- Создание дизайнерских сумок — хобби, которое приносит хороший доход. Реальная история из жизни жительницы Ленинградской области
- Все началось с одной сумки
- Практичность на первом месте
- Природные образы в каждом изделии
- Для тех, кто ценит неповторимость
- Важные нюансы в работе
- Перспективы дальнейшего роста несомненно есть
- И напоследок
- Нелегкая промышленность: как в России делают рюкзаки и сумки
Создание дизайнерских сумок — хобби, которое приносит хороший доход. Реальная история из жизни жительницы Ленинградской области
В наше время многие женщины отдают предпочтение эксклюзивным вещам и аксессуарам. Отдельное внимание уделяется сумочкам, ведь от того, как подобрана столь важная деталь гардероба, зависит завершенность выбранного образа. Дизайнерская сумочка подчеркнет индивидуальность и хороший вкус своей обладательницы, а что самое главное — выделит ее из толпы.
Сегодня гость журнала Reconomica дизайнер авторских сумок Диана Уланова расскажет о всех этапах развития своего бренда, раскроет секреты успеха и поделится ценной информацией для начинающих.
Все началось с одной сумки
Здравствуйте. Меня зовут Диана Уланова. По основному образованию я художник. Долгое время работала в сфере лёгкой промышленности как художник-модельер и конструктор. Идея создания авторских сумок пришла после большого перерыва в работе, связанного с самым прекрасным периодом в жизни каждой женщины — рождением ребёнка. Всё началось в 2009 году с создания одной сумки.
Долгое время я занималась моделированием и конструированием одежды, пробовала себя в дизайне интерьера, а после рождения дочки наступил временный перерыв в работе… Как-то я пошла в магазин купить себе сумку и не нашла такой, чтобы мне понравилась. Я подумала о том, почему бы не придумать и не создать сумочку самой, своими руками? Первой сумкой была модель «Броненосец». Я выложила её фото в интернете и неожиданно её предложили купить! Подряд заказали несколько моделей! Так всё и началось. На сегодняшний день эта модель одна из самых покупаемых.
Самые первые заказы я шила сама. Позднее арендовала помещение, нашла мастеров, открыла фирму. У меня изначально был опыт работы с кожгалантереей, но специального образования в области создания галантереи не было, наверное, поэтому и не было штампов.
Когда занимаешься любимым делом, то работа приносит огромное удовольствие.
Практичность на первом месте
Так как я сама ношу свои сумочки, то проверяю степень практичности на себе и добиваюсь максимальной. Бывает такое, что сумочка сразу становится очень удобной в использовании, а бывает, добиваемся этого долго, очень помогают советы и пожелания наших постоянных заказчиц. Я очень ценю это и всегда прислушиваюсь к ним. Стараюсь делать сумочки анатомичного дизайна — не очень люблю квадратные и прямоугольные формы. Например, даже клатчи стараюсь делать такой формы, чтобы они удобно ложились в руку, повторяя изгибы ладони.
Работаю только с натуральной кожей. Только этот материал на сегодняшний день позволяет нам создавать наши пластичные, скульптурные сумочки. На той технологической базе, что существует в кожевенном производстве, нам было трудно работать, многое ограничивало способы воплощения творческих идей в жизнь. Поэтому мы методом проб и ошибок разработали собственную уникальную технологию.
Самые сложные задачи — это воплощение задуманного образа в жизнь. Тут и сложнейшие технологические моменты, и отработка лекал (бывает, что лекала на некоторые модели мы дорабатываем год или более), и поиск нужных материалов
Природные образы в каждом изделии
Мне довольно сложно найти ответ на вопрос о том, является ли данный вид деятельности для меня работой или хобби. Сначала я занималась пошивом сумок как хобби, это было моим увлечением. По мере развития появились обязанности, производственные рамки.
Прежде всего, я — художник, поэтому при создании каждого образа мною движет только вдохновение. В настоящее время мы не выпускаем сезонных и запланированных коллекций. Сейчас, в эпоху промышленного дизайна, основная масса вещей от мировых брендов призвана решать, в первую очередь, эргономические задачи, а также быть экономически выгодными для производителей.
Именно по этой причине, когда мы оглядываемся вокруг, видим среду, лишённую индивидуальности, эмоций и духовного содержания. Мне хочется создавать вещи эмоциональные, сложные, живые, со своим ярким характером. Природа не случайно стала главным источником вдохновения.
Гармония форм и цвета, пластика и ассиметричность линий — всё это уже создано природой, нужно только увидеть и перенести образ в предмет.
Для тех, кто ценит неповторимость
Наш бренд создан для женщин, принимающих свою яркую индивидуальность, стремящихся к самовыражению, к гармонии с собой. Сумочка — это больше, чем просто предмет гардероба: это настроение обладательницы, неординарный способ рассказать о себе миру. Очень часто заказывают сумочки «себе и маме», в подарки близким, коллегам. Многие заказчицы являются творческими личностями, зачастую владеют своим бизнесом.
Когда придумывается сумочка, то изначально я создаю ее для себя: «А что бы я хотела и носила?». Второй вариант — моё видение пожеланий заказчика.
Вдохновением для меня может быть что угодно: цветок, картина, эмоция… Чаще всего, когда я создаю сумочку по индивидуальному заказу, то вижу весь образ сразу: лицо, характер, увлечения, стиль одежды, любимую цветовую гамму. Чем больше узнаёшь о человеке, тем ярче может сложиться идея будущей вещи, которая должна стать для её хозяйки настоящим отражением души.
Считаю, что секрет успеха заключается в наших необычных идеях, в моих друзьях и самых близких людях, которые движутся по этому непростому, но очень интересному пути вместе со мной. Без них я бы даже не решилась показать свои идеи кому-либо, не говоря уже о создании бренда.
Секрет успеха заключается в талантливых людях, которые меня окружают, работают вместе со мной, воплощают наши общие творческие мысли.
Важные нюансы в работе
Мы участвовали в нескольких выставках, но поняли, что выставки — это не наш формат. Гораздо эффективнее работает интернет-реклама, журналы, радио, телевидение. Конечно, отдельного внимания заслуживает «сарафанное радио». Все выставки проходили успешно (с финансовой точки зрения), но оказалось убыточным выпадать из производственного процесса, к тому же уходило много времени ни транспортировку сумочек о оборудования. Поэтому в последние годы мы отказались от участия в выставках.
Что касается вопроса прибыли, то наша работа приносит хороший доход, но при этом очень много средств мы вкладываем в развитие: разработку новых технологий, закупку современной техники, создание авторской фурнитуры, подкладочного материала, упаковки и пр.
Кроме того, мы непрерывно расширяемся — это касается и объемов производства, технологий изготовления и модельного ряда. Особенность стабильного роста в том, что практически все наши клиенты становятся постоянными, т.е. купив одну сумочку, они регулярно возвращаются за следующими и постоянно появляются новые заказчицы.
Перспективы дальнейшего роста несомненно есть
Эксклюзивность изделий дает нам большие преимущества, ведь сумочки давно стали узнаваемы и сами себя рекламируют. Одна из основных перспектив роста — это уже состоявшийся выход на международный рынок. Этой работой занимается наш официальный дистрибьютор. Сумочки активно покупают в США, Канаду, Австралию, Европу.
Этой осенью мы начали работу с Восточной Азией, планируем охватить такие страны: Япония, Сингапур, Южная Корея, Китай.
Отдельным пунктом хотела бы рассказать про совершенно новое для нас направление. Это, в первую очередь, личный социальный проект, целью которого является помощь детям-аутистам и их родителям.
Через пример собственного ребенка (у Алины расстройство аутичного спектра, она не владеет речью так, как обычные дети, но научилась передавать своё настроение, ощущения через картины) у меня возникла идея перенести ее картины на ткань. Уже этой весной мы представим красивые шейные платки и палантины.
И напоследок
Новичкам хотелось бы посоветовать максимально внимательно относиться к заказчикам. Кроме этого, важно представлять разнообразный модельный ряд и охватывать максимальное количество пожеланий. Например, у нас каждая коллекция «живая»: она имеет продолжение, так как постоянно пополняется новыми моделями. Для успешного развития нужно работать во всех направлениях, при этом не делать копий и плагиата, а постараться занять свою нишу.
Мы всегда открыты к сотрудничеству. Ознакомиться с ассортиментом товара и приобрести понравившуюся сумочку можно следующими способами:
- в нашем шоу-руме по адресу: г. Санкт-Петербург, Уткин пр. д. 11 А, БЦ “Космос” оф. 311 (3 этаж). Тел.: +7952-247-88-31;
- через социальную сеть ВКонтакте;
- на Ярмарке Мастеров;
- через официального дистрибьютора;
- в Instagram.
Наша студия находится в живописнейшем пригороде Санкт-Петербурга (пос. Сиверский, Гатчинского района). Во времена Серебряного века Российской истории здесь проживали и творили многие известные русские художники, поэты и музыканты. Окрестности Сиверского в те времена называли «русской Швейцарией». Именно здесь Шишкин писал свои знаменитые пейзажи, а Набоков искал вдохновения для будущей «Лолиты». Волшебный воздух сосновых лесов, извилистые, крутые берега реки Оредеж вдохновляют творческих людей и по сей день. Поэтому каждая модель, созданная в мастерской, наполнена духом этих мест.
Нелегкая промышленность: как в России делают рюкзаки и сумки
В небольшом воронежском селе с привычным русскому уху названием Хреново́е живут около 13 000 жителей, здесь находится один известный и почти разрушенный конезавод и несколько работающих предприятий, которые можно пересчитать по пальцам. Одно из них — швейная фабрика компании Grizzly, которую основали Екатерина Свердлова и Ольга Березанская. Началось все с того, что в начале 1990-х дизайнер Екатерина Свердлова стала шить сумки в форме крокодилов и ящериц. Она разработала коллекцию, единичные коллекционные образцы пользовались успехом. Надо было создавать производство. Знакомый бизнесмен познакомил дизайнера с Ольгой Березанской, недавней выпускницей РГГУ. Вместе они закупили оборудование, сняли швейный цех, наняли первых сотрудниц.
Свердлова занималась творчеством, Березанская — оперативным управлением. Но вскоре оказалось, что дизайнерские сумки обходятся компании слишком дорого и их производство не покрывает расходов. Чтобы выжить, предпринимательницы стали шить баулы для челноков, на чем продержались первый год и накопили деньги на расширение производства. Теперь целевой аудиторией стала городская молодежь, а новым товаром — молодежные сумки и рюкзаки. В 1999 году зарегистрировали торговую марку Grizzly, а уже через полгода появились первые китайские подделки — н аправление быстро стало популярным.
Несмотря на кризисы, компания стабильно растет, Grizzly производит более 700 000 изделий в год. По словам предпринимательниц, в 2014 году рентабельность достигала 13%. Компания имеет собственную производственную базу, а также размещает заказы на швейных фабриках в России и Китае (раньше пропорции были примерно равны, сейчас в России производится 70% всех изделий). В 2004 году Grizzly купила швейную фабрику в селе Хреновое Воронежской области, в 2015 году открыли еще две больших фабрики в Тульской области. По словам Березанской, это позволило увеличить объем продукции, производимой в России, в два раза. C 2010 года запустили новый бренд — производство женских сумок марки OrsOro. В 2015 году запустили интернет-магазин в Китае, где позиционируются как европейский бренд. Роли в тандеме прежние: Екатерина Свердлова — арт-директор, Ольга Березанская — генеральный директор.
Основательницы Grizzly рассказали Forbes Woman, почему в Китае их не воспринимают как женщин, как найти самого дорогого грузчика и как совмещать семью и работу.
Партнерство
Екатерина Свердлова: «Вместе работать веселее. Гораздо приятнее приходить на работу, где у тебя есть единомышленник, друг. Хотя мы не были знакомы до того, как начали бизнес. Мы познакомились уже на стадии основания компании. Зато мы начинали вместе, очень многое прошли вместе и в итоге стали друзьями».
Ольга Березанская: «Когда в 1990-е мы только начинали, нам много помогали мужчины. Думаю, это был единственный момент, когда сыграло роль то, что мы женщины. Мы только закончили институты, были молоды и прекрасны, все нас опекали и помогали, просто из симпатии и, видимо, с мыслями: «Вот тут девушки милые что-то делают, такие веселые, хорошие, глупенькие, надо им помочь». Правда, потом нас быстро перестали считать глупенькими. И самое главное, что у нас получилось».
Бизнес в России
Свердлова: «Конечно, в России сложно работать. Отсутствие помощи, малая маржинальность и большие затраты — и трудовые, и ресурсные, приходится преодолевать много трудностей. Это очень трудозатратный бизнес. И непонятно, выжили бы мы, если бы у нас было только российское производство. То есть в любом случае надо подстраиваться под ситуацию, которая есть на рынке. Мне кажется, что мы до нынешнего момента удачно лавировали».
Березанская: «Основная проблема Хренового и других наших фабрик в России, что нет людей. А из тех, кто есть, никто не умеет шить. В советское время существовала система ПТУ, было много швейных фабрик, но сейчас их уже не осталось. И те люди, которые учились и работали в то время, — на вес золота. Выхода два — использовать иностранную рабочую силу, что сложно и дорого. В итоге оказывается, что самый простой и эффективный вариант — это, конечно, заказывать в Китае».
Свердлова: «Правда, кризис сильно сказался на швейном производстве: несмотря на то что у нас есть российские фабрики и сотрудники, все равно сырье, материалы, фурнитура привозные, и цена зависит от курса доллара. После падения рубля ситуация изменилась, и сейчас выгоднее шить в России».
Березанская: «Год назад ситуация была другой, мы больше тогда шили в Китае, но все равно продолжали открывать фабрики в России. Главная причина — люди. Мы купили фабрику в Хреновом больше 10 лет назад, там люди, с которыми мы работаем уже очень долго, мы чувствуем свою ответственность за них. Сейчас на фабрике в Хреновом работает около 50 человек, столько же на фабрике в Воронеже. Цех есть и на московской фабрике, где работает еще 15 швей. Здесь отшиваются пробные партии, рекламные заказы, мелкие тиражи».
Свердлова: «К сожалению, легкая промышленность в России в каком-то упадке. Про импортозамещение у нас была очень показательная история. Мы в какой-то момент решили делать школьные ранцы (а они жесткие, каркасные) в России, а не везти из Китая. Стали искать, где их формовать, где покупать необходимые комплектующие, как это собирать вместе. И с большим трудом нашли одно место. Но комплектующих хорошего качества не оказалось. И мы, конечно, передумали. Такое случается очень часто, это как огромное ржавое колесо. Его надо столько смазывать, чтобы оно в итоге поехало. И каждый раз выясняется, что проще сделать в Китае. То, что здесь делается месяцами, там можно сделать за один день. Найти место, где можно сделать любую «нашивку», любой замок, любой вид фурнитуры».
Березанская: «У нас почему-то никто не хочет работать. Швеи не хотят работать в новом светлом цеху в Куркино.
Если вы хотите найти самого дорого грузчика в мире – то это мужик в Хреновом. Там просто у тебя нет вариантов, а ему все равно, заплатишь ты ему или нет.
Он может сказать: «Разгрузка контейнера будет стоить миллион». Это я в шутку, конечно. И торговаться невозможно, никаких скидок. На наших предприятиях работают, в основном, женщины. А в Китае наоборот, мужчины. Все же у нас тяжелые сумки, тяжелые ткани, они жесткие, много всяких каркасов. Это все шьют мужчины».
Про Китай
Березанская: «Впервые мы поехали в Китай, в Гуанчжоу, лет десять назад. Это было сильно, тогда там еще не было так много иностранцев. И вот сидишь ты, например, в ресторане и понимаешь, что все, кто закончил есть, выставили свои стульчики амфитеатром вокруг тебя, сидят и смотрят, обсуждают активно, тычут в тебя пальцем и смеются. Но вообще с китайцами непросто работать. Глядя им в глаза, общаясь лично, можно решить все гораздо быстрее. А вот удаленно — это десять тысяч писем и процесс, растянутый на месяцы. После встречи они лояльнее становятся, поэтому мы приезжаем туда пару раз в год».
Cвердлова: «Особенно удобно, что китайцы постоянно собираются группами и так работают. Для бизнеса это самый лучший вариант. Так, есть одна провинция, которая производит только такого вида ранец или вообще ранцы. Другая специализируется на тканях. В городе будет одна улица, где продаются только молнии или иголки. По этой улице пройдешь — и выбрал себе все необходимое. А у нас все иначе. Во-первых, нигде ничего нет. Эту иголку надо в стогу сена найти и еще отправиться на поиски этого стога, чтобы на месте понять, что иголка не подходит».
Березанская: «Перед ними можно преклоняться, потому что работать столько, сколько они работают, и так жить, в таких условиях — это очень сложно. Они сейчас работают по десять часов в день, у них два выходных в месяц, и один месяц в году они видят свою семью. Впрочем, сейчас в Китае тоже многое меняется, много производств переводят в провинции. И для людей это возможность работать рядом с домом. А значит — совершенно другой образ жизни. То есть ты вечером можешь не спать в этом жутком общежитии, а прийти домой, увидеть своих детей, жену и так далее. И это будет уже более человеческая жизнь. Но для промышленности будет хуже, конечно. А людям лучше».
Бизнес и семья
Березанская: «Мы, как и десять лет назад, мечтаем о том, чтобы работать поменьше — например, три раза в неделю ходить на работу, сидеть в офисе и распоряжаться. Только, видимо, эта мечта так и остается мечтой. С другой стороны, мы стараемся соблюдать границы и у нас есть четкие правила: все выходные — только с семьей, как и детские каникулы. У меня двое детей, у Екатерины четверо».
Свердлова: «Наши дети регулярно участвуют во всех фокус-группах. Например, когда делается новая коллекция для ранцев, у нас возникает вопрос, например: «Нужны ли в этом сезоне кошечки?» И невозможно понять без детей, какая кошечка правильная, а какая нет. Конечно, мы не только наших детей слушаем, у нас большая выборка».
Березанская: «Мои дети на вопрос «Чем занимается твоя мама?» всегда отвечают: «Шьет сумки». И с огромным удовольствием, конечно, приходят на производство и участвуют в праздниках или фокус-группах».
Про работу
Березанская: «Говорят, у нас очень хороший климат в компании. Нам это важно. Потому что, во-первых, очень важно уважать людей, относиться к ним с пониманием. В любом случае посыл идет от руководства — комфортно в компании работать или некомфортно. А уважение рождает уважение. Взаимопомощь рождает взаимопомощь. За что мы любим эту работу? Во-первых, за то, что она все-таки получается, что компания растет. Приятно, что усилия не бесплодны. В таком бизнесе ты видишь результат своих действий постоянно, и никто, кроме тебя, не несет ответственности за то, что ты делаешь».
Свердлова: «Но вообще, как можно говорить «За что любишь?» Это же как ребенок. За что любишь своего ребенка? За то, что он милый, красивый, умный — ведь не за это. Стараешься, чтобы он был милым, красивым, умным, но любишь его все равно, каким бы он ни был.И если работа — это средство добывания денег, то, добыв какое-то количество, можно перестать, остановиться. У нас же совсем другая история».