- Древнерусское лицевое шитье
- Содержание
- Краткая история
- Сюжет
- Предназначние
- Техника
- Значение и создатели
- Литература
- Смотреть что такое «Древнерусское лицевое шитье» в других словарях:
- Древнерусское лицевое шитьё
- Содержание
- Краткая история
- Сюжет
- Предназначение
- Техника
- Значение и создатели
- Литература
- Смотреть что такое «Древнерусское лицевое шитьё» в других словарях:
- Древнерусское лицевое шитьё
- Связанные понятия
Древнерусское лицевое шитье
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Содержание
Краткая история
Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов —— и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Предназначние
В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства. Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными и золотными нитями.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленнных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Литература
- Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901.
- Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1913
- Шабельская Н. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. — Вопросы реставрации. М., 1926
- Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.
- Она же. Древнерусская живопись иглой. М., 1979.
- Она же. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. — М., «Красная площадь», 2004. 496 с, 2000 илл.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Древнерусское лицевое шитье» в других словарях:
Древнерусское лицевое шитьё — Святитель Иона Московский Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») вид декоративно прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси. Его сюжетные изображения … Википедия
Маясова, Наталия Андреевна — Наталия Андреевна Маясова … Википедия
Маясова — Маясова, Наталия Андреевна Наталия Андреевна Маясова … Википедия
Маясова, Наталия — Наталия Андреевна Маясова Наталия Андреевна Маясова. 1948 г. Дата рождения: 1 мая, 1919 года Место рождения: дер. Плотихино Дата смерти: 9 июля 2005 года Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Маясова Наталия Андреевна — Наталия Андреевна Маясова Наталия Андреевна Маясова. 1948 г. Дата рождения: 1 мая, 1919 года Место рождения: дер. Плотихино Дата смерти: 9 июля 2005 года Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Наталия Андреевна Маясова — Наталия Андреевна Маясова. 1948 г. Дата рождения: 1 мая, 1919 года Место рождения: дер. Плотихино Дата смерти: 9 июля 2005 года Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
Наталия Маясова — Наталия Андреевна Маясова Наталия Андреевна Маясова. 1948 г. Дата рождения: 1 мая, 1919 года Место рождения: дер. Плотихино Дата смерти: 9 июля 2005 года Место смерти: Москва Гражданство … Википедия
АНАСТАСИЯ РОМАНОВА — Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555 1560 гг. (ВСМЗ) Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555 1560 гг. (ВСМЗ) (ок. 1531/32 7.08.1560, с.… … Православная энциклопедия
Иконопись (история) — Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век) … Википедия
ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ — [греч. ᾿Ιωσὴφ [ὁ] ἀπὸ ᾿Αριμαθαίας; лат. Ioseph ab Arimathea], св. прав. (пам. в Неделю жен мироносиц; пам. греч. 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф 27. 57 60; Мк 15. 43 46; Лк 23. 50 53; Ин 19. 38 42). И. А.… … Православная энциклопедия
Древнерусское лицевое шитьё
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Содержание
Краткая история
Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов —— и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Предназначение
В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства; редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными, золотными и шелковыми нитями.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Литература
Древнерусское лицевое шитьё на Викискладе ? |
- Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. — М ., 1901.
- Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. — СПб. , 1913.
- Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации. Вып. 1. — М .: ЦГРМ, 1926. — С. 113-124.
- Маясова Н. А. Древнерусское шитье. — М ., 1971.
- Маясова Н. А. Древнерусская живопись иглой. — М ., 1979.
- Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. — М .: Красная площадь, 2004.
- Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV—XVI веков. — СПб. : Коло, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-901841-75-4
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Древнерусское лицевое шитьё» в других словарях:
Древнерусское лицевое шитье — Святитель Иона Московский Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») вид декоративно прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси. Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески,… … Википедия
Шемякина плащаница — … Википедия
Вышивание — Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм Вышивание общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно … Википедия
Русские княжества — История России … Википедия
Кострома́ — Центр Костромской области, в 372 км к северо востоку от Москвы. Расположен на Костромской низменности, на берегах р. Волга. Климат умеренно континентальный; средние температуры января 12°C, июля 18°C. Осадков около 600 мм в год. Порт.… … Города России
Вязь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вязь (значения). Вязь молитвы «Достойно есть яко» на основе ск … Википедия
Захарьина-Юрьева, Анастасия Романовна — Анастасия Романовна … Википедия
Культура России — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь … Википедия
Культура Древней Руси — Троица, Андрей Рублёв, 1411 или 1425 27 гг., Москва, Третьяковская галерея … Википедия
Захарьина-Юрьева — Захарьина Юрьева, Анастасия Романовна Анастасия Романовна Анастасия Романова на Памятнике «1000 летие России» … Википедия
Древнерусское лицевое шитьё
- Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Связанные понятия
Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.
Каргополь широко известен различными народными художественными промыслами: особой каргопольской глиняной игрушкой, древнерусской живописью, зодчеством и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.