- Кто шил свадебное платье?
- Читайте также
- ЗАГС и свадебное путешествие
- Свадебное путешествие по Тибету
- Кто шил свадебное платье?
- Свадебное деревце
- Вязаное свадебное платье
- Обязательно ли свадебное платье должно быть цельным?
- Весна, любовь и красное платье
- Белое платье
- Винтажные платья из советских тканей шьёт дизайнер Альфия Айситулина
- Из чего на Руси шили одежду
- Крашение и ткачество на века
- Семь раз отмерь
- Знакомьтесь, Альфия Айситулина — петербурженка, которая шьет платья из советских тканей (круче, чем у вашей бабушки!)
- Подписаться
- Поделиться
Кто шил свадебное платье?
Кто шил свадебное платье?
Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд.
В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Более того, именно собственноручно сделанный наряд лучше всего привлекал удачу.
Особое значение придавалось нижнему платью (рубахе, сорочке), которое изготавливалось в особые дни: в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» по три ноченьки вышивала, «в перьву ноченьку Христовськую, во другую во Иваньиньскую, в третью ноченьку Петровськую». После свадьбы эту же обережную рубаху невеста надевала по праздникам.
Другие детали наряда девушка тоже могла сшить сама, но часто ей помогали родственницы и подруги. Они делали это очень охотно, ведь считалось, «кто шьёт для невесты – молодеет».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЗАГС и свадебное путешествие
ЗАГС и свадебное путешествие Двадцать шестого июня тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года мы поженились. Свидетели у нас были новые: старший брат Лкетинги и несколько незнакомых мне людей. Церемонию провел приятный чиновник, сначала на английском, затем на суахили.
Свадебное путешествие по Тибету
Свадебное путешествие по Тибету Небольшая прелюдия. Только мы завершили публикацию моей книги по йоге на китайском языке, как грянуло сильное землетрясение в Сычуане, после которого связь была довольно прерывистой, поскольку они оказались сравнительно близко к
Кто шил свадебное платье?
Кто шил свадебное платье? Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд.В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Более того, именно собственноручно сделанный наряд
Свадебное деревце
Свадебное деревце Итак, мы увидели, что наиболее распространённым видом деревца на русской свадьбе была ёлочка, которую часто делали из верхушки ели и наряжали свечками, лентами, гирляндами и т. п. У современного человека возникает вопрос: почему вышеописанная свадебная
Вязаное свадебное платье
Вязаное свадебное платье Ажурные вязаные свадебные платья смотрятся красиво и оригинально, но многие невесты отвергают их. Распространено мнение: якобы нельзя на свадьбу надевать платье с дырочками, т. к. через них невеста может быть уязвлена негативными влияниями,
Обязательно ли свадебное платье должно быть цельным?
Обязательно ли свадебное платье должно быть цельным? Сегодня часто можно услышать мнение, будто бы наряд невесты должен представлять собой цельное платье, а отдельно юбка и корсет сулят размежевание в семье. По русской традиции, цельнокройной должна быть только нижняя
Весна, любовь и красное платье
Весна, любовь и красное платье Цвела весна, на мне красное платье и туфельки на каблуках. Я почувствовала твое приближение и выпорхнула навстречу, радостно распахнув объятия. И только тут вспомнила, что мне нельзя целовать тебя на людях и нежелательно летать. Я попыталась
Белое платье
Белое платье В первой половине XVIII века Большая першпективная дорога (Невский проспект) была засажена березками. По четыре ряда с каждой стороны. Молодые деревца составляли очаровательную аллейку, по которой ехали экипажи и осуществляли променад петербуржцы и гости
Винтажные платья из советских тканей шьёт дизайнер Альфия Айситулина
Фланель, ситец, крепдешин — популярные в советское время материалы теперь не часто встретишь в магазинах. Да и на слух не многие сразу поймут, что это за ткань. Сейчас это наследие советской культурной эпохи. Не обычные принты дают пищу для дизайнерских размышлений. Петербурженка возрождает моду на винтажные и ретро ткани. Шьёт стильные платья советских времён.
Поначалу дизайнер шила для себя и друзей, но потом идея стала пользоваться популярностью. Альфия находит ретроткани у обычных людей и создаёт из них аутентичные наряды.
В интернете ввела — ткани СССР и получила несколько продавцов. Не было денег поехать и купить их. Хотя ткани не дорогие. Смотрела, что мне нравится делала скриншоты, присылала их людям. Они выбирали, делали заказ, вносили оплату. При прекрасном стечении обстоятельств, если ткань оставалась у продавца, я её выкупала.
Приобрести большой отрез — редкость. Если раньше качественные ткани было сложно найти в магазинах, то сейчас ситуация не сильно изменилась.
Каждое платье уникально. Винтажный материал ошибок не прощает. Не потому, что он сложный в работе, а потому что другого такого нет.
Мотивы, которых нет в современности — это основа ретро. Абстрактные узоры, смесь геометрии космоса — так нарочно не придумаешь.
Ещё один плюс — экологичность. О том, что продукт окажется результатом использования уже имеющихся ресурсов Альфия изночально не задумывалась.
Сейчас создание платья — основная работа девушки. И для такого маленького предприятия, у неё уже большие обороты. 30 — 60 заказов со всей России, также стран СНГ и даже Америки.
Из чего на Руси шили одежду
Благодаря энтузиазму устроителей выставок и народных мастеров, реконструирующих древние технологии, с каждым годом появляется всё больше информации о том, сколько труда вкладывали наши предки в свой достойный внешний вид.
Крашение и ткачество на века
Основными материалами для пошива одежды издревле были лён и шерсть. В меньшей мере использовали уступавшую по прочности конопляную и крапивную ткань. Со временем, в обиход вошли шёлк и хлопок.
Снятое со станка полотно ждала последующая обработка, иногда и многоэтапная. Крашение существовало с зари человечества и помогало предметам одежды долгие годы сохранять пристойный вид, скрывая особенно стойкие пятна, ведь отстирать их вручную очень трудно, а древний беспощадный быт не обходился без жира, крови и сажи.
Если шёлк и шерсть можно с успехом красить в яркие и стойкие цвета, то ткани из растительного волокна куда хуже принимают пигмент, их лучше всего было белить при помощи щёлока на ярком солнце и использовать для производства рубашек.
Кубовая набойка, появившаяся в XVII веке произвела настоящий переворот на полотняном рынке, ведь окрашивалась она в цвет индиго, который без помощи заморского сырья повторить невозможно.
Есть один важный нюанс: до рождения великих кутюрье никого особенно не заботил вопрос сочетаемости цветов. Особенно это заметно по костюмным комплексам эпохи анилиновых красителей, появившихся в конце XIX века.
Если предмет одежды предполагал наличие вышивки, то делалась она ещё до раскроя, чтобы было удобно натянуть полотно на раму. Часто вышитые элементы были съёмными или аккуратно срезались со старых вещей, чтобы ещё послужить на новых.
Семь раз отмерь
Техника кроя крестьянского костюма порадует любого, кто не любит разбираться со сложными изгибами, прибавками и вытачками. Кроме того, процесс был почти безотходным, ведь все детали имели простые геометрические формы, что даже позволяло пользоваться ножом вместо ножниц. Исключением была верхняя одежда, которая частенько приталивалась и имела сборки.
Несмотря на то, что даже косоклинный сарафан легко было раскроить за пару часов, последующие операции уже были сложными. Клинья, подклинки и ластовицы могли быть довольно мелкими, кроме того, соединялись они в разных предметах одежды по-разному.
Существовали свои швы для особенно толстых или тонких тканей. Причём сами стежки были достаточно мелкими, не достигали половины сантиметра.
Часто в музеях рядом с прялками стоят похожие на них инструменты, но состоят они только из донца и столбика без лопасти. Это швейки, выполнявшие не менее важную в крестьянском быту роль. На столбике располагали шарик из ткани и пакли, к нему прикалывали один конец сшиваемого полотна, это позволяло свободной рукой натягивать работу, а в другой держать иголку.
Казалось бы, на этом можно и закончить. Однако, правильное хранение одежды решало, как она будет сидеть, несмотря на все усилия портнихи. Нередко сарафаны имели жёсткие складки, для этого их формировали, скрепляли и запаривали перед тем, как отправить дожидаться праздника.
Каждая рубашка и каждый платок тщательно складывались перед упаковкой в сундук, где тоже должен был царить порядок, иначе разгладить заломы на рукавах и подолах потом было бы крайне сложно.
За всю жизнь человек менял множество костюмов. Малышам шили одежду из старой, ношеной ткани, которая истёрлась и стала мягкой, затем подросток получал свои первые взрослые вещи, девушки к тому времени уже накапливали приданое и даже собирали себе похоронный комплекс в случае своей внезапной гибели.
Под венец шли в особом платье, которое потом хранилось как реликвия, яркие наряды первых лет замужества сменялись более сдержанными, и наконец, старческими. Своя одежда была и для траура, и для праздника, часто перешивалась и дарилась.
Знакомьтесь, Альфия Айситулина — петербурженка, которая шьет платья из советских тканей (круче, чем у вашей бабушки!)
Подписаться
Поделиться
Самые модные ситцевые платья — не у Vetemenets и Louis Vuitton, а у петербургской марки Kookaburra! 32-летняя Альфия Айситулина находит советские ткани, шьет из них аутетичные наряды (некоторые — с «сюрпризом»!) и продает в небольшой студии в «Севкабель Порту». «Собака.ru» поговорила с мастерицей.
В 1990-х годах в России не было такого изобилия нарядов, как сейчас. Ездить за ними за границу моя семья не могла, поэтому я перешивала и носила старые вещи: американские и немецкие, которые приходили с гуманитарной помощью, или, к примеру, юбку сестры. Моя первая машинка постоянно ломалась, я чувствовала себя совершенно бестолковым портным. Просила маму отдать меня в ПТУ — получать специальное образование на хорошей технике, но в итоге пошла в Педагогический университет имени Герцена на факультет иностранных языков. Мечта попасть в училище осуществилась уже после: я услышала от знакомых, что его хотят закрыть из-за недобора студентов, поэтому решила «спасать» направления, ставшие немодными. Правда, в итоге проучилась там всего полгода — меня отчислили за непосещаемость пар.
Полгода, проведенных в училище, хватило, чтобы понять свою любовь к трикотажу. Я накопила на покупку промышленного оверлока (швейной машинки, рассчитанной на массовое производство — Прим. ред.), сделала нарочито дурацкий свитер с принтом-яинчницей и поняла, что хочу построить на таких вещах целую марку — Stupid Sweater («Глупый свитер»). Однако яичницу, колбаски, облачка, елки и другие рисунки мне хотелось наносить не в качестве принтов, а в виде вышивок, что уже требовало приобретения дорогостоящей специальной машинки, программируемой компьютером. Плюс, «глупые свитеры», в которых я ходила сама, не нашли отклика со стороны окружающих: в 2010 году на них реагировали странно, а в H&M стали продавать похожие для новогодних праздников.
В 2012 году, когда у меня родился сын, я поняла, что «дикие» принты и аппликации идеальны для создания детской одежды. Я начала шить вещи для малышей и продавать их в личном Instagram-аккаунте, который в то время насчитывал не больше сотни подписчиков. Решила организовать среди них розыгрыш одного «глупого свитера», но не прописала условия — настолько все это было от меня далеко. Люди стали самостоятельно находить меня, подписываться и лайкать — к моему удивлению, в какой-то момент прирост составил более 500 человек. Вместе с подписчиками стало приходить большое количество заказов, причем из разных городов — от Москвы до Новосибирска. Если бы я продолжила это все развивать, сейчас была бы успешным блогером с огромным бизнесом с детской одеждой. Но я ушла где-то через полгода — поняла, что занимать эту нишу не хочу.
Я продолжала продавать свитшоты с аппликациями, придумывала новые фасоны (например, «платье-квадрат» — лаконичное, однотонное, формата one size) и параллельно работала копирайтером магазина мужской одежды Fott. В то время меня интересовала работа на «удаленке», ведь я воспитывала маленького сына, а официального трудоустройства, благодаря которому мне могли бы выплачивать «декретные», не было. И тут в 2016 году мне в руки попали советские ткани — с изображением часиков, машинок, карандашей. Их невозможно было найти в обычных магазинах, разве что в лавках, на барахолках или напрямую у владельцев — к примеру, через «Авито» (я так и гуглила: «ткани СССР»). Сначала я шила платья исключительно для себя, потом дарила друзьям, а уже после фотографировала, выкладывала в Instagram и продавала — изделия стали пользоваться популярностью. Однако у меня не было ни денег, ни времени, ни возможности выполнять поступающее количество заказов: для этого нужно было, как минимум, объехать старушек из спальных районов, в чьих закромах и лежали необходимые мне материалы. Приходилось отправлять заказчикам чужие фото тканей, которые я находила на «Авито», а уже после предоплаты отправляться за их покупкой и шить наряд.
Постепенно из всего этого выросла марка Kookaburra, название которой появилось благодаря подруге. Она прислала мне из Австралии открытку с изображением птички кукабарры (в России ее называют «зимородоком-хохотуном»), которая мне настолько понравилась, что я решила взять себе в качестве талисмана. К тому же, птица — это символ свободы, красоты, полета, фантазии, всего того, что я подразумеваю под своим творчеством.
О том, что мой продукт — результат использования уже имеющихся ресурсов, я изначально даже не задумывалась. Прежде всего, меня интересовала ткань — красивая и эксклюзивная, которую не так просто достать. Когда ее произвели, на дворе был другой век, другой мир! А по его окончании материал попал на полку, пролежал там много лет и сохранился только благодаря ответственным и бережливым людям. Даже если я сошью платье из старых тканей и не буду его носить, испытаю гораздо меньшее угрызение совести, чем если куплю новую вещь и заброшу. Тем более, что мои платья стоят не дороже вещей из масс-маркета, произведенных из искусственных материалов и непонятно в каких условиях (от 4000 рублей).
Чуть дешевле стоят так называемые «платья-сюрпризы», которые появились благодаря одной покупательнице. Так как мы работаем по предзаказу, я прислала ей 20 вариантов тканей, из которых в будущем должен получиться наряд, но ни один из них ей не понравился. Зато девушка воскликнула, когда увидела готовое платье на одной из подписчиц моего Instagram: согласитесь, по маленькому кусочку материала сложно представить дальнейший результат, а когда его видишь, глаз загорается, хочешь такой же. Но повторить его для покупательницы я уже не могла — не было ткани. Поэтому решила выбрать за нее сама, узнав только предпочтения в длине, рукавах, деталях и цвете. Платье девушке понравилось, а идея «ушла в народ».
Работа по предзаказу — отличный вариант для развивающегося бренда. Но есть несколько минусов: один из них — фраза «как платье на мне будет сидеть?». Именно с таким вопросом я сталкиваюсь при общении с покупательницами, но ответить на него точно не могу. Платье сядет прекрасно — мы снимаем мерки и соблюдаем параметры, но важно, как девушка будет себя в нем воспринимать. Многие начинают сомневаться в выборе из-за того, как отреагировал муж, мама или комментаторы, которые пишут: «Ну и халат! Это кто-то действительно покупает?». Таких людей я блокирую — хочу создать в своем Instagram максимально безопасное пространство, а девушкам советую объективно (и самостоятельно!) оценивать свой внешний вид.
Лично мне из ассортимента Kookaburra больше нравятся свободные, простые и однотонные наряды. Чтобы не выглядеть как бабуля, ношу их с пальто и высокими сапогами. В целом обожаю идею «естественного стайлинга» — это когда одеваешься, не задумываясь о конечном результате. Как при походе в «Дикси»! У нас с подписчиками даже сформировалось коммьюнити «Твой персональный Дикси», в рамках которого мы делимся образами с самыми небанальными, смелыми и дикими сочетаниями. Одна девушка, например, сфотографировала себя в домашнем халате и решила пойти в нем на вечеринку. Выглядело классно и в чем-то было похоже на платье! Специально так не оденешься, но вдохновляешься — всегда!