- Одеть олимпийцев: где сшили форму для сборной России
- Лента новостей
- Все новости »
- Мода на Олимпиаде-80: парадная форма от Вячеслава Зайцева, платья сафари от Ив-Сен Лорана и кроссовки adidas
- «Ко Дню города строим большой Дом быта, будет форма — возглавите»
- «По одному комплекту для спортсмена и тренера, еще один — для чекиста, наблюдающего за первыми двумя»
Одеть олимпийцев: где сшили форму для сборной России
Лента новостей
Все новости »
В отличие от США, где разгорелся скандал с пошитой в Китае олимпийской экипировкой, в России не задаются вопросом о том, где сшита форма для нашей олимпийской сборной. BFM.ru попытался пролить свет на эту загадку
Какая мастерица вышивала эти русские узоры? Фото: ИТАР-ТАСС —>
Официальный экипировщик сборной России Bosco Sport шьет форму в США, Европе и Азии, но конкретных стран не называет. «Как и любая марка, Bosco выбирает место производства там, где мощности позволяют быстро и качественно отшить коллекцию», — рассказали корреспонденту BFM.ru в пресс-службе компании. Напомним, на прошлой неделе в Сенате США разгорелся скандал, связанный с пошивом формы для американских спортсменов в Китае. Дизайн экипировки разработан модным домом Ralph Lauren. Несколько сенаторов возмутились таким положением вещей. Как заявил сенатор от Нью-Джерси Роберт Менендес, в США уровень безработицы превышает 8%, а одежду для спортсменов шьют на стороне, в стране, которая является главным конкурентом США на летних Олимпийских играх. По словам сенаторов, в стране вакантны около 600 тысяч рабочих мест в текстильной промышленности.
В связи с этим шесть сенаторов-демократов намерены внести на рассмотрение Конгресса законопроект, обязывающий шить национальную униформу только на территории США. Законопроект будет называться Team USA Made In America Act of 2012.
Лидер демократического большинства в Сенате Гарри Рейд вообще сказал, что лучшим выходом было бы «собрать всю униформу, свалить в огромную кучу и поджечь».
В Олимпийском комитете США заявили, что уже слишком поздно что-то предпринимать — Олимпиада в Лондоне стартует 27 июля.
Модный дом Ральфа Лорена заключил контракт с Олимпийским комитетом США на экипировку сборной этой страны до 2020 года. После резких высказываний в свой адрес компания Ralph Lauren спешно пообещала, что для зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году форму будут шить не в Китае. Модный дом пообещал провести соответствующие переговоры и увеличить мощности на территории США.
В Олимпийском комитете России на вопрос BFM.ru, где изготовляется экипировка для российских олимпийцев, сказали, что такой информацией не обладают. Этот вопрос находится в ведении Bosco Sport.
Должны ли шить форму для российских олимпийцев в России? Вы можете выразить свое мнение здесь.
В пресс-службе компании рассказали, что сотрудничают с различными фабриками. «Более деликатные вещи производятся в Европе. К сожалению, объем экипировки и сроки, в которые она должна быть произведена таковы, что у европейских или отечественных производств не хватает мощностей, поэтому менее сложные вещи мы отшиваем в Азии», — сказал представитель Bosco Sport. По его словам, азиатские страны являются лидером по объему и качеству производства спортивной одежды. Ничего плохого в этом компания не видит. «Вопрос не в географии или национальности производителя, а в конструктиве, материале и качестве контроля за производством», — отметили в Bosco Sport. Он подчеркнул, что в Азии свою одежду шьют крупные поставщики спортивной одежды. Так, по данным Forbes, экипировка британской команды тоже произведена в Китае, никакого раздора по этому поводу среди британцев нет.
Вместе с тем Россией, Азией и Европой география пошива одежды не ограничивается. «Соревновательную форму мы производим там, где есть многолетний опыт и экспертиза по работе именно с этим типом заказов для конкретного вида спорта. Например, в США», — сказал собеседник BFM.ru.
По данным американских СМИ, экипировка сборной России для зимней Олимпиады в Сочи, скорее всего, будет шиться в США. Такие переговоры ведутся с 2011 года с компанией American Apparel (Лос-Анджелес), сообщает The New York Post со ссылкой на источники. «[Представители российской олимпийской команды] говорят, что они не хотят ничего из сделанного в Китае. Речь не только об униформе, но и о других предметах», — подтвердил газете исполнительный директор American Apparel Доув Чарни. По его словам, Олимпийский комитет США никаких переговоров с его компанией не вел. Топ-менеджер признал, что Уолл-Стрит предпочитает инвестировать в китайский текстильный импорт. «Банковская олигархия списала американскую текстильную промышленность, и в конце 1990-х она стала приходить в упадок», — сказал Доув Чарни. Он отметил, что другого выхода при нынешнем соотношении цен нет. К слову, одежда сотрудников служб безопасности американских аэропортов также пошита за границей — в Пакистане.
Компания Bosco официально представила олимпийскую форму российской сборной (а это 436 спортсменов) и представителей делегации на открытии Олимпийского экипировочного центра 28 июня 2012 года. Кроме того, компания выпустила лицензионную «народную» коллекцию Original London-2012.
Bosco Sport экипирует не только российскую сборную, но также украинскую и испанскую. «Мы поставляем полный комплект экипировки «на все случаи жизни» – от Церемонии открытия Олимпиады до повседневной носки в Олимпийской деревне и, конечно, для награждения на пьедестале почета», — сообщил BFM.ru PR-менеджер компании Олег Рудаков. Коллекция парадной, повседневной и спортивной формы наших соседей была представлена 13 июля.
Русские испанские мотивы
А вот в Испании вокруг поставленной из России формы возник спор, похожий на скандал в США. Впервые испанцы увидели экипировку в Twitter бегуна Анхеля Родригеса. Он написал в Twitter, что разработчики «перемудрили» со стереотипами. «Увидишь такое, и хочется танцевать. Танцевать, танцевать, танцевать. Бомба. » — отмечает спортсмен. В стане недовольных оказался и президент Ассоциации модельеров Испании Модесто Ломба. Он считает, что передача производства иностранцам — оскорбление для испанской индустрии моды. Хотя форма от Bosco – бесплатная, ущерб для международного имиджа Испании не поддается исчислению, настаивает дизайнер. Модесто Ломба также выразил недовольство тем, что заказчики оставили без внимания 5 миллионов безработных в Испании (пошив осуществлялся за рубежом). Отдельные нарекания у модельера вызвало «низкое эстетическое качество» одежды.
Глава Bosco Михаил Куснирович в интервью El Pais сообщил, что при разработке формы «дизайнеры детально изучили испанский фольклор». В компании уверены, что как спортсменам, так и рядовым гражданам Испании понравится «красивый, аутентичный дизайн, очень испанский по своему духу». По словам Куснировича, цель Bosco – «запечатлеть в одежде дух Испании, России и Украины», с которыми сотрудничает бренд. Михаил Куснирович пообещал, что одними Олимпийскими играми сотрудничество с Мадридом не ограничится. «Олимпийские игры – возможность не только проявить себя в спорте, но и показать креативность, многообразие и культуру страны. Начиная со стадии разработки дизайна, мы со всей серьезностью берем на себя ответственность и готовы это доказывать новыми авангардными задумками, уникальными в своем роде», — подчеркивает Куснирович.
В Национальном олимпийском комитете Испании встали на сторону российской компании. Там отметили, что форма поставлена спорсменам бесплатно, на этом погрязшая в долгах страна сэкономила около 1,5 млн евро.
Мода на Олимпиаде-80: парадная форма от Вячеслава Зайцева, платья сафари от Ив-Сен Лорана и кроссовки adidas
Модный приговор по-советски.
Вопрос о том, как должны выглядеть советские олимпийцы, всегда решался на самом высоком уровне. Очень долго за разработку парадной униформы отвечал Общесоюзный дом моделей. Денег на парадную форму не жалели. Так, отличительным знаком советских делегаций на зимних Играх были меха, иногда — редкие и очень ценные. Историк искусства Екатерина Кулиничева цитирует газету Rome News Tribune. Описывая прибытие советской делегации в олимпийскую деревню зимних Игр-80 в Лейк-Плэсиде, итальянские журналисты сообщали, что спортсмены и тренеры появились «в вихре шуб и меховых шапок».
Чтобы оправдать значительные затраты на экипировку, у Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР наготове всегда была универсальная формулировка: «Качество и внешний вид парадной и повседневной одежды участников Олимпийских игр имеет определенное престижное значение и обычно широко комментируется в западной прессе».
«Ко Дню города строим большой Дом быта, будет форма — возглавите»
Парадной форме на домашней Олимпиаде — особое внимание. Главное требование: советская делегация должна выглядеть стильно и очень современно. К тому моменту мировые дизайнеры уже проявляли живой интерес к спортсменам. Советский Союз не мог оказаться в числе отстающих. Пошив одежды для самых ответственных олимпийских выходов решили доверить модному дизайнеру, но только из своих.
РИА Новости
Самым известным советским модельером был Вячеслав Зайцев . Западные критики ставили его в один ряд с Полем Пуаре, Коко Шанель и Кристианом Диором. А Пьер Карден считал Зайцева своим другом и всячески помогал.
«В те времена, когда ничего нельзя было провезти через границу, он немыслимым образом доставал мне чуть ли не целые сундуки тканей — у нас ведь почти ничего нельзя было найти, — вспоминает Зайцев в своей автобиографии. — И из этих тканей я создавал коллекции. Кроме того, еще после нашей первой встречи Карден оставил мне свое портфолио: множество фотографий, благодаря которым я получил представление не просто о его работе — о том, как выглядела европейская мода в целом».
До 1978 года Зайцев тоже работал в том самом Общесоюзном доме моделей. Но чем дольше был связан с легендарным зданием на Кузнецком мосту, тем острее ощущал себя лишним.
«Зарплаты в ОДМО были смешными, даже у художественных руководителей, — вспоминает модельер. — И я старался подрабатывать везде, где только можно было: стал рисовать для журналов, делал костюмы для фигуристов, в том числе призеров Олимпийских игр Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, и многих других. Были и частные заказы. У руководства при этом относительно меня была одна установка: не давать Зайцеву высовываться.
Тем не менее на моих специальных показах к 8 марта в Доме кино яблоку было негде упасть. Так было и в 1978-м. Вышел я уже после полуночи, уставший, измученный, обвешанный многочисленными сумками и коробками, и в очередной раз спросил себя: где купить все те прекрасные вещи, которые я создаю? Зачем я придумываю их, если в магазинах все равно ничего нет, только страшный, серый ширпотреб? И я понял, что больше не могу. На следующий день я написал заявление об увольнении».
РИА Новости
Через несколько месяцев у Вячеслава Зайцева умерла мама. Начался серьезный творческий кризис. Когда от правительства поступил заказ на изготовление парадной формы для олимпийской сборной, Зайцев уже практически ушел из профессии.
«В целом то время я вспоминаю как гнетущее, я буквально был в трансе. Спас меня Евгений Михайлович Тяжельников, дипломат, заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, посол СССР в Румынии. Он пригласил меня к себе в ЦК и буквально заставил работать, заставил вступить в Союз художников, помог получить мастерскую.
С подачи Тяжельникова я занялся также костюмами для советской делегации на Олимпиаде-80 — не спортивными, а теми, в которых спортсмены появлялись на открытии и закрытии. Когда он мне это предложил, я стал возражать. Говорил, что сам ничего сделать не могу, что у меня нет никаких связей с легкой промышленностью. Но он ответил, что это не моя забота, главное — разработать форму».
В процессе работы Зайцев действительно ни в чем не нуждался. Но решающим аргументом было не столько обещание Тяжельникова, сколько разговор с министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым. Он сделал предложение, от которого невозможно было отказаться: «Иван Григорьевич — дивный русский мужик, классный дядька. Зашел к нему, а он с порога: «Ко Дню города строим большой Дом быта, будет форма — возглавите».
Так у советских спортсменов появилась первая форма от кутюр и началась история «Дома моды Вячеслава Зайцева». Он вырос как раз из Дома быта.
«По одному комплекту для спортсмена и тренера, еще один — для чекиста, наблюдающего за первыми двумя»
О спортивной экипировке советской олимпийской сборной начали задумываться за несколько лет до Игр — еще в 1972 году. Спортивной обуви и одежды хорошего качества в СССР практически не было. Главным претендентом на экипировочный контракт стала западногерманская компания adidas. Даже при Сталине избранные спортсмены получали форму от Ади Дасслера, основателя холдинга. На Олимпийских играх в Хельсинки, дебютных для СССР, он лично снимал мерку с ноги первой советской чемпионки Нины Пономаревой. Дасслер сразу понял — у СССР серьезные амбиции.
Это была взаимовыгодная история: советскому правительству было важно, чтобы люди, представляющие страну на международной арене, выглядели максимально предствительно, Дасслер хотел выйти на новый рынок.
Еще активнее за продвижение своей продукции к востоку от железного занавеса взялся Хорст Дасслер, сын Ади. Он вовсю раздавал презенты чиновникам в социалистических странах. Постепенно в униформу с трилистником облачались целые команды из Польши, ГДР и СССР.
Британский эксперт, один из основателей современного спортивного маркетинга Патрик Нэлли рассказывал: «У Хорста был верный помощник Кристиан Джаннетт. Он отвечал за связи с русскими и постоянно летал с подарками в Москву и обратно. Потенциально там был большой рынок для аdidas. На Олимпиадах Восточный блок выступал лучше всех».
До 1975 года Спорткомитет закупал у фирмы форму и спортивную обувь для различных сборных на 70 тыс. валютных рублей в год. А сразу после Игр в Монреале представители adidas и советские спортивные чиновники заключили контракт на экипировку для московской Олимпиады. По его условиям, компания должна была поставить 32 тысячи комплектов — втрое больше, чем партнерам из Канады. Менеджеры на фабрике в Ландерхайме, где отшивали костюмы, шутили: «Один комплект для спортсмена, второй для тренера, а третий — для чекиста, наблюдающего за первыми двумя».
РИА Новости
Хорст Дасслер дружил с советскими чиновниками, но очень осторожно — был уверен, что в СССР его прослушивают. Для топ-менеджеров компании, которые налаживали связи со странами соцлагеря, разработали специальный свод правил. Так, они были обязаны иметь при себе дезориентирующие документы на случай, если агенты Кремля захотят заполучить важные сведения. Говорят, когда Фрэнк Крейхилл, американский помощник Хорста, приезжал в СССР, чтобы пообщаться с Виталием Смирновым, они отправлялись в бассейн «Москва», заплывали на середину дорожки и только тогда могли спокойно поговорить.
Достигнутые договоренности оказались под угрозой срыва, когда в Афганистан ввели ограниченный контингент советских вооруженных сил, а президент США Джимми Картер ответил на это масштабными санкциями и настоятельно попросил присоединиться к ним союзников из капиталистических стран. Под давлением правительства ФРГ Хорсту Дасслеру тоже пришлось пойти на компромисс. Спортивную экипировку он отстоял в полном объеме. А вот форму для обслуживающего персонала Олимпийской деревни и тех, кто работал на стадионах, пришлось заменить. Вместо белых немецких кроссовок в Москву привезли французские серо-черные и лицензионные синие, а вместо фирменных курток и брюк предложили костюмы плавательного бренда Arena, который тогда тоже принадлежал Хорсту на общую сумму $2,5 млн.