Приглашаем желающих пройти обучение в Школе лицевого шитья при Троице-Сергиевой Лавре
В Троице-Сергиевой Лавре по благословению наместника обители архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста впервые начинается набор в Школу лицевого шитья.
Приглашаются воцерковленные женщины – как специалисты, так и начинающие, имеющие навыки шитья или вышивающие гладью. Возрастных ограничений нет.
Школа лицевого шитья создается в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре по благословению владыки Феогноста на основе золотошвейной мастерской, включающей в себя: вышивальный цех, оснащенный самыми современными японскими вышивальными машинами, швейный цех и цех по изготовлению митр.
В качестве преподавателей по лицевому и золотому шитью приглашены Нина и Надежда Осиповы. Они имеют специальное образование, в их арсенале множество замечательных работ. В течение последних 26 лет они ведут курсы по вышиванию два раза в год на Новом Валааме в Финляндии. Данные специалисты очень известны в Русской Православной Церкви среди вышивальщиц.
По благословению владыки наместника Нина и Надежда Осиповы проведут из числа зачисленных в Школу конкурсный отбор для дальнейшего их трудоустройства в золотошвейную мастерскую Троице-Сергиевой Лавры. Трудоустроенные будут вышивать для ризницы лаврской обители высокохудожественные богослужебные принадлежности (пелены, покровцы, облачения и др.).
Золотное шитье
В рамках Духовно-просветительского центра «Дионисий» при приходе Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском действует курс по Золотному и орнаментальному шитью. В процессе обучения м ожно получить необходимые знания и навыки по древней золотной вышивке, познакомиться с традицией древнего золотного шитья и освоить техники золотного и орнаментального шитья.
Форма обучения: очная. Занятия проходят один раз в неделю в дневное время. (расписание согласовывается перед началом учебного года)
На обучение принимаются: лица без специальных навыков не моложе 14 лет. Для зачисления на курс необходимо пройти беседу и получить благословение настоятеля храма.
В программе обучения:
- золотное прикрепное шитье: клопчик, косой рядок, ягодка, денежка, разводная клетка, черенок, перышки, елочка, свободное шитье по форме;
- золотное шитье по веревочке, галуны;
- золотное шитье по высокому настилу;
- золотное шитье по картону;
- шитье жемчугом и канителью;
- шитье шелком (атласная гладь).
В процессе обучения учащиеся выполняют работы по вышивке храмового и богослужебного облачения для храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском.
Обучение бесплатное. Занятия проходят с октября по май. Возможно зачисление на курс в течении всего учебного года.
Запись и дополнительная информация по телефону: 8-903-281-01-13 Светлана.
Адрес храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском: г. Москва, ул. Нежинская, вл. 4.
Преподаватель:
Светлана Евгеньевна Трайнина
Мастер золотного и лицевого шитья. В 1994 году окончила Московский государственный институт культуры. В 2003 году закончила обучение на отделении золотного и лицевого шитья Высших Православных педагогических курсах «Со-действие» и осталась работать преподавателем золотного и орнаментального шитья. С 2007 года является проректором по учебной работе в Православном гуманитарном институте «Со-действие». Администратор Духовно-просветительского центра”Дионисий”
Курсы шитья при храме
Кафедра церковного шитья
101000, г. Москва, ул. Малая Лубянка, 16
Руководство и сотрудники
Анна Юрьевна Лебедева
О кафедре
Кафедра церковного шитья была основана в 1992 г.
В основе программы обучения, составленной преподавателями кафедры, лежит принцип постепенного перехода от копирования студентами древних памятников шитья до создания авторских произведений.
Кафедра осуществляет подготовку по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», бакалавриат (4 года).
Курсовые и дипломные работы студентов заключаются в изготовлении копии в материале древних памятников лицевого шитья или авторского произведения, выполненного в традиции и в соответствии с канонами Православной Церкви. Каждое изделие сопровождается пояснительной запиской. Во время учебной практики студенты делают копии и зарисовки памятников лицевого и орнаментального шитья в музеях страны. Собранный материал используется в дальнейшем для выполнения курсовых работ — копий предметов шитья в материале.
Искусство церковного лицевого шитья, восходящее к вышитым изображениям херувимов на завесах ветхозаветного храма и блистательно развитое в Византии и Балканских странах, было воспринято на Руси после ее крещения. Многочисленные летописные упоминания и немногие уцелевшие памятники свидетельствуют о высоком мастерстве русских вышивальщиц, еще начиная с домонгольского времени и о распространенности в высших слоях государства обычая вкладывать драгоценное золотое шитье в кафедральные соборы и монастыри. В XV–XVII вв. искусство лицевого шитья переживает небывалый расцвет. Развиваются старые и возникают новые техники шитья шелковыми и золотыми нитями (гладьевые швы: «в раскол», атласный, «рядками»; двойной шов, скань, швы «в прикреп» усложняются по рисунку и становятся цветными и т. д.). Лицевое шитье, сохраняя свою специфическую декоративность, по своей художественной выразительности приближается к иконе. Вместе с тем, оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, напрестольные одежды и катапетасмы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под особо чтимые иконы, покровы на раки русских святых и многое другое. Иконография шитых памятников церковного обихода всегда была богословски глубоко осмыслена и тесно увязана с символическим значением того или иного богослужебного предмета. Возвышенная духовность образов древнего шитья, несомненно, была следствием высокой молитвенной жизни русских мастериц. Постепенный упадок лицевого шитья и расцвет шитья декоративного во второй половине XVII – XIX вв. был созвучен процессам, происходившим в иконописании. И то, и другое было результатом обмирщения церковной жизни. Конец XX века, ознаменованный постепенным возвращением Русской Церкви из ее «вавилонского пленения», стал свидетелем возрождения всех составляющих церковного синтеза искусств. Сложность возрождения церковного шитья усугублялась тем, что в нем живая нить канонической традиции была практически прервана, хотя некоторые технические приемы еще сохранялись в декоративном шитье золотошвейного промысла г. Торжка. Тем не менее, в конце 1980-х гг., когда Русская Церковь обрела свободу, многие верующие девушки и женщины с увлечением и трепетом первооткрывателей занялись шитьем. В первую очередь воскресло церковное золотное шитье «по карте», затем появились и первые опыты лицевого шитья. К сожалению, их благочестивые труды, за некоторыми исключениями, оставляли желать много лучшего в каноническом и художественном отношениях. Сказывалась разобщенность вышивальщиц, скудные возможности обмена опытом. Сыграло здесь свою роль и то, что древнерусское лицевое шитье, в отличие от иконы и фрески, было сравнительно менее изучено и гораздо скромнее представлено в музейных экспозициях и публикациях. Между тем, становилось все очевиднее, что в условиях отсутствия живых носителей канонической традиции церковное лицевое шитье может быть возрождено лишь на основе всестороннего изучения самих древних памятников. На исходе этого периода и возникает кафедра церковного шитья на факультете церковных художеств ПСТГУ.
Замысел создания такой кафедры возник еще летом 1992 г., когда проходил первый набор учащихся на искусствоведческое, иконописное и монументальное отделения. Кафедру возглавила искусствовед В.Е.Яковлева. В июне 1993 г. в не освященном еще боковом приделе Космодемьянской церкви в Шубине (первой мастерской В.Е.Яковлевой), удалось провести под эгидой ПСТГУ первый открытый семинар по церковному шитью, объединивший мастериц из Москвы и других городов. Главной целью однодневного семинара-выставки было преодоление разобщенности мастерских и мастериц, обмен техническим опытом, методикой преподавания. Выставка работ участниц семинара показала в полном соответствии с реальной действительностью картину необыкновенно пеструю: от строго каноничного шитья до полной «самодеятельности», что, несомненно, помогло многим начинающим сориентироваться в русле традиций. Следует сказать несколько слов о принципах работы В.Е.Яковлевой. Не очень поощряя широко распространившуюся в наше время тенденцию к созданию шитых икон («с этим успешно справляются иконописцы, а наше дело – делать то, что они не могут – покровцы, плащаницы, хоругви. »), она и словом, и делом стремилась к возрождению лицевого шитья на литургических облачениях и комплектах. А в последних призывала вернуть традиционное употребление покровцов «платом». Настойчивой она была и в возрождении шитья цветными шелками. Совершенно не признавая «живописного» копирования иконных образов в технике шитья, Вера Евгеньевна учила в шитых произведениях всегда «говорить на своем языке» и учиться ему на древних памятниках. Приступая к работе, нужно было не только собрать как можно больше иконографического материала, узнать житие святого или историю праздника, но и познакомиться со службой, особенно ему молиться. В созданной при храме Воскресения в Кадашах мастерской под руководством О.Э.Дроздовой были начаты два литургических комплекта с покровцами «платом» в шелковой и в золотной технике. В качестве самостоятельных курсовых работ студенты второго курса шили уменьшенные копии со старинных покровов и пелен (из них палица со святителем Николаем была подарена Святейшему Патриарху Алексию II). О.Э. Дроздова, возглавившая кафедру после смерти В.Е.Яковлевой, с осени 1996 г. стала вести семинар по археологии церковного шитья. В настоящее время такие семинары по примеру кафедры, уже выросшие в международные выставки-конференции, проходят в разных городах России, и кафедра принимает в них живое участие.
Деятельность и достижения
С 1999-2000 учебного года на кафедре был введен важный курс «Материаловедение, техника и технология шитья, моделирование и конструирование одежды» под руководством Л.В. Золотцевой, заведующей кафедрой «Технологии швейного производства» Московского государственного университета дизайна и технологии. С этого времени между кафедрами осуществляется тесное творческое сотрудничество, проводятся совместные защиты дипломных работ, обсуждаются новые научные разработки в области технологии изготовления одежды для священнослужителей Православной Церкви.
За годы своего существования кафедра приобрела огромный авторитет в церковных кругах и в кругах специалистов. К преподавателям обращаются за советами из разных школ не только России, но и зарубежья, из Сербии, Черногории, Франции, о чем свидетельствуют благодарности из разных монастырей и приходов. Кафедра постоянно участвует в различных выставках, посвященных церковному искусству в Москве и других городах. Выпускники кафедры работают в разных музеях, ведут активную преподавательскую деятельность не только в ПСТГУ, но и в других учебных заведениях. Выпускниками организованы вышивальные мастерские в Московском Новодевичьем монастыре, в и других приходах Православной Церкви.
Читаемые курсы
- Материаловедение
- Техника и технология шитья
- Моделирование и конструирование одежды
- Академический рисунок и живопись
- История древнерусской вышивки
- История орнамента
- Менеджмент
- Реставрация текстиля
Научное руководство студенческими работами
Методические пособия
|