материалы?
— Все материалы мы заказываем у частных поставщиков и в интернет-магазинах. Иногда сами покупаем что-то уникальное за границей, когда ездим отдыхать. Вот осенью я нашла расписные кружева на дубайском базаре. Ткани используем все, которые тянутся: бифлекс, стрейч, телесную сетку под тон кожи, иногда бархат и гипюр. Шифон тоже берем для отдельных частей костюма — например, для летящей юбки.
Как поступить, когда в один сезон приходят фигуристы с одинаковой музыкой?
— Непросто, когда заказы у клиентов идентичны, потому что я не люблю повторяться в стилистике и цветовой гамме. Например, в олимпийский сезон Дмитрий Алиев и Андрей Лазукин принесли одну музыку — «Маскарад», оба хотели белый костюм — мундир «не как у Транькова». Много было креатива. В итоге мы сделали Диме мундир бордового цвета, а Лазукину — фрак.
Работа ателье носит сезонный характер? Когда у мастеров больше всего работы?
Сезон заказов у фигуристов стартует в августе. Программы начинают ставить весной, продолжают летом, а когда впереди контрольные прокаты и первые турниры сезона — пора шить костюм.
Иногда все уже готово, но после контрольных прокатов приходится менять образ — то юбка слишком скользкая, то платье слишком тяжелое и мешает прыгать, или просто кому-то из авторитетных специалистов костюм не понравился. В таком случае он перешивается или создается с нуля.
— Осенью мы вообще редко бываем дома, заказы и доработки идут сплошным потоком. Помню, костюм к китайской программе для Феди Климова дошивали прямо в поезде, когда везли ребятам комплект в Москву. Они не успевали сами приехать на примерку, соревнования были на носу.
В апреле-мае в ателье относительно спокойно. Мастерицы работают над нарядами для театральных артистов и юных спортсменов. Параллельно дошивают свадебное платье Алене Леоновой.
Кто еще является заказчиком ателье?
— У нас есть круг постоянных клиентов, который со временем меняется. Иногда фигуристы хотят попробовать что-то новое у других дизайнеров, уходят на сезон или больше. Изредка бывает, что спортсмены из одной пары обшиваются в разных ателье. Но больше преданных клиентов, которые приходят еще в детстве. Например, Соню Самодурову и Полину Костюкович я помню еще малышками. Все годы, что они выступают на льду, мы создаем им костюмы.
Она показывает рисунки платья чемпионки Европы для короткой программы минувшего сезона, где сбоку была потрясающая ручная роспись по ткани, декорированная стразами.
Еще в ателье хранится платье Сони трехгодичной давности. Вживую оно очень маленькое, ведь из зала и по телевизору артист выглядит крупнее.
Ателье Гачинской, кроме фигуристов, сотрудничает со многими театрами Санкт-Петербурга и Москвы, Академией Эйфмана, шьет для гимнасток и синхронисток. Бывают заказы от иностранцев, которые приезжают в Петербург на подкатки. Постоянные клиенты иногда просят сшить наряды для личных событий — банкет, день рождения или выпускной.
А если осталась ткань от костюма Каролины Костнер?
Бывает так, что костюмы известных фигуристов продолжают служить ателье не только в качестве портфолио.
— Для новых клиентов у нас есть особые фишки: всегда остается немного ткани от чьих-либо костюмов, что-то из пробных моделей. Предлагаешь маленькому спортсмену материал, который использовался для Каролины Костнер или Дмитрия Алиева… Это же восторг! Мы используем этот лоскуток ткани для нового наряда, как мелкий элемент декора. Возможно, он принесет юному фигуристу удачу.
Какова цена вопроса?
— Средняя цена костюма для взрослого фигуриста — 25 тысяч рублей. Но это условная цифра. Все зависит от ткани, сложности дизайна и количества кружев, страз. Порой кажется, что для наряда маленькому фигуристу нужно меньше ткани. Но если его костюм сверкает… Бренды стразов тоже разные, и цены на них варьируются. «Пришивать стразы — ювелирная работа, особенно если таких деталей много. У Сони на платье «Бурлеск» около 10 тысяч страз», — рассказывает дизайнер.
Как стирать костюмы?
— У нас в ателье есть услуга: чистим костюмы, удаляем любую грязь. Бывает, малыши-спортсмены дома попортят ткань, обольют молоком. Или утюгом спалят. Потом сами пробуют колдовать над ним, и наряд портится. Нам, создателям, легче вернуть своему творению изначальный облик. Если костюм беречь и правильно ухаживать за ним, он прослужит вечно. Часто наряды передают из поколения в поколение. Кто-то продает по окончании сезона. Тогда костюм продолжает жить на льду и служить искусству. Почему нет? Но большинство спортсменов не любят отдавать свои костюмы, особенно если выиграли в них крупные соревнования. Это память.
Лучший костюм для фигуриста — какой?
— Который отвечает своим задачам. Обычным нарядом сейчас никого не удивишь, поэтому стараемся придумать что-то особенное. Порой костюмы кардинально меняются в процессе создания: в сезоне 2016-17 платье, с которого мы начинали для Ксюши Столбовой, потом превратилось в комбинезон.
— Костюм Ягудина из олимпийской программы «Человек в железной маске». Но главное, чтобы одежда была для фигуриста удобной и безопасной. В спорте редко рискуют с нарядами-трансформерами. Идеальный костюм — тот, который придает эстетику и стал «второй кожей». Он сидит четко по фигуре и помогает раскрыть образ. Все же фигурное катание — это красивый вид спорта, и спортсмен на льду должен выглядеть великолепно.
Купальники для художественной гимнастики: Россия здесь вне конкуренции
Россия доминирует в художественной гимнастике не только на ковре. У нас работают лучшие мастера в мире по пошиву купальников. Одна из них — Светлана Герасимова. В ее ателье “Лана” шьют для сестер Авериных и Александры Солдатовой. Маргарита Мамун в купальнике от Герасимовой выиграла Олимпиаду-2016. В интервью SportCloud Светлана рассказала всё о процессе производства. Вы узнаете, сколько стоит изделие и зачем туда нашивают тысячу камней.
— Прямо сейчас вы шьете купальники для Гран-При Москвы, который стартует 14 февраля. Как проходит такая масштабная работа?
Сейчас у нас крайне тяжелое время, подходят крайние сроки сдачи работ. Мы шьем по четыре купальника Дине и Арине Авериным и четыре купальника Александре Солдатовой. Очень ответственно, ведь это лучшие гимнастки мира. По сути шьем на свой страх и риск, потому что купальники должны быть одобрены Ириной Александровной Винер, а она всегда очень строга. Может сказать категорическое нет.
— И сколько длится подготовка к такому событию, как Гран-При?
Мы начинаем готовиться к новому сезону, когда заканчивается предыдущий. Но тут есть сложность — тренеры и гимнастки не сразу определяются с музыкой для новых программ. Вот, например, Дина готовила программу под “Весну священную”, и мы уже начали шить купальник. А потом музыку изменили (пока не могу сказать, на что, потому что программа новая). Слава богу, по тематике всё совпало.
— То есть процесс проходит так: вы узнаете музыку, тематику программы и предлагаете эскиз?
Когда мы только начинали работать, то приносили много эскизов на каждую тематику. Но практика показала, что в наш художественный процесс лучше не вмешиваться. Спасибо тренерам, что они это поняли. Сейчас нам дают свободу. При этом, если готовый купальник не нравится, то девочки его не покупают. То есть мы несем полную ответственность за результат. Впрочем, я конечно, показываю эскиз и спортсменкам, и Вере Николаевне Шаталиной (тренер сестер Авериных, — прим. SportCloud). И сейчас мы только начинаем работать с Сашей Солдатовой, в прошлом сезоне сшили ей один купальник. В этом сезоне пока согласовываем всё, каждый эскиз.
— А Аверины вам уже доверяют.
Да. Но я все равно на этапе эскиза учитываю и их пожелания, и замечания Шаталиной. Общаюсь с Ириной Борисовной Зеновкой (тренер-постановщик сборной команды России, — прим. SportCloud), она предлагает интересные идеи. Например, купальник “Петрушка” Дины Авериной прошлого сезона родился после общения с ней. Это лаконичный купальник, что не свойственно нашей стилистике, да и вообще всей художественной гимнастике. Но он сработал. На мой взгляд, он крайне удачный!
— Кстати, я видела, что ваша студия сейчас продает этот купальник.
Да, он стоит 80 тысяч рублей.
— Итак, вы шьете купальники на свой страх и риск. Как часто слышите от Ирины Винер категорическое нет?
На прошлом Гран-При у нас был очень хороший результат: не подошли три купальника из восьми. Когда Ирина Александровна говорит “нет”, мы уже ничего не переделываем. Мы выставляем эти купальники на продажу. Их у нас довольно быстро покупают. Они же красивейшие, выполнены на очень высоком уровне, с интересными идеями. Просто Ирина Александровна — очень требовательна. Уже сейчас мы стараемся учитывать ее вкус. Конечно, не можем угадать на сто процентов, но стараемся.
— Расскажите о ее требованиях.
Ирина Александровна хочет видеть что-то новое на ковре, она приветствует новаторство. Должно быть красиво, богато и должно удивлять.
— Вы шьете не только для сборной России, но еще и для топ-гимнасток из других стран. Получается, наша страна лидирует не только в самом виде спорта, но еще и задает моду в индустрии?
Да, российские купальники очень котируются в мире. И моду, и эстетику костюма в нашем виде спорта задают русские мастера. В фигурном катании почему-то ситуация другая, меня это удивляет. Там тон задает Америка. У нас русские купальники — лучшие.
При этом надо понимать, что для сборной России шью не только я. Есть другие известнейшие мастера: Марина Гогуа, Маргарита Демидова. Глядя на них, мы все учились. Вообще это вопрос моды. Сейчас востребована моя стилистика, но это пройдет. Через два года я выйду из моды, появится другой человек. Понимаете, мы шьем много, а рука мастера видна. И стилистика начинает приедаться. Я к этому готова.
— Говорят, что купальник для сборной России в среднем стоит 100 тысяч рублей. Первое: какой самый дорогой купальник вы шили за карьеру?
Он стоил 160 тысяч.
— Второе: из чего складываются стоимость?
Больше трети — это себестоимость камней. Остальное — работа мастера. Купальник для гимнастки топ-уровня шьется больше месяца. Задействованы художники, мастера — целый штаб.
— Мы уже говорили о фигурном катании. Там мастера часто используют ткани haute couture. В гимнастике — тоже?
Конечно. Основа купальника — это лайкра и сетка, то есть высокоэластичные ткани. Также обычно применяется бархат, гипюр и металлизированная ткань, которую мы называем голограмма. Естественно, мы стараемся использовать в своих работах что-то новое. Сейчас активно при изготовлении купальников используется неэластичное кружево, кутюрные ткани с ручной вышивкой, с объемными цветами. Очень популярны пайеточная ткань и глиттер. Мы стараемся добиваться новых визуальных эффектов. Но это всегда риск и эксперимент. Ты берешь новый материал, а потом смотришь, работает это на ковре или нет. Не всё срабатывает, конечно. Думаешь — сейчас будет бомба, а выходит не очень.
— А какие цвета сейчас в моде?
Это веселая история. Наступает новый сезон, и мастера думают: какие бы новые цвета использовать, чем бы удивить? Нужно же, чтобы гимнастка выделилась на ковре, была особенной. И вот мастер вспоминает: так, в прошлом сезоне не было фиолетовых купальников. И использует этот цвет. На первых же соревнованиях заказчица звонит: Света, мы четырнадцатые на параде в фиолетовом купальнике! Всё получается стихийно. Если в прошлом сезоне какой-то цвет был незаслуженно забыт, значит в следующем он будет в тренде.
— Черные купальники — насколько это приветствуется в гимнастике?
Это традиционно благородный цвет, который прекрасно смотрится на гимнастках и является отличным фоном. Сейчас мы делаем несколько черных купальников, например, черный с золотом. Это элегантно.
— Сколько весит купальник?
Самый тяжелый весит около 2,5 кг, но в среднем купальник международного уровня будет весить 1,5 кг. Конечно, это зависит от камней. Если их будет 800-1000 штук, то вещь получится тяжелой.
— Зачем так много камней?
Это вопрос восприятия с расстояния. Опять же, давайте сравним с фигурным катанием. Там соревнуются на льду, то есть фон — белый. Трибуны расположены далеко, болельщики смотрят с большого расстояния. Там хорошо работают плавные переходы цвета и цветные камни. В художественной гимнастике нет такого фона. У нас ковер и задник, который может быть любого цвета. На большие соревнования Ирина Винер просит гимнасток привозить все свои купальники, чтобы подобрать подходящий еще и под зал. А если речь идет о чемпионатах мира и Олимпийских Играх, то всегда стараемся заранее выяснить, каким будет оформление зала. И подстраиваемся еще под это.
— Стоит ли перед мастером задача сделать так, чтобы купальник было еще и удобно носить?
Обязательно! Во время выступления любое отвлечение от выполнения упражнения чревато поражением. Например, Дина и Арина Аверины любят более свободные купальники. Если я раньше старалась делать так, чтобы ни одной складочки не было видно, то сейчас на складки машу рукой. Главное, чтобы спортсменкам было удобно.
— Как изменилась мода? Условно в чем выступала Кабаева и в чем сейчас выходят на ковер Аверины — в этом есть разница?
Конечно, есть. Но лично я люблю работы Марины Гогуа. Она делала для Алины купальник с глазом. Так вот он был бы и сейчас актуален. Если говорить о том, что изменилось, то сейчас мы стараемся, чтобы купальник максимально собирал фигурку гимнастки. На трусиках делаем телесные вставки, чтобы зрительно удлинить ноги. Много объемных элементов. Купальник, сделанный лет 5 назад, уже становится неактуальным. Тогда в моде были длинные рукава и стойки. Сейчас же у нас максимально открыта шея и купальники шьются без рукавов — так удобнее работать с предметами.
— Вы шили купальники для Маргариты Мамун. С этого началась ваша работа в сборной России?
Да, нас пригласила Амина Василовна Зарипова (личный тренер Мамун, — прим. SportCloud). За год мы сшили несколько купальников, которые, на мой взгляд, сработали не так, как нужно. А вот финальный купальник для Олимпиады получился. Тот день, когда Рита вышла в этом купальнике на ковер Рио-де-Жанейро, был одним из самых счастливых в моей жизни. Это невероятный эмоциональный подъем, когда ты понимаешь, что частичка твоего труда есть в золотой олимпийской медали. Это большая честь.
Маргарита Мамун в купальнике от Светланы Герасимовой на ОИ-2016
— Опишите процесс создания купальника, от замысла до примерок.
Сначала нам присылают музыку и пожелания: юбка, наличие рукава, цвет, например. На основании этих данных мы начинаем работать. Кроме меня, в мастерской трудятся четыре художника. Мы отслушиваем музыку, которая рождает образы. Иногда, если не идет, начинаем смотреть красивые изображения природы, цветовых сочетаний. Сервис Pinterest очень помогает. Еще обращаемся к творчеству известных кутюрье, отслеживаем все последние коллекции. Я очень люблю то, что делают Джордж Хобейка и Ralf & Russo. Дина Аверина на чемпионате мира 2017 года выступала в комбинезоне с розой на плече. Эта роза подсмотрена у Ralf & Russo. Правда, у них она была розового цвета.
— Итак, у вас рождается замысел.
Замысел выливается в набросок. Потом мы делаем детальные эскизы в черно-белом цвете. Их мы можем прислать заказчику, если требуется согласование. Далее мы предлагаем цветовые решения. Утверждаем все моменты и запускаем изделие в производство. Строится лекало, на него отрисовывается аппликация в натуральную величину, мастер нашивает аппликацию на изделие и отдает купальник художнику. Тот расписывает изделие и возвращает мастеру на расклейку. Когда все готово, мы внимательно смотрим на купальник на манекене. Изменяем, что-то подгоняем. Обычно проводим одну-две примерки. Стараемся не отвлекать гимнастку от тренировочного процесса. Примерка нужна не столько, чтобы проверить посадку купальника, сколько чтобы понять, как вещь работает на образ спортсменки. Технология изготовления отлажена хорошо, попадаем в размер близко. Дине и Арине можем шить без примерки. Но вопрос в том, что можно сдвинуть один элемент отделки на сантиметр, и восприятие кардинально изменится.
— На создание купальника топ-уровня уходит месяц?
Да. Конечно, можно напрячься и уложиться в 10 дней, но это чревато эмоциональным выгоранием. Раньше я работала по 16 часов в сутки, без выходных. Сейчас понимаю, что это неправильно. Нужно, чтобы в жизни было что-то, помимо художественной гимнастики. Сейчас стараюсь в мастерской устраивать и новогодние каникулы. Потому что нужно с радостью приходить на работу. Если устал, то не до творчества. Правда, я сейчас разговариваю с вами в мастерской, меня слышат мастера. А ведь из-за Гран-При нам пришлось выходить и в субботу, и в воскресенье. Ну ничего. Закончим — и дам дополнительные дни отдыха. Пока же работаем не разгибаясь.
А ЧТО С КУПАЛЬНИКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
Насколько детские купальники отличаются от профессиональных? Сколько они стоят и как за ними ухаживать? Отвечает мастер Александра Маркова.
— Если говорить о стоимости, то очень сложно выделить среднюю величину. Всё зависит от качества материала, количества камней и уникальности дизайна. И для маленькой девочки купальник может стоить 30-40 тысяч рублей. А если вы заказываете мастеру попроще, которая шьет по чужим лекалам с китайскими стразами, то можно уложиться в 10 тысяч.
Купальник, сшитый из английских или итальянских тканей, может жить 5 лет. Ухаживать за ним просто: стираете руками в воде комнатной температуры. И сушите в горизонтальном положении. Химчистка не требуется.
Сначала тренер выбирает музыку и ставит программу. И когда я начинаю работать, то учитываю, во-первых, это. Еще прошу маму скинуть фотографии платьев, украшений, которые ей нравятся. Это позволяет мне понять, что ей близко. Далее готовлю 2-3 варианта эскиза. Согласовываю с тренером. В итоге шьем то, что нравится именно тренеру. Иначе это чревато проблемами: специалист не видит образ — ребенок не выходит на ковер. В общем, мнение тренера ставится на первое место, пожелания мамы — на второе. А маленьким детям нравится всё яркое и блестящее. У меня не было такого, чтобы девочке не понравился купальник.
Купальник работы Александры Марковой
Детский купальник отличается от профессионального дизайном. У спортсменок сборной России — высокие задачи, а мы исходим из бюджета. Я считаю, что спорт хоть чуть-чуть должен быть доступным, поэтому не ставлю жестких рамок. У меня заказчик решает, шьем ли подешевле или надо, чтобы купальник было видно из космоса.
Для детей я стараюсь не шить купальники мрачных цветов: черного, коричневого. Прошу заказчика передумать и поменять хотя бы на глубокий синий. Не очень люблю бледные оттенки и белый цвет. Еще бывает, что мама блондинки просит сшить ядовитый желто-зеленый купальник. Стараюсь мягко убедить, что это не подойдет. Бывает рисую по 10 разных вариантов.
Самый востребованный и популярный цвет купальника — синий и его оттенки. Он сейчас в моде. Дошло до того, что мамы приходят и просят: только не синий!
Что касается декора, то я стараюсь отговаривать от каких-то новшеств. Например, попросили украсить изделие перьями. Но это же не практично! Купальник же не постираешь, пока не снимешь все эти перья. Используем и пайетки, и объемные элементы, и вышивку на сетке, и цепочки. Но главное — это удобство. Ребенок же работает с предметом, и купальник с большим количеством украшений может помешать на соревнованиях. Дети — это не профессионалы, которые ночью встанут и поймают булаву с закрытыми глазами. Художественная гимнастика — это спорт, а не дефиле.
Автор: Елена Окаемова, SportCloud