Кукарские кружева кировской области

Кукарские кружева кировской области

Центр вятского (кировского, кукарского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии, откуда и одно из названий кружева — кукарское). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.

Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.

Читайте также:  Способы вязания ирландского кружева

B 70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Её праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.

В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.

Производственный кооператив (Артель) «Кукарское кружево»

График работы

Понедельник – пятница, с 09:00 до 17:00 час.,

суббота, воскресенье – выходные дни.

Контакты

директор Анцыгина Любовь Михайловна

г. Советск, Кировская обл., ул. К.Либкнехта, д. 41

Телефон: 8-912-737-80-37,

Из истории предприятия

История Кукарского кружева таит в себе много неразгаданного. Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849 году. Но зародилось оно в Вятской губернии еще раньше. М.Н. Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «в начале XVII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеже. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки…»

В 1893 г. в слободе Кукарке (сейчас г. Советск Кировской области) была открыта первая в Вятской губернии школа кружевниц. Первые десять лет существования кружевной школы послужило основой дальнейшего ее процветания и успеха. Она была признана не только в пределах губернии, но и во всей России.

В 1920 г. была создана первая трудовая артель кружевниц.

В 1930-е годы произошел небывалый подъем кружевного промысла. Изделия, выплетенные в г.Советске, расходились не только по стране, но и уходили за границу, участвовали в выставках.

В 1958 г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946 г. заведовала художественной лабораторией. А.А. Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла. В период с 1930 по 1950 гг. по ее сколкам плели кружева во всех артелях области. Для ее рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.

К сожалению, годы перестройки отрицательно повлияли на промысел. Закрылось предприятие, распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева. Остались кружевницы, которые работали на дому, не давая кружевам исчезнуть.

В г. Советске до сих пор сохранилось учебное заведение, где, как и прежде, обучают старинному ремеслу молодежь.

В целях сохранения и развития старинного промысла, в марте 2012 года в
г. Советске усилиями администрации Советского района и педагогов кружевоплетения, при поддержке Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области организован Производственный кооператив (Артель) «Кукарское кружево», объединяющая работников мастерской и надомного труда.

В ПК «Кукарское кружево» 9 человек принято на постоянную работу:

1) Ефремова Е.Н., 1969 г. С 1985 по 1989 работала в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта кружевницей.

2) Перминова И.А., 1966 г. С 1984 по 1994г. работала в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта кружевницей. Была уволена в связи с сокращением численности работников.

3) Жернакова О.С. 1965 г. С 1985 по1999г. работала в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта кружевницей.

4) Чезганова Е.И. 1965 г. С 1984 по 1989г. работала в Советском филиале № 1фабрики им. 8 Марта кружевницей.

5) Желонкина Н.П. 1961 г. С 1980 по 1986 г. работала кружевницей, а затем бригадиром, мастером кружевоплетения в цехе № 4 филиала фабрики.

6) Танакова О.П. 1968 г. С 1986 по 1997г. работала в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта кружевницей.

7) Малышева И.И. 1977 г. С 2008 по 2012г. работала в ООО «9 Марта», в дальнейшем ООО «Юг» кружевницей 5 разряда.

8) Лузина В.И. 1961 г. С 1979 по 1994 г. работала на фабрике кружевницей.
С 2008 по 2012 г. работала в ООО «9 Марта», в дальнейшем ООО «Юг» кружевницей 4 разряда.

9) Сорокина Г.В. 1960 г. С 1979 по 1994 г.работала на фабрике кружевницей.
С 2008 по 2012 г. работала в ООО «9 Марта», в дальнейшем ООО «Юг» кружевницей 5 разряда.

Кроме членов кооператива, есть мастера, работающие на дому, среди них:

1) Полетаева О.В.- мастер производственного обучения.

2) Михеева А.И. — заведующая отделением КОГО АУ НПО «ПУ № 39».

3) Верещагина Н.Н.- после окончания училища работала мастером производственного обучения в ПУ № 28 с 1994 по 1998 г.

4) Торопова Г.Л. — после окончания училища с 1982 по 1992г. работала кружевницей в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта.

5) Киткаева В.М. — после окончания училища с 1971 по 1996г. работала в Советском филиале № 1 фабрики им. 8 Марта.

6) Анцыгина Л.М 1963г. Преподаватель специальных дисциплин кружевоплетения. Стаж работы 32 года.

Предприятие ежегодно принимает активное участие в областных, региональных и российских конкурсах и выставках — ярмарках, а также выполняет заказы по изготовлению кружевных изделий широкого ассортимента.

Ассортимент выпускаемой продукции

В основной ассортимент выпускаемой продукции входят:

1) Кружевные изделия для украшения одежды:

— воротники, вставки, манжеты, галстуки, манишки, жабо.

— жилеты, пелерины, накидки, оплечье, жакеты, блузки, юбки.

3) Головные уборы:

— палантины, шали, шарфы, косынки, шляпы, шапочки.

4) Кружевные изделия для украшения интерьера:

— скатерти, настольники, дорожки, салфетки, подстаканники, панно.

5) Сувениры, а также такие аксессуары, как кружевные зонты, сумочки.

Художественно-стилевые особенности произведений, характерные для изделий Производственного кооператива (Артель) «Кукарское кружево»

В работе мастериц предприятия приветствуется и поддерживается творческое варьирование в изготовлении каждого изделия, при этом всегда строго соблюдаются стилистические особенности народных художественных промыслов Кировской области.

География реализации продукции

В настоящее время производственный кооператив сотрудничает с магазинами г. Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга. Партия кружевных изделий отправлена в Австрию.

2009-2012 © Правительство Кировской области,
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области.
Сайт «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области».

Кукарские кружева кировской области

Разработана совместно с Ext-Joom.com

Историческая справка ПК (Артель) «Кукарское кружево»

История Кукарского кружева таит в себе много неразгаданного. Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849г. Но зародилось оно в Вятской губернии еще раньше. М.Н.Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «в начале XVIIвека какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеже. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки…»

Далее автор замечает, что, как в каждом предании, здесь есть и правда, и вымысел.

В 1893г. в слободе Кукарке (сейчас г.Советск Кировской области) была открыта первая в Вятской губернии школа кружевниц. Первые десять лет существования кружевной школы послужило основой дальнейшего ее процветания и успеха. Она была признана не только в пределах губернии, но и во всей России.

В 1920г. Была создана первая трудовая артель кружевниц.

В 1930-е годы произошел небывалый подъем кружевного промысла. Изделия, выплетенные в г.Советске, расходились не только по стране, но и уходили за границу, участвовали в выставках.

В 1958г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946г. заведовала художественной лабораторией. А.А.Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла.В период с 1930 по1950 год по ее сколкам плели кружева во всех артелях области. Для ее рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.

Загадка кукарских кружев…

​Советск (название до 1918 носил название Кукарка) — маленький городок, находящийся в Кировской области

Административный центр Советского района, образует городское поселение. Население — 15 172 человек (по информации 2020 года).

Город расположен в 137 км к югу от Кирова, по берегам рек в районе узкого перешейка, разделяющего реки Пижму и Вятку, в устье реки Кукарки (народное название местности: Трёхречье — прим. авт.). И стоит он на высоком правом берегу реки Пижмы, в пяти километрах от впадения ее в Вятку! К границам города также примыкают реки Немда и Чернушка. Советск по словам местных жителей называют еще и Трёхречьем потому, что он расположен на трёх реках: Вятке, Пижме(правый приток Вятки), Немде (правый приток Пижмы).

Так случилось, что буквально на днях мне посчастливилось побывать в нескольких городах и селах нашей области. В рабочую поездку меня пригласили кировчане Вячеслав Вакушин и Владимир Котельников. 2,5 часа на машине и ты попадаешь в провинциальный город. В маленьких городках всегда есть свои «изюминки». Попав в Советск, я первым делом направилась в краеведческий музей, где встретилась с сотрудниками, которые по- настоящему влюблены в свое дело. Коллектив работников небольшой: директор Светлана Попова, сотрудники Светлана Головина (работает в музее свыше 15 лет), Екатерина Шургина, Мария Коноплева, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком и Ольга Моисеева.

Советский районный краеведческий музей Кировской области находится недалеко от набережной, рядом с ним памятник «Воинам- освободителям» и еще здесь же на постаменте стоит танк, который принимал участие в боевых заданиях в Афганистане. Но к реке близко я не смогла пробраться, так как снег, к сожалению, не убран с набережной.

Музею 110 лет! Возраст «долгожителя» — солидный! Советский районный краеведческий музей открыт 16 июня 1910 года по инициативе любителя-краеведа Александра Сергеевича Лебедева (о нем я вам расскажу чуть позже — прим. авт.). Решением №8 Советской районной Думы от 24 февраля 2004 года музею присвоено имя его основателя А. С. Лебедева.

Большую роль в создании музея в Кукарке сыграли члены комиссии по истории, археологии и этнографии при Казанском университете, членов Саратовской архивной комиссии и поддержке местных жителей. С 1919 по 1922 год существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединяются в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 году музей называется краеведческим.

С 1986 по 1991 год совместно с художниками кировских художественно — производственных мастерских (руководители О.В. Прадед и Г.И. Балахничёв) оформлены новые экспозиции: отдел природы-геологическое прошлое, животный и растительный мир, мир птиц, история края дооктябрьского периода — с первых поселений до наших дней, о деятелях науки и культуры — наших земляках. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами по мере их поступления. Моим экскурсоводом стала Ольга Моисеева, с ее помощью я побывала во всех залах и была удивлена великолепием всех экспозиций. Даже, если честно, сложно отметить какую-либо отдельную! Хотя произвел впечатление, конечно же, настоящий пулемет «Максим», кресло из дуба середины 19 века, интерьер избы, разные пестери, колокола… А загадка кукарских кружев- так и осталась для меня на сегодняшний день неразгаданной! Понимаешь, что такую красоту мне самой не сплести… Кружева неповторимы, хотя со мной могут поспорить знаменитые мастерицы из Вологды, но наши-то советские все равно краше! Историк моды Александр Васильев на открытии выставки «Кино и мода» в Кирове, когда правительство области вручило ему кукарские кружева, пришел в восторг!

Ольга Вячеславовна заметила, что здесь в музее оборудован и выставочный зал, в котором оформлены выставки (с продажей) самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства: живописных и гобеленовых картин, матрёшек нолинской фабрики, керамической скульптуры, мукосолов, сувениров, разнообразных изделий из соломки, кукол ручной работы, фотокартин и магнитов с изображением Советска, украшений из поделочных камней, детского рисунка художественного отделения школы искусств. Огромным спросом в городе, по словам Ольги, стали пользоваться местные мастера-камнерезы, которые могут из опоки вырезать как львов, так и диковинных птиц!

В 2020 году музей отметил 110-летний юбилей. Он многократно награждался дипломами и памятными медалями, включён в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России-2011,2012, 2015», во всероссийский реестр «Книга Почета -2014, 2016».

Ольга Моисеева заметила, что, несмотря на экономические трудности, сотрудники активно ведут пропаганду краеведческих знаний среди населения города и района через экспозицию, экскурсии, лекции, тематические мероприятия, которые проводятся более чем по 30 темам. Ольга отметила, что в связи с пандемией, чаще приходится самим сотрудникам выходить в школы, детские сады. «Берешь пестерь, прялку, чучело белочки или даже самовар и идешь в детский садик, — с улыбкой заметила Ольга,Ведь маленьким деткам обязательно надо показать те предметы, о которых ты им рассказываешь»!

Сегодня, когда все больше размываются нравственные ценности общества, краеведение остается одним из слагаемых воспитания на добрых традициях прошлого, — отметила директор Светлана Попова, -это ядро, вокруг которого сосредотачивается воспитание таких чувств, как патриотизм, любовь к родному краю, уважение традиций. Именно в музее его сотрудниками ведется закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках по истории, природоведению, эстетике. В результате исследовательской работы краеведов и сотрудников музея выпущено 11 изданий, которые можно приобрести в музее.

Сотрудники работают над повышением уровня проводимых мероприятий, над поиском новых форм научно-просветительной работы, что позволяет успешно справляться с планами (ежегодно музей посещает свыше 17 тысяч человек – население района -25,1 тысяч человек), — продолжила свой рассказ директор Светлана Попова.- В результате издательской работы активизировалась научно-исследовательская и собирательская работа, в фондах нашего музея сосредоточено более 15 тысяч экспонатов основного фонда, свыше 10 тысяч – научно-вспомогательного. Музей активно сотрудничает с местными газетами, поддерживает постоянную связь с детскими учреждениями и учебными заведениями города, района и области. Говоря о значении музея, нельзя не сказать, что на сегодня он является единственным сосредоточением культуры прошлого. Пройдут годы, но история, собранная по крупицам, зафиксированная в экспозиционных залах музея, останется единственным зрительным образом прошлого кукарской земли. Он всегда будет иметь такое же значение, как и сегодня, музей останется центром исторического прошлого района, сосредоточением памяти. Наш коллектив стремится к тому, чтобы каждый житель района знал его историю.

Замечу, что я тоже купила два буклета о музее и городе на память! Увидела и буклет с историями педагога и экскурсовода Лидии Сентябовой, которая проводила нам экскурсию, когда мы ездили открывать «Тропу здоровья» в заповеднике.

Взяла в руки книжечку, пролистала ее. Так и вспомнила ее сказку в жаркий летний день, когда мы стояли на берегу Немды. Лидия Сентябова отметила, что в народе этот утес зовут «Марьиным» (Буржатский утес), и она рассказала нам легенду о несчастной влюбленной девушке, которая сбросилась с этого утеса. А потом еще и другую легенду. Напомню вам лишь небольшой отрывок. Лидия Васильевна рассказывает их взрослым как сказки:

— Увидел их Чумбылат и крикнул им:

— Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!

Опустил Чумбылат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время — забудет Чумбылат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее…

А так полный сборник историй Лидии Сентябовой можно купить в музее. Наша встреча сейчас с Лидией Васильевной в Советске, к моему сожалению, не состоялась, у нее были уроки в школе, а нашей команде надо было двигаться далее.

P.S. В краеведческом музее Советска за день я побывала дважды. Просто невозможно было сразу за один раз рассмотреть все экспонаты, во второй раз днем я вновь, не спеша, прошлась по залам, чтобы зафиксировать в памяти свои впечатления. А их было очень много, так же, как и от знакомства с городом, достопримечательностями, храмом.

Значит, продолжение истории обязательно будет!

Справка Киров.ru

Биография любителя-краеведа Лебедева Александра Сергеевича (1888 -1937гг)

— Родился в слободе Кукарке Вятской губернии 8 (20) апреля 1888 года в семье почетного гражданина слободы Сергея Лебедева. Учился в гимназии в Вятке и Казани на общественном отделении Казанского университета. В 1917 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Увлекаясь археологией, Александр Лебедев начал с 1903 года собирать коллекции, составившие впоследствии его небольшой домашний музей. Благодаря неутомимой энергии Лебедева, его заботам о просвещении и культурном пробуждении родного края, при поддержке местных жителей 1 января 1910 года было создано Кукарское образовательное общество, одним из отделов которого стал музей, открытый для посещения 3 (16) июня 1910 года. Он передал в фонды музея личные коллекции. В 1917 году Александр Лебедев — заведующий отделом народного образования губернского земства, занимался организацией музейного дела в губернии, подготовкой музейных работников, с 1918 года председатель совета Вятской публичной библиотеки и директор Губернского музея. В 1922 году уехал в Пермь, был директором музея, работал в Свердловске — создал ботанический сад. В 1935 году был консультантом Челябинского городского совета.

16 октября 1937 года был арестован. Его изобличали в проведении активной контрреволюционной пропаганде и высказывании контрреволюционной клеветы на партию и советскую власть. Все предъявленные обвинения Александр Сергеевич отрицал.

21 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу за «причастность к контрреволюционной повстанческой организации».

29 ноября 1937 года в 24 часа приговор был приведен в исполнение.

В 1958 году был реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления».

Фото Ольга Демина, фото А. Васильева- Анна Липовченко.

Оцените статью