- «Онлайн-обучение работает эффективнее»: как художница Лиза Смирнова создала курс по современной вышивке
- «Вышивание очень медитативно: оно помогает переключиться и настроиться на позитивную волну»
- «Неудобная художница» Лиза Смирнова
- Глядя на работы Лизы Смирновой трудно поверить, что они вышиты, а не нарисованы
- ИскусствоНа кого подписаться: Лиза Смирнова и её сказочные вышивки
«Онлайн-обучение работает эффективнее»: как художница Лиза Смирнова создала курс по современной вышивке
«Вышивание очень медитативно: оно помогает переключиться и настроиться на позитивную волну»
Если вышивание кажется вам скучным занятием из прошлого, значит, вы еще не видели инстаграм-аккаунт художницы Лизы Смирновой. Помимо иллюстрации и рисунка она занимается художественной вышивкой, которую никак нельзя назвать устаревшей. Лиза сотрудничает с модными брендами, проводит персональные выставки в России и за рубежом. Она открыла собственную мастерскую и начала проводить занятия по вышиванию. Чтобы не останавливать обучение на время карантина, Лиза создала шестинедельный онлайн-курс, где каждый может овладеть техникой современной вышивки. Она рассказала «Цеху», чем полезен такой навык и как перенести обучение прикладному искусству в интернет.
Я училась на театрального художника: мы много работали с текстилем, шили, кроили, занимались росписью ткани. Вышивке я нигде не обучалась специально: опыт, который я получила на уроках труда и переняла от бабушки, трансформировался в мою собственную технику, которую я моделировала и оттачивала в течение десяти лет, совмещая это с рисованием. Я умею выстраивать обратную связь со своим навыком и объяснять, с чего нужно начать. Еще в колледже я учила рисовать маленьких детей, поэтому преподавание всегда было мне близко. С вышивкой все получилось так: когда я стала выкладывать свои работы в инстаграм, люди ими очень заинтересовались. Одна дружественная школа предложила мне сделать мастер-класс. За несколько дней я собрала всю информацию и провела первый урок. Затем в течение пяти лет я пересобирала и улучшала курс, создав несколько разных форматов.
Меня много лет спрашивали, когда я сделаю онлайн-курс, но я думала, что это невозможно. Перед тем, как уйти на карантин, я даже собиралась провести офлайн-занятия в Питере. Когда стало ясно, что никто никуда еще долго не поедет, мне нужно было придумать для моих учеников какую-то альтернативу. Тогда я решила провести занятия онлайн — посмотрела, что работает эффективнее и на что стоит сделать упор, а затем в течение шести недель собрала новый онлайн-формат. Оказалось, что онлайн-обучение вышивке работает даже эффективнее. Вся информация, фотографии и видео доступны 24/7: всегда можно нажать на стоп, если ты что-то не понял, и пересмотреть еще раз.
Курс состоит из разных форматов: раз в неделю мы созваниваемся и проводим вебинар, где я рассказываю теорию и даю всю необходимую информацию, чтобы приступить к заданиям. Потом я даю персональные комментарии по уже выполненной работе. Больше всего меня беспокоило, что я не смогу поправить вышивку так, как я делаю это вручную. Но я придумала, как это сделать: я показываю ошибку и правлю рисунок на графическом планшете с включенной демонстрацией экрана. В течение недели мы также поддерживаем связь в чате: обсуждаем задания и корректируем рисунки. Следующий курс начнется 10 июня.
Научить вышивать можно кого угодно, техника простая и понятная. Не было ни одного человека, который пришел на мои мастер-классы и был необучаем категорически. Чем больше человек мотивирован, тем заметнее результаты. Конечно, если хочется создавать оригинальные сюжеты, нужно учиться рисовать, стилизовать, работать с цветом и образами, но дойти до классного уровня владения техникой может любой.
«Неудобная художница» Лиза Смирнова
Если бы 8 лет назад художник по костюмам Лиза Смирнова осталась в театре Станиславского и Немировича-Данченко, многие артисты сейчас могли бы одеваться совсем по-другому. Но история не терпит сослагательного наклонения, а Лиза не терпела рамок – ни тогда, ни сейчас. Поэтому, проучившись четыре года в театрально-художественном колледже и проработав пару месяцев по специальности, она решила развиваться в другом, своем направлении. «Сейчас ситуация в театре сильно изменилась, тогда это было очень консервативное место, где инициатива не приветствовалась. А я в свои 19 очень остро чувствовала, где меня могут поломать, и как только слышала: «О, у тебя есть талант, сейчас мы его переделаем под себя», — интуитивно понимала, что мне не сюда», – вспоминает девушка. Отправившись в свободное плавание, Смирнова занялась вышивкой, которая нравилась ей всегда: свою первую работу Лиза сделала в 6 лет – вышила рыбку в подарок брату. «Я не пользовалась схемой, потому что уже тогда понимала, что это моя картинка и на ней может быть все что угодно».
Сейчас героине этих строк 27, и ее вышитых рыбок (и не только их) хотят заполучить очень многие: от модников-хипстеров до Gucci и Anthropologie. Основной мотив ее творчества – природа, но иногда Лиза удивляет подписчиков абстрактными фигурами или ироничными зарисовками, в которых можно узнать ее саму. Каждая новая работа зависит от настроения: она может расшить льняное платье и джинсовый бомбер, нарисовать нитками портрет Бродского, придумать нашивки для мотоциклистов и сделать коллаборацию с ювелирным магазином. Кстати, сотрудничает Смирнова чаще всего со своими знакомыми, а к предложениям модных гигантов относится с недоверием.
«Крупные бренды – это всегда про коммерцию и большие продажи, – говорит художница. – Они хотят вещи, которые можно масштабировать, и удобного автора, который на это согласится. А для меня в коллаборациях важнее всего экспериментальный момент и новые открытия, а не просто тегнуть потом бренд и сказать: «Посмотрите, я с ними работала».
«Неудобный художник» Смирнова действительно редкий случай в нынешних реалиях. Она относится к каждой своей работе как к картине (поэтому никаких копий), к коллаборациям – как к возможности попробовать новое, а не заработать побольше денег, к славе – как к приятному, но не обязательному бонусу. «Да, я делала платье для Бьорк и сотрудничала с H&M, – между делом говорит Лиза, – но для меня как для автора гораздо важнее, например, коллаборация с Олей Глаголевой и ее экобрендом GO». Несмотря на то что именно вышивка сделала девушку популярной, она не ассоциирует себя только с ней. «Для многих я просто «Лиза, которая вышивает», но это не так. Вышивка лишь одна из форм, с помощью которых я выражаю себя. Мне нравится все: живопись, керамика, гобелены. Хочу развиваться во всех сферах». Огромный творческий диапазон Лизы подтверждают ее выставки. Пока их было две: в Сингапуре в 2016-м и в прошлом году в Москве. Московская – любимая: «В Сингапуре я, конечно, чувствовала себя звездой. Ребята из местной галереи все очень круто организовали, написали мою цитату на полу, развесили работы, составили плей-лист из русских песен – в общем, сделали все, чтобы мне было комфортно. Но они хотели показать меня с одной стороны – им интересны только вышивки. А в московскую выставку я лично вложила очень много сил, нервов и времени, но сделала ее по-своему: заняла на две недели часть особняка Музея декоративно-прикладного искусства и выбрала те работы, которые сама хотела показать».
Глядя на работы Лизы Смирновой трудно поверить, что они вышиты, а не нарисованы
Я и раньше любила вышивку, но работы Лизы Смирновой заставили меня по-новому взглянуть на этот вид искусства. Мне кажется, что ее творения должны висеть музеях, и надеюсь, когда-нибудь это случится.
Лиза — красивая молодая девушка из Санкт-Петербурга с незаурядным художественным талантом. Она вышивает картины, превращает обычную одежду в дизайнерскую, превосходно фотографирует и проводит мастер-классы, попасть на один из которых теперь моя голубая мечта. Только посмотрите на эти творения — мне до сих пор не верится, что это не рисунки.
Готова поспорить, что такого вы не ожидали. Лично я впервые увидела вышивку, так напоминающую робкие мазки ребенка, который только учится держать в руках кисть. А еще этот лисенок как будто сделан из пламени костра и может быть здесь крыт тайный смысл.
Кусок ткани тай-дай выглядит еще интереснее с вышивкой. Снова крайне неординарная задумка автора — лицо ребенка в пасте какого-то зверя. Наверное, Лиза специально сфотографировала работу так, чтобы пришлось подумать — не сразу понятно, что за зверя изобразила художница. Я вижу здесь тюленя.
Если бы эта рубашка продавалась, я бы сразу ее купила, не пожалев никаких денег. Маяк, о который разбиваются волны, берущие свое начало в капюшоне, где по всем законам логики вообще-то должна быть голова. Интересно, какой смысл скрыт в этой картине. Может быть, Лиза хотела показать, что наши мысли подобны океану.
Цветущее сердце выглядит так, словно его не вышили, а нарисовали карандашом. Сама идея не новая — сердце в цветах мы встречаем на футболках, обложках блокнотов, многие делают себе такие татуировки. Но вышивка, особенно такая нестандартная, завораживает.
Мне кажется, что таланту этой девушки могли бы позавидовать самые известные модные дизайнеры. Вообще я люблю абстракцию. Кисть рук с красным маникюром, цветы и бисерные пятнышки — то, что нужно, чтобы привлечь внимание.
В детстве мы очень боялись испачкать одежду. Но какая мама поругает дочку, если она явится домой с такими кляксами. Удивительное сочетание рисунка и вышивки позволяет добиться объема, клякса будто оживает. Мне кажется, что выглядит такая рубашка завораживающе.
Я не случайно оставила этот шедевр на потом. Ведь именно здесь мы видим истинный талант Лизы. Она смогла вышить лицо парня так, что оно смотрится максимально реалистично.
Глядя на все татуировки парнишки и потрясающие переливы цвета на фоне, понимаешь, что художница обладает исключительной усидчивостью. Остается только гадать, сколько времени ушло на эту вышивку, но такие вещи точно не делаются за один день.
ИскусствоНа кого подписаться:
Лиза Смирнова
и её сказочные вышивки
Разноцветные картины из ниток руками художницы
ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗЫВАТЬ о достойных аккаунтах в соцсетях, через которые можно рассматривать целый мир.
Мы уже рассказывали, как вышивка из не особо уважаемого женского ремесла стала полноценным видом «высокого» искусства, терапевтической практикой и любимой техникой художниц-феминисток — а теперь хотим познакомить вас с российской мастерицей, которая вышивает картины необыкновенной красоты. Лиза Смирнова работает в собственной узнаваемой технике, которую можно назвать импрессионистской или просто свободной: результат напоминает скорее живописные полотна.
«Я училась в Театрально-художественном училище в Москве, мы много шили и рисовали. Шить было скучно, рисовать у меня не очень получалось, и в какой-то момент всё это объединилось в рисование нитками. Тогда мне не нравилось, что у рисунков нет никакой практической функции, на стену вешать их не хотелось — именно поэтому я стала расшивать одежду. Теперь круг замкнулся и я вернулась к тому, что могу просто вышить картину», — так Лиза описала свой творческий путь пару лет назад.
Сейчас у неё за плечами сотрудничество с дизайнерами (например, с маркой February First, о которой мы рассказывали здесь), персональная выставка в Сингапуре, а ещё своя мастерская в «Парке ремёсел» на ВДНХ — там художница проводит мастер-классы «для всех, кто хотел бы научиться декорировать предметы интерьера и гардероба при помощи вышивки, развить мелкую моторику и обрести душевное равновесие».