Украинка шьет одежду для нового Папы Римского
Галина Барщовский из города Городок Львовская области является одной из лучших портных римского швейного ателье, где готовят новые сутаны для Папы Римского и кардиналов, сообщает «Религия в Украине».
Совладелец ателье Лоренцо Гамарели описывает украинку, как чрезвычайно трудолюбивую женщину. За 12 рабочих часов портниха обязана пошить одну сутану и за это получает зарплату почти тысячу евро в месяц. Для Рима это не много, но возвращаться в Украину женщина не планирует.
Галина Барщовский шила одежду еще для Папы Иоанна Павла II, у которого были специальные просьбы к крою. А Бенедикт XVI, по ее словам, никогда не требовал ничего особенного в одежде.
«Для сутан и пальто понтифика используется шерстяная ткань с шелковой подкладкой», — рассказала женщина.
В ателье уже готовят папские сутаны трех разных размеров, на случай, если понтификом выберут небольшого, среднего, или большего по размеру мужчину. По традиции, конклав не может начаться, если в Ватикане не будет трех новых сутан.
Напомним, 28 февраля Папа Римский Бенедикт XVI ушел в отставку, получив статус «Папа на пенсии». В Ватикане начался период «Sede Vacante» — «вакантного престола», который продлится вплоть до избрания нового понтифика. 4 марта в Ватикане начался так называемый «пре-конклав», кардиналы дали клятву не разглашать информацию о происходящем за стенами Ватикана.
В Риме шьют одежду сразу для трех Пап
Пока весь мир гадает, кто же из кардиналов возглавит Католическую Церковь, в римском специализированном ателье, принадлежащем семье Гаммарелли, которое вот уже несколько веков занимается пошивом одежды по заказу Ватикана, вовсю идет работа. Там для будущего понтифика готовят новый комплект религиозных одеяний. Часть коллекции уже выставлена в витрине.
Дело в том, что по традиции, когда кардинал-архидиакон провозглашает миру фразу «У нас есть Папа» по окончании конклава, новый преемник св. Петра должен выйти на балкон Ватиканской базилики уже в одеждах понтифика. Поскольку решение по кандидатуре нового Папы Римского кардиналам еще предстоит принять на конклаве, который начнется 18 апреля, платье для будущего понтифика выполняется трех размеров — маленького, среднего и большого.
Каждый комплект включает в себя белую шерстяную сутану с пристегнутой к ней пелериной, белую шелковую сутану с красной пелериной, шапочки, пояса и красные кожаные ботинки. Над папскими облачениями в мастерской Гаммарелли трудятся десять портных и швей. Одна швея обшивает шелком пуговичные петли (в каждой из трех папских сутан их 30). Есть также специалист, который обтягивает шелком пуговицы, коих потребовалось 200 штук. В ближайшее время эту одежду отправят в Ватикан. Впрочем, окончательно портные подгонят обновки под «заказчика» позже, после избрания главы Католической Церкви.
В первые же дни правления нового понтификата сотрудники ателье по традиции отправятся в апостольский дворец, чтобы снять мерки с нового Папы, если тот не откажется от их услуг. Все данные хранятся в магазине Гаммарелли в особом архиве, который содержит все мерки тысяч кардиналов, епископов и священников, когда-либо заказывавших себе облачения в мастерской портного. Каждый из них может позвонить в ателье из любой точки мира и заказать новые одежды по своим меркам.
Работы над платьем для будущего Папы Римского начались еще в понедельник. Большинство операций портные выполняют вручную. Чтобы успеть, согласно традиции, выполнить заказ до начала конклава, сотрудники ателье будут трудиться над одеждой нового понтифика 24 часа в сутки. Ателье семьи Гаммарелли выполняло заказы всех кардиналов и глав Католической Церкви, живших в Ватикане, начиная с 1798 года. Единственным исключением был Папа Пий XII. Он заказывал одежду у личного портного.
После смерти Иоанна Павла II, которому ателье Гаммарелли шило одежду в течение 26 лет — весь срок понтификата, в витрине выставили простую белую шапочку главы Католической Церкви, выполненную из шелка. Это был последний заказ Папы Римского, который тот не успел забрать.
Кто шьет одежду для ватикана
Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться — упрощенной, невзыскательной и очень экономной.
Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора — без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска —длинный посох — тоже сделана из серебра.
В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану — с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку — моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто — головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.
А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, — зимой, и из более легкой — летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый — это кремовая слоновая кость», — пишет издание.
Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота — Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.
В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.
Молодой и модный папа
Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов — как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, — в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, — оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».
The New Yorker назвал «Молодого папу» «костюмированной драмой в стиле Сесил Демилль», — американского режиссера и продюсера, снимавшего роскошные интерьеры гостиных и ванных апартаментов, не брезгуя получать рекламные прибыли от мебельных компаний. Апартаменты папа римский себе не выбирает, но вот целый гардероб со свежими сутанами, орнатами под любое настроение и десятки пар обуви у «папы Джуда» в распоряжении действительно есть, и он не стесняется их постоянно менять.
Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» — тоже вещь лишняя», — говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. — Прим. ред.) — это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) — в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».
Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде — это стиль. Белоснежное сатурно — потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом — потому что это роскошно. Красные лоферы — потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви — по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды — это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», — говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей в сериале — в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», — рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.
Кстати, красные туфли в сериале тоже есть. Одни появляются, когда папа выступает с речью в Сикстинской капелле. Они созданы командой Поджоли из красного венецианского бархата с ручной вышивкой золотой нитью поверх, серебряными вставками и инкрустацией из кристаллов Swarovski. Вторая пара была создана Кристианом Лубутеном из мягкой красной кожи со знаковой ярко-красной подошвой. Папа и мода куда ближе друг к другу, чем кажется.
Гардероб Папы Римского: от сатурно до «кольца рыбака»
Стоит отметить, что отрекшийся от Святого престола Бенедикт XVI был одним из главных реформаторов папской моды. Он вернул традицию ношения камауро, зимней шапки из верблюжьей шерсти, а также красных папских туфель, которые пришлись не по нраву его предшественнику Иоанну Павлу II.
РБК попытался представить, как может выглядеть папский гардероб. Однако настоящий «шкаф» понтифика должен быть намного объемнее, поскольку некоторые элементы здесь просто не поместились — например, плувиал (каппа магна), стола, фанон, паллий, литургические перчатки и чулки, папский посох и т.д.
1. Тиара
Трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом и имеющая две ниспадающие ленты, которую носили Папы с начала XIV века по 1965г.
2. Камауро
Шапка красного цвета, зимний головной убор Папы Римского. Изначально камауро делались из верблюжьей шерсти, теперь могут быть и бархатными. Шапка отделана белым горностаем. Традицию носить камауро восстановил Бенедикт XVI, не избежавший сравнений с Санта-Клаусом.
3. Пилеолус (дзуккетто)
Белая шапочка священника, традиционный головной убор клира Римско-католической и Англиканской церквей. Возник из-за необходимости содержать тонзуру духовенства в тепле.
4. Капелло романо (сатурно)
Дословно – «римская шляпа» – круглый головной убор с широкими полями и полусферической тульей, который носится католическим духовенством. Шляпа не имеет церемониального значения и выполняет утилитарные функции. Второе название – сатурно – убор получил из-за внешнего сходства с планетой Сатурн.
5, 6. Митра (инфула)
Головной убор высшего католического клира, необходимый элемент богослужебного облачения. В латинском обряде существует три типа митр – простая (белая митра без украшений), золотая (митра из материи золотого цвета либо из белого шелка с золотой, серебряной или цветной вышивкой) и роскошная (митра, украшенная золотым шитьем и драгоценными камнями).
7. Герб папского престола
Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данную Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции Папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару, символизирует владычество Иисуса.
8. «Кольцо рыбака»
Папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На нем изображен сам апостол, забрасывающий с лодки в воду рыбацкую сеть.
9. Красный плащ
Традиционная верхняя одежда Папы Римского и кардиналов, которая не имеет литургического значения. Плащи католического духовенства изготавливаются из легкой шерсти.
10. Дзимарра
Разновидность сутаны, основное повседневное облачение католических епископов с накидкой, пришитой на плечи. У Папы она белого цвета.
11. Моццетта
Элемент церковного облачения католического и англиканского духовенства, короткая накидка, которая ранее имела сзади маленький капюшон, упраздненный Павлом VI. Папы носят две разновидности моццетты – атласную алую и бархатную темно-красную, отделанную горностаем. В период Пасхальной октавы надевается белая моццетта из дамасского шелка, также подбитая горностаем.
12. Альба
Длинное белое литургическое одеяние католического и лютеранского клира, препоясанное веревкой. Ее ношение обязательно для священника, совершающего литургию. Альба шьется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Эта одежда происходит от древнеримской длинной рубашки, которая носилась под туникой.
13. Сутана
Верхняя одежда католического духовенства с длинными рукавами, носимая вне богослужения. Сутана имеет стоячий воротник, по длине доходит до пят и застегивается на ряд пуговиц. У Папы Римского она белого цвета.
14. Фашья
Пояс, деталь церковного облачения католического клира. Папа Римский носит белый муаровый пояс поверх сутаны или дзимарры.
15. Парфюм
У Бенедикта XVI был именной одеколон, над ароматом которого работала Сильвана Казоли. В нем чувствуются нотки вербены, лаймового дерева и неизвестной травы.
16. Папские красные туфли
Исторический элемент одежды, разновидность епископских сандалий. Эта обувь на протяжении всей истории была красного цвета. Традиционно Папа Римский носил красные туфли внутри своей резиденции, однако Бенедикт XVI восстановил использование и уличных красных ботинок.