Ливерсное кружево что это

Виды кружева и их особенности

Нежное, воздушное, с чарующим узором. Всё это о кружеве. Наверное, не найдётся девушки, которую бы не привлекало кружево. Благодаря многообразию видов и расцветок, а также сочетаемости практически со всеми стилями, каждый найдёт в нём что-то для себя. Несмотря на то, что кружево прочно ассоциируется с нежностью (поэтому его так часто используют для создания образа невесты), с его помощью можно создать драматический или готический образ или же передать страсть или загадочность. Также кружева актуальны для предметов интерьера и создания вещей в стиле винтаж.

Кружева широко используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов (например, воротники, манжеты и т.п.), нижнего белья, в качестве декора для украшения одежды, для создания и украшения предметов интерьера (постельного белья, тюлей, скатертей, подушек, салфеток и т.п.), а также в рукоделии. Их можно применять везде, но делятся они на виды не по сферам применения, а по типу изготовления и по географическому принципу.

По типу изготовления кружева можно разделить на:

В свою очередь рукодельное кружево делится на виды по технике исполнения или по месту производства.

Различают следующие виды кружева по технике исполнения:

  1. Вязаное — на спицах или крючком.
  2. Узелковое — макраме и фриволите (плетёное челноком).
  3. Плетёное — на коклюшках.
  4. Шитое — игольное и хардангер.
  5. Ленточное.

Кружево, где плетение выполнено крючком, делится по типу инструмента:

1. Короткий крючок:

  • обычное/немецкое
  • гипюр (венецианское)
  • брюггское
  • филе (или филейное)
  • ирландское
  • Ретичелла
  • на вилке

2. Длинный крючок:

Кружева по технике исполнения

Коклюшечное кружево

Кружева, сплетённые с помощью коклюшек, — самые привычные для нас, и именно их мы считаем традиционными. Наверное, многие видели их в качестве украшения дома, особенно у старшего поколения.

На Руси коклюшечное кружево плетут с 13 века, а временем появления в Европе принято считать 16 век, где именно в это время появились металлические булавки, на которых строился технологический процесс: булавки втыкаются вдоль линии рисунка, нанесённого на бумагу, и обматываются нитями с коклюшек, создавая узор. Новым пиком расцвета со времени появления коклюшечного кружева считается 18 век — техника плетения намного усложнилась, и в состав кружева начали вводить цветные нити из шёлка. В России кружево получило массовое распространение во времена правления Петра I, когда в моду начал входить европейский стиль в одежде. Наши рукодельницы переняли европейскую технику плетения, а в популярные тогда узоры внесли народные мотивы. Разнообразие узоров стало огромно: в каждой местности, где плели кружева, были свои особенности плетения узора, и каждое кружево имело свой характерный стиль. В связи с этим коклюшечное кружево стали делить на виды по местности изготовления: московское, рязанское, елецкое, вологодское, вятское и другие.

Ещё одной характерной особенностью коклюшечного кружева является сложность его исполнения: для плетения сложных узоров может использоваться до 1200 коклюшек. Именно поэтому оно не было распространено в качестве досуга у рукодельниц, а делали его исключительно на продажу.

Макраме

Макраме относится к узелковому виду. В переводе означает: с арабского — «тесьма, кружево», с турецкого — «шарф» или «салфетка». Считается, что макраме появилось в 9 веке до н.э. Именно в это время начали появляться изделия из узелков. Плели, как правило, моряки во время путешествий, создавая талисманы, кулоны и обереги для себя или в дар.

Изделия в технике макраме отличаются прочностью и долговечностью, а также не обделены красотой и оригинальностью. Благодаря этим свойствам оно стало популярным среди всех слоев населения и существует до сих пор.

Фриволите

Фриволите — это узелковое кружево, которое плетётся с помощью челноков или иглы. Одноимённое название имеет и техника исполнения. Этот вид кружева пришёл из Франции, а само слово означает «раскованный», «непринуждённый». Также фриволите было известно на Востоке, но под другим названием — «макук», т.е. «челнок» — инструмент, которым плели рыболовные сети.

Широко распространено среди рукодельниц фриволите было в 18 веке. Сейчас эта техника вновь набирает популярность, особенно для изготовления украшений.

Игольное кружево

Игольное кружево — самое эластичное из всех видов. Создают его с помощью иглы и нити. Для того чтобы получить тончайшее кружево необходимо потратить времени намного больше, чем для плетения других видов. Классический узор — розы и некоторые другие виды цветов.

Изготовление игольного кружева проходит в несколько этапов. Сначала продумывается узор и создаётся рисунок на бумаге, укреплённой тканью. Далее толстой нитью вышивается контур, после завершения происходит заполнение контура тонкой нитью различными стежками. Как правило, вышивается один мотив — цветок. Если изделие крупное, то мотивы сшиваются очень тонкой нитью в единое целое так, что место крепления и нить не сможет различить никто, кроме мастера.

Хардангер

Хардангер — старинный вид строчевого вышитого кружева. Появился он в Норвегии в 17 веке. Название пошло от одноимённого фьорда, где местные жители украшали вышивкой свою одежду. Для стиля хардангер характерны рельефные швы и прорези. Выполняются швы льняными нитками, в качестве основы обычно выступает тонкое льняное полотно. Сейчас такой вышивкой украшают не только одежду, но и домашний текстиль.

Ленточное кружево

Ленточное кружево называют по-разному: «ренессанс», меццо пунто, брюссельское кружево. Для его создания используется лента или тесьма, которая вплетается в узор, а затем украшается коклюшечным или игольным кружевом. Это один из самых быстрых способов создать кружевное полотно. Ленточное кружево может быть выполнено как вручную, так и машинным методом. Машинный способ сейчас применяется чаще всего, т.к. это значительно ускоряет процесс изготовления, но ленты, сшитые на машинке, имеют более острые и выраженные изгибы, а само кружево после стирки может потерять ровную поверхность.

Белая гладь

Видов белой глади много, но методов её исполнения все три:

Классическая белая гладь вышивается стежками различной глубины, что создаёт более тёмные и светлые оттенки. Основой обычно выступает тонкая ткань — тонкий лён, муслин, батист, органди, а также сетка. К типичным видам глади можно отнести дрезденское кружево, ирландский Каррикмакросс, шотландский айршир и цветочные вариации индийских узоров.

Ажурное кружево создают с помощью вытягивания нитей. Сюда можно отнести норвежский хардангер.

Техника «Ришелье» представляет собой вырезание узоров на ткани-основе и последующую обработку краёв получившегося рисунка. Из самых распространённых видов ришелье — итальянская ретичелла.

Филейное кружево (Филе)

Основой филейного кружева служит сетка. Ячейки сетки могут иметь форму квадратов (прямое филе) либо ромбов (косое филе). Для плетения используются челноки. Этот вид кружева разделяют на две группы — простое филе и филе-гипюр.

Ирландское кружево

Главная ценность и особенность ирландского кружева — это полностью ручная эксклюзивная работа. В отличие от обычного вязания крючком ирландская техника предполагает вязание мотивов (цветов, листьев и т.д.) по-отдельности, а затем соединение их с помощью сетки. Благодаря этому в изготовлении одной вещи может быть задействовано сразу несколько человек. Именно поэтому раньше ирландское кружево было чисто семейным занятием, а секреты плетения и узоры передавались из поколения в поколения.

Гипюр (венецианское кружево)

Гипюр (франц. guipure от guiper — «оплетать», лат. gerrae — «плетение») — кружевное полотно, состоящее из элементов, плетёных с помощью коклюшек или шитых иглой, которые скреплены между собой нитями. Традиционный рисунок на гипюре — цветы и побеги с листьями на сетчатом полотне. Родиной гипюра принято считать Италию, особенно своими изделиями славилась Венеция. Вышивать в этой технике начали в 16 веке, тогда и сформировался характерный для венецианского гипюра рисунок. В 17 веке появился рельефный гипюр. Для него характерны выступающий петельный шов по краю орнамента и крупный рисунок с большими цветами и завитками, а также изображение лилий и плодов граната. Вклад в развитие гипюра внесла также Франция. Здесь, в г.Алансон, стали производить гипюр с особо мелким рисунком. Алансонский гипюр с мелкими цветками и листьями, которые соединяются маленькими зубчиками, стали называть «пико» (франц. pico — «маленький»). Гипюр, благодаря своей красоте и изысканному рисунком, быстро приобрел популярность по всему миру.

Кружево, плетёное на вилке

Для создания такого кружева используют крючок и специальную вилку для вязания (похожа на шпильку для волос). Техника плетения на вилке простая, но богата различными возможностями, что позволяет реализовать самые необычные творческие идеи.

Разновидности традиционного ирландского кружева

Эту статью я написала давно, когда пыталась разобраться, что же именно люди во всем мире называют Ирландским кружевом. Выяснилось, что в Ирландии были популярны не только кружева, изготовленные крючком. В разных местностях Ирландии вязали, плели и вышивали разное кружево. Но все кружева, изготовленные в Ирландии в конце 19-го века, назывались ирландскими и очень ценились в Европе.

Ирландское кружево получило международное признание из-за тонкости рукоделия и сложного самобытного рисунка. Этот промысел процветал в Ирландии до конца 19-го века.

В дальнейшем популярность ирландского кружева быстро снизилась. Главным образом потому, что Ирландия в промышленном отношении развивалась слабо, а в мире появилось машинное кружево, которое стоило намного дешевле, а по тонкости превосходило результаты ручной работы мастериц. Кружево ручной работы стало неконкурентоспособным на рынке.

К середине 20-го века ремесло плетения кружев в значительной степени угасло и традиционные навыки его плетения к тому времени сохранялись лишь несколькими мастерами-энтузиастами в каждой местности Ирландии.

В последнее время появились тенденции к возрождению интереса к кружеву ручной работы, и сейчас многие мастерицы в Ирландии делают красивые работы как в традиционном стиле, так и современные версии старых стилей. Процесс создания кружева вручную по-прежнему медленный и кропотливый, поэтому ручное ирландское кружево по-прежнему дорого стоит.

Виды ирландского кружева

Существует несколько традиционных ирландских видов кружева. Различаются они, в первую очередь, технологией изготовления: некоторые производятся с помощью иглы с использованием тонкой ткани — муслина, некоторые изготавливаются крючком из льняной, шелковой и хлопковой пряжи. Но любая работа ирландских кружевниц сегодня не только интересует многих, но и пользуется покупательским спросом. Кроме того, сегодня в Ирландии можно купить и настоящие антикварные кружева, многие из которых сохранились в своем первозданном виде.

Воротник и манжеты из ирландского крючкового кружева.

Irish Crochet Lace (Ирландское кружево крючком)

Воротники и отделочные ленты из крючкового ирландского кружева.

Этот стиль плетения кружев очень характерен для Ирландии: с узорами из цветов и листьев, построенный в двух-трех слоях, отчего имеет трехмерный эффект. Целые предметы одежды, такие, как одежды для крещения, кардиганы, накидки и даже свадебные платья, были выполнены из этого вида кружев.

Одежда из ирландского крючкового кружева

Истоки Irish Crochet Lace достоверно не установлены, но, вероятно, их привезли в Ирландию монахини, которые научились технике изготовления таких кружев во Франции. Нередко мотивы в таких кружевах были связаны несколькими мастерицами, специализирующимися на изготовлении одного вида мотивов (например, одна вязала только листья, другая — только розы). Сборка полотна производилась другим человеком. Существует мнение (историческая справка Ийя Чуракова), что изобрела Irish Crochet Lace мадемуазель Риего де Бланкардье, дочь франко-испанского дворянина и ирландки. Именно она придумала, как делать кружево, которое напоминало венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В 1846 году Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком. Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев, которые были очень востребованы в Европе. В Ирландии вязали крючком мотивы повсеместно. Крючковое ирландское кружево стало самостоятельным брендом. Самые известные модные дома закупали кружева для платьев, пелерин, накидок и даже зонтиков.

В 1950-х и 60-х годах модный ирландский кутюрье и дизайнер Сибилла Коннолли (Sybil Connolly), работы которой были международно известными и популярными в те годы, в первую очередь, среди обеспеченных людей в США, использовала кружева Irish Crochet Lace в дизайне многих своих изделий одежды и взяла на себя персональную ответственность за возрождение этого ремесла в Ирландии.

Carrickmacross Lace

Кружево, которое родилось в городе Carrickmacross. Этот стиль кружева обязан своим существованием миссис Grey Porter, жене местного настоятеля церкви. Она привезла домой, в Ирландию, образцы кружева из Италии, где путешествовала с мужем во время медового месяца. Позже, в поисках решения проблемы обеспечения работой женщин из бедных слоев местного населения, она создала классы ​​кружевоплетения, где первоначально копировались итальянские мотивы и рисунки кружев. Другие богатые помещики в округе последовали этому примеру и в голодные годы изготовление кружев стало единственным источником дохода для бедного населения Carrickmacross.

Кружево довольно быстро из итальянского стиля трансформировалось в нечто особенное и узнаваемое. Причиной тому стала новая технология его изготовления. Рисунок кружева получался в результате игольной вышивки на муслиновом полотне , соединенном с плотной тканевой основой, после чего тканевая основа вырезалась, а тонкий муслин и рельефная вышивка оставались ажурным полотном:

Carrickmacross Lace Demonstration Nora Finnegan at the Kenmare Lace & Design Centre (Нора Финнеган демонстрирует изготовление карикмакросского кружева в музее Kenmare Lace & Design Centre)

В то время, как многие другие стили кружева канули в лету в начале 20-го века, Carrickmacross кружево оставалось востребованным, в первую очередь, благодаря мастерицам из монастыря Сент-Луис, где до сих пор этому ремеслу обучаются сотни поклонниц этого кружева. Теперь мастерицы производят этот вид кружева часто для особ королевского дома и по заказам ведущих кутюрье и дизайнеров мира. Так, например, и свадебное платье принцессы Дианы, и свадебное платье невесты принца Гарри — Кэтрин Миддлтон, Ее Королевского Высочества герцогини Кембриджской, были отделаны настоящими кружевами Carrickmacross.

Свадебное платье Леди Ди с отделкой из старинных Карикмакросских кружев.

Свадебное Платье Кэтрин Миддлтон с классическими Карикмакросскими кружевами.

Clones Lace

Эти кружева появились в городке Clones, благодаря Cassandra Hand, жене главы местной церкви, которая научила вязать их с целью обеспечения работой на местах бедных прихожан церкви.

Cassandra Hand Centre Clones,Co.Monaghan Ireland (Дом-музей Кассандры Хенд в Клонсе).

Первоначально дизайн этих кружев был копией венецианских кружев. С той лишь разницей, что в Венеции такие кружева были игольными — мотивы представляли собой вышивку на ткани. Но изготовление мотивов крючком существенно сократило время для производства этих кружев. Чтобы имитация венецианского чуда выглядела максимально приближенной к исходному образцу, кружева вязались из очень тонких нитей с помощью тончайшего крючка, изготовленного из иглы.

Характерным для Clones Lace является использование узелков «клонз», созданных путем поворота крючка несколько раз вокруг нити. Это создает особую изюминку, которая характерна для кружева Clones.

Технику изготовления узелков Clones демонстрирует Marie Treanor

Традиционные кружева Clones Lace не погибли в городке Clones в начале 20-го века, как это было в других местах. В конце 1940 года местные производители кружева вязали платья для большой поклонницы этого вида кружев — для королевы Марии. Начиная с коронационного платья и заканчивая бельем — все убранство королевы было украшено кружевом из Северной Ирландии.

Антикварные изделия из кружева Clones Lace.

Спад в продукции этого кружева начался после Великой Отечественной войны — резко снизились обороты льняной промышленности, что и повлекло затишье в производстве Clones Lace.
Искусство изготовления Clones Lace было возрождено в конце 1980-х годов энтузиасткой этого ремесла MarieTreanor.

В настоящее время она ведет очень активную деятельность по популяризации этого кружева: проводит встречи кружевниц, дает обучающие уроки, пишет книги Clones Lace и очень доброжелательно и отзывчиво общается в интернете со всеми, кому интересен этот вид рукоделия.

Kenmare Lace

История Kenmare кружева восходит к 1860 году, когда здания монастыря и церкви Святого Креста в городке Kenmare были достроены. Вместе с этим радостным событием пришло осознание и того факта, что другой работы в городе почти нет — только торговля. В городе напрочь отсутствовала какая-либо оплачиваемая работа для женщин. Уже к 1864 году рабочие и их семьи начали испытывать самые трудные времена: бедность и голод. Это бедственное положение и послужило толчком к тому, что монахиня Poor Clare под руководством матери игуменьи O’Hagan создали школу рукоделия, чтобы помочь и нуждающимся, и себе, основав мастерскую в здании монастыря. Там молодые девушки занимались производством кружева для церковных одежд и церковной утвари, резьбой по дереву, изготавливали изделия из кожи.

Первоначально товары, изготовленные в этой мастерской, продавались в местном отеле богатым туристам из Англии и Дублина, которые приезжали сюда на отдых летом. К 1869 году триумфальное шествие Kenmare Lace началось по миру: именно оно было столь изящным, тонким, с оригинальным дизайном и виртуозным исполнением, что стало известным как «Point d’Irelandaise». Его уже можно было купить и в Париже, и в Лондоне. На выставке Cork Exhibition в 1883 году Кенмарские кружева были награждены медалями за совершенство исполнения. К этой выставке в те времена был большой интерес в мире искусства. Kenmare Lace стали очень популярны, в первую очередь, в среде служителей церкви. Многие епископы и кардиналы заказывали себе одежды в монастыре города Kenmare. Надо сказать, что и по сей день кружева (не только ирландские, разумеется, но ручной работы) в одежде служителей церкви очень популярны:

Технология изготовления Kenmare Lace довольно сложная: это игольное кружево, которое сначала вышивается на двух слоях ткани, а затем более плотная ткань — основа вырезается между вышитыми фрагментами, которые соединены тонкими стежками-бридами.

Nora Finnegan демонстрирует технологию изготовления Кенмарского кружева и рассказывает об истории его возникновения.

И по сей день настоящее Кенмарское кружево очень дорого ценится. Сколько, по-вашему, может стоить такой фрагмент?

Вы точно ошибетесь. На сайте Kenmare Lace эта композиция продается за. €2,275.00.

Сегодня технология изготовления этого вида кружев сохраняется благодаря энтузиастам и любителям истории Ирландии, ее культуры и традиций. Таким, как Нора Финнеган — директор Центра Кенмарского кружева и Дизайна.

Здание Центра Кенмарского кружева и Дизайна.

Центр расположен на втором этаже этого здания. Это не только музей. Это место встречи для кружевницы со всех уголков мира. Когда речь идет о кружеве, которое демонстрирует Нора, исчезают языковые барьеры. Искусство и ремесло плетения кружев само по себе является формой общения. Здесь Кенмарское кружево хранится, изготавливается, демонстрируется и продается. Здесь можно купить и материалы для изготовления кружева. Первое, что бросается в глаза при входе в центр — образцы старинного кружева из монастыря кларисок Kenmare.

Youghal lace

Йольское (Yougal) кружево мало отличается от Кенмарского, ибо и расположены эти местности неподалеку друг от друга, и разработчики этих видов кружев изначально учились друг у друга. Но все же различия есть. Споры о том, какое из этих кружев появилось раньше и каковы их отличительные черты, продолжаются до сих пор. В разных источниках можно найти диаметрально противоположные сведения.

Но все же кружево Yougal родилось в монастыре города Yougal (графство Корк), где монахини разработали свой собственный стиль кружева и научили местных жителей, чтобы помочь им выжить во время картофельного голода 1840-х годов. В некоторых источниках есть такие сведения: «Кружево Yougal родилось в нищете и голоде 1845-1847 годов. Мать Мэри Энн Смит обнаружила в монастыре небольшой кусок старого итальянского кружева. Она разобрала его на части, изучила каждый стежок и разработала методику их воспроизведения. »

Похоже, источником для кружева Yougal действительно послужили венецианские кружева. Но Yougal имеет свои собственные отличительные черты: в его дизайне часто используются цветы, ягоды и фрукты, произрастающие в этом регионе. Это действительно самые настоящие «ирландские» кружева.

Кружева Йол (Yougal) являются более тонкими, поскольку изначально они конкурировали с еще более тонкими бельгийскими кружевами и не путешествовали далеко за пределами Британских островов на протяжении многих лет. Поэтому Yougal кружева очень трудно найти сегодня и эти кружева крайне редко встречаются в коллекциях по всему миру.

В 1960 году умерла последняя монахиня, которая владела всеми секретами производства этого кружева. Но сохранились книги по игольному кружеву, благодаря которым техника изготовления кружева Yougal дожила до наших дней.

Inishmacsaint lace

Inishmacsaint — небольшой городок, где уникальный стиль плетения кружев процветал в конце 1900-х годов. Первоначально кружева очень были похожи по технологии изготовления на Kenmare кружева.

Пожалуй, значительным отличием стали более толстые нитки, которые прокладывались под вышивку, что делало все кружево более объемным и выразительным. В дальнейшем появился и свой особый, характерный дизайн: стилизованные цветы и бутоны в рисунке кружева, которые трудно не узнать:

Сегодня очень немногие местные энтузиасты заняты изготовлением этого вида ирландских кружев. Кружева Inishmacsaint lace настолько сложны в изготовлении и редки в продаже, что стоимость антикварных Inishmacsaint lace и выполненных в настоящее время одинакова.

Limerick Lace

Один из самых ранних известных ирландских стилей, кружево Limerick Lace было с самого начала коммерческим предприятием, его основал Чарльз Уокер, создав центр обучения и подготовки мастеров кружевоплетения примерно в 1830 году. К 1850 году Limerick Lace стали популярными и по сей день это кружево ценят модницы по всей Европе.

Это чрезвычайно легкие и тонкие кружева с вышитыми крошечными стежками цветочными орнаментами на тонкой сетчатой основе. Обычно сетка натягивалась на раму для вышивки на ней рисунка. Но существует и технология вышивки без рамы, где тонкая сетка крепится к прочной тканевой основе.

Сандра Финнеган демонстрирует технологию выполнения Limerick Lace.

Эти кружева производится и в настоящее время, но в период существования бизнеса Чарльза Уокера этих кружев было произведено в большом количестве, в результате чего они и по сей день довольно широко доступны.

Читайте также:  Кофта с вышивкой олень
Оцените статью